Рабочая программа по профориентации
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Программа разработана для преподавания курса "Профориентация" или "Ориентиры в мире профессий" в 9-10х классаш школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса  «Профориентация» в параллели  9-х классов.


п/п

Тема урока

Основное содержание по теме

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание


Дата проведения


Классы

1


Вводное занятие


Знакомство с курсом

Без домашнего задания

2

Представление о себе и выборе профессии

Дискуссия о взаимосвязи знаний о себе и успешности деятельности человека

Вопросы

Без домашнего задания

3

Интересы, склонности в профессиональном выборе

Раскрытие понятий: профессиональные намерения, интересы, склонности.

Выявлять отличия интересов от склонностей

Вопросы

Повторение пройденного

4

Возможности личности в профессиональной деятельности

Изучение понятия профессиональная пригодность

Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья при выборе профессии

Вопросы

Повторение пройденного

5


Практическое занятие


Работа в группах «Критерии профессиональной пригодности»

Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья для соискателей на различные профессии


Вопросы


Без домашнего задания

6

Понятие Профессиограмма, ПВК

Изучение понятий профессиональной пригодности и профессионально важных качеств

Выявлять различия между ПП и ПВК

вопросы

Повторение пройденного

7

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Изучение свойств НС, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, значение в  профессиональной деятельности

Иметь представление о влиянии типов НС на проф.деятельность.

Вопросы

Повторение пройденного

8

Темперамент в профессиональном становлении

Изучение понятия  темперамент, его типы и свойства

Уметь различать виды темперамента

Вопросы

Повторение пройденного

9

Темперамент в профессиональной деятельности

Особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности

Иметь представление об особенностях проявления темперамента в разной профессиональной деятельности

Вопросы

Повторение пройденного

10

Практическое занятие по теме Темперамент

Тестирование с целью определения типа темперамента

Уметь охарактеризовать свой тип темперамента

Вопросы

Без домашнего задания

11

Практическое занятие по пройденному материалу

Обобщение пройденного материала, работа в группах

Определять разницу между ПИ, ПС, ПВК, а также между типами темперамента

Практическое задания

Без домашнего задания

12

Характер в профессиональной деятельности

Формирование характера, черты характера в профессиональной деятельности

Влиянии характера на профессиональную  деятельность

Вопросы

Повторение пройденного

13

Эмоциональное становление личности

Изучение понятий Эмоции, Чувства, Настроение

Выявление различий между тремя изученными понятиями

Вопросы

Повторение пройденного

14

Способности в профессиональной деятельности

Изучение понятия способностей, виды способностей

Выявлять различия между общими и специальными способностями

Вопросы

Повторение пройденного

15

Практическое занятие по теме Способности

Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей

Уметь описывать свои способности и склонности

Вопросы

Без домашнего задания

16

Понятие «Общение»

Определение  понятия «общение», виды Общения, конфликт

Иметь представление о понятии «общение»

Вопросы

Повторение пройденного

17

Практическое занятие по теме «Общение»

Тестирование по методике Томаса, КОС, демонстрационное упражнение.

Определять тип поведения в конфликте

Практическое задание

Повторение пройденного


18

Практическое занятие по пройденному материалу


Обобщение пройденного материала, работа в группах

Иметь представление о типах эмоциональных состояний, способностях и типах поведения в конфликтных ситуациях


Вопросы

Без домашнего задания




19

Многообразие мира профессий

Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде

Иметь представление о многообразии и изменчивости мира профессий

Вопросы

Подготовить доклад о интересующей профессии

20

Практическое занятие по теме Многообразие мира профессий

Обсуждение подготовленных рефератов

Иметь представление о истории развития некоторых профессий

Вопросы

Без домашнего задания

21

Профконсультационный час

Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование

Индивидуальный план выбора профессии

Беседа

Без домашнего задания

22

Разделение труда, содержание и характер труда

Изучить различные виды разделения труда, специализации трудовых функций.

