Коррекция и развитие процессов чтения у обучающихся 5 «А» класса
рабочая программа (5 класс) на тему

Пояснительная записка

Умение читать и понимать прочитаннное является базой формирования коммуникативной компетенции. В процессе чтения текста происходит смысловая обработка информации: ее выделение, организация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка. Чтение способствует развитию логической и эмоциональной памяти. Понимание прочитанного происходит при развитом воображении и внимании.

          Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий по преодолениютруд­ностей формирования навыка осмысленного чтения у младших школьников опирает­ся на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.

Программа от­ражает современные научные данные по теории и методике коррекци­онной работы, современные достижения в области психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_a_klass.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

г. Таганрог, Ростовская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №20

Приказ от _________  №____

_____________ Ю.К.Гурьев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Как хорошо уметь читать»

(Коррекция и развитие процессов чтения  у обучающихся

5 «А» класса)

Количество часов                      34

Учитель-логопед                       Супрунова Л.Э

Программа разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой,  Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой, Е.В. Мазановой, Коноваленко В.В.

2015

Пояснительная записка

Умение читать и понимать прочитаннное является базой формирования коммуникативной компетенции. В процессе чтения текста происходит смысловая обработка информации: ее выделение, организация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка. Чтение способствует развитию логической и эмоциональной памяти. Понимание прочитанного происходит при развитом воображении и внимании.

          Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий по преодолениютрудностей формирования навыка осмысленного чтения у младших школьников опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.

Программа отражает современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, современные достижения в области психологии.

  1. Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, обеспечивающие реализацию программы.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным.

В программе нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой, А.Н.Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении учебной программы были использованы:

  1. Системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н.Садовниковой, В.И.Городиловой, М.З.Кудрявцевой, Л.Н.Ефименковой, Г.Мисиренко;
  2. Система работы со слоговыми таблицами, предложенная А.Н.Корневым;
  3. Система психологических упражнений и заданий, предложенных С.Н.Костроминой и Л.Г.Нагаевой;
  4. Система заданий, направленных на совершенствование дикций и выразительности чтения, предложенная Т.И.Кондраниной и Л.М.Козыревой.

  1. Содержание учебного предмета

Программа предназначена для работы с детьми, учащимися в 5-х классах, имеющими следующие особенности процесса чтения:

  1. Временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
  2. Наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;
  3. Замедленный темп чтения.

Трудности в освоении чтения могут проявляться в «угадывающем» чтении, в сложности удержания строчки в поле зрения ( ребенок теряет строчку, перескакивает на другую), понимание предлогов, сложных лексико-грамматических конструкций, встречающихся в тексте, и, как следствие, нарушение понимания смысла прочитанного, невозможность пересказа.

Учебная программа составлена в соответствии с основнымипринципами:

  • Единства диагностики, коррекции и развития;
  • Онтогенетического подхода;
  • Деятельностного характера занятий;
  •  Доступности;
  • Дифференцированного индивидуального подхода.

2.1 Цели и задачи программы

Цель программы: совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению, формирование читательского кругозораи приобретение опыта самоостоятельной читательской деятельности.

Задачи программы:

  1. Формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения.
  2. Развитие навыка чтения.
  3. Развитие фонематического слуха.
  4. Формирование пространственных представлений.
  5. Развитие межполушарных связей.
  6. Повышение  престижности чтения среди учащихся школы.
  7. Развитие самостоятельности

2.2 Структура программы:

1.  Логопедическая диагностика

2.  Закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом

3. Совершенствование навыка чтения.

4. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге

Формы работы:

Занятия могут проводиться в подгрупповой и индивидуальной форме. Общая продолжительность курса – 34  занятия, продолжительность занятия 40минут.

  1. Основные компетенции, требования, результаты.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности иуровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко подходить к индивидуальному планированию занятий. Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается прочитать незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка чтения осуществляется  по  критериям: способ чтения, скорость чтения, количество и качество ошибок, осознанность чтения.

Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребенка, замеченное учителем, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности   осуществлять   контроль   за   собственным чтением; умения использовать полученные навыки в новых условиях.

  1. Материально-техническая база

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

  1. Гордилова В.И., Кудрявцева М.З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения». СПб, 2008.
  2. Чурсина Л.В. «Тренажёр по чтению» М.: ВАКО, 2015.
  3. Колганова  В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми». М.:АЙРИС-пресс, 2015.
  4. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей». М.: БИЛИНГВА, 2015.
  5. Шишкова С.Ю. «Буквограмма: в школу с радостью : коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет». Ростов н/Д: Феникс.2015

Литература для классного чтения:

  1. Л.Н. Толстой . Рассказы для детей
  2. А.С, Пушкин. Стихотворения.
  3. И.А. Крылов. Басни.
  4. В. Осеева. Сказки. Рассказы. Стихи.

Печатные пособия:

  1. Таблицы, карточки для развития зрительного восприятия
  2. Схемы для ориентации в собственном теле
  3. Образцы для копирования
  4. Таблицы для графических диктантов.

Информационные средства:

  1. Коллекция медиарессурсов, электронные базы данных.
  2. Интернет.

Список используемой литература

  1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей». М.: БИЛИНГВА, 2015.
  2. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. "Контрольные работы в начальной школе по чтению". "Дрофа", 1997.
  3. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. "Чтение и письмо". СПб, 1995.
  4. Зиганов "Учимся читать и считать". М, 1993.
  5. Козырева Л.М. "Логопедическое пособие" (Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения". М, 2000.
  6. Колганова  В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми». М.:АЙРИС-пресс, 2015.
  7. КондранинаТ.И. "Чтение". М, 1998.
  8. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. "Как преодолеть трудности в обучении чтению". М, 1999.
  9. Корнев А.Н. "Дислексия и дисграфия у детей". СПб, 1995.
  10. Лалаева Р.И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
    школьников" СПб, 1998.
  11. "Логопедия". Под ред. Волковой Л.С. М, "Просвещение", 1998.
  12. "Программы общеобразовательных учебных заведений РФ". М, "Просвещение", 1992.
  13. Садовникова И.Н. "Нарушение письменной речи у младших школьников". М, "Просвещение", 1997
  1. Синицина Е. "Умные слова". М, 1997.
  2. Узорова О.В., Нефедова С.А. "Практическое пособие для обучения
    детей чтению". "Аквариум", 1997.
  3. Чурсина Л.В. «Тренажёр по чтению» М.: ВАКО, 2015.
  4. Шумаева Д.Г. "Как хорошо уметь читать" СПб, 1997.
  5. Шишкова С.Ю. «Буквограмма: в школу с радостью : коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет». Ростов н/Д: Феникс.2015

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема коррекционной работы

Содержание работы

Дата

План

факт

Диагностика

07.09.15

1

Диагностика устной речи

Выполнение тестовых заданий.

2

Диагностика чтения

Прочтение текста. Пересказ.

14.09.15

Развитие языкового анализа и синтеза

21.09.15

3

Развитие анализа структуры предложения

1. Определение границ предложения в тексте без точек.

2. Упражнения на развитие внимания

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

4

Развитие анализа структуры предложения

1. Придумывание    предложений (по картинке, с заданным словом или количеством слов)

2. Упражнения на развитие внимания

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

28.09.15

5

Развитие анализа структуры предложения

1. Составление   предложений из слов, данных в беспорядке

2. Упражнение «Лабиринты»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Прикосновения»

05.10.15

6

Развитие анализа структуры предложения

1. Составление    графических схем  предложений (и  наоборот)

2. Упражнение «Лабиринты»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Выше-Ниже»

12.10.15

7

Развитие анализа структуры предложения

1. Определение места заданногослова в предложении.

2. Упражнения на развитие внимания

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Сзади – Спереди»

19.10.15

8

Развитие анализа структуры предложения

1. Определение места заданногослова в предложении.

2. Упражнение «Лабиринты»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Встань рядом, повтори движение»

26.10.15

9

Развитие слогового анализа и синтеза

1. Выделение гласных (из слога, слова)

2. Упражнения на развитие внимания

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Повтори позу»

09.11.15

10

Развитие слогового анализа и синтеза

1. Анализ и синтез слоговой с помощью фишек

2. Упражнение «Большие и малые числа»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Зеркало»

16.11.15

11

Развитие слогового анализа и синтеза

1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки

2. Упражнение «Большие и малые числа»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Робот» двигательный диктант

23.11.15

12

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

1. Определение количества звуков в словах, их последовательности и порядка (с опорой на вспомогательные средства; в речевом плане; в умственном плане)

2. Упражнение «Большие и малые числа»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Непослушный робот» двигательный диктант

30.11.15

13

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

1. Определение количества звуков в словах, их последовательности и порядка (с опорой на вспомогательные средства; в речевом плане; в умственном плане)

2. Упражнение «Большие и малые числа»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Распорядок дня»

07.12.15

Развитие морфологической системы языка

14.12.15

14

Дифференциация грамматических значений

1. Дифференциация

частей речи

2.Упражнение «Цветные числа»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Расписание на неделю»

15

Дифференциация грамматических значений

1. Дифференциация

Категорий одушевленности-неодушевленности

2.Упражнение «Цветные числа»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Заехать, Выехать, Подъехать»

21.12.15

16

Дифференциация грамматических значений

1. Дифференциация

значений рода

2.Упражнение «Цветные числа»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Пронумеруем ряд»

28.12.16

17

Дифференциация грамматических значений

1. Дифференциация

Значений времени глаголов

2.Упражнение «Цветные числа»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Пронумеруем ряд»

11.01.16

18

Совершенствование словоизменения

1. Дифференциация

Единственного и множественного числа

2. Упражнение на расширение угла зрения (таблицы Шульте)

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Нарисуй фигуры»

18.01.16

19

Совершенствование словоизменения существительных

1. Закрепление беспредложных конструкций

2. Упражнение на расширение угла зрения (таблицы Шульте)

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Палочки-1»

25.01.16

20

Совершенствование словоизменения существительных

1. Закрепление предложно-падежных конструкций

2. Упражнение на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения. (клиновидные таблицы)

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Письмо в воздухе»

01.02.16

21

Совершенствование словоизменения прилагательных

1. Согласование прилагательных с существительными в ед. и мн. числе в различных падежах.

2. Клиновидные таблицы

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Палочки – 2»

08.02.16

22

Совершенствование словоизменения глаголов

1. Дифференциация   глаголов
совершенного   и   несовершенного рода

2.Клиновидные таблицы

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Зеркальное письмо в воздухе»

15.02.16

23

Совершенствование словообразования

1. Подбор родственных слов

2.Клиновидные таблицы

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Палочки – 3»

22.02.16

24

Совершенствование  словообразования

1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, прил. от сущ.

2. Упражнения на работу обеих полушарий мозга

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Палочки – 4»

29.02.16

25

Совершенствование  словообразования

1. Образование  глаголов с приставками.

2. Упражнения на работу обеих полушарий мозга

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Графические диктанты»

07.03.16

26

Совершенствование лексической стороны речи

1. Работа   над словарным запасом: расширение и уточнение словаря.

2. Упражнения на работу обеих полушарий мозга

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение вслух

5. «Копирование»

14.03.16

27

Совершенствование лексической стороны речи

1. Работа по подбору: слов по лексическим темам,  Антонимов,  Синонимов, глаголов и прилагательных   к существительным(и    наоборот), названий  к   целому (и наоборот)

2.Упражненеие «Алфавит»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение с указкой

5. «Рисование двумя руками»

21.03.16

28

Совершенствование семантической стороны речи

1. Работа над пониманием прочитанного:

- Ответы на вопросы по прочитанному.

2. Упражнение «Алфавит»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение с указкой

5. «Копирование -2»

04.04.16

29

Совершенствование семантической стороны речи

1. Работа над пониманием прочитанного:

- Подбор картинок к прочитанному.

2. Упражнение «Алфавит»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение с указкой

5. «Капризный фотограф»

11.04.16

30

Совершенствование семантической стороны речи

1. Работа с деформированными текстами.

2. «Устный счет»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение с указкой

5. «Рисование двумя руками»

18.04.16

31

Совершенствование семантической стороны речи

1. Пересказ.

2. «Устный счет»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение с указкой

5. «Зеркальное письмо»

25.04.16

32

Совершенствование семантической стороны речи

1. Придумывание    начала    и конца к тексту.

2. «Устный счет»

3. Упражнения на координацию тела

4. Чтение с указкой

5. «Рисование двумя руками»

16.05.16

33

Диагностика чтения

Прочтение текста. Пересказ.

23.05.16

34

Диагностика письменной речи

Выполнение тестовых упражнений

30.05.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы

В помощь учителю для проведения на уроках  дидактических игр с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида   (материал взят из журнала)...

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта 5-9 классы

Дидактические игры  "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с ограниченнымми возможностями здоровья: нарушение интеллекта" (5-9 классы). Учебно-мето...

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....