Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности
рабочая программа по истории по теме
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют оперировать фактами, устанавливать причинно – следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.
Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_proektno_-_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Руководитель ШМО Анфиногенова О.Н. Протокол № ___ от «__» __________________200___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ- СОШ № 1 р.п. Степное Думчева Н.А. «__»________________200___г. | «Утверждаю» Директор МОУ- СОШ № 1р.п. Степное Исакина Н.Ю. Приказ № ___ от «__»_________________200___г. |
Рабочая программа проектно – исследовательской
деятельности
Угольниковой Елены Владимировны, учителя истории высшей квалификационной категории,
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от «__»______________2010г.
2010 – 2011 учебный год
Пояснительная записка.
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют оперировать фактами, устанавливать причинно – следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.
Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.
Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.
Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:
- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);
- этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка (этап творческого познания).
Именно на этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества. Полученные выводы проверяют или согласуют с другими теоретическими знаниями.
Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать следующие общие навыки исследовательской работы: умение составлять план, раскрывающий содержание текста; навыки написания тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций, отзывов, рецензий; знание этапов работы над исследованием; умение выступить с докладом, отражающим результаты исследования. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».
Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла. По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:
- Исследовательские (предполагает аргументацию актуальности темы для исследований);
- Творческие (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видео фильм, экспедиция, реферат и т.д.);
- Ролевые, игровые (Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая);
- Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении);
- Практико-ориентированные (прикладные) (он требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников);
- Телекоммуникационный проект (проводится на основе компьютерной телекоммуникации);
- Социальный проект (этот проект объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления).
Ученическая проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания имеет целый ряд специфических особенностей, среди которых:
- активное познание, поиск, исследование;
- комплексный характер;
- творческий характер;
- учебно-трудовой, т.е. прикладной характер;
- личностная или социальная значимость проекта;
- проблемный характер;
- вариативность и альтернативность, отсутствие единственности решения;
- воспроизводимость деятельности и ее результата, практическая значимость;
- планомерность, последовательность, технологичность процесса;
- самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самокоррекция, самооценка;
- сотрудничество с учителем и его координирующая роль;
- авторское решение, авторская доказательная позиция;
- защита проекта и его общественная оценка.
Каждый урок истории и обществознания с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется:
1-й этап - возникновение идеи или задачи. По содержанию его можно считать организационно-подготовительным. На этом этапе происходит выявление проблемы исследования и противоречия; локализация темы (отражает характерные черты исторической или обществоведческой проблемы); определение объекта и предмета исследования; постановка цели и задач; выдвижение рабочей гипотезы, обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности (определение временных рамок, объема и этапов ее выполнения), анализ и создание необходимых условий (теоретической и материальной базы) для исследования.
2-й этап - решение задачи. Его можно назвать технологическим. На этом этапе осуществляется при постоянном самоконтроле и промежуточной самооценке и самокоррекции сбор, анализ, структурирование информации и исторического материала, выработка идей, их обсуждение, моделирование, прогнозирование, проведение необходимых ученических исследований, оформление документации, схем; обобщение и анализ полученных результатов; выводы.
3-й этап - реализация на практике, заключительный (презентационный) этап. На нем осуществляется мини-маркетинг, проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности (успехов и ошибок), коррекция.
Алгоритм учебного проекта по истории и обществознанию может быть раскрыт и таким образом:
- Подготовка к работе над проектом.
- Выбор проблемы.
- Сбор информации.
- Разработка собственного варианта решения проблемы.
- Реализация плана действий команд.
- Подготовка к защите проекта.
- Оформление материала (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта).
- Подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами).
- Подготовка команды для ответов на вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству)
- Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
- Презентация проекта.
- Рефлексия (анализ).
Учитель истории и обществознания должен понимать, что проектно-исследовательская деятельность учащихся требует знаний, которые выходят за рамки одного предмета, в связи с этим появляются интегрированные проекты, которые имеют не только практическую, теоретическую, но и познавательную значимость в предполагаемых результатах.
Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект – необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.
Работа над исследовательским проектом – это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Роль учителя в данном случае заключается в организации субъект – субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников. На первом уроке необходимо провести инструктаж, познакомить учащихся с основными приемами работы, а на заключительном – оценить работу над проектом школьников.
Причем, в ходе оценивания проекта учитель выясняет:
- степень усвоения учениками учебного материала;
- пробелы в знаниях и умениях школьников;
- правильность (или ошибочность) использования алгоритмов проектной деятельности;
- применение рациональных приемов и способов организации и выполнения проектного задания.
В ходе организации работы школьников над проектами реализуются следующие цели:
Образовательная – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной деятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.;
7. Презентационные умения и навыки:
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- навыки монологической речи;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Содержание исследовательской работы
1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме
2.Литературный обзор, теоретическая часть
а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.
б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.
в) Ссылки:
- прямая речь;
- слова автора проекта;
- в скобках указывается номер источника из списка литературы
3.Практическая часть
а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения
б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.
4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе
5. Благодарность. Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь
6.Список литературы.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
Таким образом, в преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по – новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Этапы работы над проектом.
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1 этап. Погружение в проект | ||
1. | 07.09.10 | Объявление - проблемы проекта; - сюжетной ситуации; - целей и задач.) сюжетн |
2 этап. Организация деятельности. | ||
2. | 14.09.10 | Организация группы; - распределение амплуа в группах; - планирование деятельности по решению задач проекта; - обсуждение возможных форм презентации результатов. |
3. | 21.09.10 | Знакомство с методами поиска научной информации, работы в библиотеке |
4. | 28.09.10 | Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций». |
5. | 05.10.10 | Поиск информации. |
6. | 12.10.10 | Отбор и систематизация материала. |
7. | 19.10.10 | Поиск информации в Интернете. |
8. | 26.10.10 | Отбор и систематизация материала. |
3 этап. Осуществление деятельности | ||
9. | 02.11.10 | Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой; |
10. | 09.11.10 | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе. |
11. | 16.11.10 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ |
12. | 23.11.10 | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе. |
13. | 02.12.10 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ |
14. | 07.12.10 | Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций». |
15. | 14.12.10 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ |
16. | 21.12.10 | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе. |
17. | 13.01.11 | Начало оформления проекта. Начало оформления творческих работ. |
18. | 18.01.11 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ |
19. | 25.01.11 | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе. |
20. | 01.02.11 | Работа по составлению эссе, очерков, заметок. Работа с респондентом |
21. | 08.02.11 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ |
22. | 15.02.11 | Поиск информации в Интернете. |
23. | 22.02.11 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ |
24. | 09.03.11 | Работа с респондентами. |
25. | 15.03.11 | Оформление проекта. |
26. | 22.03.11 | Оформление проекта. |
27. | 19.03.10 | Оформление проекта. |
28. | 05.04.11 | Репетиция предстоящих результатов проекта |
29. | 12.04.11 | Репетиция предстоящих результатов проекта |
30. | 19.04.11 | Репетиция предстоящих результатов проекта |
4 этап. Презентация | ||
31. | 25.04.11 | Обобщение и анализ полученных результатов. Подведение итогов обучения; |
32. | 03.05.11 | Оценивание умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; |
33. | 12.05.11 | Акцентирование внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. |
34. | 17.05.11 | Подведение итогов за год. Планирование работы на 2010 – 2011 учебный год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка
В.А.Плетнева делится богатейшим опытом использования проектной технологии в обучении немецкому языку....
Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».
Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...
Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов"
Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов" (расчитана на четыре года обучения)...
Дистанционное обучение по программе «Проектно – исследовательская деятельность»
С 2014-2015 уч. году в Доме творчества открыто объединение «Проектно-исследовательская деятельность» с дистанционным обучением. . , возраст обучающихся 7-16 лет[[{"type":"media","view_mode":"media_lar...
Рабочая концепция проектно-исследовательской деятельности в школе.
Концепция включает в себя описание основных понятий проектно-исследовательской деятельности в Лицее, виды деятельности, требования к организации и реализации проектно-исследовательской деятельности....
Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"
В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста....
Рабочая программа проектно-исследовательской деятельности по математике 5 класс
Проектная деятельность по математике 5 класс...