Иметь представление о содержании и характере труда

вопросы

Повторение пройденного

23

Анализ профессий (практическое занятие)

Сформировать представление учащихся об основных психологических проф. деятельности

Уметь анализировать профессиональную деятельность

Вопросы

Повторение пройденного

24

Человек на рынке труда

Дать представление о социально-экономических условиях профессионального труда

Иметь представление о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу

Вопросы

Выписать требования к соискателям одной профессии

25

Изучение рынка труда Москвы

Дать представление о наиболее востребованных и перспективных профессиях в регионе

Иметь представление о тенденциях Московском рынке труда

Вопросы

Без домашнего задания

26

Практическое занятие

Викторина «Мир профессией»

Иметь представление о многообразии мира профессий

Беседа

Без домашнего задания

27

Профконсультационный час

Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование

Индивидуальный план выбора профессии

Беседа

Без домашнего задания

28

Планирование профессиональной карьеры карьеры

Дать определение понятию карьера, изучить виды карьеры

Иметь представление о видах карьеры

Вопросы

Повторение пройденного

29


Профкарьера и здоровье


Изучение понятия профессиональной пригодности

Иметь представление о влиянии профессиональной деятельности на состояние здоровья человека


Вопросы


Повторение  пройденного

30

Собеседование, телефонные переговоры

Основные правила подготовки к собеседованию и телефонным переговорам

Иметь представление о основных правилах ведения переговоров

Вопросы

Повторение  пройденного

31

Резюме, виды и правила составления

Определить цели составления резюме, виды  и правила написания

Понимать цели составления резюме

Вопросы

Повторение  пройденного

32

Основы делового стиля

Изучить основные законы делового стиля

Знать основы делового стиля в одежде

Вопросы

Повторение  пройденного

33

Профконсультационный час

Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование

Индивидуальный план выбора профессии

Беседа

Без домашнего задания

34

Подведение итогов

Обобщение материала

Оперировать основными понятиями по пройденному курсу

Беседа

Без домашнего задания

Педагог-психолог           Цветова М.И.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №

от «__» ______________201_г.

Согласовано

Зам. дир. по УВР

____________________

____________________

от «__» ___________201_г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №.

«____» _____________ 201__ г.


                                                                                                                   

                                                                                                                         

   

   

                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

______________Профессиональная ориентаци__________

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

ДЛЯ  ___________КЛАССА

НА 201_ /201_ УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

_____________________ ___

 

  _________________________

 

201_ год

Нормативно-правовая основа рабочей программы:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»
  2.     Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004.
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241 "О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  5. Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241).
  6. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
  7. Типовые положения об общеобразовательном учреждении; утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г.. № 196; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года  № 854.
  8. Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.2001 г. № 919).
  9. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18.07.2002 г. № 2783.
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"". Опубликовано 16 марта 2011 г. Вступает в силу 1 сентября 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993.
  11. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях» от 01.06.2001 г. № 22-06-770.
  12. Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14
    "Об общем образовании в городе Москве" (с изменениями от 28 декабря 2005 г., 28 мая, 17 сентября 2008 г., 16 сентября, 9 декабря 2009 г., 26 мая, 13 октября 2010 г.).
  13. Приказ Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 г. № 958.
  14. Приказ Департамента образования г. Москвы от 04.05.2011 № 327 «О внесении изменений в Приказ Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 г. № 958».
  15. Московский региональный базисный учебный план (Приказ Департамента Образования города Москвы «Об утверждении новой редакции Московского базисного учебного плана» от 11 мая 2010 г. № 958.
  16. Письмо министерства образования и науки  РФ 27 апреля 2007 г. N 03-898 «О методических рекомендациях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
  17. Учебный план Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2009 на 2011-2012 учебный год.
  18. Годовой календарный график Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2009 на 2011-2012 учебный год.
  19. Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии. Срок действия лицензии: до 11 апреля 2012 г. Свидетельство о государственной аккредитации ГА 000464 от 18 мая 2007 г.

1. Задачи, содержание и организация преподавания курса

Задачи курса. Курс Технология «Профессиональная ориентация» призван помочь учащимся в их профессиональном самоопределении, устройстве будущей карьеры.

  • Основные задачи курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда; развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
  • Содержание и организация преподавания курса. Курс включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть содержит психологическую составляющую — изучение образа «Я» — и профессиоведческую составляющую — изучение мира труда и профессий.

В ходе изучения теоретической части курса школьники получают представление о богатстве внутреннего, психологического мира человека и многообразии мира профессий, что обеспечивает им возможность непосредственно охарактеризовать образ «Я» и составить личную программу профессионального самосовершенствования.

  • Первый цикл тем посвящен «секретам» выбора профессии, которые анализируются с точки зрения трех аспектов: «ХОЧУ» (профессиональные намерения), «МОГУ» (возможности личности), «НАДО» (социальные проблемы труда). Это помогает учащимся познакомиться с требованиями к современному профессионалу в новых социально-экономических условиях.
  • Второй цикл представлен темами, характеризующими признаки профессиональной деятельности. Учащиеся знакомятся с психологическими ресурсами личности (психофизиологические особенности, эмоциональные, волевые, интеллектуальные и коммуникативные качества) применительно к различным типам профессий.
  • Третий, завершающий цикл тем служит осознанию школьниками неисчерпаемости человеческих ресурсов, пониманию идеи самореализации, необходимых для устройства будущей профессиональной карьеры.

Практическая часть курса представлена профессиональными пробами.

Профессиональные пробы проводятся по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: человек — природа (Ч — П), человек — техника (Ч — Т), человек — человек (Ч — Ч), человек — знаковая система (Ч — 3), человек — художественный образ (Ч — X).

Таким образом, основой организации и содержания курса является побуждение учащихся к деятельности, ее регуляция по достижении поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием и, как результат, осознание школьником себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности.

2. Методы и формы обучения

■ Развивающая психологическая диагностика. Программа курса ориентирована на освоение учащимися нового типа знания — знания о самом себе.

Развивающая психологическая диагностика предполагает использование в рамках курса комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность:

получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры);

развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

Профессиональные пробы рассматриваются как диагностические и развивающие процедуры, так как, с одной стороны, структура проб содержит диагностическую часть, где с помощью психофизиологических методов определяется выраженность профессионально важных качеств, а с другой — практический этап проб, позволяющий как бы примерить на себя различные виды профессиональной деятельности и способствующий адекватному формированию и развитию образа «Я» в профессии.

Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования образа «Я» в профессии и профессионального самосознания, органически соотносясь с содержанием изучаемого материала.

Программа развивающей психологической диагностики охватывает шесть психологических сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности, и ориентирована на их диагностику:

психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы);

мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии);

характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности: к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);

эмоционально-волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);

интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности и своеобразия интеллектуальной деятельности);

социально-психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).

Идея развивающей психологической диагностики реализуется в форме лабораторно-практических занятий, включающих четыре основных этапа:

сообщение учащимся системы сведений об определенном психологическом свойстве в контексте требований профессионального труда;

применение достаточно простых психологических процедур, обеспечивающих выявление данного свойства и оценку его выраженности;

использование развивающих процедур, позволяющих учащимся выполнить упражнения по развитию соответствующего свойства;

обсуждение рекомендаций относительно путей совершенствования данного свойства и условий его реализации в реальных жизненных и профессиональных ситуациях.

Интерпретация результатов психологического обследования не допускается в терминах «хороший», «плохой». Учащимся сообщается о том, что соответствующая форма работы предназначена только для выявления индивидуальных различий, которые характеризуют своеобразие каждого человека.

Вся информация о результатах психологического обследования «возвращается» к школьнику за счет самообработки результатов выполнения заданий и их последующего самостоятельного оценивания и анализа на основе общего комментария. Потребителем информации выступает исключительно каждый конкретный учащийся.

Использование методов развивающей психологической диагностики предполагает неукоснительное соблюдение правил этики педагогом, ведущим занятия с учащимися.

Результаты индивидуальной диагностики заносятся в рабочую тетрадь.

■ Традиционные методы. Одним из наиболее широко применяемых в преподавании курса методов является беседа. Она позволяет учителю при изложении нового материала опираться на жизненный опыт школьников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. Рассказ может применяться, чтобы подкрепить учебную информацию примерами из жизни, истории, художественной литературы.

Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом: техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиографическими понятиями (например: технологический процесс, автоматизированная система управления, ведущие отношения личности, профессионально важные качества, профессия, специальность и т. п.). Этот метод в сочетании с демонстрацией таблиц, диаграмм, технологического оборудования, инструментов можно также применять для изложения последовательности выполнения трудовых операций в ходе профессиональных проб.

