Роль сетевого взаимодействия в совершенствовании системы профессиональной ориентации.
статья по психологии
Правительством Российской Федерации, письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 июля 2011 г. указано на необходимость подготовки каждого обучающегося общеобразовательного учреждения как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии и построению карьеры в меняющихся социальных условиях.
Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что роль и значение профориентационной работы возрастает.
Организации Ленинградской области, в том числе Киришского района постоянно испытывают потребность в рабочих профессиях.
В сфере образования отмечается нехватка воспитателей дошкольных учреждений и учителей предметников.
В последние годы региональная экономика испытывает растущую потребность в инженерно-технических работниках высшего уровня квалификации для отраслей строительства и промышленности, менеджерах со знанием передовых технологий и иностранных языков.
В учреждениях здравоохранения отмечается недостаток младшего медицинского персонала и врачей различных специализаций.
Реализация потребности региональной экономики в перечисленных выше специальностях становится невозможной в связи с ориентацией обучающихся на «престижные» профессии, как правило, гуманитарной направленности.
Органы исполнительной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления и организации при проведении профориентационной работы с обучающимися руководствуются «Концепцией совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы».
Как указано в данной концепции, важнейшими составляющими профессиональной ориентации обучающихся являются:
· профессиональная информация;
· профессиональная консультация;
· профессиональный подбор;
· профессиональная, производственная и социальная адаптация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_setevogo_vzaimodeystviya_.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Архипова
Дарья Владимировна
Педагог-психолог
МАУДО «МУК»
Г.Кириши
Роль сетевого взаимодействия в совершенствовании системы профессиональной ориентации.
Правительством Российской Федерации, письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 июля 2011 г. указано на необходимость подготовки каждого обучающегося общеобразовательного учреждения как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии и построению карьеры в меняющихся социальных условиях.
Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что роль и значение профориентационной работы возрастает.
Организации Ленинградской области, в том числе Киришского района постоянно испытывают потребность в рабочих профессиях.
В сфере образования отмечается нехватка воспитателей дошкольных учреждений и учителей предметников.
В последние годы региональная экономика испытывает растущую потребность в инженерно-технических работниках высшего уровня квалификации для отраслей строительства и промышленности, менеджерах со знанием передовых технологий и иностранных языков.
В учреждениях здравоохранения отмечается недостаток младшего медицинского персонала и врачей различных специализаций.
Реализация потребности региональной экономики в перечисленных выше специальностях становится невозможной в связи с ориентацией обучающихся на «престижные» профессии, как правило, гуманитарной направленности.
Органы исполнительной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления и организации при проведении профориентационной работы с обучающимися руководствуются «Концепцией совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы».
Как указано в данной концепции, важнейшими составляющими профессиональной ориентации обучающихся являются:
- профессиональная информация;
- профессиональная консультация;
- профессиональный подбор;
- профессиональная, производственная и социальная адаптация.
В Киришском районе все эти составляющие реализуются Межшкольным учебным комбинатом при взаимодействии с образовательными организациями города и района, предприятиями, центром занятости, и вузами Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
С учащимися 6-7 классов на базе образовательных организаций проводятся «Уроки выбора профессии». В ходе занятий ребятам рассказывают о важности профессиональных интересов и склонностей, а также о роли индивидуальных особенностей в выборе профессии. Цель этих занятий: постепенное формирование у ребят внутренней готовности к осознанному планированию и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Далее организуется психолого-педагогическое сопровождение 8-9 классов включающее профинформирование и профконсультации в рамках элективного курса «Шаг в будущую профессию. Занятия по первому модулю (проходят на базе образовательных организаций Киришского муниципального района) направлены на осознание своих способностей и возможностей, а также знакомство с основами профессионального самоопределения.
Затем в ходе второго модуля ребята проходят ознакомительные курсы и профессиональные пробы в 6-ти группах Межшкольного учебного комбината: фотограф; автослесарь; делопроизводитель; повар; организатор работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; лаборант социально-психологических исследований.
По окончании кратковременных профессиональных проб предполагается, что ребята сделают осознанный выбор профиля профессионального обучения, и вернутся в Межшкольный учебный комбинат в 10 классе, для того что бы в течении 2-х лет более подробно ознакомится с предложенными им профессиями.
