ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
статья по географии по теме
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
asanova_i.v._mou_sosh_no12.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ».
Особую актуальность приобретает инновационное образование, подразумевающее личностный подход, фундаментальность, творческое начало, профессионализм, компетентность.
Решение данной проблемы лежит в области проектирования методических систем обучения на основе комплексного использования традиционной, компьютерной и рейтинговой технологий.
Существующие организационные формы обучения (лекция, практическое занятие и др.) имеют существенные недостатки: преобладание словесных методов изложения знания; усредненный общий темп изложения материала; фронтальная форма проведения практических занятий, которая не учитывает разноуровневую подготовленность и работоспособность учеников.
Самостоятельная работа учащихся с учебниками, учебными пособиями затруднена из-за недостаточной расчлененности учебного материала, сухости языка изложения, полного отсутствия эмоционального воздействия и контроля усвоения знаний.
Автоматизированные обучающие системы позволяют реализовать основные принципы дидактики (обучения): научность, системность, модульность, преемственность, наглядность, - и создают предпосылки для повышения качества профессиональной подготовки. Они предоставляют обучающимся следующие возможности: управление темпом изложения, возвращение к изученным разделам, многократная проработка материала для его закрепления, обращение к словарю терминов, проверка усвоения с помощью вопросов и заданий, отработка навыков и умений. Используя автоматизированные обучающие системы нетрудно качественно организовать самостоятельную работу, самоконтроль и контроль знаний.
Многие ребята не могут усвоить материал самостоятельно, если пропустили уроки по какой-либо причине и не интересуются дополнительным материалом к данной теме.
На решение этих проблем направлена модульно-рейтинговая технология как средство формирования у учащихся познавательной активности в течение всего периода обучения. Анализ работ показывает, что модульно-рейтинговое обучение способствует развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины, формирует у детей навыки самоконтроля, требовательности к себе, стимулирует самостоятельную систематическую работу, а также помогает выявить сильных и способных ребят.
Под методической системой будем понимать педагогическую структуру, компонентами которой являются цели, содержание, методы, формы и средства обучения. В проектируемой методической системе предполагается, с одной стороны, отразить положительный опыт существующей методической системы, а с другой, - использовать компьютерные средства обучения для решения проблем в преподавании отдельных предметов.
Для этого были разработаны:
система целей;
критерии отбора содержания методической системы;
особенности реализации каждой из основных организационных форм в условиях применения автоматизированной обучающей системы;
классификация компьютерных средств, которые используются в методической системе;
модульно-рейтинговый комплекс;
модель автоматизированной обучающей системы и сценарий электронных учебников;
модель контроля.
Система целей методической системы: формирование научного мировоззрения; накопление знаний, умений и навыков; развитие продуктивной мыслительной деятельности.
Целью внедрения МРС является:
повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы учителя и учащегося по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;
осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения, учащихся при освоении ими основной образовательной программы.
Основные принципы МРС:
компактность (формирование блока из нескольких предметов на определенный срок – календарный модуль);
структурирование содержания каждого учебного предмета на обособленные части – предметные модули;
интенсификация самостоятельной работы учащихся за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;
рейтингование достигнутых результатов обучения для повышения мотивации учащихся к освоению предмета, а также для своевременной коррекции содержания и методики преподавания;
регулярность и объективность оценки результатов работы учащихся.
Для эффективного функционирования МРС необходимо наличие:
современного комплексного учебно-методического обеспечения;
нормативных и инструктивно-методических документов по применению МРС;
материально-технической базы, обеспечивающей реализацию в учебном процессе современных обучающих технологий и информатизацию всех процессов в функционировании МРС.
Компьютерные технологии располагают большими возможностями для совершенствования объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов, которые дополняются методами, непосредственно базирующимися на использовании компьютеров:
метод использования компьютера как инструмента, позволяющего значительно расширить иллюстративную базу;
метод использования компьютерных технологий в качестве средства экспериментирования и моделирования.
Средства обучения. В проектируемой методической системе роль средств обучения многократно возрастает. Учебники и учебно-методические пособия традиционно играют важную роль. Компьютерные обучающие средства, применяемые в разных курсах, можно разбить на два вида:
обучающие программные средства с элементами моделирования. Предназначаются для организации и поддержки учебного диалога ученика с компьютером, предоставляют среду для компьютерного моделирования, необходимую учебную информацию по курсу, направляют обучение (электронные учебники и компьютерные практикумы);
учебно – демонстрационные средства обучающего характера. Предоставляют наглядную учебную информацию как статического, так и динамического характера (демонстрационные блоки с элементами мультимедиа).
Модульно-рейтинговый комплекс представляет собой совокупность модульной программы и рейтинговой оценки знаний учащихся. В основу разработанной рейтинговой системы положена концепция, заключающаяся в том, что подготовка ребёнка с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования. Прочность и надежность знаний всегда выше, если их формирование происходит не в авральной форме, что мы часто наблюдаем, а систематически, на протяжении всего периода обучения.
