Рабочие программы «Профориентация» для учеников 7 класса, 8 класса
рабочая программа (7, 8 класс)

Фролова Дарья
Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.
 
На изучение программы «Профориентация» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Профориентация» для учеников 7 класса разработана в соответствии:

  • Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html 
  • Постановлением Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324;
  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно подростку иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

В наше время надо иметь представление о профессиональных учебных заведениях, чтобы быть готовым к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.

Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Профориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т. е. в выборе профессии, наиболее отвечающая индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, соответствующая потребностям и возможностям человека, а так же запросам рынка труда.

Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.

Задачи курса:

  • создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;
  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями;
  • диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения в классах старшей ступени;
  • формировать внутреннюю мотивацию на продолжение образования и реализации своих профессиональных перспектив;
  • проводить информационную работу с образовательными учреждениями «куда пойти учиться» и создать банк информационного материала, который поможет в дальнейшем самоопределении.

Данный курс построен на принципах деятельностного подхода, акцентированного на личностно-ориентированные формы работы, обеспечивающего формирование опыта самостоятельной познавательной деятельности

Формы работы: лекция, беседа, дискуссия, игра, диагностика, тренинг, практикум, профконсультация, творческая работа.

Ожидаемые результаты: обучающиеся должны

знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • определение профессии и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • требования общества к профессиональной деятельности человека;
  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
  • возможности получения образования по избранному профилю;
  • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения;
  • использовать приемы самосовершенствования;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Материально- техническое обеспечение:

  • раздаточный материал;
  • рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности для каждого обучающегося.

Обеспечение методическими видами продукции:

методические разработки и памятки – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки тестов;

детские работы по отдельным темам программы.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  • Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография. – М., 2005, №6
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia. 2007.
  • Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
  • Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.
  • Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.

На изучение программы «Профориентация» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.


Содержание

Тема

Часов

1

Введение – 3 часа.

«Когда твой труд ценится и уважается – этим можно гордиться».

История труда. Общественно-полезный труд. «Все профессии важны, все профессии нужны».

Становление понятия профессия. Профессиональная стратификация.

1

1

1

2

Профессия как призвание – 5 часов.

Потребности рынка труда в кадрах. Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Ошибки при выборе профессии. Успешность профессионального самоопределения.

Состояния здоровья при выборе профессии. Работоспособность. Условия и режим работы.

Потребности и мотивы. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Профессионально важные качества. Успешность профессионального труда.

1

1

1

1

1

3

Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 2 часа.

Моя роль и безопасность на рынке труда.

Законы о труде. Мои права и обязанности.

1

1

4

Самопознание – 4 часа.

Личность. Уникальность личности человека.

Психодиагностика. Методы изучения личности

Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой)

Склонности, желания, интересы личности, человеческие возможности.

1

1

1

1

5

Психические особенности личности – 5 часов.

Темперамент. Определение типа темперамента.

Характер и личность. Формирование характера.

Волевое поведение. Волевые качества личности и их развитие

Эмоции и чувства. Формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, стрессовые состояния).

Приёмы психической саморегуляции.

1

1

1

1

1

6

Труд и поведение – 4 часа.

Навыки эффективного способа общения

Упражнения и игры на развитие навыков группового взаимодействия 

Деловое общение. Деловой этикет.

Деловой образ. Имидж. Способы внешней самопрезентации.

1

1

1

1

7

Мир профессий и труда – 6 часов.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий.

Самореализация и самоутверждения личности. Профессиональные интересы.

Предмет труда, цели труда, средства труда.

Условия труда. Умственный и физический труд.

Жизненные этапы и события. Планирование своего будущего.

Самопрезентация. Резюме. Правила поведения на собеседовании.

1

1

1

1

1

1

8

Планирование индивидуального трудового пути – 2 часа.

Тренинг профессионального самоопределения. Портрет подходящей профессии.

Что такое планирование карьеры.

1

1

9

Обобщение – 3 часа.

Смысл жизни, счастье, жизненные ценности, личные планы

Обобщение изученного теоретического материала

Обобщение результатов диагностического материала.

