Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей
рабочая программа по психологии
Индивидуальная программа психологического сопровождения процесса социализации подростка с нарушением слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
Утверждаю
Директор ГКОУ СКШИ № 65
Перепелкина С.И.
________________________
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей
Педагог-психолог:
Бурякова Н. В.
2019-2020г
Пояснительная записка
Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:
-отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;
- определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;
- расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии – размытости и неопределенности ролевой структуры личности;
- обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;
- профессиональное самоопределение;
- движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;
- стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.
У детей с ОВЗ эти проблемы выражены наиболее ярко и поэтому они нуждаются в особом внимании. Перед родителями подростков детей с ОВЗ встает вопрос о профориентации, куда отправить ребенка учиться, справиться ли он с учебой, сможет ли учиться, как будет общаться со сверстниками. Программа является подготовкой ребенка к взрослой жизни.
Цель программы: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, помощь в решении проблемы профессионального выбора.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
Обучающие:
- Обучение коммуникативным навыкам;
- обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
- формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться при необходимости за помощью;
Развивающие:
- Формирование навыка самопознания;
- способствовать личностному развитию;
- способствовать развитию взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств;
Воспитательные:
- Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
- формирование атмосферы, способствующей адаптации детей, чьи возможности ограничены;
- познание и воспитание собственной личности ребенка посредством межличностного общения;
- воспитание чувства терпимости;
- воспитание интереса к совместной деятельности;
- воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе;
- воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;
Отличительная особенность программы
Программа предназначена для подростков со сложностями социальной адаптации, подростки с ОВЗ. Подростку необходима психологическая поддержка специалиста и позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми.
В программе затронуты интересующие подростков вопросы: вопросы решения конфликтов, как принимать решения, как понять другого человека, как справиться с негативными эмоциями, профориентация.
Ключевые понятия
Я-Концепция – это система представлений человека о самом себе;
Самоуважение – чувство собственного достоинства;
Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности;
Принятие решения – этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия;
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах;
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера;
Взаимодействие – действие одного человека по отношению к другому или совместно с другим;
Ценности – это то, что дорого и важно для человека;
Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто;
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности;
Профессиограмма - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику;
Профессия - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки;
Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности;
Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.;
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
При работе по данной программе учитывается возрастные особенности подростков. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 12 до 18 лет.
Режим занятий:
Занятия проходят 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 1 год обучения -34.
Ожидаемые результаты:
Приглашая подроста на занятие, где основными действующими лицами выступают его собственные «Я», мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.
В результате учащийся должен ЗНАТЬ:
Осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
Получить информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
Научить пользоваться правилами выбора профессии;
Наличие навыка самопознания;
Осознание личностных ценностей;
Наличие реального жизненного плана;
Определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
В результате учащийся должен УМЕТЬ:
Сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях;
Сформировать способность принимать ответственность за собственное поведение;
Адекватные навыки общения;
Уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
Обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.
Прогнозируемые результаты и способы проверки:
Структура диагностического обследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч), на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).
Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента воспитанников от общего количества детей в группе, которые улучшили показатели от начала к концу совместной работы.
