Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
рабочая программа (7 класс) по теме
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционной школы VIII вида очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabocha_programma_po_proforientatsii.docx | 48.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение Астраханской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 VIII вида»
«ПРИНЯТО» решением педагогического совета (Протокол № ____ от «____» ___________ 2013 г.) | «СОГЛАСОВАНО» с заместителем директора по УВР _____________________ Е.А.Журавлева «___»____________ 2013 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБ СКОУ АО «СКОШИ № 4 VIII вида» ______________________ Е.А.Лохай «____» _____________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профориентации в старшей школе 7, 8, 9 классы
на 2013 - 2014 учебный год
Разработана:
Гулак Е. А.
педагогом - психологом
второй квалификационной категории
Астрахань, 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана,руководствуясь Уставом Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 4 VIII вида» глава 2.В целях и задачах деятельности Учреждения: обеспечение обучающимся, воспитанникам условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество; социально – психологическая реабилитация обучающихся, воспитанников для последующей интеграции в общество; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений, и в соответствии с программой психолого – педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся «Проблемы выбора», разработанной Е. Казаровой и опубликованной в журнале «Школьный психолог» № 2, 2007 г.
- «Психокоррекционная работа со старшеклассниками» О. Н. Рудякова;
- Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск:Опыт, проблемы, находки);
- «Психологическая поддержка учащихся» Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова;
- «Школа и труд» / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г.;
- «Школа и выбор профессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
- Festival.1september.ru;
- http://www.vashpsixolog.ru/;
- «Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. - М., 2006.;
- Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.
«Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями» / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.; - Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М. 1990
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционной школы VIII вида очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.
От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых, переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16 лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с выбором профессии.
Основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности. Именно здесь и важна роль системы профессиональных консультаций педагога – психолога.
Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте.
Предмет исследования:
- Профессиональное самоопределение учащихся 7, 8, 9 классов коррекционной школы.
Объект исследования:
- Профессиональные предпочтения учащихся 7, 8, 9 классов коррекционной школы, их адекватность в соответствии со своими возможностями.
Гипотеза:
- Учащиеся коррекционной школы испытывают затруднения в последующем трудоустройстве из-за недостаточности сформированной способности к профессиональному и личностному самоопределению в соответствии со своими реальными возможностями.
Цель программы:
- Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков 7, 8, 9 классов коррекционной школы;
- Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
- Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Задачи:
- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации;
- воспитать уважение к рабочему человеку.
Учащиеся должны знать:
- уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии; карьеры;
- значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить
требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Контроль знаний и умений.
- Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по
результатам выполнения учащимися практических заданий.
- Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.
Методы:
- Анализ психолого - педагогической литературы, СМИ и исследований по проблеме профориентации.
- Подбор и использование диагностического комплекса по выявлению профессиональных предпочтений у учащихся 7, 8, 9 классов.
- Совместное консультирование с администрацией, педагогами, классным руководителем школы по проблеме профориентации учащихся 7, 8, 9 классов.
Примечание:данная программа является дополнением к дополнительному профессиональному и последующему, профессиональному периодам, осуществляемыми в школе посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания учащихся (общественно полезный, производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности).
Этапы программы по профориентации:
- Диагностический
- Профпросветительский (профинформационный)
- Профконсультационный
- Постконсультационная диагностика
Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации.
Занятия проводятся один раз в неделю.
I этап: « Диагностика учащихся»
Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с ограниченными возможностями.
Это направление реализуется в двух планах:
· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.
В целом в итоге завершения первого этапа профориентации необходимо:
- определить максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;
- из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;
- определить степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;
- оценить социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности;
- сформулировать профессиональные рекомендации, оценить адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов.
Применяемые методики:
- Схема Хочу – Могу – Надо», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.
Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант. - «Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина
- Тест Айзенка по типу темперамента
II этап: «Информационно-просветительское направление»
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
III этап«Консультационное направление»
Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
IV этап Обучающее (или формирующее) направление.
В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:
- умение анализировать мир профессий;
- умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;
Тематическое планирование в 7 классе
30 часов - в год, 1 час в неделю
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Диагностическое. Вводное. Правила работы в группе. | 1 |
2 | Классификация профессий Климова | 1 |
3 | Эмоциональное отношение к выбору профессии | 1 |
4 | Темперамент и выбор профессии | 1 |
5 | Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии | 1 |
6 | Склонность и профессиональная направленность | 1 |
7 | Профессиональный тип личности | 1 |
8 | Деловая игра «Кадровый вопрос» | 1 |
9 | Как достичь успеха в профессии | 1 |
10 | Поддержка друзей | 1 |
11 | Профессии моей семьи | 1 |
12 | Что я знаю о себе? | 1 |
13 | На пороге взрослой жизни | 1 |
14 | Развитие умений по принятию решений | 1 |
15 | Профессиональная зрелость | 1 |
16 | Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. | 1 |
17 | Темперамент и профессии | 1 |
18 | Что такое характер? | 1 |
19 | Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции | 1 |
20 | Склонность и интересы в выборе профессии | 1 |
21 | Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова | 1 |
22 | Что я знаю о мире профессий | 1 |
23 | Ошибки в выборе профессий | 1 |
24 | Составление личного профессионального плана | 1 |
25 | Навыки самопрезентации. | 1 |
26 | Игровые пробы | 1 |
27 | Что? Где? Когда? | 1 |
28 | Знакомство с профессиограммой | 1 |
29 | Я учусь принимать решение | 1 |
30 | Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 |
Тематическое планирование в 8 классе
31 час - в год, 1 час в неделю
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Диагностическое. Вводное. Правила работы в группе. | 1 |
2 | Счастье – когда тебя понимают | 1 |
3 | Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. | 1 |
4 | Темперамент и профессии | 1 |
5 | Что такое характер? | 1 |
6 | Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции | 1 |
7 | Особенности мышления | 1 |
8 | Память и внимание | 1 |
9 | Склонность и интересы в выборе профессии | 1 |
10 | Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова | 1 |
11 | Что я знаю о себе? | 1 |
12 | Ошибки в выборе профессий | 1 |
13 | Составление личного профессионального плана | 1 |
14 | Навыки самопрезентации. Заключительное занятие | 1 |
15 | Здоровье и карьера | 1 |
16 | Профориентационная игра «Спящий город» | 1 |
17 | Современный рынок труда. Профессии 21 века | 1 |
18 | Устраиваемся на работу | 1 |
19 | Сто дорог – одна твоя | 1 |
20 | Легко ли быть молодым | 1 |
21 | Как претворить мечты в реальность | 1 |
22 | Рабочее место, его организация и содержание. Правила безопасности труда | 1 |
23 | Искусство самопрезентации: язык телодвижений | 1 |
24 | Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей | 1 |
25 | Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми | 1 |
26 | Искусство самопрезентации: деловая этика | 1 |
27 | Я учусь принимать решение | 1 |
28 | Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при выборе профессии | 1 |
29 | Тренинг «На пороге взрослой жизни» | 1 |
30 | Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 |
31 | Итоговое занятие. Знаю, помню, могу. | 1 |
Тематическое планирование в 9 классе
32 часа - в год, 1 час в неделю
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Диагностическое. Профессии в нашей жизни. | 2 |
2 | Знакомство. Мои профессиональные интересы и склонности | 2 |
3 | Идеальная профессия | 1 |
4 | Какой я? | 2 |
5 | Профессионально – важные качества (ПВК). Самооценка ПВК. | 1 |
6 | Я и профессия | 1 |
7 | Я учусь принимать решение | 1 |
8 | Природные свойства нервной системы | 1 |
9 | Кем хочу быть и почему? | 1 |
10 | Успех в профессиональной деятельности человека | 1 |
11 | Перспектива профессионального будущего | 1 |
12 | Заключительное занятие. Путешествие по стране профессии | 1 |
13 | Урок самопознания и откровенности | 1 |
14 | Мой внутренний мир | 1 |
15 | Я – личность | 1 |
16 | Как ты относишься к людям и как люди должны относиться к тебе | 1 |
17 | В человеке все должно быть прекрасно | 1 |
18 | Жизненные ценности | 1 |
19 | Самореализация | 1 |
20 | Личностный профиль | 1 |
21 | Игровые пробы | 1 |
22 | Что? Где? Когда? | 1 |
23 | Моя жизнь | 1 |
24 | Профессиональные и жизненные планы | 1 |
25 | Профессии, специальности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда | 1 |
26 | Знакомство с профессиограммой | 1 |
27 | Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры | 1 |
28 | Учебные заведения | 1 |
29 | Итоговое занятие. Мы выбираем, нас выбирают. | 1 |
Работа с родителями
Тема занятий | Форма проведения |
Система учебных заведений | Беседа педагога - психолога, социального педагога |
Индивидуальные консультации для родителей, дети которых идут в ПУ, техникум, колледж, лицеи | Индивидуальные консультации педагога - психолога |
Медицинские противопоказания при выборе профессии | Беседа врача |
Роль здоровья в выборе профессии | Беседа педагога - психолога |
Типы учебных заведений | Беседа педагога – психолога, социального педагога |
Результаты диагностики учащихся по выявлению интересов | Рассказ |
Тема собрания | Форма проведения |
Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов, склонностей | Круглый стол. |
Мир профессий, окружающих ваших детей | Информация о профессиях, с которыми будут знакомиться дети в школе. |
Методические пособия для учителя
- Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;
- Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск:Опыт, проблемы, находки);
- “Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г.;
- Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
- Festival.1september.ru;
- http://www.vashpsixolog.ru/;
- Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.;
- Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.
Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.; - «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.
- Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки воспитанников 5- 9 классов», 2006.
Средства обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по татарской литературе для 8 класса в коррекционной школе VIII вида (татарская группа)
Программа Мәгариф һәм фән министрлыгы ...
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных у...
рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы
данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...
Рабочая программа курса "Основы экономики" для 10 класса специальной (коррекционной ) школы 8 вида
...
Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...
Рабочая программа по развитию речи в 7 классе для коррекционной школы
Общеобразовательная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, диза...
Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса специальной ( коррекционной) школы VIII вида
В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года ...