Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта 5-9 классы
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Огородникова Татьяна Сергеевна

Дидактические игры  "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с ограниченнымми возможностями здоровья: нарушение интеллекта" (5-9 классы). Учебно-методический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_razrabotka.docx133.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья: нарушение интеллекта (5-9 классы)

Введение

Учёные, исследовавшие особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечали у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для оптимизации обучения данного контингента школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.

Большая роль в повышении эффективности обучающихся VIII вида принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приёмов, помогающих учащимся систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их значении, связях между ними. Игра должна быть подчинена обучающей цели урока.

Планируя урок по той или иной теме, учитель заранее подбирает вопросы, примеры, осуществляет выбор упражнений, подготавливает все материалы, предусматривает варианты возможных ответов школьников.

Игры и игровые упражнения можно проводить и в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, и в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры проводятся в конце урока для закрепления пройденного материала.

Игровые задания по коррекции и развитию зрительного восприятия.

Для формирования активного и дифференцированного характера зрительного восприятия, его целостности и константности можно рекомендовать следующие игры и упражнения.

  1. «Наложенные» изображения.

Предъявляются 3 – 5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

  1. «Спрятанные» изображения.

     Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур.  Требуется найти все «спрятанные» изображения.

                                           

                                                                Ш, И,  Е,  Т, Л,  С,  П

     

                                 

   

                                              КРУГ, КВАДРАТ, 6 ТРЕУГОЛЬНИКОВ

  1. «Зашумлённые» изображения.

            Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, которые «зашумлены», т.е. перечёркнуты линиями различной конфигурации. Требуется    их опознать.    

                                                                       ЗУБ                1000

  1. «Парные» изображения.

Предъявляются два предметных изображения, внешне очень похожих друг на друга, но имеющих до 5 – 7 мелких отличий.  Требуется найти эти отличия.

  1. «Незаконченные» изображения.

Предъявляются изображения с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава и т.д.  Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их)

  1. «Точечные» изображения.

Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек.  Необходимо назвать их.

  1. «Перевёрнутые» изображения.

Предъявляются схематические изображения предметов, буквы, цифры, перевёрнутые на 180º.  Требуется их назвать.      

  1. «Разрезанные» изображения.

Предъявляются 2 – 3 изображений (например, овощей разного цвета, или разной величины).   Требуется собрать из этих частей снова целые изображения.

  1. «Перекрытые» изображения.

Предъявляются карточки со словами, цифрами схематическими изображениями предметов, верхняя или нижняя части, которых скрыты за полоской бумаги. Учащимся предлагается угадать, какое изображение находится на карточке

  1. Обобщённые схематические изображения.

          Предъявляются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Необходимо отгадать, что это может быть. Данные задания в игровой форме предлагаются на уроке всему классу.  Обязательно включается соревновательный элемент (на личное или командное первенство). Изображения подбираются в зависимости от учебного предмета и темы урока.

       

Игровые задания по коррекции и развитию слухового восприятия.

 Для развития, дифференцированного и осмысленного слухового восприятия можно рекомендовать проводить на уроках (в виде минутного отдыха) следующие игры и упражнения.

  1. Кто что слышит?  Учащимся предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора.  Рассказать об их источниках.
  2. Что я делаю?  Учащиеся с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам и стукам определяют действия, производимые учителем или одноклассником (листает книгу, пишет мелом на доске, переливает воду, роняет на пол линейку, ставит двойку в дневнике и т.д.)
  3. Кто тебя позвал?  Учащегося просят закрыть глаза и предлагают по голосу узнать того, кто назвал его имя.

Игровые задания по ориентировке в пространстве.

  1. Весёлые человечки.  Учащимся предлагаются картинки со схематическими изображениями человечков.  Фигурки отличаются друг от друга различным расположением рук и ног. Нужно повторить данные движения.
  2. Куда пойдёшь и что найдёшь?  В классе в разных местах прячут натуральные предметы или их изображения.

Учитель предлагает ученику выполнить ряд действий по их поиску, например,

вперёд пойдёшь – машину найдёшь,

вправо пойдёшь – самолёт найдёшь,

влево пойдёшь – корабль найдёшь,

назад пойдёшь – паровоз найдёшь.  

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?

