Рабочая программа по курсу «Профориентация» для 9-го класса
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

 

Цели курса:

актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб; развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_proforientacii_2011.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края

Согласовано на ШМО                                                                        Утверждаю

Протокол от                №                                                Директор МОУ СОШ №1

                                В.Е.Чижова                                                        О.М.Калько

Рабочая программа

по курсу «Профориентация» для 9-го класса

Прокопенко Л.Г.

2011 год

ПРОГРАММА КУРСА «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные положения

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера». От курса «Основы производства. Выбор профессии» он отличается тем, что в процессе его проведения школьники IX классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Программа курса осуществляется за счет часов, отводимых на трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд, факультативы. 

Цели курса:

актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров/

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы, объединения, концерны, учебные заведения.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.

Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.

Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время. Разработано два пакета программ профессиональных проб. Программы, входящие в первый пакет, включены в календарно-тематический план курса и выполняются в урочное время. Программы, входящие во второй пакет, предназначены для углубленного практического знакомства с миром профессий во внеурочное время. Выполнение профессиональных проб дополняется экскурсиями, участием школьников в общественно полезном, производительном труде.

Учащимся, не имеющим возможности осуществить на базе учебного заведения пробу сил в интересующей области профессиональной деятельности или желающим углубить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, может быть предложена индивидуальная программа обучения, которая осуществляется в кружках по интересам, на факультативных занятиях, на рабочих местах под руководством наставников. Не исключено проведение профессиональных проб под руководством родителей, например, по редким профессиям творческой, исследовательской направленности и др.

Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций); серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).

Профессиональные пробы могут выполняться индивидуально, фронтально, в составе определенной группы.

Содержание профессиональных групп зависит от материально-технического оснащения (УПК, УПЦ, производственного окружения, региональных и национальных особенностей и др.). Поэтому при необходимости преподаватель (учитель труда, мастер производственного обучения) может вносить в программу свои уточнения, изменения. Так, могут видоизменяться формы организации профессиональных проб, варьироваться их содержание, последовательность и время целевого обучения учащихся.

Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.

К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей учащихся. Руководителю важно знать их мнение, пожелания, конструктивные предложения.

Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.

Примерный перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

№ п/п

Дата

Тема

1.

Вводное занятие

2.

Многообразие мира профессий

3.

Представление о себе и проблема выбора профессии

4.

Путешествие по морям профессий

5.

Определение уровня творческого потенциала учащихся

6.

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)

7.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

8.

 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

9.

Социальные проблемы труда («надо»)

10.

Классификация профессий

11.

Азбука профессий

12.

Темперамент в профессиональном становлении личности

13.

Волевые качества личности

14.

Профессии типа «Человек-человек»

15.

Профессии типа «Человек-человек»

16.

Профессии типа «Человек-природа»

17.

Профессии типа «Человек-природа»

18.

Профессии типа «Человек- знаковая система»

19.

Профессии типа «Человек- знаковая система»

20.

Профессии типа «Человек – художественный образ»

21.

Профессии типа «Человек – художественный образ»

22.

Профессии типа «Человек - техника»

23.

Профессии типа «Человек - техника»

24.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

25.

Самооценка, её роль в жизни

26.

Человек в новых социально-экономических условиях

27.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

28.

Имидж и этикет  современного делового человека

29.

Понятие о дресс-коде

30.

Резюме, правила составления

31.

Собеседование. Как к нему подготовиться.

32.

Оценка способности школьников к выбору профессии

33.

Моя профессиональная карьера

34.

Профконсультационные услуги

35.

Итоговое занятие

Программа теоретических занятий

  1. Вводное занятие — 1 ч.

 Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».

Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.

  1. Многообразие мира профессий — 1 ч.

Труд в жизни человека и общества.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности

Практическая работа. Составление словаря профессий.

  1. Представление о себе и проблема выбора профессии — 1 ч.

«Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»).

  1. Путешествие по морям профессий – 1 ч.

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда.

Задачи: обобщение знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека;

формирование осознанных представлений о мире труда;

воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

  1. Определение уровня творческого потенциала учащихся.  -1 ч.

Определение границ любознательности, слуховой и зрительной памяти, умение абстрагироваться и сосредоточиваться.

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

  1. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 1 ч.

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

  1. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 1 ч.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Индивидуальные интересы.

Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

  1. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 1 ч.

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии

Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.

Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.

  1. Социальные проблемы труда («надо») — 1 ч.
  1. Разделение труда

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.

Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

  1. Содержание и характер труда .

Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.

Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).

  1. Процесс и условия труда

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.

  1. Классификация профессий – 1 ч.

Классификация профессий.

Способы классификации профессий.

Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление формул профессий.

  1. Азбука профессий – 1 ч.

Основные признаки профессиональной деятельности.

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».

  1. Темперамент в профессиональном становлении личности — 1 ч

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.

Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.

  1. Волевые качества личности — 1 ч.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.

Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».

Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.

  1. Профессии типа «Человек-человек»
  2. Профессии типа «Человек-человек»
  3. Профессии типа «Человек-природа»
  4. Профессии типа «Человек-природа»
  5. Профессии типа «Человек- знаковая система»
  6. Профессии типа «Человек- знаковая система»
  7. Профессии типа «Человек – художественный образ»
  8. Профессии типа «Человек – художественный образ»
  9. Профессии типа «Человек - техника»
  10. Профессии типа «Человек - техника»
  11. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 1ч

Способность к запоминанию

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).

Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».

Способность быть внимательным

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».

  1. Самооценка, ее роль в жизни.

Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

  1. Человек в новых социально-экономических условиях .

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.

Экологические проблемы и их решение.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».

  1. Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 3 ч. 

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».

Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

  1. Имидж и этикет современного делового человека 

 Имидж сотрудников .Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомиться с понятием об имидже и дизайне офиса. 2.Ознакомиться с понятием об этике. 3. Ознакомиться с моделью формирования имиджа организации.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки: 1.Знать об имидже и дизайне офиса. 2. Знать модель формирования имиджа организации

  1. Понятие о дресс-коде

Дресс-код - это предписанный стиль одежды. Прежде всего, это элемент, влияющий на имидж организации. В зарубежных и крупных российских компаниях правила дресс-кода могут быть прописаны в уставе компании,  либо в трудовых контрактах сотрудников, могут оговариваться при приеме на работу, регулироваться другими внутренними распорядительными документами. Во многих фирмах строгое соблюдение дресс-кода обязательно с понедельника по четверг, а в пятницу позволителен произвольный (в рамках разумного) стиль одежды.

  1. Резюме, правила составления.

Правила составления резюме и сопроводительного письма к нему.  Правила отправления резюме.

  1. Собеседование. Как к нему подготовиться.

Сбор информации о компании, в которой вы будете проходить собеседование. Важные для подготовки аспекты. Важные для подготовки аспекты. Вопросы, которые Вам могут задать на собеседовании. О чем можете спросить Вы? Поведение после собеседования

  1. Оценка способности школьников к выбору профессии . 

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.

Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.

  1. Моя профессиональная карьера — 4 ч. 

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

  1. Профконсультационные услуги — 1 ч. 

Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации

  1. Итоговое занятие.

Подведение итогов по курсу «Профориентация».

Рекомендуемая литература

Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.

Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1999.

Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.

Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.

Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.

Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. — М., 1998.

Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.

Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.

Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.

Кабаков В. С., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.

Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. — М., 1986.

Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.

Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989

Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.

Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.

Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.

Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...

Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской  программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...

Рабочая программа по профориентации для 9-ых классов

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содейст...