Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
материал по технологии на тему

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА"

Основной задачей обучения и воспитания обучающихся в специальной (коррекционной) школе является подготовка их к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей, поэтому, на первый план выступают такие конкретные задачи, как сообщение воспитанникам определенной системы знаний по тому или иному виду труда и формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание ряда нравственных, личностных качеств, обеспечивающих подлинное, достаточно успешное включение воспитанников специальной (коррекционной) школы в производительный труд. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 128»

Тема: КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА

(из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И.)

Выполнила:

Учитель МС(К)ОУ С(К)ОШ №128

Сибогатулина Н.И.

г. Снежинск

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        

1.        АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА        

2.        ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ        

2.1.        Развитие внимания        

2.2.        Развитие умения планировать работу        

2.3.        Развитие восприятия на основе упражнений на сравнение        

2.4.        Развитие мелкой моторики        

2.5.        Развитие речи        

3.        РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ        

БИБЛИОГРАФИЯ        21

ПРИЛОЖЕНИЕ        22

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей обучения и воспитания обучающихся в специальной

(коррекционной) школе является подготовка их к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей, поэтому, на первый план выступают такие конкретные задачи, как сообщение воспитанникам определенной системы знаний по тому или иному виду труда и формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание ряда нравственных, личностных качеств, обеспечивающих подлинное, достаточно успешное включение воспитанников специальной (коррекционной) школы в производительный труд.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности:

  1. низкая познавательная активность;
  2. недостаточная сформированность умственных действий;
  3. недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
  4. недоразвитие  мелкой моторики рук.

В то же время психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны развития личности.

В процессе обучения труду обучающиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов и на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются, прежде всего тем, что в решении трудовой задачи  обучающиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю учителя.

Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют подготовить большинство выпускников специальной (коррекционной) школы к работе по профессиям квалифицированного труда. Трудовое обучение в системе воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья занимает одно из центральных мест наряду с обучением родному языку и другим предметам. Коррекционное направление трудового обучения и воспитания ставит перед учителем более трудные задачи. Целесообразность коррекционного трудового обучения и воспитания вытекает из особенностей построения трудовой деятельности человека. Способность обучающегося успешно овладевать приемами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания в основном определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга.

Коррекция недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья в трудовой деятельности – задача специфическая. Решение коррекционных задач в специальной (коррекционной) школе происходит одновременно с другими задачами обучения на том же учебном материале.

Коррекционную работу в специальной (коррекционной) школе следует рассматривать в качестве необходимого компонента обучения. Она должна включать обучающихся в учебную деятельность, которая существенно продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание воспитанниками учебного материала, непосредственная связь теоретических знаний с практической работой, развитие самостоятельности обучающихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты, формирование положительных мотивов обучения.

Учитывая особенности психики воспитанников специальной (коррекционной) школы, необходимо иметь в виду, что коррекция должна быть направлена в первую очередь на совершенствование их умственных действий, обеспечивающих внутреннюю организацию процесса труда.

Исправление недостатков трудовой деятельности обучающихся и повышение на этой основе общего уровня их развития являются одной из наиболее важных для специальной (коррекционной) школы проблем. От ее решения зависит продуктивность труда воспитанников в период обучения, а также смогут ли они в будущем работать на массовых производственных предприятиях.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

В основе моего опыта лежит теория Л.С. Выготского, согласно которой относительно сложные виды психической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и необходимо развивать в процессе обучения. Поэтому я считаю необходимым не ограничиваться использованием сохранившихся способностей воспитанниц на уроках швейного дела, а стараюсь обеспечить рост фонда этих способностей, прежде всего за счёт развития  "ущербных" сторон.

Актуальность опыта состоит в том, что технический прогресс неуклонно ведёт к замене трудоёмких ручных операций машинными, повышается уровень требований к работникам всех специальностей. В связи с этим подготовку обучающихся специальных (коррекционных) школ только к выполнению простейшей механической работы нельзя считать оптимальной, если есть возможность полноценно готовить их к труду более сложному.

Посредством специальных коррекционных методов и приёмов я активизирую и совершенствую психические процессы детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует повышению уровня их трудовой подготовки, позволяет решить главный вопрос школы по социальной реабилитации выпускников, разрешает противоречия между желанием воспитанниц подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности и их ограниченными возможностями здоровья.

Специальность швея - мотористка приемлема для моих воспитанниц по следующим причинам:

  1. Доступность в связи с тем, что длительное время выполняется одна или

несколько операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка. Отсюда качество работы, скорость, выполнение нормы и как следствие, заработок;

  1. Эта профессия чаще всего предполагает работу на большом предприятии с устоявшимися традициями. Рабочее место швеи – мотористки находится в цеху на виду всего коллектива. Это положительно действует на наших выпускниц: они общаются с товарищами по работе, участвуют в общественной жизни, бывают на экскурсиях, что создает перспективы не только для профессионального, но и для духовного роста;
  2. Овладение элементарными навыками пошива изделий (постельное белье, ночные сорочки, халаты и т.д.) необходимых   для дальнейшей жизни девочек;
  3. Для дополнительного заработка, выпускницы нашей школы выполняют заказы для населения.

Хорошо известно, что одна из особенностей специальной (коррекционной) школы заключается в неоднородности состава воспитанников. Г. М. Дульнев, указывая на это обстоятельство, писал: « … такое разнообразие состава учащихся является вполне закономерным, свойственным для данной школы явлением. Вспомогательная школа была и будет по составу своих воспитанников такой школой, в которой проблема дифференцированного подхода в обучении всегда выступает с необычайной остротой».

Воспитанники нашей школы очень неоднородны по причинам и формам дефекта:

  1. дети с незначительным снижением интеллекта и с сохранной эмоционально – волевой сферой, например, ученицы 10 класса - Медведева Т., Каримова А., Рафикова Е., ученицы 7класса - Горох О., Самойлова К.;
  2. дети с дефектами эмоционально – волевой сферы, в результате которых

 они не способны проявлять волевые усилия там, где это требуется. Они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке, например, ученицы 6 класса - Абдулина А., Метляева Е., Чалова С.;

  1. дети с моторной недостаточностью, например, ученица 9 класса – Крыжевич В. и ученица 7 класса - Васильева Е.;

При обучении воспитанниц я использую различные приемы. Первая группа – группа сильных девочек, хорошо успевающих. Эта группа работает с опережением, они получают инструктаж индивидуально, самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.

