Презентация методической разработки программы «Основы исследовательской деятельности»
презентация к уроку по литературе на тему
Презентация освещает опыт работы педагога по программе "Основы исследовательской деятельности", здесь также представлена научно-исследовательская работа ученицы 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monyakova_e.v.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А ктуальность курса “Основы исследовательской деятельности”. Современная система образования ориентирована на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности обучающихся и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Курс “Основы исследовательской деятельности” обеспечивает условия для саморазвития обучающихся, для повышения их мотивации к познанию и самовоспитанию.
Цель и задачи программы. Цель: организация работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение их в исследовательскую деятельность; воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом . Задачи развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых школьников и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение обучающихся благодаря достижению поставленной цели.
Период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. В этом возрасте учащиеся стремятся к совместно-распределённой проектной деятельности, ориентированной на получение социально-значимого продукта; к исследовательской, творческой деятельности. Особенности подросткового возраста
Ожидаемые результаты освоения раздела программы. В результате активной научно-исследовательской деятельности обучающийся профилирует свою учёбу в школе, учится самостоятельно оценивать свои способности, ставить перед собой задачи поисков и нахождения более эффективных способов и приёмов добывания знаний. Такая стратегия деятельности активизирует, как показывает практика, творческий потенциал личности, осознание личностью своего места в окружающем мире. Исследование (занятие исследовательской деятельностью) должно привести к конечному продукту деятельности (в школе это реферат, доклад, проект) и выступлению на научно-практической конференции в школе, районе.
Личностно- ориентированное обучение Игровые технологии Проблемное обучение Развивающее обучение Информационно- коммуникативные технологии Используемые технологии
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Применение ИКТ способствует: расширению знаний в области моделирования ситуаций различного вида деятельности обеспечению качества усвоения знаний и умений повышению качества наглядности материала совершенствованию профессиональных компетенций ученика предоставлению ученикам возможности самостоятельного исследовательского поиска материалов развитию познавательной компетентности школьников
Использование индивидуально- дифференцированного подхода к обучению способствует
Приобщение детей к занятиям по исследовательской деятельности проводятся через следующие традиционные и нетрадиционные формы и методы: Теоретические: -беседы; -лекции; -рассказы; Практические: -метод исследования литературы по проблемной теме; -поисковый метод; -обзорно-аналитический метод; -социологический опрос; -тестирование; -работа на компьютере; -интервью и др.
Тематическое планирование по программе. № п/п Этапы деятельности Цель Деятельность обучающихся Кол-во часов 1. Информационный блок Создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений исследовательского поведения. Учащиеся знакомятся с методами научного познания, учатся применять их на практике; формулируют проблемы и гипотезы, вырабатывая мыслительные навыки: выдвижение предположений и идей, обеспечивающих исследовательский поиск; классифицируют и анализируют научные материалы; изучают структуры научных работ и их написание (аннотации, доклады, рефераты и др.). 18 часов 2. Самостоятельная исследовательская деятельность Применение на практике в рамках создания индивидуального научно- исследовательского проекта приобретенных знаний. Учащиеся определяют объект и предмет исследования, определяют темы самостоятельного исследования. Ставят цели и формулируют исследовательские задач, выдвигают гипотезы. Планируют методы и приемы. Ведут “Дневник исследователя”, готовят научно-исследовательскую работу. 11 часов 3. Подготовка и проведение презентации проекта. Анализ Демонстрация умений излагать результаты своего исследования, вести дискуссию, проводить рефлексию собственной деятельности. Под руководством учителя готовятся к устной защите на школьной НПК. (4 часа)
Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление. Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать требованиям логичности, точности, объективности. Логичность обеспечивается, во-первых, непротиворечивостью, аргументированностью суждений, во-вторых, композиционной стройностью текста, который должен включать постановку цели и задач исследования; основную исследовательскую часть; выводы. С постановки цели и задач начинается исследовательская работа одиннадцатиклассницы Сусляевой Яны по теме: «Анализ художественного текста как способ определения геронтологического возраста «старух» в литературе XIX - XX веков».