  1. Найти спрятанный предмет.  

Какой-либо предмет прячут в разных местах класса. Ученики по очереди ищут его, руководствуясь инструкциями учителя, например, «Сделай шаг вперёд, сделай два шага вправо, ещё шаг вперёд» и т.д. до тех пор, пока предмет не будет найден.

Указанные упражнения можно применять в виде «минуток отдыха» на любом уроке.

Игровые задания по коррекции и развитию тактильно-двигательного

восприятия.

  1. Чудесный мешочек.  

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры).  Ученику предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет или предметы.

  1. Ходьба по контуру фигуры.  

На полу мелом изображают геометрические фигуры, буквы, цифры.  Ученику предлагают пройти по контуру фигуры сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

Вариант игры – ученик сам задумывает фигуру или букву и «проходит» её.  Остальные учащиеся должны назвать полученное «изображение».

  1. Ничего не вижу.  

С закрытыми глазами выполнить какое-нибудь знакомое действие (убрать учебные принадлежности в портфель, написать мелом на доске слово, подойти к окну и т.д.).

Игровые задания по коррекции и развитию межанализаторных

взаимодействий.

-  Хлопнуть в ладоши, услышав нужный звук или слово.

-  Подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов.

-  Присесть столько раз, сколько раз просвистят.

-  Отсчитать на ощупь столько предметов, сколько раз ударят в бубен.

-  Отсчитать на ощупь столько предметов, сколько раз прикоснутся к руке.

Игровые задания по коррекции и развитию произвольной памяти.

Формирование произвольных процессов памяти у школьников с нарушением интеллекта связано прежде всего с развитием умений принимать мнемическую задачу: уметь внимательно выслушивать умение до конца; стремиться активно запомнить необходимую информацию; пытаться самостоятельно вспомнить информацию в процессе воспроизведения.

Ниже приведены упражнения, способствующие развитию произвольной памяти в процессе учебной деятельности.

   • Учащимся демонстрируют картинку, на которой изображено 8 – 10 предметов. Время показа 10 – 12 секунд.  Необходимо запомнить, как можно больше предметов. Затем картинку убирают, а учащиеся называют предметы по памяти.

   •   По памяти подробно описать, что было изображено на иллюстрации, по которой только что производилась работа.

   •   На доске вывешивают 6 – 8 карточек в ряд с изображениями предметов, геометрических фигур, написанными на них словами и т.д. Учащимся предлагают в течение 10 -20 сек. внимательно посмотреть на карточки и запомнить их взаиморасположение. Затем ученики закрывают глаза, а учитель меняет карточки местами или убирает одну из них. Нужно определить, что изменилось. Упражнение повторяется 2 -3 раза.

   •   На доске в разных местах прикрепляют изображения предметов, геометрические фигуры, цифры, буквы в количестве 6 – 8 штук.  Учащимся предлагают внимательно рассмотреть, где что находится, в течение 30 сек. Затем доску прикрывают ширмой. Необходимо вспомнить, какие изображения и в каких местах доски находились. Упражнение повторить 2 – 3 раза.

   • Учащимся в течение 10 -20 сек. показывают 6 -8 предметов, которые они должны хорошо запомнить.  Дети закрывают глаза, а учитель раскладывает эти предметы в разных местах класса, доступных взору.  Нужно отыскать их.

   •   Ученикам предлагают 8 – 10 предметов, дают возможность тщательно их рассмотреть. Педагог предупреждает, что об этих предметах будут заданы разные вопросы (например, какого цвета карандаши, что сделано из стекла, что вышито на салфетке и т.д.).  Учащиеся должны ответить на произвольные вопросы, касающиеся рассмотренных ранее предметов.

   •   Педагог предлагает детям закрыть глаза и вспомнить, где находятся предметы в классе. Например, предметы зелёного цвета; круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие – шершавые и т.д.

   •   Учитель зачитывает 5 – 7 слов, не связанных по смыслу. Затем повторяет их, пропустив одно слово, два слова. Ученикам следует восстановить цепочку слов по памяти.

   •   Учитель называет одно-два, не связанных по смыслу слова, и отдаёт палочку-эстафету кому-либо из учеников.  Получивший её должен назвать не только эти слова, но и добавить к ним ещё одно.  Палочка передаётся дальше.