Обучаясь в группах профессионального обучения МАУДО «МУК» ребята знакомятся с представителями профессий, выезжают на дни открытых дверей, посещают различные предприятия, участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства. После первого года обучения организуется производственная практика, ребята охотно применяют приобретённые знания в различных организациях города и района. Так, например, обучающиеся группы организатор работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проходят практику в садах, юные повара пробуют свои силы в организациях общественного питания.
На протяжении всего обучения в средней и старшей школе для ребят организуются экскурсии на ведущие предприятия Киришского района с целью ознакомления с современными видами производства. На данный момент организовано сотрудничество с Киришским нефтеперерабатывающем предприятием, Киришской центральной районной больницей, Киришской ГРЭС и т.д. Во время этих экскурсий ребята имеют возможность пообщаться с энергетиками, врачами, специалистами нефтепереработки, побывать на их рабочем месте и сравнить свои представления о профессиях с реальной картиной.
Особенно охотно со школьниками взаимодействует Киришская ГРЭС, проводя на базе учебного комбината олимпиаду по физике и математике. Победителям предоставляется целевое направление в Санкт-Петербургский политехнический университет и возможность бесплатно подготовиться к ЕГЭ по указанным предметам.
Для ознакомления обучающихся с состоянием рынка труда и потребностью района в определённых профессиях организуется сотрудничество с центром занятости района, как правило, это встречи и проведение уроков по вышеуказанным темам.
Также традиционно, в Киришском районе проводится ярмарка профессий и учебных мест. Организатором ярмарки является Киришский центр занятости. Передвижной профориентационный центр областного комитета по труду и занятости населения предлагает будущим абитуриентам компьютерное тестирование, а расшифровывают результаты этой диагностики педагоги-психологи МАУДО «МУК».
Также для киришских старшеклассников, желающих в перспективе трудиться в организациях минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области организуются дни абитуриента.
На встречи с обучающимися 10-11 классов приглашаются такие университеты северной столицы, как Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет.
Представители вузов рассказывают ребятам о правилах и особенностях приема и обучения.
Также Педагогами-психологами организуются поездки на крупнейшие образовательные выставки Санкт-Петербурга для старшеклассников города и района. На этих выставках ребята могут ознакомиться с большим количеством профессиональных учебных заведений одновременно, побеседовав с преподавателями и студентами.
Педагогами-психологами Межшкольного учебного комбината ведётся активное сотрудничество с учителями и родителями. Организуются тематические семинары, посвящённые вопросам профессиональной ориентации для педагогов, и родительские собрания.
Показателем эффективности можно считать также то, что педагоги-психологи центра профориентационной работы являются выпускниками межшкольного учебного комбината, групп Лаборант социально психологических исследований и организатор работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Получив помощь в профессиональном самоопределении в лице Межшкольного учебного комбината, поступив и с блеском окончив ЛГУ им. Пушкина, теперь они также оказывают поддержку ребятам, которым ещё предстоит определиться с выбором профессии.
Таким образом, скоординированная деятельность всех участников профориентационной работы, а именно: учащиеся и их родители, педагогические работники, работодатели, центр занятости населения может позволить решить потребность района и региона в квалифицированных кадрах.
Список используемой литературы
- Поручение от 19 марта 2012 г. (№ АЖ-П12-1623), письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 июля 2011 г. № МОН-П-1968, ФГОС
- Концепция совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация сетевого взаимодействия ОУ Центрального района СПб по профессиональной ориентации учащихся»
Эта статья написана по итогам работы опытно-экспериментальной площадки по профориентации за 2012-2013 уч. год. В статье приведена интересная статистика, собранная и проанализированная после социологич...
«Роль вожатского отряда в совершенствовании системы дополнительного образования»
Вожатый профессия – птица...
«Система профессиональной ориентации и психологического тестирования. Электронная форма Портфолио.»
Профориентационная работа со школьниками предполагает решение следующих задач: информационно-справочных, диагностических, психологической поддержки и принятия учащимся конкретного решения.Но главная з...
Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ по реализации собственной методической системы
Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ по реализации собственной методической системы...
«Профессиональная ориентация детей-инвалидов в рамках дистанционного обучения (опыт работы сетевого преподавателя)»
Из опыта работы Букреевой Н.Н....
Роль ОУ в сетевом взаимодействии по разработке системы оценки качества
В условиях модернизации системы российского образования повышение эффективности системы управления инновационными преобразованиями является одним из стратегических направлений развития. По инициативе ...