К объяснительно-иллюстративным методам обучения относится и лекция. Возможно предусмотреть небольшие лекции по темам: «Современный рынок труда и его требования к профессионалу», «Пути получения профессии», «Внутренний мир человека и возможности его познания», «Основные признаки профессиональной деятельности»:

В ходе преподавания целесообразно применять средства наглядности: таблицы, схемы, фотографии рабочих мест, компьютерные средства.

■ Информационно-поисковые методы. Кроме традиционных методов, на занятиях по курсу должны широко использоваться информационно-поисковые методы.

Метод проблемного изложения. При решении проблем у школьников формируется умение видеть проблему в целом (для страны, отрасли, города или села) и переносить имеющиеся знания в новую ситуацию.

Метод учебного диспута открывает широкие возможности для активного познавательного поиска.

Методы организации исследовательской деятельности способствуют формированию познавательной активности учащихся. Эти методы используются, например, при составлении развернутой формулы профессиональной деятельности.

■ Формы обучения. Основной формой организации учебной работы по курсу является занятие (урок). На занятии педагог помогает учащимся освоить систему знаний о закономерностях, принципах, методах диагностики, развитии образа «Я», современном мире труда и профессий, об особенностях рынка труда, последовательно способствует формированию обоснованного профессионального самоопределения.

При изучении материала, как правило, используются разнообразные виды деятельности учащихся и учителя, вследствие чего занятия чаще всего носят комплексный, комбинированный характер.

Программой предусмотрены профконсультации учащихся. Поэтому консультации учащихся с целью оказания им помощи по формированию профессиональных планов могут быть проведены и во внеурочное время.

3. Контроль знаний учащихся

■        Оценка знаний.

Сформированность знаний по содержанию конкретных понятий оценивается по обычной пятибалльной системе.

■        Диагностика и самооценка. В ходе занятий часто возникают откровенные беседы учителя с подростками, когда они рассказывают о своих профессиональных планах, стремлениях.

Решить эту проблему помогает рабочая тетрадь по предмету, который является органической частью курса, системообразующей и интегрирующей другие его составляющие — когнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств).

Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в тетради, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры.

Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, заполнив тетрадь, получают свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Предполагается, что более детальное изучение психологических качеств школьника в соответствии с требованиями избираемой профессии может быть проведено в ходе индивидуальной консультации и профконсультационных часов.

4. Планирование занятий

Занятия проводятся в 9-х классах по 1ч. в неделю. В классе, в форме  лекций, бесед, дискуссий, игр; практические занятия предполагают выполнение диагностических методик с последующим их анализом.

Ресурсное обеспечение.

  1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Акадения», 2002.
  2. Выбор профессии: Становление профессионала. _ М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003
  3. Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии/. – М.: «Генезис», 2003
  4. И.В. Спирин, И.И. Пищекова, М.И. Спирина. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Транспорт: учебн. пособие для учащихся/. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
  5. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002
  6. Н.Н. Васильев, Е.А. Васильева/. Технология профессионального общения. – Ярославль.:Издательство «Ресурс»,1997
  7. Н. В. Самоукина. Психология профессиональной деятельности. 2-изд./. – СПб.: Питер, 2003.
  8. Настольная книга практикующего психолога: Учебн. пособие: в 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС – ПСРЕСС, 2002
  9. Психология  профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов. Высш. Пед. Учеб. Заведений. _ М.: Издательский центр «Академия», 2004
  10. С.Н, Чистякова, Н.Ф. Родичев. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии. Программа с методическими указаниями для учитилей 9 класса /– М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
  11. С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканова; под ред. С.Н. Чистяковой.  Твоя профессиональная карьера: методика: дидакт. Материалы: кн. для учителя /. – М.: Просвещение
  12. С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканова; под ред. С.Н. Чистяковой.  Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя . – М.: Просвещение
  13. С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии: учебн. пособие для для учащихся/М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
  14. С.Н. Чистякова. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методичесое пособие для учителя 1-11 классов/. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа по профориентации (9 класс)

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...

Рабочая программа по профориентации в 9 классе

Программа создана для учащихся 9 класса по профориентации...

Рабочая программа по профориентации обучающихся "Мой выбор"

Программа расчитана на обучающихся 2,4,5,6,9 классов, ппрограмма представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учё...

Рабочая программа по профориентации 9-10 классы

Рабочая программа по профориентации 9-10 классы...

Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...