Вторая группа девочек требует строгую дозировку и учет работы в течение урока. Вопрос: «Какую операцию ты выполняешь?», заставляет девочек соотносить свою работу с работой сильной группы, и трудиться более целесообразно. Особого внимания требуют ученицы Абдулина А. и Васильева Е. Поставишь перед ними  цель, будет хороший итог.

Внимание к особенностям детей необходимо на разных этапах урока. Так одним воспитанницам достаточно получить инструкционную карту, другим требуется объяснение с опорой на технологическую карту, а третьим нужен неоднократный показ.

Эффективность урока швейного дела можно значительно повысить, используя стандартные технологии в сочетании с инновационными технологиями, благодаря которым активизируется деятельность  обучающихся и повышается их интерес к учебе.

На каждом практическом занятии обучающиеся должны знать определенное задание, а так же знать, что им следует сделать и сколько времени они могут затратить на его выполнение с учетом их индивидуальных особенностей. Это не только организует, но и дисциплинирует воспитанниц, влияет на повышение качества и производительность труда, повышает их ответственность.

Данный опыт можно рассматривать как усовершенствование коррекционных приёмов, направленных на развитие  обучающихся мелкой моторики, умений выполнять мыслительные операции и действия в процессе трудовой деятельности.

Обучение воспитанниц швейному делу направлено на достижение следующих целей:

  1. создание условия для формирования необходимых компетенций у

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленные на социализацию и интеграцию их в общество;

  1. развитие качеств личности обучающихся, необходимых для успешного участия в производительном труде, коррекция недостатков их психофизического развития;
  2. применение знаний и умений в области трудовой деятельности по швейному производству для расширения возможностей обучающихся, воспитанников при работе на предприятиях, а также для оформления их собственного быта  и самообслуживания.

Эффективное усвоение учебного материала по швейному делу возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.

При обучении воспитанниц швейному делу мною ставятся задачи:

  1. формировать умение планировать свою  работу, анализировать свои действия и их результаты;
  2. освоить технологию пошива простейших изделий, построения чертежей;
  3. корригировать и развивать психические процессы;
  4. воспитывать культуру труда;
  5. способствовать формированию практических навыков, применяемых самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях

В процессе решения этих задач компенсируется недоразвитие умственных способностей, эмоциональной, волевой сферы обучающихся, формируются такие личностные качества как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.

Для формирования жизненно необходимых практических умений и навыков, необходимо развитие психических функций, мелкой моторики и речи, поэтому необходимо применение специальных коррекционных методов и приемов.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

  1. Развитие внимания

Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка. Именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в школе, в повседневной жизни, в приобщении к труду. Поэтому я развиваю внимание обучающихся регулярными упражнениями, включая их в учебно-трудовую деятельность.

С целью развития внимания использую следующие приёмы:

  1. мотивационные: постановка цели, показ практической значимости и

результатов труда;

  1. стимулирующие: убеждение, одобрение, поощрение;
  2. упражнения на развитие произвольного внимания.

Лучше всего заинтересовать воспитанниц, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают, т.е. придать их действиям смысл. Например, сшить фартуки для школьной столовой, повязки для дежурного класса или сшить ночную сорочку маме в подарок. Внимание детей поможет удерживать ориентация на их интересы, эмоциональное обыгрывание ситуации: "Сшитую ночную сорочку подарите маме. Мама очень обрадуется. Она будет гордиться своей дочкой».

С целью расширения объема внимания, формирования сосредоточенности я использую специальные упражнения. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому используются в качестве «передышки» между работой.

Карточки с заданием заготавливаются заранее, но чаще дети рисуют под диктовку. Такая работа полезна, так как требует концентрации внимания при слуховом восприятии материала.

Карточка 1.

Младшие ученицы под диктовку рисуют знакомые предметы, а старшие - изделия по теме (схематично).

Например,

  1. вычеркнуть поясные изделия;
  2. подчеркнуть плечевые изделия;
  3. обвести нагрудно-поясные изделия.

Важно менять количество и размеры предметов, чтобы задание всякий раз воспринималось как новое. Можно вводить элементы соревнования на быстроту, на точность.

Карточка 2

"Кодирование". Буквы закодированы цифрами по алфавиту.

Задание: написать словарные слова, пользуясь кодом.

Карточка 3

Задание: внимательно рассмотреть, во что одета девочка, вызванная к доске. Ученицы закрывают глаза, я меняю на ней какую-либо деталь. Воспитанницы должны отметить, что изменилось?

Карточка 4

Работа с образцами ткани также развивает внимание учениц. Раздаю карточки или конверты с образцами ткани. Нужно сравнить образцы или разложить образцы по волокнистому составу.

Ответь: "Из каких тканей можно сшить ночную сорочку?" (юбку, платье, брюки и т.д.)

  1. Развитие умения планировать работу

Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направленно на воспитание умения решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий. Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Любая трудовая деятельность включает предварительные этапы, когда происходит всесторонний анализ, и намечаются перспективы. У детей с ограниченными возможностями здоровья предварительные этапы как бы выпадают или находятся в свёрнутом состоянии и без специального обучения не получают развития.

Так, из-за недоразвития умений ориентироваться в задании, планировать работу, девочки вынуждены часто обращаться за помощью. В результате чего они мало продвигаются в своем развитии, у них формируется привычка к бездумной, несамостоятельной работе.

Просьба учителя "Рассмотрите внимательно образец" не даёт результата. Способу анализа, определению последовательности выполнения работы надо учить. Для начала я ставлю перед обучающимися определённые вопросы, корригируя ответы, добиваюсь максимальной активности воспитанниц. Затем они описывают изделие самостоятельно. В случае затруднений помогаю, но в итоге требую полного правильного самостоятельного анализа.

План анализа швейного изделия (ночная сорочка):

  1. Какое изделие мы изучаем?
  2. Какие ткани используются при пошиве ночной сорочки?
  3. Из какой ткани мы будем шить сорочку?
  4. Какими свойствами обладают х/б ткани?
  5. Назовите детали ночной сорочки;
  6. Назовите срезы деталей ночной сорочки;
  7. Какие швы применяются при пошиве ночной сорочки?

Вопросы помогают ученицам точно, последовательно, анализировать изделие. В поисках ответов воспитанницы учатся активно думать, рассуждать.

Эффективным методом развития ориентировочных умений служит эвристическая беседа, во время которой ученицы дают словесную характеристику изделия с опорой на натуральный образец; его описание по плану или по опорным словам. Анализ образца на уроке осуществляется неоднократно, но делается это не в целях механического запоминания деталей, а для создания наиболее полного образа изделия, которое предстоит выполнить. К старшим классам воспитанницы хорошо ориентируются в задании и могут самостоятельно дать анализ изделию.

Такой интеллектуальный компонент трудовой деятельности, как планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому при планировании работы по пошиву изделия я ставлю такие вопросы:

  1. С чего начать работу?
  2. Что будем делать потом?
  3. Что уже выполнено?
  4. Что осталось сделать?

Дети отвечают на вопросы, опираясь на предметно-технологическую карту. Предметно-технологическая карта служит реальной опорой для составления плана работы, помогает оформить высказывания о будущей деятельности.

При планировании первостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести воспитанниц к выводу о целесообразности начать пошив изделия с определённой операции. Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, я манипулирую карточками плана и задаю вопрос: "Можно ли изменить последовательность пошива таким образом?" Добиваюсь, чтобы воспитанницы ясно представляли себе, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (иначе нельзя), а в других - из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразная последовательность обработки.

В работе над планом приучаю девочек обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно.

У воспитанниц формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций.

  1. Развитие восприятия на основе упражнений на сравнение

Восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл, воспринимаемого. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребёнка. Поэтому необходимо формировать восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлять их дефекты.

Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Данный приём применяю на любом этапе урока.

Например, при изучении нового материала по теме "Стежок вперед иголку", воспитанницам раздаю карточки с двумя видами этого стежка. Задаю вопросы:

  1. Как выглядит стежок на лицевой стороне?
  2. Как выглядит стежок на изнаночной стороне?
  3. Чем отличаются стежки в верхней строчке от стежков в нижней строчке?
  4. Равен ли размер стежка расстоянию между стежками?

Таким образом, ученицы изучают внешний вид, разновидности и способ выполнения стежка.

При изучении темы "Стачной шов" демонстрирую карточки с образцами ручного стачного шва и машинного стачного шва. Рассматривая образцы, ученицы отвечают на такие вопросы:

  1. Какая строчка выполнена ровнее?
  2. Стежки, какой строчки расположены чаще и имеют одинаковую длину?
  3. Какая строчка прочнее? (Потянуть образцы руками поперёк строчек).

Ответив на вопросы, обучающиеся делают вывод: машинная строчка ровнее и красивее ручной, стежки её одинаковые по длине и расположены чаще, поэтому она более прочная.

При изучении свойств тканей также использую данный приём. Сравнивая образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, воспитанницы выясняют, что хлопчатобумажные ткани мягче, тоньше, осыпаемость нитей меньше, сминаемость почти одинаковая, по отделке и расцветке могут быть различными.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья труднее сравнивать по признаку сходства, поэтому я применяю такой методический приём, как введение третьего объекта с резко отличительными признаками, который наталкивает воспитанниц на выделение сходства признаков первых двух.

При изучении фасонов фартуков показываю образцы (рисунки) фартуков с притачным поясом и цельнокроеный фартук. Сравнивая образцы, обучающиеся замечают, что в цельнокроеном фартуке нагрудник выкроен вместе с нижней частью.

Коррекционные упражнения включаются в организационный момент, так как эти упражнения сразу включают воспитанниц в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Для этого изготовлено достаточное количество карточек по различным темам. Карточки типа: Какой предмет на этом рисунке "лишний". Сравни изделия. Сравнивая объекты, воспитанницы устанавливают признаки их различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность.

При проверке знаний также использую карточки-тесты. Тест - одна из форм контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет в интересной форме проверить уровень усвоения знаний одновременно у всех воспитанниц при минимальной затрате времени на уроке. Такая форма контроля обеспечивает развитие навыков сравнения, правильного выбора в принятии решения.

Таким образом, используемые карточки на сравнение требуют от воспитанниц не просто воспроизведения знаний, а анализа, сравнения, проведения учебного исследования, что делает процесс обучения более интересным, способствует развитию восприятия, логического мышления.

  1. Развитие мелкой моторики

Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья  могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении швейному делу большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук. Возможности для этого имеются при изучении любой программной темы. Тренирует пальцы рук работа иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа ножницами.

При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмом труда тщательно, поэтапно отрабатываю с ученицами отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда.

Иногда, особенно у младших школьниц, рука бывает настолько вялой, что не удерживает карандаш, иглу, ножницы, поэтому основной помощью такому ребёнку является передача моторного стереотипа действия (манипуляция руками ребёнка).

Для развития мелкой моторики в пятом классе применяю такие приёмы, как: нанизывание пуговиц на нитку, вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка. При работе иглой, ножницами учитываю состояние воспитанниц и никогда не даю им эти инструменты, если они расторможены, возбуждёны или агрессивны. Это касается и работы на швейной машине.

Для укрепления мышц руки, развития точных движений пальцев использую специальные тренировочные упражнения, которые провожу во время физкультурной паузы или непосредственно перед работой. Вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же руки. Эти упражнения способствуют развитию координации движений, укреплению мышц руки. В старших классах проводится более сложная пальчиковая гимнастика.

Учитывая в работе такие обстоятельства, как быстрое утомление воспитанниц, связанное с приложением достаточных мышечных усилий, я переключаю их на другой вид деятельности или делаю перерывы, физ. минутки, музыкальные паузы.

Перечисленные приёмы совершенствуют двигательные трудовые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.

  1. Развитие речи

Программа по профессионально – трудовому обучению построена концентрически, с естественным усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов. Возникает необходимость поддерживать интерес  к этим усложнениям, поэтому я применяю различные виды инструктажа: словесные, письменные, графические и их сочетания. В качестве педагогического средства стимуляции к повышению речевой активности и ее упорядочения на уроке я использую следующие приемы:

  1. побуждение учениц к самостоятельным высказываниям о проделанной работе;
  2. обсуждение образца предстоящей работы и сравнение образца с изделием;
  3. планирование предстоящей работы и запись порядка операций;
  4. взаимное инструктирование воспитанниц и взаимная проверка работы;
  5. обсуждение готовой работы;
  6. обучение  умению написать к готовому изделию краткую аннотацию.

В 5 – 6 классах воспитанники ориентируются в задании и планируют предстоящую работу в коллективной беседе, а  уже в старших классах я предлагаю им  делать анализ образца индивидуально по специально разработанному плану.

Например, проанализировать назначение изделия, его основные детали, ткань, из которой сшито изделие, отделку и т.д.

Воспитанницы вносят поправки в ответ одноклассниц, доказывают правильность своих суждений. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность.

Использование описанных коррекционных методов и приёмов эффективны, т.к. обогащается чувственный опыт обучающихся, совершенствуется их внимание, мышление, восприятие, речь; двигательные навыки, трудовые знания и умения складываются в определённую систему.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

В течение последних пяти лет я работаю над темой "Коррекция и развитие познавательных процессов и навыков в трудовой деятельности у  детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела». Исправление недостатков развития у детей с ограниченными возможностями здоровья  происходит медленно и неравномерно. Поэтому очень трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов, в формировании волевых и других качеств личности.

Моя цель – необходимость подготовки  и адаптации девочек к самостоятельной жизни в социуме, помочь им осознать свою женскую роль в этой жизни, роль созидательности своего дома, хранительницы очага, красоты, традиций.

Мои воспитанницы успешно обучаются профессии швеи – мотористки. На уроках швейного дела воспитанницами изготовлено много полезных изделий для школы: школьная форма для младших девочек, ночные сорочки,  постельное белье, фартуки, косынки. Старшеклассницы проходят производственную практику на швейной фабрике «Горизонт», что способствует их адекватному включению в технологически налаженное коллективное производство, ответственному отношению к работе и умению анализировать качество её выполнения.

Мониторинг успеваемости за период 2006 - 2009гг.

Учебный год

Класс

Кол-во

обучающихся

Качеств.

успеваемость, %

Абсолют.

успеваемость,

%

2006 - 2007

7

8

11

2

2

2

100

100

50

100

100

50

2007 - 2008

5

8

9

3

2

2

100

100

50

100

100

100

2008 - 2009

5

6

9

10

11

2

2

2

2

1 (ОШД)

100

100

100

100

-

100

100

100

100

100

Качество знаний и  умений по швейному делу обучающиеся подтверждают на экзаменах. По окончании школы идут работать на швейную фабрику, некоторые продолжают обучение в средне - специальном образовательном учреждении по специальности портного или швеи – мотористки.

Результаты государственной (итоговой) аттестации (в %)

Учебный год

Кол-во

обучающихся

«5»

«4»

«3»

2005 – 2006

2

100

-

-

2006 – 2007

1

100

-

-

2007 – 2008

2

50

50

-

2008 – 2009

2

100

-

-

Наряду с образовательной деятельностью обучающихся активно занимаюсь методической работой. Неоднократно принимала участие в подготовке городских и региональных семинаров, выступала с докладами на педсоветах, педагогических чтениях и заседаниях городских и школьных методических объединениях учителей технологии. На протяжении нескольких лет являюсь руководителем школьного методического объединения учителей технологии.

Участие в педсоветах, педчтениях, методических объединениях

№ п/п

Форма представления опыта

Тема

Уровень (школьный, муниципальный, региональный)

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Выступление

Подготовка доклада в творческой группе

Доклад и открытый урок

Выступление

Подготовка доклада в творческой группе

Выступление

Подготовка доклада,

открытый урок

Выступление

Выступление

Анализ работы ШМО учителей технологии за 2006-2007 учебный год

Применение здоровьесберегающих

технологий в образовательном процессе

Реализация коррекционной направленности на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Анализ работы ШМО учителей технологии за 2007-2008 учебный год

Портфолио учителя как результат его компетентностно-ориентированной деятельности

«Реализация национально-регионального компонента (НРК) на уроках технологи»

«Компетентностно ориентированный подход в образовании обучающихся как средство их социализации в общество»

«Реализация национально-регионального компонента (НРК) на уроках технологии»

Клинико-психологическая характеристика умственно отсталого подростка

Школьный педсовет

Школьные педчтения

Школьный педсовет

Школьный педсовет

Школьные педчтения

Школьное МО

Региональный

семинар

Городское заседание ГМО

Школьное МО

30.08.2007

09.01.2008

31.03.2008

29.08.2008

29.12.2008

25.01.2009

14.03.2009

27.03.2009

10.12.2009

В рамках семинаров мною неоднократно давались открытые уроки для учителей школы, города и региона.

Открытые уроки с использованием инновационных технологий

Тема урока

Дата проведения

Класс

Уровень

«Наволочка с клапаном. Обработка поперечных срезов»

19.02.2008

5

Школьный

«Производство хлопчатобумажной ткани»

01.02.2009

6

Городской

«Головные уборы. Снятие мерок»

23.04.2009

6

Региональный

Большую роль в формировании мотивации обучающихся к урокам швейного дела играет активное участие детей  в выставках. Регулярная организация, которых позволяет отслеживать развитие уровня сформированности знаний, умений и навыков  воспитанниц. А также выставки вызывают огромный интерес и желание у других  детей научиться шить красиво и качественно. Ежегодно лучшие работы детей оцениваются грамотами и дипломами 1, 2, 3 степени на городских и областных выставках. Это способствует развитию интереса и познавательной активности к изучаемому предмету.

Вся внеклассная работа направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов и навыков трудовой деятельности. Ежегодно я провожу конкурсы и праздники по труду, на которых принимают участие не только девочки, но и мальчики («Мисс Весна», «Рукам работа – душе праздник»). Девочки и мальчики демонстрируют  свои способности: пришивают пуговицы или шьют распашонки, забивают гвозди или сколачивают ящики, делают прически или готовят салаты, танцуют, поют, рисуют, демонстрируют сшитые на уроках швейного дела изделия

Результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, выставках

№ п/п

Ф.И. участника

Класс

Дата участия

Конкурс

Уровень

Результат

1

Утебаева Л.

Медведева Т.

Метляева Е

Каримова А.

9

8

8

7

Май

2007

Выставка «Тебе любимый город, творчество наших рук»

Городской

I место

II место

II место

III место

2

Рафикова Е

9

Декабрь 2008

Выставка «Новогодняя сказка»

Городской

I место

3

Группа обучающихся

4-10

Декабрь 2009

Выставка «Новогодняя сказка»

Городской

4

Команды: «Стамеска» «Молоток»

7-10

Март 2007

Праздник труда «Где труд, там и счастье»

Школьный

5

Горох О.

Самойлова К.

Андреева К.

5

5

5

Март 2008

Трудовая олимпиада «Маленькая швея»

Школьный

I место

II место

III место

6

Утебаева Л.

Рафикова Е.

Медведева Т.

Метляева Е.

10

8

9

9

Март 2008

Трудовая олимпиада «Маленькая швея»

Школьный

I место

II место

III место

IV место

7

Группа обучающихся

6-9

Март 2008

Экскурсия на швейную фабрику «Горизонт»

Городской

8

Утебаева Л.

Рафикова Е.

Каримова А.

11

9

9

Март 2009

Конкурс

 «Мисс Весна 2009»

Школьный

Номинация:

«Мисс Весна»

«Мисс Очарованье»

«Мисс Красавица»

9

Группа обучающихся

6-11

Декабрь 2009

Экскурсия г. Сысерть на Фарфоровую фабрику

Региональный

10

Жукова Н.

4

Декабрь 2009

Выставка «Новогодняя сказка»

Городской

III место

Мною разработана программа кружка «Волшебный стежок», на котором девочки закрепляют  полученные знания и умения на уроках, отрабатывают  приобретенные навыки по изготовлению и отделке изделий.

Результаты усвоения программы

Класс

Кол-во обучающихся

Предмет

5

4

3

2

За 2008-2009 уч. год

Качеств.успев-ть, %

Абсолют.

успев-ть, %

5

6

9

10

10

2

3

2

1

1

ПТО (ШД)

ПТО (ШД)

ПТО (ШД)

ПО (ШД)

ПО (ОШД)

2

1

2

-

-

-

2

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

итого

9

5

4

-

-

100

100

Профиль швейного дела способствует подготовки  и адаптации девочек к самостоятельной жизни в социуме, помогает им осознать свою женскую роль в этой жизни, роль созидательности своего дома, хранительницы очага, красоты, традиций. Я уверена, в каждодневной окружающей нас жизни трудовая деятельность есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением трудовому процессу человека. Трудовая деятельность везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Поэтому я пришла к выводу, что именно уроки швейного дела решают проблему коррекции и развития  познавательных процессов и формирования навыков  трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн.1/ Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
  2. Трудовое обучение в специальных(коррекционных) школах VIII вида/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
  3. Выготской Л. С. Избранные психологические исследования.– М. Издательство АПН РСФСР 1956.
  4. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. М, «Педагогика», 1969.
  5. Мирский С.Л. Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителя. – 2 изд., перераб. – М. «Просвещение» ,1988.
  6. Кулишова П.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. – М., 2006:
  7. Старобина Е М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью Москва «Издательство НЦ ЭНАС». 2003
  8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под редакцией В. В. Воронковой.- М. «Школа – Пресс»  1994.
  9. Воспитание стойких интересов к профессии в процесс обучения умственно отсталых школьников труду. В. П. Фарафонтов -  ж.  Дефектология № 2  1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Тесты по швейному
  2. Упражнения для пальцев рук
  3. Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления
  4. Сценарий  конкурса «Мисс Весна - 2009»
  5. Иллюстративный материал

ТЕСТЫ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ

(9 класс)

Тема: “Машиноведение и материаловедение”.

1. Почему машина петляет сверху?

А. Натяжение нижней нитки.

Б. Неправильно установлена игла.

В. Плохое качество ниток.

2. Назвать приспособления.

А. Сантиметровая лента.

Б. Ножницы, игла.

В. Булавка, наперсток.

3. Назвать отделочные машинные швы.

А. Двойной, подшивочный швы.

Б. Накладной, настрочной швы.

В. Запошивочный, стачной швы.

4. К каким видам швов относят окантовочный шов?

А. Краевой шов.

Б. Соединительный шов.

В. Подшивочный шов.

5. Какими способами можно обработать вырез горловины блузки без воротника?

А. Окантовочным швом.

Б. Двойной шов.

В. Запошивочный шов.

6. Из какого волокна изготавливается льняная ткань?

А. Хлопчатобумажное волокно.

Б. Шелковое волокно.

В. Льняное волокно.

7. Как определить правый и левый рукав перед вмётыванием его в изделие?

А. Окат рукава.

Б. Рисунок ткани.

В. Направление нитей.

8. Какая мерка определяет размер изделия?

А. Д. и.

Б. О. б.

В. О. г.

9. При пошиве каких изделий применяют двойной и запошивочный шов?

А. Легкое платье.

Б. Постельное и нательное белье.

В. Верхняя одежда.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ РУК

  1. Пальчики здороваются: кончик большого пальца правой руки поочередно касается всех пальцев.
  2. Кончик большого пальца левой руки касается всех пальцев.
  3. Те же движения пальцами обеих рук.
  4.  Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди (большой с большим…).
  5. Пальцы правой руки все одновременно здороваются с пальцами левой руки.
  6. «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им.
  7. То же самое указательным пальцем левой руки.
  8. Те же движения производить указательными пальцами обеих рук.
  9. Указательный и средний палец правой руки бегают по столу («человечки»).
  10. То же самое левой рукой.
  11. То же самое пальцами обеих рук.
  12. «Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец.
  13. Так же левой рукой.
  14. «Козлята» - пальцами обеих рук.
  15. «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
  16. «Зайчики» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца.
  17. То же самое  левой рукой.
  18. «Зайцы» - обеими руками.
  19. «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
  20. «Птицы летят» - пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз.
  21. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
  22. То же самое, только сгибать пальцы с мизинца.
  23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
  24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямить их, начиная с большого пальца.
  25. То же, но выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.
  26. Выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
  27. «Флажок» - все пальцы, кроме большого, соединить вместе, вытянуть вверх.
  28. «Двое разговаривают» - согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их.
  29. Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтальную левую руку («стол»).
  30. «Стул, кресло» - правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.
  31. «Бочонок с водой» - согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.
  32. «Птичка пьет воду» - левая рука в том же направление, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху.
  33. «Миска», «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.
  34. «Гнездо с яйцами» - так же, но большие пальцы опустить  внутрь.
  35. «Ворота, дверь» - держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы вытянуть горизонтально  внутрь.
  36. «Крыша, башня, дом» - соединить под углом кончики пальцев правой и левой руки.
  37. «Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей.
  38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущем положении, но большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка», его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально и разговаривают друг с другом, как продавец с покупателем.
  39. «Мост, дорога» - поднять руки вверх, ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
  40. «Чаша, цветок» - руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы левой руки (всадник), посадить всадника на коня – указательный палец правой руки.
  41. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, расставить указательный и средний пальцы левой руки (всадник), посадить всадника на коня – указательный палец правой руки.
  42. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их - «улитка с усиками».
  43. «Собака бежит» - вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы бегут по столу.
  44. Правая рука как в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху «раковина улитки».
  45. «Кошка» - средний и безымянный пальцы правой руки прижать большими пальцами к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.
  46. «Собака» - соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх.
  47. «Птица в гнезде» - левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки.
  48. «Лодочка» - концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их.
  49. «Солнечные лучи» - скрестить пальцы, понять вверх, расставить пальцы.
  50. «Елка» - прижать тыльные стороны рук друг к другу, скрестив пальцы, поднять их вверх.
  51. Колокол» - скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.
  52. «Пассажиры в автобусе» - скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуть вверх.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ

ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

Вариант № 1 (длительность 3 – 5 минут).

И. п. – сидя в удобной позе. Позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения совсем легко, без напряжения.

1. Взгляд направить влево-прямо, вправо-прямо, вниз-прямо, без задержки в отведенном положении. Повторить от 1 до 10 раз.

2. Взгляд смещать по диагонали: влево- вниз- прямо, вправо- вверх- прямо, вправо- вниз- прямо, влево- вверх- прямо, и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, проследить, чтобы не было задержки дыхания. Повторить 10 раз.

3. Круговые движения глаз: от 1 до 10 кругов влево и вправо. Вначале быстрее, потом как можно медленнее.

4. Изменение фокусного расстояния: на кончик носа смотреть, затем вдаль. Повторить несколько раз.

5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживая на расстоянии 30 см. от глаз, а затем вдаль. Посмотреть несколько раз. Смотреть перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем смотреть несколько раз. Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.

6. Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень тесно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно, всего 10 раз в среднем темпе (выполнять чистыми руками).

7. Потереть ладони друг с другом и легко без усилий прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (1 мин). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза.

Вариант № 2 (длительность 1-2 минуты).

  1. При счете 1-2 фиксация глаз на расстоянии 10-20 см на объекте, при счете 3-7 взгляд снова переводить на ближний объект.
  2. При неподвижной голове на счет 1 поворот глаз по вертикале вверх, при счете 2 вниз, затем снова вверх. Повторить 15-20 раз.
  3. Закрыть глаза на 10-15 сек., открыть и продолжить движение глазами вправо и влево, затем вверх и вниз (5 раз). Свободно, без задержки направить взгляд вдаль.

Вариант № 3 (длительность 2-2,5 минуты).

Упражнения выполняются на рабочем месте в положении «сидя», откинувшись на спинку стула.

  1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 сек., затем на 3-4 сек. опустить глаза вниз.
  2. Поднять глаза кверху, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, отвести глаза в левую сторону. Повторить 3-4 раза (длительность 8 сек.).
  3. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать ими движение против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза.

Чтобы сохранить хорошее зрение всем ребятам советуем делать для глаз гимнастику, которую разработал со своими сотрудниками известный глазной врач, профессор Э. С. Аветисов. Особенно полезна она для школьников, имеющих близорукость.

  1. Упражнения для укрепления мышц век, учащения кровообращения и расслабления мышц глаза. Выполняйте сидя. Крепко  зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на такое же время. Повторить упражнение 6-8 раз.
  2. Упражнение для снижения утомляемости при длительной работе на близком расстоянии (чтение, письмо). Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек. затем, держа перед глазами на расстоянии 25-30 см. указательный палец правой руки, смотреть на его конец 3-4 сек. Опустить руку. Повторить упражнение 10-12 раз.
  3. Упражнение, укрепляющее мышцы глаза, выполняется стоя:

- держать указательный палец правой руки на расстоянии 25-30 сек.;

- смотреть на конец пальца 3-5 сек.;

- убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3-5 сек.

Повторить те же упражнения с левой рукой.

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА «МИСС ВЕСНА - 2009»

Слайд № 1

  1. Ведущая:

Добрый день, очаровательные маленькие леди и юные благородные рыцари! Добрый день, уважаемые гости нашего праздника! Добрый день, учителя и работники школы! Сегодня у нас традиционный, вот уже шестой  конкурс «Мисс Весна – 2009». Я надеюсь, вы не забыли захватить на праздник побольше улыбок и аплодисментов для участниц нашего конкурса (в конкурсе участвуют девочки 8-11 классов).

Слайд № 2

2. Стихотворение  «Какие бывают девчонки?»

(читают мальчики 3 класса)

Девчонки бывают худышками,

Бывают девчонки толстушками,

Ещё бывают хохотушками,

Порой с весёлыми веснушками.

Бывают девчонки плаксивыми

И задаваками обычными,

Но чаще всё-таки красивыми

И просто очень симпатичными.

Такие девчонки всегда

Участвуют в конкурсе «Мисс Весна».

Слайд № 3

  1. Представление участниц конкурс

(Конкурсантки под музыку входят в зал)

Елена Рафикова

Ты солнечная, светлая.

Когда ты рядом – ярче день.

Мечта твоя заветная –

Мир и покой среди людей.

Ты улыбайся чаще,

Храни сердечное тепло.

Любви изведай настоящей,

Чтоб было на душе светло.

Лилия Утебаева

Легка в общении, приятна,

Всегда открыта и понятна.

Подруга наших лучших дней,

С ней жить на свете веселей!

Со всеми Лилечка на равных.

Таких людей немного – славных,

Лучистых, мягких и простых…

Весь мир стоит вот на таких!

Василиса Крыжевич

Ты отзывчива, умна!

Благородная натура.

Радовать всегда должна

Нравом, ликом и фигурой.

Будет разное в пути,

Не скучай и не грусти.

Грусть пройдёт, всё переменится,

Сбудется, что суждено.

В нашей жизни то лишь ценится,

Что большим трудом дано.

Альфинур Каримова

Хоть ей энергии и силы

В любом труде не занимать,

Мы ей, весёлой, доброй, милой,

Желаем терпеливой стать.

Легко победа не даётся -

Не просто в жизни преуспеть.

И в жизни многого добьётся

Тот, кто научиться терпеть!

Татьяна Медведева

Татьяна – русскою душою,

Природой одарена красою,

И что б ни стоило, она

Тверда в решеньях и умна.

Все ищут общества Татьяны:

Она на выдумку быстра,

Как в тамаде, в ней нет изъяна,

Как солнце, на тепло щедра.

Пусть ангел девочек хранит

От бед, болезней и обид!

4. Представление членов жюри:

Т.Н. Кашпурова, Л.В. Войтяхова, Ю.В. Иванов, А.Н. Хавронин,

А. Гребёнкин.

Конкурсы

Талантливые дети

Надежды подают:

Участвуют в концертах –

Танцуют и поют.

  1. Музыкальный конкурс.

Задание. Исполнить песню.  

Девочки исполняют песню любимой певицы.

Слайд № 4

Каримова Альфинур ___ «Уходи» в исполнении Евгении Отрадной

Слайд № 5

Утебаева Лиля ___ «О тебе» - группа «Ранетки»

Слайд № 6

Рафикова Елена ___ «Она одна» - группа «Ранетки»

Слайд № 7

Крыжевич Василиса ___ «Что такое любовь» - DG Slon

Слайд № 8

Медведева Татьяна ___ «Ангелы» - группа «Ранетки»

  1. Конкурс «Причёска 2009»

Задание. Сделать клиенту причёску и дать ей название.