А нализ текста как способ определения геронтологического возраста “ старух ” в литературе
с помощью анализа образов героинь выяснить, соответствует ли наше представление о «старухах» их реальному возрасту Цель:
изучить материалы по геронтологии и характеристики старого возраста как такового; выявить эмоционально-смысловые аспекты образа «старух»; рассмотреть приемы художественного воплощения «старух» в литературе XIX и XX веков. Задачи:
Используя анализ литературных текстов, ученица определила реальный возраст старой графини Анны Федотовной, в произведении А.С. Пушкина “Пиковая Дама”, в одноименном рассказе М. Горького Старухи Изергиль и Старухи в сказке “О рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина, матери в повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. По каждому образу были составлены таблицы. Основная исследовательская часть работы.
Исследование № 4 «Старуха в сказке “О рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина» Цель: Определение реального возраста героини. Задачи : вычислить реальный возраст героини выявить художественно-стилистические средства создания образа определить причины раннего старения героини Объект : образ «старухи» в сказке
Выводы должны быть обязательно соотнесены с задачами, целью исследования и с формулировкой темы исследования обучающихся. Вывод в научно-исследовательской работе.
Заключение В системе использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень мотивации, четвертый год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Она, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно - исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.
Результаты работы по программе «Основы исследовательской деятельности». Год ФИО ученика Класс Тема работы Место на РНПК 2010-2011 Лабазова Виктория 10 «Б» Процесс образования специфического компьютерного сленга и экология русского языка 1 место 2010-2011 Зубаков Антон 10 «А» Целесообразность иноязычных заимствований в современном русском языке. 2 место 2010-2011 Ермолаева Ксения 10 «А» Герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков -прообраз современного предпринимателя. 2 место 2011-2012 Сусляева Яна 11 «Б» Анализ текста как способ определения геронтологического возраста старух в литературе. 1 место 2011-2012 Парфенова Татьяна 11 «Б» Неологизмы: их употребление и роль в структуре текстов разных жанров и стилей . 2 место 2012-2013 Чуб Ольга 5 «А» Укрывшись за псевдонимом. 3 место (первое и второе место не присуждалось) 2012-2013 Левин Владислав 5 «А» Самая огнепышущая, самая живая часть речи. Приз зрительских симпатий 2013-2014 Чуб Ольга 6 «А» Рождённая и незаслуженно забытая падчерица русского алфавита - буква Ё. прошла в очный тур
Используемая литература: Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников по русскому языку – журнал «Русский язык в школе» - № 2-07 Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч.-2005.-№6. Дьякова А.А. Критерии комплексного сопоставительного анализа исходного и адаптированного текстов // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы. 64 Вып.3. Т.2. Актуальные проблемы лингвистики. Волгоград: Парадигма, 2010. Касперская О.В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми. – М.: Учитель, 2010. Куровская С.Н. Одаренный ребенок и семья / С.Н.Куровская, В.П.Тарантей. Мозырь 2006. Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. Пособие. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. Прищепа Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе – журнал «Литература в школе», № 12 – 04 Терентьева Р.П. Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе журнал «Русская словесность» - № 2-02
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Методическая разработка внеурочной проектно-исследовательской деятельности по экологии «Река Моген-Бурен и озеро Хиндиктиг-Холь как водная экосистема».
Актуальность этой программы связано с возрастанием в республике антропогенного пресса или пресса хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе и на реки и озера....
Методическая разработка по теме «Исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов» с презентацией
Методическая разработка по теме «Исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов» с презентацией...
Методическая разработка по теме «Исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов» с презентацией
Методическая разработка по теме «Исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов» с презентацией...
Презентация к методической разработке "Проектная и исследовательская деятельность на уроках физики"
Презентация к методической разработке "Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «Основы исследовательской деятельности»
Современная система образования ориентирована на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки школьной про...
Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"
В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста....