Рабочие программы «Профориентация» для учеников 7 класса, 8 класса
рабочая программа (7, 8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа «Профориентация» для учеников 7 класса | 27.4 КБ |
Рабочая программа «Профориентация» для учеников 8 класса | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Профориентация» для учеников 7 класса разработана в соответствии:
- Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html
- Постановлением Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324;
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно подростку иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
В наше время надо иметь представление о профессиональных учебных заведениях, чтобы быть готовым к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.
Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Профориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т. е. в выборе профессии, наиболее отвечающая индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, соответствующая потребностям и возможностям человека, а так же запросам рынка труда.
Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.
Задачи курса:
- создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями;
- диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения в классах старшей ступени;
- формировать внутреннюю мотивацию на продолжение образования и реализации своих профессиональных перспектив;
- проводить информационную работу с образовательными учреждениями «куда пойти учиться» и создать банк информационного материала, который поможет в дальнейшем самоопределении.
Данный курс построен на принципах деятельностного подхода, акцентированного на личностно-ориентированные формы работы, обеспечивающего формирование опыта самостоятельной познавательной деятельности
Формы работы: лекция, беседа, дискуссия, игра, диагностика, тренинг, практикум, профконсультация, творческая работа.
Ожидаемые результаты: обучающиеся должны
знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения;
- использовать приемы самосовершенствования;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Материально- техническое обеспечение:
- раздаточный материал;
- рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности для каждого обучающегося.
Обеспечение методическими видами продукции:
методические разработки и памятки – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки тестов;
детские работы по отдельным темам программы.
Учебно-методическое обеспечение:
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография. – М., 2005, №6
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia. 2007.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.
- Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.
На изучение программы «Профориентация» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Содержание | ||
№ | Тема | Часов |
1 | Введение – 3 часа. «Когда твой труд ценится и уважается – этим можно гордиться». История труда. Общественно-полезный труд. «Все профессии важны, все профессии нужны». Становление понятия профессия. Профессиональная стратификация. | 1 1 1 |
2 | Профессия как призвание – 5 часов. Потребности рынка труда в кадрах. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Ошибки при выборе профессии. Успешность профессионального самоопределения. Состояния здоровья при выборе профессии. Работоспособность. Условия и режим работы. Потребности и мотивы. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Профессионально важные качества. Успешность профессионального труда. | 1 1 1 1 1 |
3 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 2 часа. Моя роль и безопасность на рынке труда. Законы о труде. Мои права и обязанности. | 1 1 |
4 | Самопознание – 4 часа. Личность. Уникальность личности человека. Психодиагностика. Методы изучения личности Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой) Склонности, желания, интересы личности, человеческие возможности. | 1 1 1 1 |
5 | Психические особенности личности – 5 часов. Темперамент. Определение типа темперамента. Характер и личность. Формирование характера. Волевое поведение. Волевые качества личности и их развитие Эмоции и чувства. Формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, стрессовые состояния). Приёмы психической саморегуляции. | 1 1 1 1 1 |
6 | Труд и поведение – 4 часа. Навыки эффективного способа общения Упражнения и игры на развитие навыков группового взаимодействия Деловое общение. Деловой этикет. Деловой образ. Имидж. Способы внешней самопрезентации. | 1 1 1 1 |
7 | Мир профессий и труда – 6 часов. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Самореализация и самоутверждения личности. Профессиональные интересы. Предмет труда, цели труда, средства труда. Условия труда. Умственный и физический труд. Жизненные этапы и события. Планирование своего будущего. Самопрезентация. Резюме. Правила поведения на собеседовании. | 1 1 1 1 1 1 |
8 | Планирование индивидуального трудового пути – 2 часа. Тренинг профессионального самоопределения. Портрет подходящей профессии. Что такое планирование карьеры. | 1 1 |
9 | Обобщение – 3 часа. Смысл жизни, счастье, жизненные ценности, личные планы Обобщение изученного теоретического материала Обобщение результатов диагностического материала. | 1 1 1 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Профориентация» для учеников 8 класса разработана в соответствии:
- Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html
- Постановлением Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324;
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно подростку иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
В наше время надо иметь представление о профессиональных учебных заведениях, чтобы быть готовым к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.
Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Профориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т. е. в выборе профессии, наиболее отвечающая индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, соответствующая потребностям и возможностям человека, а так же запросам рынка труда.
Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.
Задачи курса:
- создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями;
- диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения в классах старшей ступени;
- формировать внутреннюю мотивацию на продолжение образования и реализации своих профессиональных перспектив;
- проводить информационную работу с образовательными учреждениями «куда пойти учиться» и создать банк информационного материала, который поможет в дальнейшем самоопределении.
Данный курс построен на принципах деятельностного подхода, акцентированного на личностно-ориентированные формы работы, обеспечивающего формирование опыта самостоятельной познавательной деятельности
Формы работы: лекция, беседа, дискуссия, игра, диагностика, тренинг, практикум, профконсультация, творческая работа.
Ожидаемые результаты: обучающиеся должны
знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения;
- использовать приемы самосовершенствования;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Материально- техническое обеспечение:
- раздаточный материал;
- рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности для каждого обучающегося.
Обеспечение методическими видами продукции:
методические разработки и памятки – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки тестов;
детские работы по отдельным темам программы.
Учебно-методическое обеспечение:
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография. – М., 2005, №6
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia. 2007.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.
- Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.
На изучение программы «Профориентация» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Содержание | ||
№ | Тема | Часов |
1 | Введение – 2 часа. Многообразие мира профессий. «Я и выбор профессии». | 1 1 |
2 | Социальные проблемы труда – 4 часа. Разделение труда. Профессии и специальности. Классификации профессий. Мотивы выбора профессии. Здоровье и выбор профессии. | 1 1 1 1 |
3 | Анализ профессий – 3 часа. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Профессиональная перспектива. Составление резюме. Диагностика оптимальной профессии. | 1 1 1 |
4 | Диагностика профессиональной ориентации – 6 часов. Методика «Матрица выбора профессии». Методика изучения мотивации проф. деятельности Замфир. Опросник Голланда. Опросник ДДО. Опросник профессиональной готовности (ОПГ). Психодиагностическая методика "Профассоциации". | 1 1 1 1 1 1 |
5 | Прикладная профессиональная экономика – 3 часа. Социально-экономические условия современной России. Основы экономических знаний. Оплата труда. Премирование и штафование. | 1 1 1 |
6 | Рынок образовательных услуг – 3 часа. Средние специальные учебные заведения России. Высшие учебные заведения. Курсы переподготовки специалистов. | 1 1 1 |
7 | Основы технологической культуры – 3 часа. Технологическая культура – основа развития общества. Технологии основных видов жизнедеятельности человека. Технологическая культура и профессиональная деятельность. | 1 1 1 |
8 | Личный профессиональный план – 8 часов. Источники получения информации о вакансиях. Планирование шагов по поиску вакантных рабочих мест. Государственная служба занятости населения, ее услуги. Предъявление себя на рынке труда. Самопрезентация. Собеседование. Деловая документация. Заявление, резюме, портфолио. Самоанализ готовности к профессиональному старту. Подготовка и защита профориентационных проектов. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
9 | Практикумы – 2 часа. Встречи с представителями разных профессий. Индивидуальные заключительные выступления. | 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профориентации (9 класс)
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...
Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...
Рабочая программа по профориентации в 9 классе
Программа создана для учащихся 9 класса по профориентации...
Рабочая программа по профориентации 9-10 классы
Рабочая программа по профориентации 9-10 классы...
Рабочая программа индивидуального обучения ученика 8 класса … (АООП интеллектуальные нарушения)
Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, во...
рабочая программа по математике 10-11 класс к учебникам учебнику Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. 10; 11 классы.. Базовый и углубленный уровни и Геометрия – 10-11 класс, автор Л.С
Собержит подробную характеристику курса и календарно-тематическое планирование...
Индивидуальная работа по профориентации с учеником 9 класса коррекционной школы по профессии "Столяр"
Индивидуальный план работы с воспитанникомКоррекционной школы по профориентации. №п/пНазвание мероприятияМесяц1.· Просмотр видеоролика «Проф...