   •   Ученики по команде учителя воспроизводят по памяти ряд двигательных действий (подметают пол, стирают бельё, копают землю и т.д.).

Игровые задания по коррекции и развитию логических приёмов запоминания.

Развитие логической памяти предполагает предварительную выработку обратимых мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала (его классификация, установление смысловых связей и отношений между объектами, выделение главных мыслей в рассказе, его схематизация, составление плана и т.д.). Затем эти действия используются в качестве способов запоминания.

Ниже приводятся упражнения на группировку, смысловое соотнесение, схематизацию, составление плана, которые можно использовать в учебной деятельности.

  1. Добавь к слову новое.  

Один из учеников называет какое-нибудь слово (например, название фрукта, овоща и т.д.).  Второй повторяет его и добавляет ещё одно.  Игра повторяется до тех пор, пока не будут названы все слова данной группы.

  1. Картинка – схема.  

На доске в столбик вывешиваются 10 -12 картинок с изображениями знакомых предметов (ракетка, волан, ракета, жираф, пальма, велосипед и т.д.)  На столе у учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями этих предметов. Ученики первого ряда поочерёдно подходят к доске и прикрепляют рядом с каждым рисунком его схематическое изображение.  Затем рисунки убирают.  Ученики, сидящие во втором ряду, по очереди выходят к доске и подбирают к каждой схеме соответствующие рисунки.

  1. Картинка – картинка.  

На доске в столбик вывешивают 8 картинок с предметами изображения (трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, портфель).   На столе у учителя лежат другие картинки, имеющие с предыдущими смысловые связи (колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга).   Ученики, сидящие в первом ряду, по очереди подходят к доске, находят каждой картинке смысловую пару и прикрепляют её рядом.  Затем учитель убирает с доски картинки из первого столбика, оставив их смысловые пары.  Предлагает ученикам, сидящим во втором ряду, поочерёдно подходить к доске и находить к каждой оставшейся картинке её смысловую пару из тех, которые лежат на столе.

  1. Картинка – слово.  

Первый вариант: На доске в столбик вывешивают 8 картинок с предметами изображения (альбом, вилка, поезд, малина, книжный шкаф, лыжные палки, кленовый лист, кирпич).  На столе у учителя лежат картинки со словами, связанными по смыслу с картинками (карандаш, ложка, машина, вишня, книга, лыжи, дерево, дом).

Ученики, сидящие в первом ряду, поочерёдно подходят к доске, находят к каждой картинке подходящую карточку со словами и прикрепляют её на доску.  Затем учитель, оставив на доске карточки со словами, снимает картинки и кладёт их на стол.  Предлагает учащимся второго ряда находить к каждой карточке со словом подходящую картинку.

Второй вариант: Первая часть игры проводится так же.  Затем карточки со словами убираются.  Ученикам предлагается, глядя на картинки, вспомнить подходящие к ним слова.

  1. Слово – слово.  

Учащимся предлагается запомнить цепочку из 6 – 8 слов, например, холод – молоко – обезьяна – корова – снег – банан.  Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод – снег, обезьяна – банан, корова – молоко.

  1. Словесные ассоциации.  

Учитель называет слово и предлагает ученикам подобрать к нему как можно больше ассоциаций.  Например, верблюд – горб, гора, пустыня, песок и т.д.

  1. Схема – слово.  

На столе у учителя лежат схематические изображения природных явлений, например, погоды: солнышко (1), дождь (2), снег (3), пасмурно (4), дождь с грозой (5), ветер (6), шторм (7), дождь со снегом (8), град (9), ураган (10).

Первый вариант: – учитель сообщает «по рации», какая будет погода.  Ученик находит соответствующие карточки и вывешивает их на стенде «Информация для лётчиков и моряков».

Второй вариант: – ученик рассказывает о погоде по схематическим изображениям, которые учитель разместил на стенде.

  1. Картинка – рассказ.  

Учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого на доске выставляет картинки с изображениями отдельных моментов сюжета.  Затем предлагает ученикам пересказать текст, используя картинный план.

  1. Схема – рассказ.  

