Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
методическая разработка по английскому языку (5,6,7 класс) по теме

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британских мореплавателей, аукцион знаний о происхождении английской нации, туристический проспект о жизни Генриха VIII , оформление альбомов «Резиденции Королевы Великобритании», план экскурсии для русских школьников в старейшую школу Англии Итон, оформление коллажа по мотивам английской кухни, телепередача «Прогноз погоды», письма английских школьников русским ребятам об особенностях правил дорожного движения в Британии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_tehnologiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология – технология мотивации

к изучению иностранного языка, технология развития

креативности учащихся

     Обучение иностранным языкам осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте, имеет чётко выраженную культуроведческую направленность.

     Внедрение современных технологий обучения позволяет ещё в большей степени задействовать воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.

     В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся.

     Проектная технология в области иностранного языка и культуры – это личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

   

    Основной целью образования в широком смысле становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

     Содержание данной технологии ставит целью развития у учащихся не только практических речевых умений: аудирования, говорения, чтения и письма, но и помочь раскрыться различным сторонам личности ученика, освободить его от психологических барьеров, таких как скованность, застенчивость, неуверенность в себе, то есть способствовать воспитанию личности в целом.

    Основная цель этой технологии – дать возможность учащимся реализоваться в том, что у него лучше получается, способствовать усилению мотивации учения, создать комфортную среду для каждого, облегчить формирование коммуникативных умений и стимулировать речевое творчество, способствовать стремлению личности к самообразованию, к реализации собственного потенциала.

   

   Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

   Основные задачи проектной технологии: развивать познавательные навыки учеников, научить самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, научить ориентироваться в этой информации, уметь обобщать её, а также уметь представлять свою страну  и осуществлять диалог культур, развивая автономию, креативность.

Актуальность

Возможность использования современных информационных технологий позволяет изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве (книги – художественные, учебные, справочная и научно-популярная литература; периодическая печать; радио и телевещание; мультимедийные средства; глобальные и локальные сети).

Проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Предполагаемая проектной методикой самостоятельность школьников как при поиске информации, в том числе иноязычной, так и при её обработке, представлении и обсуждении, когда есть возможность увидеть результаты своего труда, а затем представить их более широкой аудиторией (учителям, родителям, гостям из других классов, школ), вызывают чувство удовлетворения, расширяет знания в одной или нескольких предметных областях, убеждает в практической, реальной значимости владения иностранным языком.

     Таким образом, обучение иностранному языку с использованием метода проектов приобретает личностный смысл, приводя в действие воспитательную стратегию становления индивидуальности, формирования «Я-концепции»

     В моём понимании, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под мудрым, гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получения конкретного результата. Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть страноведческий коллаж, альбом, дневник на иностранном языке, письмо, газета, эссе, и тд

     Метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах, в коллективе. При обучении иностранным языкам это в основном работа с разнообразными источниками информации, с использованием поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, а также сформировать свою точку зрения, обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной , эстетически  значимой форме.

     В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учеников, умение самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, уметь обобщать её, а также уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая самостоятельность, креативность

     Особенности использования метода проектов при обучении иностранному языку заключаются в следующем:

  1. проект чаще всего бывает межтематическим и требует актуальных знаний из различных образовательных областей, способствуя тем самым интеграции учебных предметов;
  2. включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую;
  3. работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы, что требует умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше представить и, наконец, выступить на самой презентации.

     Я три года использую метод проектов в обучении учащихся, опираясь на темы и рекомендации, предложенные авторами учебников Михеева, Афанасьева. Пытаюсь реализовать индивидуальный подход к обучению и воспитанию учащихся.

     Популярность и перспективность проектной технологии объясняется тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этих знаний. Надо отметить, что проектная работа носит комплексный, интегрированный характер.

     Разработана серия уроков с использованием этой методики

     Несколько примеров выполнения учащимися проектных заданий.

5 класс. Мы работаем над следующими темами: «Национальный состав населения Великобритании. Растения – символы», «Британские Королевы», «Герои популярных английских детских книг», « Города Великобритании», « Биг Бен – символ Великобритании», « Футбольная форма игроков сборной Англии, Уэльса, Шотландии», «История происхождения английских названий дней недели», « Иллюстрированный английский алфавит».

6 класс На мой взгляд, темы ещё интереснее. « Британцы – нация мореплавателей», « Откуда пошла английская нация?», « Генрих VIII», « Официальная резиденция королевы Великобритании», « Старейшие школы Англии. Итон», « Традиционный британский пудинг. Рецепты приготовления пудинга», « Погода в Англии в разные времена года», « Особенности уличного движения в Англии»

7 класс Темы проектов 7-й параллели тесно связаны с городом, в котором мы живём. Судите сами – «Город в котором мы живём», « Твои любимые места в городе, в котором ты живёшь», « Знаменитости нашего города», « Традиции города в котором мы живём». « Лобня в различные времена года», « Как одеваются люди нашего города», « Самая интересная традиция нашей школы».

8 класс  «Знаменитые города Америки», « Самые знаменитые словари», « Эмблемы российских городов, на которых изображены животные или растения», « Вопросы экологии города», «Различные олимпийские символы», « Театры мира. Театры России»

11 класс  « Идеальное государство. Как я это представляю», « Эволюция молодёжного движения в России. Молодёжные группы в России», « Суд подростков. На сколько он справедлив?», « Что есть идеальное государство в вашем понимании», « Я мечтаю быть критиком», « Чтобы ты хотел изобрести?»

«Рекламные ролики на спортивный инвентарь»

    Мною разработана факультативная программа, на занятиях данного факультатива мы с учащимися 6 «а» класса учились создавать проекты. Из рекомендуемых материалов и нашего опыта мы выработали план-алгоритм работы над проектами.

     Это выглядит примерно так:

  1. выбор темы;
  2. обсуждение формата проекта и его структуры;
  3. распределение обязанностей;
  4. сбор информации и подходящего иллюстративного материала;
  5. обработка информации и способа его подачи или презентации;
  6. презентация;
  7. обсуждение представленной работы с замечаниями;
  8. оценка работы- проекта.

Результатом проектной работы стали составленные схемы маршрутов британских мореплавателей, аукцион знаний о происхождении английской нации, туристический проспект о жизни Генриха VIII , оформление альбомов «Резиденции Королевы Великобритании», план экскурсии для русских школьников в старейшую школу Англии Итон, оформление коллажа по мотивам английской кухни, телепередача «Прогноз погоды», письма английских школьников русским ребятам об особенностях правил дорожного движения в Британии.

     Проектные работы проводятся регулярно по завершению учебной темы.

     Анализируя этот интересный вид работы, беседуя с учащимися, я узнала, что ребятам нравится работать над современными, интересными для их возраста проектами, когда темы и проблемы отвечают на насущные вопросы, являются исследовательскими или практико-ориентированными. Совместная разработка проекта позволяет им лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет

     Из бесед со старшеклассниками на вопрос «Формированию каких личностных качеств способствует работа над проектом в особой степени (любознательность, трудолюбие, общительность, развитие творчества, ответственность, терпимость, целеустремлённость)?» К предложенному перечню качеств личности, развитию которых способствует работа над проектом, они добавили умение преодолевать комплексы, коммуникативность, умение найти общий язык с представителями разных социальных групп.

     Учащиеся также отмечают, что работа над проектом сближает их с учителями, которые раскрываются с новой для учеников стороны, становятся ближе и роднее.

     Школьники отмечали, что за это время они научились работать с информацией, узнали о большом количестве библиотек, Интернет-сайтов, словарей, справочников, познакомились со спецификой некоторых профессий.

     Но самым большим достижением было конечно же познание себя, того, что каждый сумел сделать, смог достичь.

               Анализируя практический опыт разработки проектов, я прихожу к выводу, что использование       проектной технологии дало возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную     компетенцию во всех видах речевой деятельности, использовать более интенсивно иностранный язык как средство общения. Ученики включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата, они имеют возможность использовать современные информационные технологии, в том числе работать с информацией на иностранном языке. Совместная работа в группе способствовала развитию партнёрских отношений, стимулировала умение планировать совместную работу, развивала способности, интересы и склонности учащихся.

             Что вызывало затруднения? Не все ученики умеют планировать свою работу на длительный период. Многим представляется сложным анализировать полученные результаты (Мне приходилось вмешиваться в процесс и значительно, когда кто-то из учащихся подводил группу).

     Обобщая весь материал, прихожу к выводу, что данная технология имеет далеко идущие перспективы и при правильной постановке проблем и правильной организации работы она (технология) во многом формирует мировоззрение личности ученика, развивает его общую культуру и культуру речи, способствует развитию мышления, памяти, чувств и эмоций, воображения, а также таких черт характера, как воля, целеустремлённость, креативность, трудолюбие, дисциплинированность, толерантность, потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании.

      Я была бы признательна Вам, если Вы смогли бы поделиться вашими наработками по данной проблеме

Литература

  1. Асмолова АГ «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М «Просвещение» 2010
  2. Воскресенская НМ «Гражданское образование и социальное проектирование» М, Издательский дом «Новый учебник» 2003
  3. Копылова ВВ «Методика проектной работы на уроках английского языка» М «Дрофа» 2006
  4. Л.П.Корнева Применение методов проектов на уроках английского языка, Иняз № 5, 2006, с 43
  5. Р.Г.Борисов Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе, Иняз № 8, 2007, с 31
  6. И.А,Сокол Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, Иняз № 1 2008, с 16
  7. О.А.Шатько Метод проектов на уроках английского языка, Иняз № 1, 2010, с 32

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в изучении иностранного языка

Целесообразность использования компьютерных технологий в изучении иностранного языка...

Роль раннего изучения иностранного языка для развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

В статье описаны основные функции иностранного языка как учебного предмета, отмечено положительное влияние раннего изучения иностранного языка на психические функции ребенка, показана важность роли уч...

«Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка»

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.Бурное развитие технических средств обучения привело к возникновению нового педагоги...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...