1

1

1



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Профориентация» для учеников 8 класса разработана в соответствии:

  • Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html 
  • Постановлением Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324;
  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно подростку иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

В наше время надо иметь представление о профессиональных учебных заведениях, чтобы быть готовым к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.

Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Профориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т. е. в выборе профессии, наиболее отвечающая индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, соответствующая потребностям и возможностям человека, а так же запросам рынка труда.

Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.

Задачи курса:

  • создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;
  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями;
  • диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения в классах старшей ступени;
  • формировать внутреннюю мотивацию на продолжение образования и реализации своих профессиональных перспектив;
  • проводить информационную работу с образовательными учреждениями «куда пойти учиться» и создать банк информационного материала, который поможет в дальнейшем самоопределении.

Данный курс построен на принципах деятельностного подхода, акцентированного на личностно-ориентированные формы работы, обеспечивающего формирование опыта самостоятельной познавательной деятельности

Формы работы: лекция, беседа, дискуссия, игра, диагностика, тренинг, практикум, профконсультация, творческая работа.

Ожидаемые результаты: обучающиеся должны

знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • определение профессии и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • требования общества к профессиональной деятельности человека;
  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
  • возможности получения образования по избранному профилю;
  • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения;
  • использовать приемы самосовершенствования;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Материально- техническое обеспечение:

  • раздаточный материал;
  • рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности для каждого обучающегося.

Обеспечение методическими видами продукции:

методические разработки и памятки – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки тестов;

детские работы по отдельным темам программы.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  • Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография. – М., 2005, №6
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia. 2007.
  • Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
  • Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.
  • Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.

На изучение программы «Профориентация» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.


Содержание

Тема

Часов

1

Введение – 2 часа.

Многообразие мира профессий.

«Я и выбор профессии».

1

1

2

Социальные проблемы труда – 4 часа.

Разделение труда.

Профессии и специальности. Классификации профессий.

Мотивы выбора профессии.

Здоровье и выбор профессии.

1

1

1

1

3

Анализ профессий – 3 часа.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Профессиональная перспектива. Составление резюме.

Диагностика оптимальной профессии.

1

1

1

4

Диагностика профессиональной ориентации – 6 часов.

Методика «Матрица выбора профессии».

Методика изучения мотивации проф. деятельности Замфир.

Опросник Голланда.

Опросник ДДО.

Опросник профессиональной готовности (ОПГ).

Психодиагностическая методика "Профассоциации".

1

1

1

1

1

1

5

Прикладная профессиональная экономика – 3 часа.

Социально-экономические условия современной России.

Основы экономических знаний.

Оплата труда. Премирование и штафование.

1

1

1

6

Рынок образовательных услуг – 3 часа.

Средние специальные учебные заведения России.

Высшие учебные заведения.

Курсы переподготовки специалистов.

1

1

1

7

Основы технологической культуры – 3 часа.

Технологическая культура – основа развития общества.

Технологии основных видов жизнедеятельности человека.

Технологическая культура и профессиональная деятельность.

1

1

1

8

Личный профессиональный план – 8 часов.

Источники получения информации о вакансиях.

Планирование шагов по поиску вакантных рабочих мест.

Государственная служба занятости населения, ее услуги.

Предъявление себя на рынке труда.

Самопрезентация. Собеседование.

Деловая документация. Заявление, резюме, портфолио.

Самоанализ готовности к профессиональному старту.

Подготовка и защита профориентационных проектов.

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Практикумы – 2 часа.

Встречи с представителями разных профессий.

Индивидуальные заключительные выступления.

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профориентации (9 класс)

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...

Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...

Рабочая программа по профориентации в 9 классе

Программа создана для учащихся 9 класса по профориентации...

Рабочая программа по профориентации 9-10 классы

Рабочая программа по профориентации 9-10 классы...

Рабочая программа индивидуального обучения ученика 8 класса … (АООП интеллектуальные нарушения)

Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, во...

Индивидуальная работа по профориентации с учеником 9 класса коррекционной школы по профессии "Столяр"

Индивидуальный план работы с воспитанникомКоррекционной школы по профориентации. №п/пНазвание мероприятияМесяц1.·        Просмотр видеоролика «Проф...