Первый вариант: Учитель читает несложный рассказ повествовательного содержания, состоящий из 5 – 7 основных эпизодов. По ходу чтения на доску последовательно выставляются простые схематические изображения каждого эпизода рассказа. После того, как схема рассказа создана, ученикам предлагается с опорой на неё пересказать текст.

Второй вариант: Ученики делают запись простого рассказа или сказки с помощью условных обозначений самостоятельно. Затем на основе собственных схематических изображений воспроизводят его.

В качестве примера приведём текст описанного характера и схематические рисунки к нему.

 «Наступил первый месяц осени – сентябрь. Длиннее становятся ночи. Чаще хмурится небо и идут дожди. Серые тучи закрывают солнышко. На улице холодно.

 На деревьях одни листья пожелтели, другие покраснели, а третьи становятся бурыми. Лес сменил свой зелёный наряд на разноцветный. Он стал очень ярким, как будто собрался на праздник. Но не прочен осенний наряд леса, недолговечна обнова. Дунет ветер и сорвёт с деревьев праздничный наряд.

 Грустно в это время в лесу. Сыро. Одна радость – грибы. Они дружно растут на пеньках или скромно прячутся под опавшей листвой деревьев.

Перелётные птицы начинают собираться в стаи и отправляться в дальний путь в тёплые края».

 Р и с у н к и

  1. Пересказ текста по плану.  

Первый вариант: Учитель прочитывает небольшой рассказ, например,

«Весной на лесных полянах расцветают красивые цветы – медуницы.  Листочки медуницы покрыты особыми волосками, поэтому они на ощупь немного шероховатые.  Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних заморозков.

Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи – совсем синие. Любопытно, что их цвет зависит от того, когда они распустились. Розовыми цветы бывают, когда они только распустились. Пройдёт немного времени и из розовых они станут фиолетовыми, а затем и синими.

Такое растение с разноцветными цветочками легче заметить в лесу шмелям, которые очень любят лакомиться соком медуницы. Как только пригреет весеннее солнце, шмели начинают просыпаться. Выберутся они из своих тёплых норок и тут же спешат к цветам медуницы за нектаром.  Сладкого, медового на вкус сока – нектара в цветках медуницы много, поэтому её и назвали медуницей.

После чтения учитель совместно с учащимися составляет план рассказа:

 1.  Шерстяная одежда.    2.  Разноцветные цветочки.   3. Лакомство для шмелей.

 4.  Почему так назвали медуницу.

Затем ученики, пользуясь планом, пересказывают текст.

Второй вариант: Учащиеся самостоятельно составляют план небольшого рассказа, а затем используют его для пересказа

 

Игровые задания по коррекции и развитию логического мышления.

К наиболее эффективным приёмам в обучении школьников с нарушениями интеллекта следует отнести сравнение, обобщение, группировку материала. Их можно использовать при формировании и закреплении, дифференцировании и обобщении представлений и понятий у учащихся в процессе овладения тем или иным учебным предметом.

Логические операции, осуществляемые на уровне представлений.

  1. Характеристика предмета по заданным признакам.

Учащимся предлагается дать словесное описание предмета, руководствуясь следующей схемой:

предмет

  цвет

   вид

   форма

   свойства

   величина

 материал

Например, лук (жёлтый, круглый, маленький, с хвостиком из корней, горько-плакать, овощ).

2. Узнавание предметов по описанию.

а) учащимся предлагается определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно его свойств и качеств по следующему образцу:

   

                           

                            Какой формы?                                                                                              Какого цвета?

                                                                            ?

                           

Какими                                                                                                                             Из чего сделан?

свойствами   обладае

  На что влияет?        

                                                                                                       Для чего предназначен

         

                                                           

                                                                       К какому виду относится?                                                          

                   

б) Учащимся предлагается определять предметы и явления по их словесно-образному описанию в виде загадок.  Например, два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).

3. Сравнение предметов.  

а) Учащимся предлагается сравнивать предметы, противопоставляя их один другому по ряду признаков.   Например,

Грач -  чёрный, а воробей …

У грача клюв длинный, а у воробья …

Грач – крупная птица, а воробей …

Грач – перелётная птица, а воробей …

 б) Учащиеся попарно сравнивают предметы, находя признаки сходства и различия.  Например, роза -  тюльпан; заяц - волк; платье – кроссовки; холодильник – пылесос; тетрадь – книга; человек – обезьяна.

4. Группировка предметов по их основным свойствам.  

Учащимся предлагаются карточки с изображениями четырёх предметов, три из которых принадлежат к одной группе, четвёртый – лишний.  Нужно его найти и объяснить свой выбор, выделив общий признак (видовой, родовой).  Например, животные (растение), дикие животные (домашнее животное).

  1. Классификация предметов по заданному признаку (видовому, родовому).   

Может …………    ……………     ……….. любом предложенном материале.  Например: классификация одежды (зимняя, летняя); мебели и т.д.

 6. Сериация объектов.   

Первый вариант: Учащимся предлагается находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещённых в одном ряду.  Для этого используются задания, в которых к уже упорядоченным по конкретному признаку объектам необходимо добавить ещё один, такой, который не нарушил бы закономерности их расположения.  Такими признаками могут быть изменение количества элементов объекта, изменение его формы, цвета и т.д.

Например: схематично изображены ёлочки, точки в квадратах, круги со змеев. Стрелками и т.д.

Второй вариант: Предлагается упорядочить объекты ряда, расположенные случайным образом.   В одном случае учащимся можно предложить самостоятельно найти признак (представленный наглядно), по которому нужно упорядочивать объекты.

Например:                           1                                   4                                     2                                            3

   В другом случае варьируемый признак задаётся вербально и отражает степень выраженности каких-либо свойств и качеств объектов.  Например, упорядочить ряд объектов по признаку:

-  что тяжелее? (арбуз, воздушный шар, десятикилограммовая гиря мяч, берёзовое полено);

-  кто сильнее? (лиса, мышь, заяц, волк, тигр);

-  кто или что выше летает? (бабочка, ракета, вертолёт, орёл, самолёт);

- что теплее?  (купальник, шуба, плащ, шерстяное платье, шёлковое платье).

Третий вариант: Предлагается найти закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе нескольких признаков и размещенных в матрице.

Например: флажки, домики.

Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий.

  1. Сформированность понятий.  

Учащимся предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий.   Например: столы, стулья, диваны (мебель); рубашки, брюки, платья (одежда); берёзы, дубы, осины (деревья) и т.д.

  1.  Конкретизация понятий.  

Учащиеся называют объекты, входящие в понятие более широкого объёма.  Например,: какие (какая) бывают обувь: (зимняя, летняя, осенняя), деревья (хвойные, лиственные), птицы (перелётные, зимующие) и т.д.

  1. Определение конкретных понятий.  

Первый вариант: Учащиеся дают определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки.

Например,: Стакан- это … (посуда для питья, изготовленная из стекла).

                   Утюг – это … (бытовой эл.прибор, предназначенный для глажения.

                   Яблоня – это … (дерево, предназначенное для выращивания яблок).

Второй вариант: Учащиеся по определению должны назвать понятие.

Например: Человек, который лечит животных, - это …  (ветеринар).

                    Прибор для измерения времени – это … (часы).

                    Дерево, на котором растут жёлуди, - это … (дуб).

  1. Сравнений понятий.  

Учащимся предлагается сравнивать между собой конкретные понятия.

Например: утро – вечер, растения – животные, река – озеро, дождь – снег и т.д.

  1. Исключение понятий. 

Ученикам предъявляют пять слов, четыре из которых объединяются общим родовым понятием. Необходимо найти «лишнее» слово.  

Например,: - берёза, сосна, дуб, сирень, ель;

                   - гнездо, скворечник, курятник, изба, берлога;

                   - молоко, сыр, сметана, сало, кефир;

                   - секунда, час, год, неделя, вечер. 

6. Выявление общих понятий.  

Учащиеся должны подобрать слова, имеющие общие родовые признаки (логические связи) с определённым обобщающим словом.

Например:  -  сад  (растения, садовник, собака, забор, земля);

                     -  река (берег, рыба, рыболов, тина, вода);

                     -  война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты);

                     -  землетрясения  (пожар, смерть, колебания почвы, шум,  наводнение).

7. Смысловое соотнесение понятий.  

Первый вариант: Учащимся предлагаются 3 слова, два из них находятся в определённой связи (часть – целое, род – вид, причина – следствие, противоположность, функциональные отношения).

Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения.  Нужно назвать это четвёртое слово.

 Например:

- школа: обучение = больница?  (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной);

  - огурец: овощ = гвоздика?   (роса, садик, цветок, земля);

Второй вариант: Учащимся предлагается завершить неоконченные утверждения.  Чтобы выполнить это задание, необходимо определить, что лежит в основе смысловой связи между предметами первой пары, а затем подобрать к первому предмету второй пары предмет по аналогии.  Например: - дом – кирпич, стакан - … (стекло);

                                       - коньки – лёд, лыжи - …  (снег);

                                       - орёл – птица, щука - … (рыба);

                                       - овца – домашнее животное, волк - … (дикое);

                                       - игла – ткань, фломастер - … (бумага).

8. Смысловая сериация.     

Первый вариант: Материалом служат задачи, в которых заданы определённые отношения между объектами по одному признаку. В конце каждой задачи задаётся один или два вопроса, на которые ученик должен ответить.

Например: Дружили три девочки – Катя, Таня, Маша.  Катя училась лучше Тани, Таня – лучше Маши.  Кто из них учился лучше всех?   Кто учился хуже всех?

Второй вариант: Предлагается серия последовательных картинок с явным смыслом сюжета (в количестве 3 – 5 штук).  Учащимся необходимо их упорядочить в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов и составить связный рассказ.  (рисунки -посадка саженца).

Игровые задания по развитию способности действовать в уме.

  1. Ребусы. 

Прежде, чем предложить учащимся ребусы для самостоятельного решения, необходимо ознакомить их с основными правилами. Задача состоит в том, чтобы разгадать зашифрованное слово. Шифруется оно с помощью букв, цифр и картинок. Буквы используются сами по себе, с ними ничего делать не надо. Если в ребусе стоит цифра или картинка, значит нужно использовать слово, обозначающее данную цифру или предмет, изображённый на данной картинке.  Это слово следует соединить с имеющимися буквами (в том же порядке, как они изображены в ребусе), после чего должно получиться зашифрованное слово.  Наконец, последнее правило: если возле картинки или цифры стоит апостроф, значит, в слове-названии, которое к ней относится, должна быть отброшена одна буква; если апостроф стоит перед цифрой или картинкой, то отбрасывается первая буква, а если после этой цифры или картинки, то последняя. (Картинки с буквами и апострофами – 14 шт.)

  1. Анаграмма.  

Первый вариант: Учащимся предлагаются картинка и расположенные возле неё цифры.  Например: (картинки с буквами и цифрами – 9 шт.)

Цель игры состоит в том, чтобы мысленно представить буквы слова, обозначающего изображённый на картинке предмет, в том порядке, в каком стоят цифры.  Если это сделать правильно, то получится слово, которое и нужно назвать (кот – ток, нос – сон, пила – липа, лиса –сила, лось – соль, сосна – насос, марка – рамка, палка – лапка, ракета – карета).

Второй вариант: Учащимся предлагается из слов, записанных на доске, составить другие слова, использовав те же буквы.   Например: арфа – фара, кума – мука, кулон – клоун, камыш – мышка и т.д.

  1. Кроссворды.  

Игра проводится коллективно, в виде соревнования по рядам.  Каждая команда поочерёдно заполняет на доске одинаковое число строк.

Кроссворд, как правило, составляется из слов, входящих в изучаемую на данном уроке тему.

Ниже в качестве примера приведён кроссворд для закрепления правописания слов с безударными гласными (о).  

1. Ночная птица (сова).  

2. Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока (звонок).

 3. Столовая для зимующих птиц (кормушка).  

4. Нижняя конечность человека (нога).

5. Дом диких животных (нора).

6. Домашнее животное, дающее молоко (коза).  

7. Капельки влаги на траве (роса).

8. Узкая протоптанная дорожка (тропинка).  

9. Свободное от деревьев место в лесу (поляна).  

10. Домашнее животное (осёл).

4. Зашифрованные слова.  

Первый вариант: В ряд последовательно располагают картинки с изображениями предметов.  Требуется из названия каждой картинки выделить первый звук, затем их соединить и произнести зашифрованное слово.  Например: мак, арбуз, рыба, телефон (март).

Второй вариант: В качестве шифра используются не картинки, а цифры и геометрические фигуры.

Например:  

- цифровой шифр (Оля, бал, горе, село, брат, Толя, Боря, сало, берег, балет);    

- (таблица цифр и букв)

- фигурный шифр (сад, рак, сон, небо, гора, гриб, рука, день, вода, роса).

Игровые задания по развитию умения рассуждать.

  1. Бывает -  не бывает.   

Первый вариант: Учащимся предлагается рассмотреть картинку с изображением (или моделью) ситуаций, не встречающихся в реальной жизни. Нужно ответить, бывает так или нет, и объяснить почему.

Второй вариант: Учитель говорит, что он сейчас будет рассказывать (например, о каком-либо времени года), а учащиеся должны внимательно слушать и замечать всё верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать, бывает так или не бывает, и доказать это. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься».

Третий вариант: Учитель называет два предложения, противоречащие друг другу по смыслу.  Ученики должны ответить, бывает так или нет, и объяснить почему.  Например: «Мальчик поехал в лес на лыжах. Там ему попалась земляника и он стал её собирать».

«Я была в лесу. Там я видела в норе петуха. Он хрюкал».

  1. Зачем и почему?   

Учитель задаёт вопросы, а ученики должны на них логично ответить.  Вопросы должны быть трёх типов.

1)  На предположение, угадывание, додумывание:  

- Как ты думаешь, для чего нужны книги?

 -  … для чего нам нужны ножницы?

  -  … для чего люди ходят в магазин?

 -  … для чего дети учатся в школе?

2)  На выяснение причины или смысла происходящих событий:

- почему снег тает весной?

- почему вода зимой замерзает?

 - что требуется для жизни собаке, лошади, птичке, рыбке?

3)  На принятие решения и планирование действий:

- Мы хотим навести порядок в классе. Перечислите, что нужно для этого сделать.

 - Мы хотим приготовиться к празднованию Нового года. Перечислите, что мы должны для этого сделать.  

       3. Причина -  следствие. 

Учитель рассказывает о каком-либо событии одним предложением.

Например: «Дети бросили в лесу зажжённую спичку». Ученики должны придумать и описать возможные последствия этого события.  Можно использовать и другой вариант игры – учитель задаёт ситуацию, которая якобы уже произошла и является следствием какой-то причины, а ученики должны назвать как можно больше вариантов таких причин.

  1. Рассказ по алгоритму. 

Учитель предлагает ученикам последовательность описания событий (кто – что – где – зачем – как – когда) и демонстрирует, как можно придумать рассказ. После этого каждому ученику предоставляется возможность придумать и рассказать свою историю.

  1. Пословицы.  

Ученики должны дать своё объяснение смысла простых пословиц:

Дело мастера боится.                                      

Без труда и в саду нет плода.            

Глаза боятся – руки делают.                          

Без труда не вынешь рыбки из пруда  

Заработанный хлеб сладок                            

Кто не работает – тот не ест.

Без работы пряников не купишь.                  

6. Логические задачи.  

а) Три девочки – Таня, Ира, Оля – пошли в магазин. По дороге они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашла Таня, если бы она одна пошла в магазин? (5 р.);                                                               

б) Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час.  За сколько часов сварится 2 кг мяса? (1 час);

в) Лена на дорогу в школу тратит 10 мин. Сколько времени она затратит, если пойдёт вдвоём с братом? (10 мин);

г) Индюк стоит на одной ноге и весит 4 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (4 кг.);

д) Что тяжелее: килограмм ваты или полкило гвоздей? (1кг ваты).

Список использованной литературы:

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.
  2. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.
  3. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987
  4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы

В помощь учителю для проведения на уроках  дидактических игр с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида   (материал взят из журнала)...

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов  у учащихся с ограниченными возможностями...

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта

Игра - основной вид деятельности дошкольника, потому что наиболее досткпна ребёнку этого возраста. Игровая деятельность имеет исключительное значение в развитии любого ребёнка....

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

Развитие познавательных процессов у учащихся с нарушением слуха на уроках русского языка.

В своей работе я рассказала о развитии познавательной сферы глухих учащихся, повышении их познавательной активности на уроках русского языка. Своеобразие глухого школьника сопряжено с особенностями ег...

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема "Весна- красна!"...