рабочая программа Основы исследовательской деятельности 0805010 Менеджмент (по отраслям) 2013
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине Основы исследовательской деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
колледж малого бизнеса № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: Основы исследовательской деятельности
для специальности 080501 Менеджмент (по отраслям)
Москва 2013
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО Составлена в соответствии
Методическим объединением с Государственными
профессиональных дисциплин требованиями к минимуму
Протокол № ___ содержания и уровню
от «__» ________ 2013 г. подготовки выпускника
по специальности
080501 Менеджмент (по отраслям)
Методист ГБОУ СПО КМБ №4
__________ / /
подпись Ф.И.О.
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по учебной работе _____________/ ____________ / подпись Ф.И.О. « __»___________ 2013 г. |
Составитель: Ахломова Светлана Александровна, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080501 Менеджмент (по отраслям) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения и всех типов и видов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой дисциплины «Основы исследовательской деятельности», утвержденной Министерством образования России, 2004 г.
Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» является общепрофессиональной, обеспечивающей базовые знания для выполнения исследований в процессе познания и научно-технического обоснования профессиональных задач.
Современный этап модернизации профессионального образования выдвигает новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным уровнем, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и деловой мобильности.
Рабочая программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.
В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
- о современном состоянии науки как социокультурном феномене и ее значении для жизнедеятельности человека;
- об исследованиях и их роли в практической деятельности человека;
знать:
- методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);
- этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
- технику эксперимента и обработку его результатов;
- способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
- методы научного познания;
- общую структуру и научный аппарат исследования;
уметь:
- применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
- определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
- осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
- анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;
- формулировать выводы и делать обобщения;
- работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.
Для проведения занятий в программе дисциплины предусмотрено использование лекционно-семинарских занятий, работа с методическими и справочными материалами, применение технические средства обучения и компьютерной техники.
Рабочая программа рассчитана на 32 часа (в том числе 8 часов – практические занятия).
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов рассчитана на 10 часов. Краткое содержание, форма отчетности планируемой самостоятельной внеаудиторной работы даны в разделе 4 рабочей программы.
Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности ее выполнения студентом рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы.
Для развития творческой активности студентов предусмотрено выполнение ими самостоятельных творческих работ. В содержании учебной дисциплины по каждой теме или разделу приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Завершается изучение дисциплины контрольной работой.
Выписка из Государственного образовательного стандарта СПО
ОПД.03 | Основы исследовательской деятельности: исследования и их роль в практической деятельности человека; основные понятия научно-исследовательской работы; использование методов научного познания; применение логических законов и правил; накопление научной информации; технический объект как система; модели технических объектов, основные понятия; алгоритмы решении изобретательских задач; охранные документы; международная сертификация изобретений; патентный поиск; лицензионный договор; ответственность за нарушения прав автора или патентообладателя |
2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Макси-мальная учебная нагрузка | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самосто-ятельная работа | |
Всего | в т.ч. практические занятия | |||
Введение | 2 | 2 | ||
Тема 1 Исследования и их роль в практической деятельности человека | 2 | 2 | ||
Тема 2 Основные методы и этапы исследовательского процесса | 4 | 4 | ||
Тема 3 Планирование и организация исследовательской деятельности | 4 | 4 | 2 | |
Тема 4 Методы научного познания | 4 | 2 | 2 | |
Тема 5 Поиск научной информации | 6 | 2 | 4 | |
Тема 6 Накопление и обработка научной информации | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 7 Способы представления результатов исследовательской деятельности | 8 | 6 | 2 | 2 |
Тема 8 Логические законы и правила в практике научного исследования | 6 | 6 | 2 | |
Всего по дисциплине: | 42 | 32 | 8 | 10 |
3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Студент должен
иметь представление:
- о взаимодействии дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с другими дисциплинами.
знать:
– перспективы использования и защиты интеллектуальной собственности.
Значение и содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» и связь ее с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами повышенного уровня. Специфика организации учебного труда студентов на теоретических и практических занятиях. Роль дисциплины в достижении требуемого уровня образованности выпускника.
Тема 1. Исследования и их роль в практической деятельности
человека
Студент должен
иметь представление:
- об исследованиях и их роли в практической деятельности человека.
Место и роль научных исследований в познавательной деятельности студента. Общее понятие о науке. Классификация наук. Наука и практика. Характеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей.
Тема 2. Основные методы и этапы исследовательского процесса
Студент должен
знать:
- классификацию методов исследования;
- этапы исследовательского процесса.
Понятие «методы исследования». Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации.
Этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий; их специфика.
Тема 3. Планирование и организация исследовательской деятельности
Студент должен
знать:
- методику разработки программы исследований;
- порядок планирования исследований;
уметь:
- прогнозировать результаты исследования;
- сформировать гипотезу исследования;
- систематизировать знания и умения;
- производить анализ полученных результатов.
Ступени работы над научным исследованием (НИ): обоснование актуальности и новизны; выявление объекта (предмета) исследования; выбор метода проведения НИ; описание процесса НИ (эксперимента); обсуждение результатов НИ; формулировка выводов. Структурная схема НИ (научного исследования).
Практическое занятие
Составление структурной схемы исследования или эксперимента.
Тема 4. Методы научного познания
Студент должен
иметь представление:
– об особенностях научного гуманитарного исследования.
знать:
- определение методологии науки;
- уровни методологического анализа;
- содержание понятий методологической базы;
- методологический аппарат научного исследования;
- теоретические и эмпирические методы.
Понятие «научного познания». Методы теоретических и эмпирических исследований. Элементы теории и методологии научно-экспериментального творчества. Особенности исследований в области гуманитарных наук.
Тема 5. Поиск научной информации
Студент должен
знать:
- способы получения и фиксации информации;
- возможности информатики как науки;
- базы данных избранного научного направления;
- информационные ресурсы региональных библиотек;
- правила библиографического описания источника и составления списка литературы.
Информатика и информационное обеспечение научного исследования. Научные документы и издания. Информационно-поисковые системы. Научно-техническая патентная информация. Организация работы с научной литературой.
Тема 6. Накопление и обработка научной информации
Студент должен
знать:
- правила библиографического описания источника и составления списка литературы;
уметь:
- пользоваться базами данных;
- вести библиографический поиск, накопление и обработку научной информации;
- составлять список литературы.
Организация работы по накоплению научной информации. Цели, задачи и пути накопления научной информации. Документальный поток научной информации. Опубликованная и неопубликованная информация. Способы обработки информации.
Практическое занятие
Поиск, накопление и систематизация научной информации.
Тема 7. Способы представления результатов исследовательской деятельности
Студент должен
знать:
- основные формы представления результатов исследовательской деятельности;
- логику устного сообщения;
- требования к стилю и языку;
уметь:
- выбрать логику доклада, устного сообщения по проблеме исследования;
- написать реферат, статью, тезисы статьи;
- оформлять результаты исследовательской деятельности в различных формах.
Доклад, научное сообщение. Логика устного сообщения. Требования к стилю и языку. Статья, тезисы научного доклада (сообщения). Требования к содержанию, структуре, языку, стилю.
Составление рефератов, обзоров и отчетов. Требования к оформлению и содержанию.
Практическое занятие
Оформление результатов исследования.
Тема 8. Логические законы и правила в практике научного исследования
Студент должен
знать:
- основные формально-логические законы и их требования к изложению содержания научной работы;
уметь:
- применять законы и формы правильного мышления в процессе решения исследовательских задач.
Основные законы логики (принципы мышления). Основные формы логического мышления. Применение логических законов и правил в процессе решения исследовательских задач.
Практическое занятие
Решение задач на применение логических законов и правил научного мышления.
4 Планируемая самостоятельная работа студентов
№ темы | Название задания | Часы, планируемые на самостоя-тельную работу | Форма отчетности |
№ 4 | Особенности исследований в области гуманитарных наук. | 2 | Сообщение |
№ 5 | Виды ответственности за нарушение прав автора и патентообладателя. | 4 | Составление презентации |
№ 6 | Накопление и систематизация научной информации. | 2 | Составление конспекта |
№ 7 | Составление обзоров и отчетов. | 2 | Сообщение |
Итого: | 10 |
5. Перечень отчетных работ.
Перечень практических работ.
Практическое занятие №1
«Составление структурной схемы исследования или эксперимента»
Практическое занятие №2
« Поиск, накопление и систематизация научной информации»
Практическое занятие №3
«Оформление результатов исследования»
Практическое занятие №4
«Решение задач на применение логических законов и правил научного мышления»
Литература
Основная литература
1. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие. – М.: Форум, 2010
2. Бобрикова Л.В., Виноградова Н.И. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2002
3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – М.: «Дашков и К˚», 2008
4. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. – М.: Издательство АПК и ПРО, 2003
5. Патентный закон РФ № 3517 – 1
Дополнительная литература
1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004
2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось – 89, 2004
3. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: ACADEMA, 2005
4. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004
5. Герасимов И.Г. Научные исследования. – М.: Высшая школа, 1992
6. Демидова А.К. Нуачный стиль. Оформление научных работ. – М., 1991
7. Паршукова Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учебно - методическое пособие / Г.Б. Паршукова. – СПб.: Профессия, 2006
8. Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. – М., 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/30/picture-81867.jpg)
Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728825-1450805135.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «Основы исследовательской деятельности»
Современная система образования ориентирована на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки школьной про...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728825-1450805135.jpg)
Презентация методической разработки программы «Основы исследовательской деятельности»
Презентация освещает опыт работы педагога по программе "Основы исследовательской деятельности", здесь также представлена научно-исследовательская работа ученицы 11 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-351837-1486930139.jpg)
Рабочая программа "Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы"
Программа «Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы» имеет гуманитарную направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальны...
программа модуля к рабочей программе "Основы проектной деятельности" "Путешествие в прошлое"
Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-954790-1507338646.jpg)
Программа "Основы исследовательской деятельности обучающихся"
Данная программа является универсальным вариантом программы по внеурочной деятельности и предназначена для обучающихся 5-9 классов.Курс «Основы исследовательской деятельности» для учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-60373-1396377869.jpg)
Программа "Основы исследовательской деятельности" работа с одарёнными детьми
Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.Актуальность также обусловлена ее методологическо...