Для контроля эффективности програмы используются следующии методы психологической диагностики:
Метод наблюдений;
Психологическая беседа, интервью;
Психологические тесты:
- проективная методика «Несуществующее животное»;
- Проективная методика «Кактус»;
- Методика «Корректурная проба»;
- Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.;
- Тест Э.Ф. Замбицявичена;
- Тест школьной тревожности Филлипса;
- Тест креативности Торренса.;
- тест агрессивности (опросник Почебут Л.Г.);
- Методика «Интеллектуальная лабильность»;
- Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;
- Опросник адаптации для детей и родителей;
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | всего | |
теоретические | практические | |||
1 | Раздел 1. Перекресток | 2 | 5 | 7 |
Часть 1 | 1 | 3 | 4 | |
Часть 2 | 1 | 2 | 3 | |
2. | Раздел 2. Точка опоры | 3 | 5 | 8 |
1 блок. Доверие | 1 | 3 | 4 | |
2 блок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций | 1 | 1 | 2 | |
3 блок. Жизненные ценности и последствия | 1 | 1 | 2 | |
3. | Раздел 3. Поговорим о недостатках | 1 | 2 | 3 |
4. | Раздел 4. Я в мире профессии | 5 | 6 | 11 |
1 часть | 2 | 3 | 5 | |
2 часть | 3 | 3 | 6 | |
5 | Диагностика | 0 | 5 | 5 |
Итого | 11 | 21 | 34 |
Тема | Содержание | Формы работы | Методическое обеспечение |
Перекресток. Часть 1. | |||
Я – это я | Правила группы; Упражнение «Листок»; Упражнение «Профиль»; Упражнение «Описание чувств»; | Упражнения на осознание своей личностной уникальности, своих чувств, беседа, обсуждение | Рабочие листы № 1-3 (личностный профиль, описание чувств, неоконченное предложение) по количеству участников |
Самоуважение | Упражнение «Закончи предложение»; Упражнение «Комплимент»; Упражнение «Цель на неделю»; Упражнение «Мои успехи»; | Беседа упражнение, прогнозирование | Рабочий лист № 4 «Мои цели на неделю» |
Чувства | Упражнение 1; Упражнение 2; Упражнение «Перелицовка»; | Упражнения регуляцию эмоций, групповая дискуссия, работа по карточкам | Картинки с иллюстрациями различных чувств; карточки с прилагательными, обозначающими различные чувства |
Принятие решений | Этапы принятия решения; Упражнение «Щелчок»; Игра «Последствие»; | беседа, обсуждение | Карточки с описанием сложных ситуаций |
Стресс | Мозговой штурм «Что такое стресс»; Упражнение «Стрессовые ситуации»;Памятка «Способы борьбы со стрессом»; Упражнение «Мне нужна помощь»; | Мозговой штурм, дискуссия | Рабочий листы № 5 «Стрессовые ситуации» ( по числу участников) и №6 «мне нужна помощь» ( по числу участников) |
Общение | Вводное упражнение «Аборигены»; Упражнение «Портрет человека слушающего»; Упражнение «Тройки»; Упражнение «Приглашение и отказ»; Посещение глухим больного соседа; | Обсуждение, дискуссия, работа по карточкам, сюжетно-ролевая игра | Карточки с ключевым словом; журнальные иллюстрации, рисунки, фотографии, разговаривающих людей |
Взаимодействие с окружающими | Упражнение «Путаница»; Притча «Рай и ад»; Упражнение «Ищу друга»; Упражнение «Помощь»; Упражнение «Группа» | Обсуждение. дискуссия, метод анализа | Газеты, журналы, ножницы. клей, степлер, рабочие листы №7,8 |
Ценности | Вводное упражнение «Торги»; Упражнение «Незаконченное упражнение»; Упражнение «ответы на вопросы»; Упражнение 3; Упражнение 4; Упражнение «6 ценностей»; | Беседа, дискуссия, упражнения на осознание своих ценностей | Рабочий лист №9 с примером незаконченных предложений, чистый лист бумаги для каждого участника, рабочий лист №10 с примером ситуации и списком альтернатив для каждого участника |
Перекресток. Часть 2. | |||
Курение | Дискуссия; Причины курения и некурения; Долговременные последствия курения; Немедленные эффекты курения; Процесс превращения в курильщика; Социальная приемлемость курения; Права не курящих; | Дискуссия, беседа | Рабочие листы для участников с №1 по №4 |
Алкоголь | Природа алкоголя; Распростроненность употребления алкоголя; Модели употребления алкоголя; Мотивы употребления//не употребления алкоголя; Влияние алкоголя на организм человека; Социальная приемлемость употребления алкоголя; | Дискуссия, беседа | Рабочие листы №1 «Проверь свои знания» ( по числу участников)Ю №2 «Факты об алкоголизме» ( по числу участников) |
Наркотики | Международная торговля наркотиками; Причины употребления и условия неупотребления наркотических веществ; Природа наркотических веществ; Стадии развития зависимости; Чем грозит наркоманам закон?; Как отказаться, если предлагают попробовать наркотики?; | Дискуссия, беседа | Большие листы бумаги, фломастеры; рабочие листы № 1,2,3 |
«Точка опоры». 1 блок. Доверие | |||
«Контакт» | Психогимнастическое упражнение «заяц-заяц»; Упражнение «Контакт»; Упражнение «Переманивание»; Упражнение «Очередь»; Упражнение «Пожелание»; | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия | |
Учимся слышать и понимать друг друга | Психогимнатическое упражнение «Любопытные»; Упражнение «Иностранец и переводчик»; Упражнение «Испорченный телефон»; Упражнение «Пожелание»; Обратная связь | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения | |
Сплочение и доверие | Психогимнастическое упражнение «Разделение по признаку»; Упражнение «Связывание»; Упражнение «Доверяющее падение»; Упражнение «Подарок»; Обратная связь | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения | Канат. |
Мы – команда | Психогимнастическое упражнение «Ассоциации»; Упражнение «Необитаемый остров»; Обратная связь | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения | Мяч |
«Точка опоры». 2 блок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций | |||
Конфликт | Психогимнастическое упражнение «Толкачи»; Упражнение «Конфликты»; Упражнение «Агрессивный контакт»; Обратная связь | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения | Бланки с агрессивными высказываниями |
Без масок | Психогимнастическое упражнение «Ассоциации по алфавиту»; Упражнение «Без маски»; Упражнение «Волк и семеро козлят»; Обратная связь | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, сюжетно-ролевая игра | Карточки с незаконченными фразами, предложениями, карточки с названиями героев сказки «Волк и семеро козлят» |
«Точка опоры». 3 блок. Жизненные ценности и перспективы | |||
Ценности и последствия | Психогимнастическое упражнение «Состояние»; Групповой рисунок «Домики»; Психогимнастическое упражнение «Пожелание»; Обратная связь | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, элементы арт-терапии | Ватман, карандаши, фломастеры |
Жизненные перспективы | Психогимнастическое упражнение «Приветствие»; Психогимнастическое упражнение «Правда – ложь»; Ролевая игра «Мафия»; Игра «Путаница»; Обратная связь | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, ролевая игра | Карточки для игры «Мафия» |
«Поговорим о недостатках» | |||
Воровство | Библейская легенда; Рассказ Н.Носова «Огурцы»; | Обсуждение, беседа. | Текст библейской легенды о Георгии Победоносце, Расссказ Н.Носова «Огурцы» |
Жестокость | Отрывок из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Жестокость; | Обсуждение, беседа. | Отрывок из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино, таблички со словами, истории из жизни |
Лживость | «Шила в мешке не утаишь»; Упражнение «Ситуации»; | Обсуждение, беседа. | Пословицы про ложь |
Сквернословие | Упражнение «Пословицы и герои сказок»; Аудиозапись «Красная шапочка»; Стихотворения У.Э. Асадов; | Обсуждение, беседа. | Пословицы о цене слова, аудиозапись «Красная шапочка» |
. | Я в мире профессии. Часть 1 | ||
Урок самопознания и откровенности | Упражнение «Зато»; Психологический настрой под музыку; Рисунок «Внутренняя сущность»; Упражнение «Закончи предложение» (по кругу); Упражнение «Закончи предложение» (письменно в тетради); Упражнение «Живая анкета»; | Обсуждение, дискуссия, элементы арт-терапии, | Магнитофон, кассеты, бумага, фломастер, рабочая тетрадь |
Мой внутренний мир | Правила поведения в группе; Анкета; Упражнение «Ключи в мой внутренний дом»; | Обсуждение, беседа | Магнитофон, кассета. ключи разной формы, бумага |
Личность | Упражнение «Индивидуальность личности»; Упражнение «Я уникальный»; Упражнение «Письмо себе, любимому»; Тест Д.Холланда по определению типа личности; | Беседа, дискуссия. диагностические тесты, тренинговые упражнения | Тест Д. Холланда |
Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе. | Упражнение «День бывает…»; Тестовое задание «Мои взаимоотношения с одноклассниками»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Тестовые бланки |
В человеке все должно быть прекрасно. | Упражнение «Комфорт - это…»; Составление словесного портрета; Обсуждение по теме «Почему у людей разных профессий возникают разные взгляды на одни и те же вещи (явления)»; Упражнение «Благородный поступок»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | |
Жизненные ценности | Анкета «О смысле жизни»; Тест «Мои ценности»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | |
Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности. | Упражнение «Запомните буквы»; Обсуждение 10 правил самоорганизации внимания при усвоении учебного материала; Опыт 1. Определение объема кратковременной памяти; Опыт 2. Определение уровня смысловой памяти; Опыт 3. Проверка уровня зрительной памяти; Опыт 4. Проверка слуховой памяти; Опыт 5. Роль осмысленности в запоминании; Опыт 6. Избирательный характер памяти; Теоретический блок мышления; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Карточки (ИДЛОТСАП, ЛИСТОПАД), картинки по восприятию, задание |
Исследование самооценки | Тест «Как у тебя с самооценкой?»; Знакомство с правилами поднятия самооценки; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Тест «Как у тебя с самооценкой?», правила поднятия самооценки |
Самореализация | Самореализации; Опросник самоактуализации тест «САМОАЛ»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Опросник самооактуализации |
Игровые пробы | Упражнение «Игровая проба 1»; Упражнение «Кто есть кто?»; Упражнение «Игровая проба 2»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Карточки с буквами алфавита |
Что? Где? Когда? | Игра «Что? Где? Когда?» | Треинговые упражнения, групповые дискуссии | Конверт с вопросами |
Моя жизнь | Упражнение «Контакт»; Упражнение «Список жизненных целей»; Упражнение «Линия жизни»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | Конверт с вопросами |
Личностный профиль | Упражнение «Презентация индивидуальности»; Игра «Автопортрет»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, элементы арт-терапии | |
Я в мире профессии. Часть 2. | |||
Внутренний мир человека и система представлений о себе | Рассуждение по теме «Кто я? Какой я?»; Игра «Ассоциации»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | |
Профессиональные и жизненные планы | Игра «ловушки – капканчики»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | Бумага, бланки ответов |
Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении | Определение самооценки по Ю.И.Кисилеву | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Бланки опроса «Самооценка личности» (по методики Ю.И. Кисилева) |
Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности | Определение типа темперамента; Тест «Вот какой меня темперамент!»; Определение акцентуации характера. Психологический тест «Что вы знаете о себе?» Или выявление акцентуации характера; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Тест «Вот какой у меня темперамент!», тест «Что вы знаете о себе?» |
Профессиональные интересы, склонности и способности и их роль в выборе профессии | Анкетирование по карте интересов А.Е. Голомштока; Изучение склонностей и способностей; Методика изучения способностей учащихся; Дифференциально-диагностический поросник «Я предпочту» (ДДО); | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Карта «Интересов» А.Е. Голомштока, дифференциально-диагностический поросник «Я предпочту»(ДДО), опросник способностей |
Определение профессиональных предпочтений | Опросник профессиональных предпочтений; Полигон профессиональных предпочтений; Игра «Классифицируйте профессии по типам»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | Опросник «Профессиональных предпочтений» (ОПП), карточки с названиями профессий |
Профессии, специальности, должности. Их классификация по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда | Игра «Профессия и специальности»; Знакомство с схемой анализа профессии; Упражнение «Закодируй профессию»; Упражнение «Профессия необходимое качество»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | |
Знакомство с профессиограммой | Профессиограмма; Упражнение «Игра в профессии»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | |
Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры | Упражнение «Факторы влияющие на выбор профессии»; Тест «Мотивы выбора профессии»; Тест «Матрица выбора профессии»; Тест «Мотивы выбора профессии», Игра «Выбор профиля»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Тест «Мотивы выбора профессии», материал к игре «Выбор профиля» |
Учебные заведения | Знакомство с условиями поступления и обучения в различных учебных заведениях; Игра «Профессия – учебное заведения»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | Справочники для поступающих |
Проектирование профессионального плана, его коррекция с четом рынка труда | Правила выбора профессии; Ошибки и затруднения при выборе профессии; Игра «Советчик»; Построение личного профессионального плана; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | Бланки для игры «Советчик», |
Устраиваемся на работу по правилам | Советы при трудоустройстве; Составление резюме; Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»; | Сюжетно-ролевая игра, | |
Изучение личности ребенка с ОВЗ | Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии | Опрос, беседа, тестирование, наблюдение. | Тетради, бланки |
Итого |
Методическое обеспечение программы.
Формы, методы работы.
Для того чтобы сделать занятия в группе личностно значимыми для учащихся, при выборе методов обучения руководствуемся следующими положениями:
- смысловая целостность занятия;
- включение методик, допускающих разно вариативное отношение к результатам и обсуждаемым вопросам;
- динамичность, увлекательность упражнений и методик;
- разнообразие методов работы: Метод анализа конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии, психогимнастические упражнения, диагностические тесты, тренинговые упражнения, элементы арт-терапии.