В методической системе модульно- рейтинговый комплекс выполняет две функции: средства управления учебным процессом (реализуется через модульную структуру курса) и система контроля (которая основывается на оценивании всех видов учебной работы с учетом качества и своевременности выполнения). В основу системы контроля может быть положена пятибалльная оценка, десятибалльная и т.д.
Надежность обучения обеспечивается организацией учебного процесса. Высокий уровень посещаемости учебных занятий, который поддерживается только системой бальности, без каких-либо внешних санкций, свидетельствует о росте уровня самосознания и самоконтроля учащихся.
Модель автоматизированной обучающей системы.
Модель автоматизированной обучающей системы
представлена на рис.1
Электронные учебники содержат курсы лекций,
демонстрационные модели.
По каждой главе электронных учебников подготовлены тесты нескольких уровней. Учебники выполнены в технологии Internet.
В структуру учебника входят оглавление и предметный указатель, связанный с лекциями гиперссылками. Тексты учебников соответствует государственным образовательным стандартам.
Компьютерные средства обучения – это программное средство или программно – технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание. Предметное содержание подразумевает, что компьютерные средства обучения должны включать учебный материал по определенному предмету. Под учебным материалом понимается информация, как декларативного характера, так и задания для контроля знаний и умений, а также модели и алгоритмы, представляющие изучаемые процессы.
Методы оценивания знаний и умений учащихся по данному курсу, разделу, теме или фрагменту с учетом установленных квалификационных требований во многом не совершенны. Особенностью текущего контроля, например, должно быть совмещение в нем функций проверки знаний и обучения. Средства навигации по учебному материалу должны быть реализованы таким образом, чтобы это было возможным.
Для улучшения положения в методах оценки знаний обучаемого (тестируемого). Составной частью этой системы является тестовая программа TEST MASTER 2002. Эта программа включает встроенные средства контроля знаний. Она служит для организации входного, текущего и итогового контроля.
TEST MASTER 2002 – это пакет программного обеспечения для проверки входного, текущего и итогового контроля знаний учащихся по любому предмету. Особенностью контроля является совмещение в нем функций проверки знаний и обучения. Цель текущего контроля – получение оперативной оценки успешности усвоения учебного материала, выявление пробелов в знаниях и формирование рекомендаций по коррекции учебного процесса.
Программа не ”привязана” к конкретной области знаний и может быть свободно перепрофилирована на любой предмет или задачу. Программа позволяет преподавателям, проводящим занятия, определить количество, состав и степень сложности вопросов, включаемый во входной и итоговый контроли, а также показатели, отражающие требования к знаниям обучаемого.
Программа TEST MASTER 2002 имеет базу данных с вопросами, каждый из которых оценен, то есть имеет свой весовой коэффициент сложности по 5-и бальной шкале. TEST MASTER 2002 учитывает средний балл за сложность вопросов, общее число правильных ответов и время, за которое пользователь принимает решение. Средства контроля с развитыми сервисными функциями позволяют регулировать состав и степень детальности представления информации, включаемой в протокол. По завершении тестирования мы будем имеем наглядную информацию о знаниях учащихся.
Отличительной чертой программы является способность формировать отчеты о тестировании в виде базы данных. Такая база данных набирает информацию о всех тестируемых учащихся и позволяет проследить динамику их обучения. По такой базе данных можно легко определить среднюю успеваемость какодного класса, так и параллели. Встроенный модуль TEST VIEW в TEST MASTER 2002 помогает это делать автоматически: быстро профильтрует базу данных отчета и передаст конкретную информацию в MS Excel или Word.
Наполнение базы данных вопросами осуществляется из модуля TEST EDITOR. Он позволяет быстро и наглядно работать с информацией, при чем его интерфейс сделан таким же как и у TEST MASTER, что облегчает ввод в базу данных. Пользователь сразу видит, как графическая и текстовая информация будет выглядеть при тестировании.
TEST MASTER имеет гибкую систему настроек, называемую сценарием теста. При помощи таких настроек администратор тестирования может установить не только системные параметры, но и следующие опции: время для выполнения теста, ограничение числа задаваемых вопросов, выбор верхнего и нижнего предела по сложности (сложность в пределах 1 – 5 обозначает, что будут задаваться вопросы любой сложности, а в пределах 3 – 5 будут задаваться вопросы 3-ей, 4-ой и 5-ой сложности). Также есть опция вопросов в случайном порядке. Если ее включить, то программа будет загружать вопросы в случайном порядке, при этом работает проверка на повторения – то есть один и тот же вопрос не будет задан два раза.
Для сетевых компьютерных классов есть возможность сохранять настройки тестирования, базу данных вопросов и базу данных отчета на сервере. Это значительно упрощает работу по обслуживанию программы. Модуль TEST SERVER настроит на ваше усмотрение все параметры теста, и они автоматически будет применены для всего класса.
Рейтинговая система оценки успеваемости учащихся позволяет усилить мотивацию учебной деятельности путем более четкой дифференциации оценки результатов учебной работы каждого ребёнка, уменьшить влияние субъективных факторов со стороны преподавателя, что способствует повышению качества обучения.
Ученик своевременно информируется преподавателем об изменении своего рейтинга, что является одним из основных факторов активизации его самостоятельной работы.
Результаты всех видов учебной деятельности учащихся оцениваются рейтинговыми баллами. Максимальное количество их равно 100. Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 60 баллов.
При изучении учащимся в календарном модуле предмета рейтинговые баллы распределяются по модулям в зависимости от их значимости и трудоемкости. Количество модулей может быть не менее двух. Рейтинговая оценка по дисциплинарному модулю складывается из количества баллов, набранных за текущую работу и полученных при промежуточном контроле.
По результатам текущей работы по предмету в течение всех модулей ученик должен набрать от 40 до 60 баллов, по промежуточным контролям – от 20 до 40 баллов. Сумма минимальных границ диапазонов всех дисциплинарных модулей должна составлять 60 баллов, а максимальных - 100 баллов. Результат входного контроля в рейтинговую оценку по предмету не включается.
При защите докладов, проектов и реферативных работ учитывается содержание и оформление работ (примерно до 40 баллов), качество доклада (примерно до 20 баллов), уровень защиты (до 40 баллов). Баллы устанавливаются по усмотрению учителя в соответствии с требованиями к данной работе.
В рабочей программе по предмету определяются виды текущей работы и формы проведения промежуточных контролей, диапазоны рейтинговых баллов дисциплинарных модулей, с выделением баллов за текущую работу по видам и промежуточные контроли. При распределении баллов по видам текущей работы необходимо учитывать количество практических (семинарских, лабораторных) занятий, степень сложности учебного материала. В течение календарного модуля преподаватель должен обеспечить равные возможности получения каждым учеником необходимого количества баллов.
В течении тематического модуля преподаватель проставляет баллы за все виды текущей работы в журнале оценки знаний учащихся по модульно-рейтинговой системе или в отведённой для этих целей тетради. После окончания тематического модуля преподаватель выставляет суммарные баллы за текущую работу и промежуточный контроль. Тематический модуль считается изученным, если учащийся набрал количество баллов согласно установленному диапазону.
Преподаватель имеет право по своему усмотрению добавлять ученику за активность на занятиях до 5 баллов в каждом тематическом модуле.
Преподаватель может использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов за нарушение сроков выполнения текущей работы по видам, за отказ отвечать на практических занятиях и т.д. Размер штрафов устанавливается в пределах баллов, начисляемых за соответствующий вид текущей работы. Неявка на практические занятия и на промежуточный контроль (отказ от него) оценивается нулевым баллом. При проведении промежуточного контроля преподаватель имеет право добавить вопросы по пропущенным учеником темам занятий дополнительно к общему для всех варианту заданий.
Ученик, не изучивший тематический модуль, допускается к изучению следующего тематического модуля. Если ученик не изучил тематический модуль по уважительной причине, то ему предоставляется возможность добора баллов. Если не изучил модуль без уважительной причины, то ему предоставляется возможность добора баллов только с разрешения учителя.
Во время итогового контроля преподаватель подводит итоги текущей работы и промежуточных контролей по дисциплинарным модулям, объявляет учащимся общее количество набранных баллов.
Если ученик желает повысить рейтинговую оценку по предмету в данном календарном модуле, то он обязан заявить об этом преподавателю на итоговом контроле. Дополнительная проверка знаний осуществляется преподавателем в течение недели после итогового контроля, при этом преподаватель должен ориентироваться на те темы дисциплины, по которым студент набрал наименьшее количество баллов. Полученные баллы вносятся в единую ведомость оценки успеваемости, включенную в информационную систему, и учитываются при определении рейтинговой оценки по календарному модулю.
Автор: учитель географии, МОУ СОШ №12 с углублённым изучением некоторых предметов «Центр Образования» г. Серпухов,
Асанова Ирина Валерьевна.
Автоматизированная обучающая система |
Карты атласа |
Электронные учебники |
Дополнительный материал |
Курс лекций |
Тесты |
Опорные конспекты |
Словарь терминов и определений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка в МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой метод...
Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.
Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы....
Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).
Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...
Методические рекомендации по теме: "Использование компьютерных технологий для создания фонограммы "минус", по дисциплине "Студия компьютерной музыки".
Разработанные мною методичнские рекомендации помогут в работе педагогам-музыкантам, звукорежиссерам, аранжировщикам....
Использование компьютерных технологий на уроках предмета Технология
Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчест...