Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
методическая разработка по английскому языку (5,6,7 класс) по теме
Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы. Таковыми стали составленные схемы маршрутов британских мореплавателей, аукцион знаний о происхождении английской нации, туристический проспект о жизни Генриха VIII , оформление альбомов «Резиденции Королевы Великобритании», план экскурсии для русских школьников в старейшую школу Англии Итон, оформление коллажа по мотивам английской кухни, телепередача «Прогноз погоды», письма английских школьников русским ребятам об особенностях правил дорожного движения в Британии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tehnologiya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная технология – технология мотивации
к изучению иностранного языка, технология развития
креативности учащихся
Обучение иностранным языкам осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте, имеет чётко выраженную культуроведческую направленность.
Внедрение современных технологий обучения позволяет ещё в большей степени задействовать воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.
В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся.
Проектная технология в области иностранного языка и культуры – это личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве.
Основной целью образования в широком смысле становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Содержание данной технологии ставит целью развития у учащихся не только практических речевых умений: аудирования, говорения, чтения и письма, но и помочь раскрыться различным сторонам личности ученика, освободить его от психологических барьеров, таких как скованность, застенчивость, неуверенность в себе, то есть способствовать воспитанию личности в целом.
Основная цель этой технологии – дать возможность учащимся реализоваться в том, что у него лучше получается, способствовать усилению мотивации учения, создать комфортную среду для каждого, облегчить формирование коммуникативных умений и стимулировать речевое творчество, способствовать стремлению личности к самообразованию, к реализации собственного потенциала.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
Основные задачи проектной технологии: развивать познавательные навыки учеников, научить самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, научить ориентироваться в этой информации, уметь обобщать её, а также уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая автономию, креативность.
Актуальность
Возможность использования современных информационных технологий позволяет изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве (книги – художественные, учебные, справочная и научно-популярная литература; периодическая печать; радио и телевещание; мультимедийные средства; глобальные и локальные сети).
Проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.
Предполагаемая проектной методикой самостоятельность школьников как при поиске информации, в том числе иноязычной, так и при её обработке, представлении и обсуждении, когда есть возможность увидеть результаты своего труда, а затем представить их более широкой аудиторией (учителям, родителям, гостям из других классов, школ), вызывают чувство удовлетворения, расширяет знания в одной или нескольких предметных областях, убеждает в практической, реальной значимости владения иностранным языком.
Таким образом, обучение иностранному языку с использованием метода проектов приобретает личностный смысл, приводя в действие воспитательную стратегию становления индивидуальности, формирования «Я-концепции»
В моём понимании, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под мудрым, гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получения конкретного результата. Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть страноведческий коллаж, альбом, дневник на иностранном языке, письмо, газета, эссе, и тд
Метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах, в коллективе. При обучении иностранным языкам это в основном работа с разнообразными источниками информации, с использованием поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, а также сформировать свою точку зрения, обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной , эстетически значимой форме.
В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учеников, умение самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, уметь обобщать её, а также уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая самостоятельность, креативность
Особенности использования метода проектов при обучении иностранному языку заключаются в следующем:
- проект чаще всего бывает межтематическим и требует актуальных знаний из различных образовательных областей, способствуя тем самым интеграции учебных предметов;
- включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую;
- работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы, что требует умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше представить и, наконец, выступить на самой презентации.
Я три года использую метод проектов в обучении учащихся, опираясь на темы и рекомендации, предложенные авторами учебников Михеева, Афанасьева. Пытаюсь реализовать индивидуальный подход к обучению и воспитанию учащихся.
Популярность и перспективность проектной технологии объясняется тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этих знаний. Надо отметить, что проектная работа носит комплексный, интегрированный характер.
Разработана серия уроков с использованием этой методики
Несколько примеров выполнения учащимися проектных заданий.
5 класс. Мы работаем над следующими темами: «Национальный состав населения Великобритании. Растения – символы», «Британские Королевы», «Герои популярных английских детских книг», « Города Великобритании», « Биг Бен – символ Великобритании», « Футбольная форма игроков сборной Англии, Уэльса, Шотландии», «История происхождения английских названий дней недели», « Иллюстрированный английский алфавит».
6 класс На мой взгляд, темы ещё интереснее. « Британцы – нация мореплавателей», « Откуда пошла английская нация?», « Генрих VIII», « Официальная резиденция королевы Великобритании», « Старейшие школы Англии. Итон», « Традиционный британский пудинг. Рецепты приготовления пудинга», « Погода в Англии в разные времена года», « Особенности уличного движения в Англии»
7 класс Темы проектов 7-й параллели тесно связаны с городом, в котором мы живём. Судите сами – «Город в котором мы живём», « Твои любимые места в городе, в котором ты живёшь», « Знаменитости нашего города», « Традиции города в котором мы живём». « Лобня в различные времена года», « Как одеваются люди нашего города», « Самая интересная традиция нашей школы».
8 класс «Знаменитые города Америки», « Самые знаменитые словари», « Эмблемы российских городов, на которых изображены животные или растения», « Вопросы экологии города», «Различные олимпийские символы», « Театры мира. Театры России»
11 класс « Идеальное государство. Как я это представляю», « Эволюция молодёжного движения в России. Молодёжные группы в России», « Суд подростков. На сколько он справедлив?», « Что есть идеальное государство в вашем понимании», « Я мечтаю быть критиком», « Чтобы ты хотел изобрести?»
«Рекламные ролики на спортивный инвентарь»
Мною разработана факультативная программа, на занятиях данного факультатива мы с учащимися 6 «а» класса учились создавать проекты. Из рекомендуемых материалов и нашего опыта мы выработали план-алгоритм работы над проектами.
Это выглядит примерно так:
- выбор темы;
- обсуждение формата проекта и его структуры;
- распределение обязанностей;
- сбор информации и подходящего иллюстративного материала;
- обработка информации и способа его подачи или презентации;
- презентация;
- обсуждение представленной работы с замечаниями;
- оценка работы- проекта.
Результатом проектной работы стали составленные схемы маршрутов британских мореплавателей, аукцион знаний о происхождении английской нации, туристический проспект о жизни Генриха VIII , оформление альбомов «Резиденции Королевы Великобритании», план экскурсии для русских школьников в старейшую школу Англии Итон, оформление коллажа по мотивам английской кухни, телепередача «Прогноз погоды», письма английских школьников русским ребятам об особенностях правил дорожного движения в Британии.
Проектные работы проводятся регулярно по завершению учебной темы.
Анализируя этот интересный вид работы, беседуя с учащимися, я узнала, что ребятам нравится работать над современными, интересными для их возраста проектами, когда темы и проблемы отвечают на насущные вопросы, являются исследовательскими или практико-ориентированными. Совместная разработка проекта позволяет им лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет
Из бесед со старшеклассниками на вопрос «Формированию каких личностных качеств способствует работа над проектом в особой степени (любознательность, трудолюбие, общительность, развитие творчества, ответственность, терпимость, целеустремлённость)?» К предложенному перечню качеств личности, развитию которых способствует работа над проектом, они добавили умение преодолевать комплексы, коммуникативность, умение найти общий язык с представителями разных социальных групп.
Учащиеся также отмечают, что работа над проектом сближает их с учителями, которые раскрываются с новой для учеников стороны, становятся ближе и роднее.
Школьники отмечали, что за это время они научились работать с информацией, узнали о большом количестве библиотек, Интернет-сайтов, словарей, справочников, познакомились со спецификой некоторых профессий.
Но самым большим достижением было конечно же познание себя, того, что каждый сумел сделать, смог достичь.
Анализируя практический опыт разработки проектов, я прихожу к выводу, что использование проектной технологии дало возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, использовать более интенсивно иностранный язык как средство общения. Ученики включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата, они имеют возможность использовать современные информационные технологии, в том числе работать с информацией на иностранном языке. Совместная работа в группе способствовала развитию партнёрских отношений, стимулировала умение планировать совместную работу, развивала способности, интересы и склонности учащихся.
Что вызывало затруднения? Не все ученики умеют планировать свою работу на длительный период. Многим представляется сложным анализировать полученные результаты (Мне приходилось вмешиваться в процесс и значительно, когда кто-то из учащихся подводил группу).
Обобщая весь материал, прихожу к выводу, что данная технология имеет далеко идущие перспективы и при правильной постановке проблем и правильной организации работы она (технология) во многом формирует мировоззрение личности ученика, развивает его общую культуру и культуру речи, способствует развитию мышления, памяти, чувств и эмоций, воображения, а также таких черт характера, как воля, целеустремлённость, креативность, трудолюбие, дисциплинированность, толерантность, потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании.
Я была бы признательна Вам, если Вы смогли бы поделиться вашими наработками по данной проблеме
Литература
- Асмолова АГ «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М «Просвещение» 2010
- Воскресенская НМ «Гражданское образование и социальное проектирование» М, Издательский дом «Новый учебник» 2003
- Копылова ВВ «Методика проектной работы на уроках английского языка» М «Дрофа» 2006
- Л.П.Корнева Применение методов проектов на уроках английского языка, Иняз № 5, 2006, с 43
- Р.Г.Борисов Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе, Иняз № 8, 2007, с 31
- И.А,Сокол Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, Иняз № 1 2008, с 16
- О.А.Шатько Метод проектов на уроках английского языка, Иняз № 1, 2010, с 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии в изучении иностранного языка
Целесообразность использования компьютерных технологий в изучении иностранного языка...
Роль раннего изучения иностранного языка для развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
В статье описаны основные функции иностранного языка как учебного предмета, отмечено положительное влияние раннего изучения иностранного языка на психические функции ребенка, показана важность роли уч...
«Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка»
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.Бурное развитие технических средств обучения привело к возникновению нового педагоги...
Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")
Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...
Положительное влияние раннего изучения иностранного языка на развитие личности ребенка
Доклад на заседании МО...
Организация проектной деятельности в процессе изучения географии с целью развития инициативности учащихся.
Педагогический опыт...
Проектная технология обучения в изучении иностранного языка
Проектная технология...