Для реализации программы необходимо использовать активные формы работы. Методы, используемые на занятии, следующие:
Мозговой штурм применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи и мнения без каких-либо комментариев учителя или других учеников. Идеи фиксируются в письменному виде, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится отведенное время или не истощается идея;
Дискуссия – является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления или подведения итогов занятий. Большинство занятий включают какую-либо форму дискуссии;
Группы обучения при взаимодействии является наиболее принятой и эффективной методикой, используемой в профилактике зависимостей. Дети работают в малых группах, передавая друг другу информацию и делясь ею, анализируют идеи и решают проблемы. Пока группа работает над заданием, руководитель ходит между ними, отвечает на любые возникающие вопросы и разрешает возникающие проблемы. Для завершения такой работы необходима некоторая общая дискуссия - заключение;
Драматические представления могут иметь форму ролевых игр. Радиопередач, телевизионных шоу и т.п. Это деятельность, которая мотивирует учеников за счет включения в деятельность, тренировки поведения, изучения предмета, который вызывает наибольший интерес;
Выступления могут осуществляться как индивидуально, так и группой подростков. Ученикам нравиться учиться друг от друга и слушать друг друга, эта деятельность стимулирует положительное взаимодействие;
Ролевое моделирование мотивирует учеников. Т.к. требует от них активности и тренировки поведения. Ученики действуют так, как в жизни, или по крайней мере так, как бы они действовали в реальной жизни. Иногда учитель раздает роли, а иногда только подает идею и просит импровизировать. Подросткам следует дать время подумать о главном действии игры и о том, чем она должна кончится;
Лекции учителя – сообщение информации от руководителя детям. В некоторых случаях – это наилучший путь сообщения информации. Обычно этот метод используется в комбинации с другими для страховки высокой мотивации и уровня обучения;
Рабочие листы. Детей просят заполнить листы индивидуально или в группах. Листы требуют обсуждения всей группой и обязательной своевременной обратной связи;
Примерная структура занятий:
1этап – подготовительный: мозговой штурм по теме урока или вопросу темы; разминочное упражнение;
2 этап – введение новой информации: мини лекции (определение понятия); работа в круге; дискуссия;
3 этап – тренировка: работа в малых группах; ролевое моделирование; различные упражнения;
4 этап – применение полученного опыта на практике: проекты; упражнения; дискуссия; домашнее задание.
Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе «Копилка» психолога.
Дидактический материал:
N п/п | Название |
Картотека на коррекцию и развитие мышления | |
2 | Картотека на коррекцию и развитие памяти |
3 | Картотека на коррекцию и развитие воображения |
4 | Картотека на коррекцию и развитие мелкой моторики пальцев рук |
5 | Картотека пальчиковых гимнастик |
6 | Картотека на коррекцию и развитие внимания |
7 | Картотека дыхательных гимнастик |
8 | Игры на коррекцию внимания |
9 | Картотека минут релаксации |
10 | Диагностический набор |
11 | Разрезные картинки разной конфигурации |
12 | Картотека с целью коррекции и развития эмоциональной сферы |
13 | Карточки с целью профилактики глазных заболеваний обучающихся |
Литература, использованная для разработки программы:
- А.Р Маллер Помощь детям с недостатками развития// Книга для родителей, МОСКВА 2006
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками - СПб: Питер, 2007 - 271 с: ил
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков - СПб.: Питер, 2007. —160 е.: ил
- Групповая психотерапия подростков - Контрольно-курсовая работа по дисциплине "Основы психотерапии" на тему «Групповая психотерапия подростков». Выполнена студентом 3 курса специальности "психология". Объем 26 листов, шрифт Times New Roman, 12, интервал 1,5.
- Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития»
- Психогимнастика в тренинге. Автор: Ю.Н. Хрящева, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко, 2006 – 141с.
- Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост. Е.Д. Шваб.- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2011.- 167с.
- Работа с подросткам девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги/ авт.-сост. И.А. Устюгова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013. – 148с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию поведения подростков, находящихся в группе риска
Индивидуальная психологическая программа подростков с нарушением слуха группы риска...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с УО, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы
Программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с ТМНР...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и познавательной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения младшего школьника с нарушением слуха с УО...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...