рабочая программа профориентация (27/11/15)
рабочая программа (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПояснПояснительная записка
Программа по профориентации разработана на основе государственных программ
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004.
Приказ Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241 "О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы
Концепция программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Цели и задачи, содержание и организация преподавания курса
Задачи курса. Курс Технология «Профессиональная ориентация» призван помочь учащимся в их профессиональном самоопределении, устройстве будущей карьеры.
- Основные задачи курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда; развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
- Содержание и организация преподавания курса. Курс включает в себя теоретическую и практическую части.
■ Развивающая психологическая диагностика. Программа курса ориентирована на освоение учащимися нового типа знания — знания о самом себе.
Развивающая психологическая диагностика предполагает использование в рамках курса комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность:
получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры);
развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).
Профессиональные пробы рассматриваются как диагностические и развивающие процедуры, так как, с одной стороны, структура проб содержит диагностическую часть, где с помощью психофизиологических методов определяется выраженность профессионально важных качеств, а с другой — практический этап проб, позволяющий как бы примерить на себя различные виды профессиональной деятельности и способствующий адекватному формированию и развитию образа «Я» в профессии.
Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования образа «Я» в профессии и профессионального самосознания, органически соотносясь с содержанием изучаемого материала.
Программа развивающей психологической диагностики охватывает шесть психологических сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности, и ориентирована на их диагностику:
психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы);
мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии);
характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности: к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);
эмоционально-волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);
интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности и своеобразия интеллектуальной деятельности);
социально-психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).
Идея развивающей психологической диагностики реализуется в форме лабораторно-практических занятий, включающих четыре основных этапа:
сообщение учащимся системы сведений об определенном психологическом свойстве в контексте требований профессионального труда;
применение достаточно простых психологических процедур, обеспечивающих выявление данного свойства и оценку его выраженности;
использование развивающих процедур, позволяющих учащимся выполнить упражнения по развитию соответствующего свойства;
обсуждение рекомендаций относительно путей совершенствования данного свойства и условий его реализации в реальных жизненных и профессиональных ситуациях.
Интерпретация результатов психологического обследования не допускается в терминах «хороший», «плохой». Учащимся сообщается о том, что соответствующая форма работы предназначена только для выявления индивидуальных различий, которые характеризуют своеобразие каждого человека.
Вся информация о результатах психологического обследования «возвращается» к школьнику за счет самообработки результатов выполнения заданий и их последующего самостоятельного оценивания и анализа на основе общего комментария. Потребителем информации выступает исключительно каждый конкретный учащийся.
Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом: техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиографическими понятиями (например: технологический процесс, автоматизированная система управления, ведущие отношения личности, профессионально важные качества, профессия, специальность и т. п.). Этот метод в сочетании с демонстрацией таблиц, диаграмм, технологического оборудования, инструментов можно также применять для изложения последовательности выполнения трудовых операций в ходе профессиональных проб.
■ Оценка знаний.
Сформированность знаний по содержанию конкретных понятий оценивается по обычной пятибалльной системе.
■ Диагностика и самооценка. В ходе занятий часто возникают откровенные беседы учителя с подростками, когда они рассказывают о своих профессиональных планах, стремлениях.
Решить эту проблему помогает рабочая тетрадь по предмету, который является органической частью курса, системообразующей и интегрирующей другие его составляющие — когнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств).
Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в тетради, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры.
Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, заполнив тетрадь, получают свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
Предполагается, что более детальное изучение психологических качеств школьника в соответствии с требованиями избираемой профессии может быть проведено в ходе индивидуальной консультации и профконсультационных часов.
Календарно-тематическое планирование курса «Профориентация» в параллели 9-х классов.
№ п/п | Тема урока, раздел | Количество часов | Тип урока , формы и виды работ | Формы и методы контроля | сроки | примечание |
1 | Знакомство с «Образовательной картой Калининграда и Калининградской области» | 1 | Знакомство с курсом | |||
2 | Внутренний мир человека и возможности его поведения | 1 | Дискуссия о взаимосвязи знаний о себе и успешности деятельности человека | Вопросы | ||
3 | Многообразие мира профессий. Типичные ошибки при выборе профессии | 1 | Раскрытие понятий: профессиональные намерения, интересы, склонности. Выявлять отличия интересов от склонностей | Вопросы | ||
4 | Секрет выбора профессии («хочу. могу. надо» ) | 1 | Изучение понятия профессиональная пригодность Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья при выборе профессии | Вопросы | ||
5 | Склонность и интересы в профессиональном выборе | 1 | Работа в группах «Критерии профессиональной пригодности» Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья для соискателей на различные профессии | Вопросы | ||
6 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек» | 1 | Изучение понятий профессиональной пригодности и профессионально важных качеств Выявлять различия между ПП и ПВК | вопросы | ||
7 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек» | 1 | Изучение свойств НС, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, значение в профессиональной деятельности Иметь представление о влиянии типов НС на проф.деятельность. | Вопросы | ||
8 | Заочная экскурсия в учебные заведения | 1 | Изучение понятия темперамент, его типы и свойства Уметь различать виды темперамента | Вопросы | ||
9 | Заочная экскурсия в учебные заведения | 1 | Особенности профессиональной деятельности Иметь представление об особенностях в разной профессиональной деятельности | Вопросы | ||
10 | Заочная экскурсия в учебные заведения | 1 | Тестирование с целью определения типа темперамента Уметь охарактеризовать свой тип темперамента | Вопросы | ||
11 | Заочная экскурсия в учебные заведения | 1 | Обобщение пройденного материала, работа в группах Определять разницу между ПИ, ПС, ПВК, а также между типами темперамента | Практическое задания | ||
12 | Заочная экскурсия в учебные заведения | 1 | Формирование характера, черты характера в профессиональной деятельности Влиянии характера на профессиональную деятельность | Вопросы | ||
13 | Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию | 1 | Изучение понятий Эмоции, Чувства, Настроение Выявление различий между тремя изученными понятиями | Вопросы | ||
14 | Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию | 1 | Изучение понятия способностей, виды способностей Выявлять различия между общими и специальными способностями | Вопросы | ||
15 | Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию | 1 | Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей Уметь описывать свои способности и склонности | Вопросы | ||
16 | Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию | 1 | Определение понятия «общение», виды Общения, конфликт Иметь представление о понятии «общение» | Вопросы | ||
17 | Возможности личности в профессиональной деятельности. | 1 | Тестирование по методике Томаса, КОС, демонстрационное упражнение. Определять тип поведения в конфликте | Практическое задание | ||
18 | Социальные проблемы труда («надо») , (работа с вопросами) | 1 | Обобщение пройденного материала, работа в группах Иметь представление о типах эмоциональных состояний, способностях и типах поведения в конфликтных ситуациях | Вопросы | ||
19 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 1 | Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде Иметь представление о многообразии и изменчивости мира профессий | Вопросы | ||
20 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 1 | Обсуждение подготовленных рефератов Иметь представление о истории развития некоторых профессий | Вопросы | ||
21 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника» | 1 | Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование Индивидуальный план выбора профессии | Беседа | ||
22 | Темперамент в профессиональном становлении личности | 1 | Изучить различные виды разделения труда, специализации трудовых функций. Иметь представление о содержании и характере труда | вопросы | ||
23 | Темперамент в профессиональном становлении личности | 1 | Сформировать представление учащихся об основных психологических проф. деятельности Уметь анализировать профессиональную деятельность | Вопросы | ||
24 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек природа» | 1 | Дать представление о социально-экономических условиях профессионального труда Иметь представление о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу | Вопросы | ||
25 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек природа» | 1 | Дать представление о наиболее востребованных и перспективных профессиях в регионе Иметь представление о тенденциях Московском рынке труда | Вопросы | ||
26 | Человек в новых социально- экономических условиях | 1 | Викторина «Мир профессией» Иметь представление о многообразии мира профессий | Беседа | ||
27 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек знаковая система» | 1 | Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование Индивидуальный план выбора профессии | Беседа | ||
28 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу (беседа) | 1 | Дать определение понятию карьера, изучить виды карьеры Иметь представление о видах карьеры | Вопросы | ||
29 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек художественный образ» | Изучение понятия профессиональной пригодности Иметь представление о влиянии профессиональной деятельности на состояние здоровья человека | Вопросы | |||
30 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек художественный образ» | 1 | Основные правила подготовки к собеседованию и телефонным переговорам Иметь представление о основных правилах ведения переговоров | Вопросы | ||
31 | Составление личностного профессионального плана | 1 | Определить цели составления резюме, виды и правила написания Понимать цели составления резюме | Вопросы | ||
32 | Посещение выставок «Балтик – Экспо» | 1 | Изучить основные законы делового стиля Знать основы делового стиля в одежде | Вопросы | ||
33 | Посещение выставок «Балтик – Экспо» | 1 | Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование Индивидуальный план выбора профессии | Беседа | ||
34 | Посещение выставок «Балтик – Экспо» | 1 | Обобщение материала Оперировать основными понятиями по пройденному курсу | Беседа |
Используемая литература.
- Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Акадения», 2002.
- Выбор профессии: Становление профессионала. _ М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003
- Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии/. – М.: «Генезис», 2003
- И.В. Спирин, И.И. Пищекова, М.И. Спирина. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Транспорт: учебн. пособие для учащихся/. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
- Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002
- Н.Н. Васильев, Е.А. Васильева/. Технология профессионального общения. – Ярославль.:Издательство «Ресурс»,1997
- Н. В. Самоукина. Психология профессиональной деятельности. 2-изд./. – СПб.: Питер, 2003.
- Настольная книга практикующего психолога: Учебн. пособие: в 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС – ПСРЕСС, 2002
- Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов. Высш. Пед. Учеб. Заведений. _ М.: Издательский центр «Академия», 2004
- С.Н, Чистякова, Н.Ф. Родичев. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии. Программа с методическими указаниями для учитилей 9 класса /– М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
- С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканова; под ред. С.Н. Чистяковой. Твоя профессиональная карьера: методика: дидакт. Материалы: кн. для учителя /. – М.: Просвещение
- С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканова; под ред. С.Н. Чистяковой. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя . – М.: Просвещение
- С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии: учебн. пособие для для учащихся/М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
- С.Н. Чистякова. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методичесое пособие для учителя 1-11 классов/. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Профориентация» для 9-го класса
Цели курса:актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда,...
Рабочая программа по профориентации
Программа разработана для преподавания курса "Профориентация" или "Ориентиры в мире профессий" в 9-10х классаш школы....
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"
Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....
Рабочие программы «Профориентация» для учеников 7 класса, 8 класса
Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к п...
Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...