Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности
рабочая программа по истории по теме

Угольникова Елена Владимировна

 

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют  оперировать фактами, устанавливать причинно – следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является  метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

Руководитель ШМО Анфиногенова О.Н.

Протокол № ___ от «__»

__________________200___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ- СОШ № 1 р.п. Степное Думчева Н.А.

 «__»________________200___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ- СОШ № 1р.п. Степное Исакина Н.Ю.

Приказ № ___ от «__»_________________200___г.

Рабочая программа проектно – исследовательской

деятельности

Угольниковой Елены Владимировны,                                                            учителя истории                                                                                                                              высшей квалификационной категории,

                                                                               Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от «__»______________2010г.

2010 – 2011 учебный год

Пояснительная записка.

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют  оперировать фактами, устанавливать причинно – следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является  метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования  обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.  

Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:

  1. возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
  2. этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);
  3. этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка (этап творческого познания).

Именно на этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества. Полученные выводы проверяют или согласуют с другими теоретическими знаниями.

Значит, на уроках истории и обществознания  учащиеся должны выработать следующие общие навыки исследовательской работы: умение составлять план, раскрывающий содержание текста; навыки написания тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций, отзывов, рецензий; знание этапов работы над исследованием; умение выступить с докладом, отражающим результаты исследования. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих  учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».

Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла. По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:

  1. Исследовательские (предполагает аргументацию актуальности темы для исследований);
  2. Творческие (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видео фильм, экспедиция, реферат и т.д.);
  3. Ролевые, игровые (Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая);
  4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении);
  5. Практико-ориентированные (прикладные) (он требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников);
  6. Телекоммуникационный  проект  (проводится на основе компьютерной телекоммуникации);
  7. Социальный проект (этот проект  объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления).

Ученическая  проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания имеет целый ряд специфических особенностей, среди которых:

  1. активное познание, поиск, исследование;
  2. комплексный характер;
  3. творческий характер;
  4. учебно-трудовой, т.е. прикладной характер;
  5. личностная или социальная значимость проекта;
  6. проблемный характер;
  7. вариативность и альтернативность, отсутствие единственности решения;        
  8. воспроизводимость деятельности и ее результата, практическая значимость;
  9. планомерность, последовательность, технологичность процесса;
  10. самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самокоррекция, самооценка;
  11. сотрудничество с учителем и его координирующая роль;
  12. авторское решение, авторская доказательная позиция;
  13. защита проекта и его общественная оценка.

Каждый урок истории и обществознания с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется:

1-й этап - возникновение идеи или задачи. По содержанию его можно считать организационно-подготовительным. На этом этапе происходит выявление проблемы исследования и противоречия; локализация темы (отражает характерные черты исторической или обществоведческой проблемы); определение объекта и предмета исследования; постановка цели и задач; выдвижение рабочей гипотезы, обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности (определение временных рамок, объема и этапов ее выполнения), анализ и создание необходимых условий (теоретической и материальной базы) для исследования.

2-й этап - решение задачи. Его можно назвать технологическим. На этом этапе осуществляется при постоянном самоконтроле и промежуточной самооценке и самокоррекции сбор, анализ, структурирование информации и исторического материала, выработка идей, их обсуждение, моделирование, прогнозирование, проведение необходимых ученических исследований, оформление документации, схем; обобщение и анализ полученных результатов; выводы.

3-й этап - реализация на практике, заключительный (презентационный) этап. На нем осуществляется мини-маркетинг, проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности (успехов и ошибок), коррекция.

    Алгоритм учебного проекта по истории и обществознанию может быть раскрыт и таким образом:

  1. Подготовка к работе над проектом.
  2. Выбор проблемы.
  3. Сбор информации.
  4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
  5. Реализация плана действий команд.
  6. Подготовка к защите проекта.
  1. Оформление материала (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта).
  2. Подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами).
  3. Подготовка команды для ответов на вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству)
  4. Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
  1. Презентация проекта.
  2. Рефлексия (анализ).

Учитель истории и обществознания должен понимать, что  проектно-исследовательская деятельность учащихся требует знаний, которые выходят за рамки одного предмета, в связи с этим появляются интегрированные проекты, которые имеют не только практическую, теоретическую, но и познавательную значимость в предполагаемых результатах.

Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект – необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.

Работа  над исследовательским проектом – это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Роль учителя в данном случае заключается в организации субъект – субъектных отношений,  в корректировке самостоятельной деятельности школьников. На первом уроке необходимо провести инструктаж, познакомить учащихся с основными приемами работы, а на заключительном – оценить работу над проектом школьников.

Причем, в ходе оценивания проекта учитель выясняет:

  1. степень усвоения учениками учебного материала;
  2. пробелы в знаниях и умениях школьников;
  3. правильность (или ошибочность) использования алгоритмов проектной деятельности;
  4. применение рациональных приемов и способов организации и выполнения проектного задания.

В ходе организации работы школьников над проектами реализуются следующие цели:

Образовательная – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции. 

Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

1. Рефлексивные умения:

  1. умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний;
  2.  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  1. умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания  из различных областей;
  2. умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  3. умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  4. умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  5. умение выдвигать гипотезы;
  6. умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной деятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  1. умения коллективного планирования;
  2. умение взаимодействовать с любым партнером;
  3. умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
  4. навыки делового партнерского общения;
  5. умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  1. умение проектировать процесс (изделие);
  2. умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  3. умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  4. навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  1. умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
  2.  умение вести дискуссию;
  3. умение отстаивать свою точку зрения;
  4. умение находить компромисс;
  5. навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.;

7. Презентационные умения и навыки:

  1. умение уверенно держать себя во время выступления;
  2. навыки монологической речи;
  3. артистические умения;
  4. умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  5. умение отвечать на незапланированные вопросы.

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

Содержание исследовательской работы

1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме

2.Литературный обзор, теоретическая часть

а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.

б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.

в) Ссылки:

  1. прямая речь;
  2. слова автора проекта;
  3. в скобках указывается номер источника из списка литературы

3.Практическая часть

а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения

б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.

4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

5. Благодарность. Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь

6.Список литературы.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

Таким образом, в преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по – новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть  догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.  

Этапы работы над проектом.

№ п/п

Дата

Тема занятия

1 этап. Погружение в проект

1.

07.09.10

Объявление - проблемы проекта; - сюжетной ситуации; - целей и задач.) сюжетн

2 этап. Организация деятельности.

2.

14.09.10

Организация группы; - распределение амплуа в группах; - планирование деятельности по решению задач проекта; - обсуждение возможных форм презентации результатов.

3.

21.09.10

Знакомство с методами поиска научной информации, работы в библиотеке

4.

28.09.10

Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций».

5.

05.10.10

Поиск информации.

6.

12.10.10

Отбор и систематизация материала.

7.

19.10.10

Поиск информации в Интернете.

8.

26.10.10

Отбор и систематизация материала.

3 этап. Осуществление деятельности

9.

02.11.10

 Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой;

10.

09.11.10

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

11.

16.11.10

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

12.

23.11.10

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

13.

02.12.10

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

14.

07.12.10

Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций».

15.

14.12.10

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

16.

21.12.10

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

17.

13.01.11

Начало оформления проекта. Начало оформления творческих работ.

18.

18.01.11

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

19.

25.01.11

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

20.

01.02.11

Работа  по составлению эссе, очерков, заметок. Работа с респондентом

21.

08.02.11

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

22.

15.02.11

Поиск информации в Интернете.

23.

22.02.11

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

24.

09.03.11

Работа с респондентами.

25.

15.03.11

Оформление проекта.

26.

22.03.11

Оформление проекта.

27.

19.03.10

Оформление проекта.

28.

05.04.11

 Репетиция предстоящих результатов проекта

29.

12.04.11

Репетиция предстоящих результатов проекта

30.

19.04.11

Репетиция предстоящих результатов проекта

4 этап. Презентация

31.

25.04.11

 Обобщение и анализ полученных результатов. Подведение  итогов обучения;

32.

03.05.11

Оценивание умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

33.

12.05.11

Акцентирование внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

34.

17.05.11

Подведение итогов за год. Планирование работы на 2010 – 2011 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка

В.А.Плетнева делится богатейшим опытом использования проектной технологии в обучении немецкому языку....

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов"

Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов" (расчитана на четыре года обучения)...

Дистанционное обучение по программе «Проектно – исследовательская деятельность»

С 2014-2015 уч. году в Доме творчества открыто объединение «Проектно-исследовательская деятельность» с дистанционным обучением. . , возраст обучающихся 7-16 лет[[{"type":"media","view_mode":"media_lar...

Рабочая концепция проектно-исследовательской деятельности в школе.

Концепция включает в себя описание основных понятий проектно-исследовательской деятельности в Лицее, виды деятельности, требования к организации и реализации проектно-исследовательской деятельности....

рабочая программа "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся"

рабочая программа "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся"...