Девочки выбирают из зала «клиентов» и делают им

причёски.

Каримова Альфинур ____ «Одуванчик»

Утебаева Лиля ____ «Фантастика»

Рафикова Елена ____ «Букет роз»

Крыжевич Василиса ____ «Фантан»

Медведева Татьяна ____ «Шалашик»

Слайд № 9

«Из истории вещей. Ножницы»

Примерно 1000 лет назад какому-то ремесленнику пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами – вот и получились ножницы. Как показало время, устройство «два конца, два кольца, а посередине гвоздик» оказался очень удобным. Самые старые ножницы найдены в Восточной Европе под Смоленском в X веке.

Делали ножницы из железа, стали, серебра. Самые дорогие покрывали  даже золотом. Фантазия мастеров-изготовителей не имела предела: то выходила диковинная птица, клюв которой резал ткань, то вокруг колец для пальцев вились виноградные лозы с кистями винограда, а то вдруг получались и не ножницы, а сказочный дракон. Иногда украшений становилось так много, что они мешали пользоваться этим нехитрым инструментом. Давно появились свои «специальности» у ножниц: одни предназначались для мастеров, работающих с кожей, другие – для парикмахеров, третьи – для лекарей.

Слайд № 10

3.   Конкурс эрудитов

Задание. Решить кроссворд.

Девочки разыгрывают кроссворды и выполняют задание.

Слайд № 11-17

Зрители разгадывают ребусы (см. слайд), решают кроссворды, отгадывают загадки (за правильный ответ получают жетон).

Слайд № 18

4.   Конкурс «Маленькая мама»

Задание. Запеленать «младенца».

Девочки выполняют задание.

Слайд № 19

Игра со зрителями в рифмы.

Стихотворение «Мама»

(читают мальчики 5 класса)

Я так люблю тебя!

Мне нужно, чтобы ты

И в час и в день любой

Всегда была со мной.

Я так люблю тебя,

Что и сказать нельзя!

Но не люблю, когда

В слезах твоих глаза.

Я так тебя люблю!

Хоть обойди весь свет,

Тебя красивей нет,

Тебя нежнее нет.

Добрее нет тебя,

Любимей нет тебя.

5. Конкурс «Поварята»

Слайд № 20

Задание. Сделать нарезку из овощей.

                Девочки выполняют задание.

Слайд № 21-22

Зрители отгадывают кроссворд «Овощи», участвуют в конкурсах.

6.   Конкурс «Юные Модели»

Слайд № 23

Задание. Демонстрация сшитых девочками изделий.

Зрители отгадывают загадки, участвуют в конкурсах.

III. Подведение итогов. Награждение. Вручение дипломов, подарков, призов.

Слайд № 24

Всем спасибо за вниманье,

За задор, весёлый смех!

За улыбки, пониманье –

Это наш большой успех.

Приложение

  1. Оформление зала: шторы, плакаты, цветы, шары, ковёр.
  2. Оборудование: АРМ, записи песен и музыки, фотоаппарат.
  3. Предметы для конкурсанток (парикмахерские принадлежности, куклы и вещи для них, продукты для нарезки).
  4. Дипломы, ленты, корона, подарки, сувениры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА г. Снежинск Учитель МС(К)ОУ C( К ) ОШ № 128 Сибогатулина Н.И. г. Челябинск - 2010 ГОУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Кафедра специального (коррекционного) образования

Слайд 2

Основные задачи обучения и воспитания специальной (коррекционной) школы: подготовка воспитанников к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей; сообщение воспитанникам определенной системы знаний по тому или иному виду труда ; формирование соответствующих профессионально-трудовых компетенций; воспитание ряда нравственных, личностных качеств, обеспечивающих подлинное, достаточно успешное включение воспитанников в производительный труд.

Слайд 3

Актуальность опыта В основе моего опыта лежит теория Л.С. Выготского, согласно которой относительно сложные виды психической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и необходимо развивать в процессе обучения. Поэтому я считаю необходимым не ограничиваться использованием сохранившихся способностей воспитанниц на уроках швейного дела, а стараюсь обеспечить рост фонда этих способностей, прежде всего за счёт развития "ущербных" сторон.

Слайд 4

Специальность швея - мотористка приемлема для моих воспитанниц по следующим причинам: д оступность профессии, так как длительное время выполняется одна или несколько операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка, отсюда качество работы, скорость, выполнение нормы и как следствие заработок; рабочее место швеи – мотористки находится в цехе большого предприятия на виду всего коллектива. Это положительно действует на моих выпускниц: они общаются с товарищами по работе, участвуют в общественной жизни, бывают на экскурсиях, что создает перспективы не только для профессионального, но и для духовного роста; овладение элементарными навыками пошива изделий (постельное белье, ночные сорочки, халаты и т.д.) необходимых для дальнейшей жизни девочек; для дополнительного заработка (выпускницы нашей школы выполняют заказы для населения).

Слайд 5

Обучение воспитанниц швейному делу направлено на достижение следующих целей : создание условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленные на социализацию и интеграцию их в общество; развитие качеств личности обучающихся, необходимых для успешного участия в производительном труде, коррекция недостатков их психофизического развития; применение знаний и умений в области трудовой деятельности по швейному производству для расширения возможностей обучающихся, воспитанников при работе на предприятиях, а также для оформления их собственного быта и самообслуживания.

Слайд 6

При обучении воспитанниц швейному делу мною ставятся задачи : формирование умения планировать свою работу, анализировать свои действия и их результаты; освоение технологии пошива простейших изделий, построения чертежей; коррекция и развитие психических процессов; воспитание культуры труда; формирование практических навыков, применяемых самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях.

Слайд 7

РАЗВИТИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ 1. Развитие внимания 2. Развитие умения планировать работу 3. Развитие восприятия на основе упражнений на сравнение 4. Развитие мелкой моторики 5. Развитие речи

Слайд 8

Развитие внимания Приемы Мотивационные: Постановка цели; Показ практической значимости; Показ результатов труда Стимулирующие: убеждение; одобрение; поощрение Упражнения на развитие произвольного внимания Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка, поэтому я развиваю внимание обучающихся регулярными упражнениями, включая их в учебно-трудовую деятельность.

Слайд 9

Развитие умения планировать работу Беседа с опорой на образец Использование предметно-технологической карты Эвретическая беседа – эффективный метод Наводящие вопросы Описание по плану или по опорным словам Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Любая трудовая деятельность включает предварительные этапы, когда происходит всесторонний анализ, и намечаются перспективы.

Слайд 10

Развитие восприятия на основе упражнений на сравнение Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Сравнение по принципу сходства Использование карточек-тестов Карточки по различным темам Введение третьего объекта с резко отличительными признаками Сравнение по принципу отличия

Слайд 11

Развитие мелкой моторики Приемы Пальчиковая гимнастика Физ. минутки, музыкальные паузы Специальные упражнения для развития точных движений пальцев Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении швейному делу большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук.

Слайд 12

Развитие речи Приемы: побуждение учениц к самостоятельным высказываниям о проделанной работе; обсуждение образца предстоящей работы и сравнение образца с изделием; планирование предстоящей работы и запись порядка операций; взаимное инструктирование воспитанниц и взаимная проверка работы; обсуждение готовой работы; обучение умению написать к готовому изделию краткую аннотацию. Программа по профессионально – трудовому обучению построена концентрически, с естественным усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов, поэтому я применяю различные виды инструктажа: словесные, письменные, графические и их сочетания.

Слайд 13

РЕЗУЛЬТАТЫ МОЕЙ РАБОТЫ В течение последних пяти лет я работаю над темой "Коррекция и развитие познавательных процессов и навыков в трудовой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела». Моя цель – необходимость подготовки и адаптации девочек к самостоятельной жизни в социуме, помочь им осознать свою женскую роль в этой жизни, роль созидательности своего дома, хранительницы очага, красоты, традиций.

Слайд 14

Результаты усвоения программы Класс Кол-во обучающихся Предмет 5 4 3 2 За 2008-2009 уч. год Качеств. успев-ть, % Абсолют. успев-ть, % 5 6 9 10 10 2 3 2 1 1 ПТО (ШД) ПТО (ШД) ПТО (ШД) ПО (ШД) ПО (ОШД) 2 1 2 - - - 2 - 1 1 - - - - - - - - - - 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 итого 9 5 4 - - 100 100

Слайд 15

Данные результатов успеваемости за период 2006 - 2009гг . Учебный год Класс Кол-во обучающихся Качеств. успеваемость, % Абсолют. успеваемость, % 2006 - 2007 7 8 11 2 2 2 100 100 50 100 100 50 2007 - 2008 5 8 9 3 2 2 100 100 50 100 100 100 2008 - 2009 5 6 9 10 11 2 2 2 2 1 (ОШД) 100 100 100 100 - 100 100 100 100 100

Слайд 16

Результаты государственной (итоговой) аттестации в % Учебный год Кол-во обучающихся «5» «4» «3» 2005 – 2006 2 100 - - 2006 – 2007 1 100 - - 2007 – 2008 2 50 50 - 2008 – 2009 2 100 - -

Слайд 17

Участие в педсоветах, педчтениях, методобъединениях № п/п Форма представления опыта Тема Уровень (школьный, муниципальный, региональный) Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Выступление Подготовка доклада в творческой группе Доклад и открытый Урок Выступление Подготовка доклада в творческой группе Выступление Подготовка доклада, открытый урок Выступление Выступление Анализ работы ШМО учителей технологии за 2006-2007 учебный год Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Реализация коррекционной направленности на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида Анализ работы ШМО учителей технологии за 2007-2008 учебный год Портфолио учителя как результат его компетентностно-ориентированной деятельности «Реализация национально-регионального компонента (НРК) на уроках технологи» «Компетентностно ориентирванный подход в образовании обучающихся как средство их социализации в общество» «Реализация национально-регионального компонента (НРК) на уроках технологии» Клинико-психологическая характеристика умственно отсталого подростка Школьный педсовет Школьные педчтения Школьный педсовет Школьный педсовет Школьные педчтения Школьное МО Региональный семинар Городское заседание ГМО Школьное МО 30.08.2007 09.01.2008 31.03.2008 29.08.2008 29.12.2008 25.01.2009 14.03.2009 27.03.2009 10.12.2009

Слайд 18

Открытые уроки с использованием инновационных технологий Тема урока Дата проведения Класс Уровень «Наволочка с клапаном. Обработка поперечных срезов» 19.02.2008 5 Школьный «Производство хлопчатобумажной ткани» 01.02.2009 6 Городской «Головные уборы. Снятие мерок» 23.04.2009 6 Региональный

Слайд 19

Результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, выставках № п/п Ф.И. участника Класс Дата участия Конкурс Уровень Результат 1 Утебаева Л. Медведева Т. Метляева Е Каримова А. 9 8 8 7 Май 2007 Выставка «Тебе любимый город, творчество наших рук» Городской I место II место II место III место 2 Рафикова Е 9 Декабрь 2008 Выставка «Новогодняя сказка» Городской I место 3 Группа обучающихся 4-10 Декабрь 2009 Выставка «Новогодняя сказка» Городской 4 Команды: «Стамеска» «Молоток» 7-10 Март 2007 Праздник труда «Где труд, там и счастье» Школьный 5 Горох О. Самойлова К. Андреева К. 5 5 5 Март 2008 Трудовая олимпиада «Маленькая швея» Школьный I место II место III место 6 Утебаева Л. Рафикова Е. Медведева Т. Метляева Е. 10 8 9 9 Март 2008 Трудовая олимпиада «Маленькая швея» Школьный I место II место III место IV место 7 Группа обучающихся 6-9 Март 2008 Экскурсия на швейную фабрику «Горизонт» Городской 8 Утебаева Л. Рафикова Е. Каримова А. 11 9 9 Март 2009 Конкурс «Мисс Весна 2009» Школьный Номинация: «Мисс Весна» «Мисс Очарованье» «Мисс Красавица» 9 Группа обучающихся 6-11 Декабрь 2009 Экскурсия г. Сысерть на Фарфоровую фабрику Региональный 10 Жукова Н. 4 Декабрь 2009 Выставка «Новогодняя сказка» Городской III место

Слайд 20

Я уверена, что в каждодневной окружающей нас жизни трудовая деятельность есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением трудовому процессу человека. Трудовая деятельность везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Поэтому я пришла к выводу, что именно мои уроки могут решать проблему коррекции и развития познавательных процессов и навыков в трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают ма...

Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

В данной статье представлены игры и упражнения, которые могут использовать родители для занятий с ребёнком дома....

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Занимательные задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ...

Компекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

Уровень развития внимания и памяти учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при ...

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема "Весна- красна!"...

Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР

Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР ...