Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)
рабочая программа

Первухина Анна Олеговна

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе, а самое главное – по возможностям.

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую значимость приобретает тема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ. Существующие современные социальные проблемы (растущая безработица, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от подростков более раннего профессионального самоопределения.

Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.

Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по профориентации

«Я и мой профессиональный выбор»

(программа для
учащихся 9-11 классов школы глухих)

Пояснительная записка

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе, а самое главное – по возможностям.

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую значимость приобретает тема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ. Существующие современные социальные проблемы (растущая безработица, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от подростков более раннего профессионального самоопределения.

Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.

Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.

        

Обоснование актуальности

Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих учащихся. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности.

Для детей с нарушением слуха проблема социальной адаптации является ключевой. Процесс социализации детей с нарушением слуха сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемна и далеко не всегда успешна.

В связи с этим, профориентационная работа, проводимая со старшеклассниками с нарушенным слухом, должна включать не только ознакомление обучающихся, воспитанников с различного вида профессиями и обсуждение социальных аспектов трудоустройства, но и формирование у них адекватной самооценки своих способностей и возможностей с целью профессионального самоопределения. Особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т. к. некоторые из них являются наиболее доступными для не слышащих детей. Для более успешного включения выпускников с нарушенным слухом в самостоятельную жизнь также необходимо развивать их коммуникативную компетенцию.

В связи с этим становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Этим задачам отвечает данная Программа.

Цель программы:

Создание системы действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации.

Задачи программы:

  • Формирование актуального для подростков «информационного поля».
  • Формировать у учащихся профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей, состояния здоровья, потребностей региона в рабочих кадрах.
  • Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижений высокой квалификации в ней.
  • Сделать вывод о том, что при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания («хочу»), но и свои  способности и возможности («могу»).

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний,
  • психологические методы исследования качеств личности,
  • методы социально-психологического тренинга, включающего методы,
  • дискуссии, анализа конкретных ситуаций, игрового моделирования.

В программе «Я и мой профессиональный выбор» много времени отводится на активные формы работы: психологические игры, элементы психологического тренинга, ролевые игры, что позволяет учащимся сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению, конструктивного ведения диалога.

Формы проведения занятий по профориентации:

  1. Классные часы.
  2. Беседы о профессиях.
  3. Тренинговые тематические занятия.
  4. Встречи со специалистами средних и высших учебных заведений.
  5. Сотрудничество со службой занятости, летнее трудоустройство подростков.
  6. Встречи с людьми востребованных профессий.
  7. Конкурсы сочинений.
  8. Экскурсии на предприятия города.
  9. Научно-исследовательская работа учащихся.
  10. Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.
  11. Профориентационная декада (игры, конкурсы, выпуск газет и т.д.).
  12. Родительские собрания.

 Условия реализации программы

1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.

2.Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфиденциальности.

3. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, канцелярские принадлежности.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 34 занятия (34 часа).

Этапы проведения программы:

  1.  Ознакомительно-ориентировочный (занятия с 1 по 5).

Цель: подготовить условия для профориентационной работы с обучающимися в классе, группе.

С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

  1. Проективный, коррекционный (занятия с 6 по 24).

Цель: апробация системы профориентационной работы с обучающимися.

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.  

На этом этапе работы с наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания, диагностики, опросники и т.д.

Учащиеся изучают профессии, которые им по силам освоить с учетом специфики дефекта.

 На данном этапе активизируется диагностическая работа,. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью,  участвуют в создании сборника «Азбука профессий».

  1. Основной, развивающий (занятия с 25 по 34).

Цель: организация поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.

  Основное внимание обращается на формирование   профессионально   важных   качеств   в   избранном   виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие обучающимся в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.

Используются различные формы работы с учащимися: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Расширяется база данных об учебных заведениях.

Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание ученических Портфолио: портфолио достижений обучающегося, портфолио компетентности (Приложение 1). Данная деятельность формирует у учащихся умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения, развивает навыки рефлексивной деятельности.

  Таким образом, работа осуществляется с помощью игровых методов, методов моделирования; использования диагностических методик, методов групповой работы.

Ожидаемые результаты

Итогом реализации программы должны стать следующие результаты:  

  • умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • умение соотносить требования, предъявляемые профессией, со своими индивидуальными качествами и возможностями, психофизическими возможностями;
  • умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
  • активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

В ходе обучения учащиеся овладевают умениями, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:

– планирования и осуществления разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков;

– решения разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения;

– осуществления различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных;

– эстетического оценивания явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них;

– поиска, систематизации и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии.

Продуктом программы должно стать созданное каждым учащимся    личное Портфолио  «Я и мой профессиональный выбор».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие «Мир профессий» (1 час).

Профессиональная ориентация.  Выбор профессии, как взаимодействие двух сторон: человека и специальности.

Цель: познакомить учащихся с задачами курса, раскрыть значение понятия «Профориентация».                                                                                                                    

2. Как я ориентируюсь в мире новых профессий?  (1 час).                             

Что такое профессия? Что такое специальность? Категории и характеристики профессии.

Цель: Познакомить учащихся с видами профессий и характеристиками.

Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.

3. Многообразие мира профессий (1 час).

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Практическая работа. Составление словаря профессий, которыми можно овладеть.

Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий».

4. Представление о себе и проблема выбора профессии (1 час). 

Образ «Я» как система представлений о себе (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

5. Типичные ошибки при выборе профессии. (1 час).

6. «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») (1 час).

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

7. Личный профессиональный план (1 час).

Практическая работа. Составление личного профессионального плана.   
8. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») (1 час). 
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

9. Диагностические процедуры (1 час).

Карта интересов; опросник профессиональной готовности.

10. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») (1 час).

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества.                            
Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.

11. Социальные проблемы труда (1 час).

12. Рейтинг профессий. (1 час).                                                                                                                      13. Анализ профессий (1 час).
Основные признаки профессиональной деятельности.
Предмет труда. Цели труда. Средства труда.  Условия труда.
14. Классификация профессий (1 час).

Практическая работа. Составление формул профессий.

15. Здоровье и выбор профессии (1 час).

Учет состояния здоровья при выборе профессии.  

Практическая работа. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.                                                                                           16. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности (1 час).

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы.

17. Хорошо ли я себя знаю. (1 час).

18. Темперамент в профессиональном становлении личности (1 час).
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

19, 20. Эмоционально-волевые качества личности. (2 часа).

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

21. Волевые качества личности (1 час).

Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».

22. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (1 час).

23. Секреты памяти (1 час).  

24. Внимание (1 час).

25. Мышление (1 час).

26. Игра-погружение «У меня все получиться!» (1 час). 

27.  Правила поведения на рынке труда  (1 час). 

Как правильно настроиться на поиск работы. Правила позитивного влияния на работодателя. Установки, которые  мешают достигать успеха в ситуации трудоустройства.

28.Успех в жизни. Что значит быть успешным? (1 час).

29. Неисчерпаемость человеческих ресурсов (1 час).

Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы.
30.Человек среди людей (1 час).

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
31. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 час).
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Занятость населения.

32. Пути получения профессии (2 часа).

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».

33, 34. Моя профессиональная карьера (2 часа).

 Понятие о профессиональной карьере. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

Практическая работа. Создание портфолио достижений обучающегося.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие «Мир профессий»

1

2

Как я ориентируюсь в мире новых профессий?  

1

3

Многообразие мира профессий.

1

4

Представление о себе и проблема выбора профессии.

1

5

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

6

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»).

1

7

Личный профессиональный план.

1

8

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1

9

Диагностические процедуры.

1

10

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

1

11

Социальные проблемы труда.

1

12

Рейтинг профессий.

1

13

Анализ профессий.

1

14

Классификация профессий.

1

15

Здоровье и выбор профессий.

1

16

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1

17

Хорошо ли я себя знаю.

1

18

Темперамент в профессиональном становлении личности.

1

19,20

Эмоционально-волевые качества личности.

1

21

Волевые качества личности.

1

22

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

1

23

Секреты памяти.

1

24

Внимание.

1

25

Мышление.

1

26

Игра-погружение «У меня все получиться!»

1

27

Правила поведения на рынке труда  

1

28

Успех в жизни. Что значит быть успешным?

1

29

Неисчерпаемость человеческих ресурсов.

1

30

Человек среди людей.

1

31

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

32

Пути получения профессии.

2

33,34

Моя профессиональная карьера.

2

Всего

34 часа

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бельницкая, Е.А. Мотивы и факторы выбора профиля обучения сельскими и городскими школьниками / М.: 2007. - № 6.
  2. Бельницкая, Е.А. Особенности организации профильного обучения учащихся в сельской и городской местности / М.: 2007. - № 10.
  3. Горячева, Е.Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования / М.: 2005. – № 12.
  4. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (ХІ – ХІІ классы): утвержденная приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2004. №893.
  5. Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе / Н.В,Немова. –М.: «Сентябрь». – 2006.
  6.  Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991.
  7.  Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
  8.  Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
  9. Хвостов, В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно / В.Хвостов // Директор школы. – 2006. - № 6 – с. 83-85.
  10.  Чистякова С. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / C.Чистякова // Народное образование. – 2006. - № 9.

Приложение № 1

Портфолио «Я и мой профессиональный выбор»

Такая форма оценки учебных достижений, поможет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха, поскольку ученик перестает быть полностью зависимым от учителя. Он становится более самостоятельным, так как у него постепенно формируется адекватная самооценка.

Портфолио должно отвечать определенным требованиям:

  1. Прежде чем начинать собирать Портфолио, обучающийся должен знать цель сбора.  
  2. Портфолио - это подборка работ обучающихся, показывающая его движение на пути к поставленной цели выбора профессии.
  3. В Портфолио собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки учащегося – проблемы, трудности, необходимость коррекции.
  4. Портфолио демонстрирует прогресс во времени.
  5. Портфолио нацелено на рефлексию, на самооценку.
  6. Портфолио - это совместная работа учащихся, учителей, родителей.

Примерные разделы        Портфолио

  1. «Резюме. Мой психологический портрет» - представление себя.
  2. «Самостоятельные работы» -  этот раздел представляет собой собрание самостоятельных, индивидуальных работ по выбранному направлению профессиональной деятельности (сочинения, эссе, результаты анкет и тд.).
  3. «Это интересно» -  этот раздел может включать в себя материалы по интересующей профессиональной области.
  4. «Успех в жизни. Что значит быть успешным.» - в этом разделе собираются высказывания об успешности в жизни, успехе, о выбранной профессии.
  5. «Голоса» - в этот раздел помещаются вырезки или ксерокопии статей из журналов, газет и книг по выбранной профессии.
  6. «Полезные советы» - в этом разделе собираются полезные советы, которые могут пригодиться в будущем.  
  7. «Многообразие мира профессий» - Составление словаря профессий.
  8. «Личный профессиональный план» - заметки об индивидуальных интересах, профессиональных намерениях. Составление личного профессионального плана.   
  9. «Справочник» - в этом разделе можно собирать необходимые телефоны, адреса учебных заведений, предприятий по интересующему профилю.
  10.  Мои достижения, отмеченные какими-либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производств...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства м...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производст...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электр...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.02 «Докер-механизатор»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.02 «Докер-механизатор»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно...