Конспект занятия по развитию речи "Части тела"
план-конспект по теме

Шевчук Людмила Викторовна

Занятие знакомит  детей с частями тела человека; учит образовывать существительные множественного числа; учит составлять предложения на наглядном материале; учит различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закрепляется словарь по данной теме; развивается  внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chasti_tela.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.

Конспект  занятия в старшей группе.

Лексическая тема  «Части тела»

Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением людей, туалетные принадлежности; раздаточный материал — конверты для каждого ребенка с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дефектолог  выставляет ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают (последовательность картинок меняется несколько раз).

Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом? (Люди, человек.)

Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о себе.)

Дефектолог показывает рисунок человека.

—Как называется самая большая часть тела человека? (Туловище.) Дефектолог показывает, где находятся грудь, живот, спина, затем загадывает загадки:

1. У зверюшки — на макушке, А у нас — ниже глаз. (Уши)

Для чего нужны уши?

2. Два Егорки живут возле горки, Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза.)

—Для чего нужны глаза?

3. Он бывает самым разным: Добрым, вредным, Гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

Для чего нужен нос?

А еще у человека есть лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок.

(Дети на себе показывают названные части лица.)

2. Дидактическая игра «Один — много»

Ухо — уши, шея — ... , глаз — ... , волос — ... , голова — ... , ноздря — ... , подбородок — ... , бровь — ... , лицо — ... , нос — ..., рот— ..., локоть — ... .

3. Физкультминутка

Девочки и мальчики

Дети прыгают на месте,

Прыгают, как мячики.

Ножками топают - топают,

Ручками хлопают - хлопают,

Головками кивают - кивают,

И тихо приседают - медленно приседают.

Ребята, чем вы сейчас хлопали? (Руками.)

Покажите правую руку, левую.

Дефектолог называет части руки, а дети показывают на себе (пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо).

—Чем вы топали? (Ногами.) Проводится аналогичная работа.

4. Дидактическая игра «Подбери слова» Дефектолог поочередно задает детям вопросы:

Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие и т.д.).

Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блестящие и т.д.)

Какие у тебя нос, рот, уши? (Проводится аналогичная работа.)

5. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? (О неряхе, грязнуле.)

Что надо делать, чтобы быть чистым? (Умываться, мыть руки, тело и т.д.)

Покажите, как это надо делать.

Дети встают друг за другом и имитируют движения, показывая, как они умываются, моют руки, ноги и другие части тела.

— Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Для этого надо ежедневно мыть руки, причесываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь.

6. Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д.

Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.

Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т.д.

7. Учебное задание — составь фигуру человека

8. Итог занятия

Дети по «цепочке» называют основные части тела человека.

Материал для закрепления

I. Повторить названия частей тела и уметь называть и показывать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.

И. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Составление предложений по данной теме с предлогами: на, в, за, между, около, перед.

2.Образование существительных множественного числа. Например: ухо — уши, шея — шеи и т.д.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: нос — носик, рот — ротик и т.д.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой — маленький, высокий — низкий, тонкий — толстый, длинный — короткий.

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

 Учитель-дефектолог Шевчук Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Где моя мама?"

Методическая разработка занятия по развитию речи в  младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи"Как мы лечили петушка"

Программные задачи: Закрепить знание домашних животных и птиц. Развивать правильную артикуляцию при звукоподражении голосам животных. Активизировать в речи слова; петушок, гусь, овечка, собачка, куроч...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе по теме" Звуки К-КЬ"

Конспект занятия в старшей группе по разфитию фонетической стороны речи...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....

Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии

Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР по теме "Части тела"

laquo;Части тела».Задачи:Пополнение словарного запаса по теме «Части тела».Образование существительных множественного числа.Знакомство с многозначными словами.Необходимый материал :...