программа модуля к рабочей программе "Основы проектной деятельности" "Путешествие в прошлое"
рабочая программа (5 класс) на тему
Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей возможно в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач. Обеспечению этих условий в образовательном процессе способствует внедрение в школьную практику метода проектов. Реализация данного метода осуществляется в параллели 5-х классов через внедрение программы «Основы проектной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
toybahtina_proektnaya_deyatelnost_v_5-h_klassah_2015-16_uchgod.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Программа модуля к рабочей программе
«Основы проектной деятельности»
«Путешествие в прошлое»
5 класс
учителя истории и обществознания
Тойбахтиной Валентины Юрьевны,
I квалификационная категория
г. Когалым,2015г.
Пояснительная записка
Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей возможно в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач. Обеспечению этих условий в образовательном процессе способствует внедрение в школьную практику метода проектов. Реализация данного метода осуществляется в параллели 5-х классов через внедрение программы «Основы проектной деятельности»
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью, которая заключается в том, что обучающиеся овладеют навыками конструктивного общения, приобретут навыки самостоятельной исследовательской деятельности, разовьют умения работать с информацией из различных источников.
Данный проект метапредметный, интегрирует такие учебные дисциплины как литература, история, география, информатика, мхк .
Модуль по истории «Путешествие в прошлое» посвящен знакомству с Великой Отечественной войной, более внимательному изучению событий блокадного Ленинграда.
Данный модуль имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение
Главная цель проекта: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Цель модуля по истории: формирование духовно – нравственных качеств личности, чувства патриотизма, сострадания, гордости за свой народ;
Модуль «Путешествие в прошлое» призван способствовать решению следующих задач:
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со пособами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
- активизировать творческую инициативу обучающихся;
- содействовать интеллектуальному, нравственно - эстетическому развитию обучающихся;
- формировать интерес к произведениям отечественной классики;
- развивать потребность в самостоятельной поисковой, исследовательской, аналитической и практической работе в процессе работы над проектом;
- обобщить и систематизировать знания детей о событиях, которые они изучают.
Принципы организации проектной деятельности:
- систематичность;
- внедрение интерактивных технологий (защита проекта, творческие мастерские, мастер - классы);
- поддержка любых мотиваций: интерес к предмету, связь с будущей профессией, получение награды.
Планируемые виды деятельности обучающихся:
- изучение научной и научно-познавательной литературы по теме;
- поиск необходимой информации из различных источников;
- планирование собственной деятельности;
- определение и реализация комплекса средств для выполнения поставленной цели;
- разработка мультимедийного сопровождения и защита проекта.
Практические занятия способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умений создавать конкретный интеллектуальный или материальный продукт.
Программа модуля проектной деятельности по истории
- по содержанию является научно-прикладной;
- по функциональному назначению - развивающей учебно - познавательной;
- по форме организации - групповой;
- по времени реализации –средней продолжительности.
В результате работы обучающиеся должны знать:
- основные факты, процессы и явления Великой Отечественной войны1941-1945 гг.
- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе
- исторические термины(блокада, война, ветеран, «Дорога жизни, продуктовые карточки»
- возможности применения полученных знаний в практической деятельности человека;
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
должны уметь:
- осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (справочных, научных, научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- использовать информационные технологии для обработки и презентации информации; планировать самостоятельную деятельность, систематизировать, анализировать, обобщать и давать оценку полученным результатам;
- продуктивно работать в творческих группах
Обучающийся сможет решать следующие практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в паре, группе, коллективе.
Формы и методы работы:
- Лекция с элементами беседы
- Интерактивный урок
- Мозговой штурм
- Ролевая игра
- Рефлексивная беседа
- Защита проекта
- Индивидуальная работа
- Работа в паре
- Работа в группе
Формы контроля: Защита творческих проектов
Структура программы состоит из блоков:
- вводного
- поисково-аналитического;
- практического;
- презентационного;
- контрольного.
Содержание программы
- блок. Вводный
Понятие проектной деятельности. Классификация проектов. Понятие «учебный проект». Организация проектной деятельности. Формы, цели, задачи исследования, гипотеза. Этапы реализации проекта.
- блок. Поисково-аналитический
Определение тематического поля проекта. Поиск и анализ проблемы исследования. Постановка целей и определение задач проекта.
IIIблок. Практический
Принятие, уточнение, конкретизация целей и задач. Сбор и анализ информации по теме. Построение алгоритма деятельности и распределение ролей в группе. Изготовление «продукта» проектной деятельности.
IVблок. Презентационный
Подготовка материалов для презентации проекта. Создания портфолио и внесение в банк данных. Презентация проекта.
Vблок. Контрольный
Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.
Календарно-тематическое планирование
Проект «Блокада Ленинграда»
№ п/п | Дата | Тема | Элементы ИКТ | Форма |
1 | Определение тематического поля проекта. Выбор проблемы исследования. Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проекта (Пантелеев «Маринка») | |||
2 | Сбор и изучение информации по теме(Пантелеев «Маринка») | Медиа- ресурсы | Работа в группе | |
3 | Анализ отобранной информации. Построение алгоритма деятельности. Распределение ролей в группе. | Работа в группе | ||
4 | Изготовление «продукта» проектной деятельности. | Работа в группе | ||
5 | Маршрут исследования.
| Работа в группе | ||
6 | Маршрут исследования.
| Работа в группе | ||
7 | Маршрут исследования.
| Работа в группе | ||
8 | Маршрут исследования. 4.Дети и война | Работа в группе | ||
9 | Маршрут исследования. 5.«Дорога жизни» | Работа в группе | ||
10 | Маршрут исследования. 6. Прорыв и снятие блокады | Работа в группе | ||
11 | Маршрут исследования. 7. Почему они выстояли | Работа в группе | ||
12 | Маршрут исследования. 8. Вооружение , техника времен Великой Отечественной войны | |||
13-14 | Подготовка материалов для презентации проекта. | Работа в группе | ||
15 | Презентация проекта. | Презентация PowerPoint | Защита проекта | |
16 | Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта. | Рефлексивная беседа |
Календарно-тематическое планирование
Проект «Зимняя война»
(Советско – финская война 30 ноября1939-12 марта 1940гг.)
№ п/п | Дата | Тема | Элементы ИКТ | Форма |
1 | Определение тематического поля проекта. Выбор проблемы исследования Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проекта(Пантелеев «Новенькая»). | |||
2 | Сбор и изучение информации по теме(Пантелеев «Новенькая») | Медиа- ресурсы | Работа в группе | |
3 | Анализ отобранной информации. Построение алгоритма деятельности. Распределение ролей в группе. | Работа в группе | ||
4 | Изготовление «продукта» проектной деятельности. | Работа в группе | ||
5 | Маршрут исследования. 1.Противники, причины войны, соотношение сил | Работа в группе | ||
6 | Маршрут исследования. 2. Вооружение, техника, обмундирование | Работа в группе | ||
7 | Маршрут исследования. 3.Ордена и медали, награды и награжденные | Работа в группе | ||
8 | Маршрут исследования. 4.Итоги войны | Работа в группе | ||
9 | Подготовка материалов для презентации проекта. | Работа в группе | ||
10 | Презентация проекта. Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта. | Презентация PowerPoint | Защита проекта Рефлексивная беседа |
Основные принципы программы
- Принцип системности
Реализация задач осуществляется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
- Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
- .Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведения.
- Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
- Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
- Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно- познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Познавательные универсальные учебные действия
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Критерии оценивания
1.Использованиекоммуникативных средств: монологическое сообщение, диалогическая форма, использование средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения.
2.Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
3.Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
4.Умение формулировать собственное мнение и позицию.
5.Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
6.Умение задавать вопросы.
7.Умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя
- Григорьев Д. В.. Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. -321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Академия». 1999г. 204с.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы. 1998, № 3- 256с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. - М.: Сентябрь. 1998 - 320с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат. М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. - М,: Издательский центр «Академия», 1999г. - 224с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001
Для обучающихся
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/2010/ RUS/ PC
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия [Электронный ресурс] http://all- ebooks.com/2009/Q5/01 /bolshaia-detskaia-ienciklopediia-6-12.html(09.03.11)
- А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный
pecypc]http:/Avww.bookshunt.ru/b 120702 detskavaenciklopediyaenciklopediyavse obo vse m. 5 (09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный pecypc]http://www.kodaes.ru/dosuu/DaAe/l47/(09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/(09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Введение в исследовательско-проектную деятельность"
Введение в исследовательско-проектную деятельность...
Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"...
Рабочая программа кружка по английскому языку "Проектная деятельность" для 5 класса
Рабочая программа кружка по английскому языку "Проектная деятельность" для 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса для 6 класса проектная деятельность по математике «Быстрый счет без калькулятора»
Программа курса «Быстрый счет без калькулятора», предназначена для учащихся 6-х классов, рассчитана на 19 часов. Разработанная программа позволяет за короткое время н...
Рабочая программа дополнительных образовательных услуг, спецкурс "Проектная деятельность: требования к подготовке и защите выпускных квалификационных работ" 2021-2022г.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравствен...
Рабочая программа «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» ФГОС,6 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» ФГОС (уровень основного общего образования). Базовый уров...