Коррекция и развитие процессов чтения у обучающихся 5 «А» класса
рабочая программа (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Умение читать и понимать прочитаннное является базой формирования коммуникативной компетенции. В процессе чтения текста происходит смысловая обработка информации: ее выделение, организация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка. Чтение способствует развитию логической и эмоциональной памяти. Понимание прочитанного происходит при развитом воображении и внимании.
Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий по преодолениютрудностей формирования навыка осмысленного чтения у младших школьников опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.
Программа отражает современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, современные достижения в области психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_a_klass.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Таганрог, Ростовская область
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ №20
Приказ от _________ №____
_____________ Ю.К.Гурьев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Как хорошо уметь читать»
(Коррекция и развитие процессов чтения у обучающихся
5 «А» класса)
Количество часов 34
Учитель-логопед Супрунова Л.Э
Программа разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой, Е.В. Мазановой, Коноваленко В.В.
2015
Пояснительная записка
Умение читать и понимать прочитаннное является базой формирования коммуникативной компетенции. В процессе чтения текста происходит смысловая обработка информации: ее выделение, организация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка. Чтение способствует развитию логической и эмоциональной памяти. Понимание прочитанного происходит при развитом воображении и внимании.
Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий по преодолениютрудностей формирования навыка осмысленного чтения у младших школьников опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.
Программа отражает современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, современные достижения в области психологии.
- Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, обеспечивающие реализацию программы.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным.
В программе нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой, А.Н.Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.
При составлении учебной программы были использованы:
- Системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н.Садовниковой, В.И.Городиловой, М.З.Кудрявцевой, Л.Н.Ефименковой, Г.Мисиренко;
- Система работы со слоговыми таблицами, предложенная А.Н.Корневым;
- Система психологических упражнений и заданий, предложенных С.Н.Костроминой и Л.Г.Нагаевой;
- Система заданий, направленных на совершенствование дикций и выразительности чтения, предложенная Т.И.Кондраниной и Л.М.Козыревой.
- Содержание учебного предмета
Программа предназначена для работы с детьми, учащимися в 5-х классах, имеющими следующие особенности процесса чтения:
- Временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
- Наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;
- Замедленный темп чтения.
Трудности в освоении чтения могут проявляться в «угадывающем» чтении, в сложности удержания строчки в поле зрения ( ребенок теряет строчку, перескакивает на другую), понимание предлогов, сложных лексико-грамматических конструкций, встречающихся в тексте, и, как следствие, нарушение понимания смысла прочитанного, невозможность пересказа.
Учебная программа составлена в соответствии с основнымипринципами:
- Единства диагностики, коррекции и развития;
- Онтогенетического подхода;
- Деятельностного характера занятий;
- Доступности;
- Дифференцированного индивидуального подхода.
2.1 Цели и задачи программы
Цель программы: совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению, формирование читательского кругозораи приобретение опыта самоостоятельной читательской деятельности.
Задачи программы:
- Формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения.
- Развитие навыка чтения.
- Развитие фонематического слуха.
- Формирование пространственных представлений.
- Развитие межполушарных связей.
- Повышение престижности чтения среди учащихся школы.
- Развитие самостоятельности
2.2 Структура программы:
1. Логопедическая диагностика
2. Закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом
3. Совершенствование навыка чтения.
4. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге
Формы работы:
Занятия могут проводиться в подгрупповой и индивидуальной форме. Общая продолжительность курса – 34 занятия, продолжительность занятия 40минут.
- Основные компетенции, требования, результаты.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности иуровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко подходить к индивидуальному планированию занятий. Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается прочитать незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка чтения осуществляется по критериям: способ чтения, скорость чтения, количество и качество ошибок, осознанность чтения.
Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребенка, замеченное учителем, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным чтением; умения использовать полученные навыки в новых условиях.
- Материально-техническая база
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
- Гордилова В.И., Кудрявцева М.З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения». СПб, 2008.
- Чурсина Л.В. «Тренажёр по чтению» М.: ВАКО, 2015.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми». М.:АЙРИС-пресс, 2015.
- Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей». М.: БИЛИНГВА, 2015.
- Шишкова С.Ю. «Буквограмма: в школу с радостью : коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет». Ростов н/Д: Феникс.2015
Литература для классного чтения:
- Л.Н. Толстой . Рассказы для детей
- А.С, Пушкин. Стихотворения.
- И.А. Крылов. Басни.
- В. Осеева. Сказки. Рассказы. Стихи.
Печатные пособия:
- Таблицы, карточки для развития зрительного восприятия
- Схемы для ориентации в собственном теле
- Образцы для копирования
- Таблицы для графических диктантов.
Информационные средства:
- Коллекция медиарессурсов, электронные базы данных.
- Интернет.
Список используемой литература
- Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей». М.: БИЛИНГВА, 2015.
- Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. "Контрольные работы в начальной школе по чтению". "Дрофа", 1997.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. "Чтение и письмо". СПб, 1995.
- Зиганов "Учимся читать и считать". М, 1993.
- Козырева Л.М. "Логопедическое пособие" (Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения". М, 2000.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми». М.:АЙРИС-пресс, 2015.
- КондранинаТ.И. "Чтение". М, 1998.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. "Как преодолеть трудности в обучении чтению". М, 1999.
- Корнев А.Н. "Дислексия и дисграфия у детей". СПб, 1995.
- Лалаева Р.И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников" СПб, 1998. - "Логопедия". Под ред. Волковой Л.С. М, "Просвещение", 1998.
- "Программы общеобразовательных учебных заведений РФ". М, "Просвещение", 1992.
- Садовникова И.Н. "Нарушение письменной речи у младших школьников". М, "Просвещение", 1997
- Синицина Е. "Умные слова". М, 1997.
- Узорова О.В., Нефедова С.А. "Практическое пособие для обучения
детей чтению". "Аквариум", 1997. - Чурсина Л.В. «Тренажёр по чтению» М.: ВАКО, 2015.
- Шумаева Д.Г. "Как хорошо уметь читать" СПб, 1997.
- Шишкова С.Ю. «Буквограмма: в школу с радостью : коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет». Ростов н/Д: Феникс.2015
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема коррекционной работы | Содержание работы | Дата | |
План | факт | |||
Диагностика | 07.09.15 | |||
1 | Диагностика устной речи | Выполнение тестовых заданий. | ||
2 | Диагностика чтения | Прочтение текста. Пересказ. | 14.09.15 | |
Развитие языкового анализа и синтеза | 21.09.15 | |||
3 | Развитие анализа структуры предложения | 1. Определение границ предложения в тексте без точек. 2. Упражнения на развитие внимания 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух | ||
4 | Развитие анализа структуры предложения | 1. Придумывание предложений (по картинке, с заданным словом или количеством слов) 2. Упражнения на развитие внимания 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух | 28.09.15 | |
5 | Развитие анализа структуры предложения | 1. Составление предложений из слов, данных в беспорядке 2. Упражнение «Лабиринты» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Прикосновения» | 05.10.15 | |
6 | Развитие анализа структуры предложения | 1. Составление графических схем предложений (и наоборот) 2. Упражнение «Лабиринты» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Выше-Ниже» | 12.10.15 | |
7 | Развитие анализа структуры предложения | 1. Определение места заданногослова в предложении. 2. Упражнения на развитие внимания 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Сзади – Спереди» | 19.10.15 | |
8 | Развитие анализа структуры предложения | 1. Определение места заданногослова в предложении. 2. Упражнение «Лабиринты» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Встань рядом, повтори движение» | 26.10.15 | |
9 | Развитие слогового анализа и синтеза | 1. Выделение гласных (из слога, слова) 2. Упражнения на развитие внимания 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Повтори позу» | 09.11.15 | |
10 | Развитие слогового анализа и синтеза | 1. Анализ и синтез слоговой с помощью фишек 2. Упражнение «Большие и малые числа» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Зеркало» | 16.11.15 | |
11 | Развитие слогового анализа и синтеза | 1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки 2. Упражнение «Большие и малые числа» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Робот» двигательный диктант | 23.11.15 | |
12 | Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза | 1. Определение количества звуков в словах, их последовательности и порядка (с опорой на вспомогательные средства; в речевом плане; в умственном плане) 2. Упражнение «Большие и малые числа» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Непослушный робот» двигательный диктант | 30.11.15 | |
13 | Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза | 1. Определение количества звуков в словах, их последовательности и порядка (с опорой на вспомогательные средства; в речевом плане; в умственном плане) 2. Упражнение «Большие и малые числа» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Распорядок дня» | 07.12.15 | |
Развитие морфологической системы языка | 14.12.15 | |||
14 | Дифференциация грамматических значений | 1. Дифференциация частей речи 2.Упражнение «Цветные числа» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Расписание на неделю» | ||
15 | Дифференциация грамматических значений | 1. Дифференциация Категорий одушевленности-неодушевленности 2.Упражнение «Цветные числа» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Заехать, Выехать, Подъехать» | 21.12.15 | |
16 | Дифференциация грамматических значений | 1. Дифференциация значений рода 2.Упражнение «Цветные числа» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Пронумеруем ряд» | 28.12.16 | |
17 | Дифференциация грамматических значений | 1. Дифференциация Значений времени глаголов 2.Упражнение «Цветные числа» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Пронумеруем ряд» | 11.01.16 | |
18 | Совершенствование словоизменения | 1. Дифференциация Единственного и множественного числа 2. Упражнение на расширение угла зрения (таблицы Шульте) 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Нарисуй фигуры» | 18.01.16 | |
19 | Совершенствование словоизменения существительных | 1. Закрепление беспредложных конструкций 2. Упражнение на расширение угла зрения (таблицы Шульте) 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Палочки-1» | 25.01.16 | |
20 | Совершенствование словоизменения существительных | 1. Закрепление предложно-падежных конструкций 2. Упражнение на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения. (клиновидные таблицы) 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Письмо в воздухе» | 01.02.16 | |
21 | Совершенствование словоизменения прилагательных | 1. Согласование прилагательных с существительными в ед. и мн. числе в различных падежах. 2. Клиновидные таблицы 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Палочки – 2» | 08.02.16 | |
22 | Совершенствование словоизменения глаголов | 1. Дифференциация глаголов 2.Клиновидные таблицы 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Зеркальное письмо в воздухе» | 15.02.16 | |
23 | Совершенствование словообразования | 1. Подбор родственных слов 2.Клиновидные таблицы 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Палочки – 3» | 22.02.16 | |
24 | Совершенствование словообразования | 1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, прил. от сущ. 2. Упражнения на работу обеих полушарий мозга 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Палочки – 4» | 29.02.16 | |
25 | Совершенствование словообразования | 1. Образование глаголов с приставками. 2. Упражнения на работу обеих полушарий мозга 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Графические диктанты» | 07.03.16 | |
26 | Совершенствование лексической стороны речи | 1. Работа над словарным запасом: расширение и уточнение словаря. 2. Упражнения на работу обеих полушарий мозга 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение вслух 5. «Копирование» | 14.03.16 | |
27 | Совершенствование лексической стороны речи | 1. Работа по подбору: слов по лексическим темам, Антонимов, Синонимов, глаголов и прилагательных к существительным(и наоборот), названий к целому (и наоборот) 2.Упражненеие «Алфавит» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение с указкой 5. «Рисование двумя руками» | 21.03.16 | |
28 | Совершенствование семантической стороны речи | 1. Работа над пониманием прочитанного: - Ответы на вопросы по прочитанному. 2. Упражнение «Алфавит» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение с указкой 5. «Копирование -2» | 04.04.16 | |
29 | Совершенствование семантической стороны речи | 1. Работа над пониманием прочитанного: - Подбор картинок к прочитанному. 2. Упражнение «Алфавит» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение с указкой 5. «Капризный фотограф» | 11.04.16 | |
30 | Совершенствование семантической стороны речи | 1. Работа с деформированными текстами. 2. «Устный счет» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение с указкой 5. «Рисование двумя руками» | 18.04.16 | |
31 | Совершенствование семантической стороны речи | 1. Пересказ. 2. «Устный счет» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение с указкой 5. «Зеркальное письмо» | 25.04.16 | |
32 | Совершенствование семантической стороны речи | 1. Придумывание начала и конца к тексту. 2. «Устный счет» 3. Упражнения на координацию тела 4. Чтение с указкой 5. «Рисование двумя руками» | 16.05.16 | |
33 | Диагностика чтения | Прочтение текста. Пересказ. | 23.05.16 | |
34 | Диагностика письменной речи | Выполнение тестовых упражнений | 30.05.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Результаты исследований показали, что используя рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...
Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы
В помощь учителю для проведения на уроках дидактических игр с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида (материал взят из журнала)...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей
Индивидуальная программа психологического сопровождения процесса социализации подростка с нарушением слуха...
Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант по адаптивной физической культуре, коррекции двигательного развития (надомное обучение 5-8 класс)
Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков....
Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта 5-9 классы
Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с ограниченнымми возможностями здоровья: нарушение интеллекта" (5-9 классы). Учебно-мето...
Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.
Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....