Статья "Педагогические технологии"
статья на тему
В статье рассматривается сущность и структура понятия "педагогическая технология", актуальность использование педагогической технологий в свете новых ФГОС на уроках истории и обществознания .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические технологии на уроках истории и обществознания | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии
как средства достижения новых образовательных результатов
Самсонова Лариса Анатольевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» . По его мнению, система образования должна содействовать гармоничному развитию учащегося.
Это высказывание, заявленное в XIX веке, актуально и для системы образования XXI века . Действительно, современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Сегодня в качестве главного результата выступает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи учитель должен переходить на развитие ключевых компетенций у обучающихся, которые и будут основой развития его личности.
Стандарт нового поколения детально и подробно не делает акцент на содержании образования , но четко устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
1. личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
2. метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
3. предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий.
Слово «технология» образовано о греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, понятие, учение, наука. Технология – знание об искуссном, мастерском выполнении какой-либо деятельности; наука об искусстве, мастерстве. В массовом сознании технология ассоциируется не с мастерством, а с рутиной.
Термин «педагогическая технология» в 20-е годы XX века. Это было вызвано внедрением в учебный процесс новых технических средств.
Понятие « педагогическая технология» стало активно использоваться в начале 1960-х гг. в Англии и США. В 70-е годы к нему относили все то, что касается совершенствования учебного процесса и средств обучения.
Монахов В.М. считает, что главное отличие технологии от фундаментальной науки в смещение акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как?».
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам. Это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
Структура педагогической технологии включает в себя следующие элементы:
- концептуальная основа;
- cодержательный компонент обучения;
- процессуальная часть - технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности учащихся;
- методы и формы работы преподавателя;
- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
- cущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов.
Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип системности обучения и связи теории с практикой;
- принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
- принцип наглядности;
- принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
- Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
- Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
- Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются педагогические технологии, которые применяются в учебном процессе.
Педагогические технологии | Достигаемые результаты |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Лекционно-семинарско-зачетная система | Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Здоровьесберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Систему инновационной оценки «портфолио» | Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. |
В своей практической деятельности часто использую технологии проектов, проблемного обучения, исследования, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Более подробно остановлюсь на методе проектов. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Истоки его возникновения связаны с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. X. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале XX в. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике.
В процессе учебных исследовательских проектов деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах:
— определение проблемы и вытекающих из нес задач исследования;
— выдвижение гипотезы их решения;
— обсуждение методов исследования; проведение сбора данных;
— анализ полученных данных;
— оформление конечных результатов;
- подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
- Конечным "продуктом" проектной деятельности могут быть: WEB-caйт, справочник, атлас, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, коллекция, макет, модель, статья, чертеж, экскурсия, мультимедийный продукт, оформление кабинета, учебное пособие, сравнительно-сопоставительный анализ, анализ данных социологического опроса, сценарий праздника и пр.
Например, проектная деятельность на уроке обществознания в 11 классе Тема: «Лидеры в политической жизни»
Цель учащихся: в ходе избирательной компании рассмотреть деятельность современных политических лидеров, составить портрет политического лидера, которого ждет современная Россия. Продукт проекта: информационный буклет «Политический лидер современной России».
Цель учителя- направлять, корректировать деятельность класса.
Урок был построен по алгоритму и включал несколько этапов.
- организационный, где основная нагрузка ложится на учителя, который должен организовать проектную деятельность, научить последовательности действий, сформировать группы, уточнить конкретные задания для индивидуальной, групповой и коллективной работы, согласовать ответственных и старших группы, оговорить риски и проблемы.
- «бурные дебаты». В классе были сформированы 4 группы. Каждая представляла своего политического лидера и его предвыборную программу, что имело непосредственный выход учащихся на работу с социумом, так как старшеклассники, собирая информацию, проводили социологический опрос родителей, учителей, сверстников, выпускников. Пытались сформировать собственную аргументированную точку зрения, и это им удалось. Группы применяли ИКТ, показывая и комментируя рекламные ролики, составляя презентации. Данный урок интересен тем, что он выходит на внеклассную и внешкольную деятельность учащихся.
- итоги. Коллективный конечный продукт был получен. Каждая группа подготовила свой информационный буклет: «Политический лидер современной России» и что нужно сделать современному школьнику, чтобы стать в будущем политическим лидером.
В ходе данной проектной деятельности формируются следующие компетенции: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать полученную информацию, планировать работу индивидуально и в команде.
Таким образом, использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся в свете новых образовательных стандартов.
Литература
- Буланова - Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии./ М.: Сентябрь, 1996.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: - М.: Педагогическое общество России, 2000.
- М.В., Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы. Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под
Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...