Рабочая программа "Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы"
рабочая программа (10, 11 класс)

Глухова Наталья Геннадьевна

Программа «Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы» имеет гуманитарную направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту), а именно: на формирование навыков разработки учебного исследования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования                                          Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                       «Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено

педагогическим   советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж»

 Утверждаю

Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

_____________ Н.П.Коробова

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование программы

Проектная деятельность по русскому языку и литературе

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная:

общеразвивающая

Направленность программы

общеразвивающая

Форма обучения

очная

Категория обучающихся

Дети (старшего школьного возраста до совершеннолетия) и взрослые (без ограничения по возрасту)

Требования к уровню образования обучающихся

любые лица без предъявления требований к уровню образования

Срок освоения программы

1 год

Срок освоения программы  в случае обучения по индивидуальному учебному плану

1 год

Количество часов всего

12

Количество часов в неделю

2

После освоения образовательной программы обучающемуся выдается

Справка-сертификат,  подтверждающая обучение по указанной программе

г. Нижневартовск

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы:

Программа «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» имеет естественнонаучную направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту), а именно: на формирование навыков разработки учебного проекта.

 По своему функциональному предназначению – эта программа является учебно-познавательной; по форме организации - групповой, общедоступной, массовой; по времени реализации - годичной.          

        

Автор программы:

 Программа разработана Еремеевой Оксаной Сергеевной, педагогом высшей квалификационной категории.

        Актуальность программы обусловлена тем, что проектная деятельность - одна из важных слагаемых учебного процесса обучающихся. В течение учебы они сталкиваются с подготовкой краткосрочных и долгосрочных индивидуальных и групповых проектов по изучаемым дисциплинам, рефератов по различным курсам, итоговых курсовых проектов и, наконец, выпускной квалификационной работы.

Все эти формы учебного проектирования требуют от обучающихся не только определенных знаний в выбранной им теме, но и владения основными навыками проектной деятельности.

        Педагогическая целесообразность программы: 

Программа ориентирована на интеллектуальное развитие обучающихся, т.к. умение проектировать играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.

Программа ставит своей целью развитие и совершенствование навыков проектной деятельности, что обеспечивает повышенный уровень подготовки специалиста.

Цели и задачи программы:

Цель дисциплины - получение обучающимися необходимых знаний и практических навыков по методике проектной работы, развитие у них мотивации включения в научную работу.

Задачами курса являются:

  • овладение навыками по определению цели и структурированию задач учебного проектирования;
  • приобретение знаний по сбору и обработке информации для учебного проектирования;
  • развитие творческих способностей, интереса и навыка самостоятельной проектной работы;
  • овладение навыками пользования справочной, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания учебного проекта.

Стартовый возраст для адекватного восприятия программы и ее успешной реализации – не ранее 15 лет, максимальный возраст – не ограничен. Количество слушателей в группе от 15 до 25 человек.

Сроки реализации программы:

1 учебный год, 12 часов.  

        

        Распределение часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная  работа

12

5

7

0

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, продолжительность одного учебного часа 45 минут. Во время занятий планируется использовать следующие образовательные технологии:

  • технология проектного обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии.

        Ожидаемые результаты освоения программы:

По окончании изучения дополнительной образовательной программы обучающиеся должны:

знать:

  • понятие «учебного проекта»;
  • виды проектов по времени реализации, по количеству участников, направленности;
  • этапы осуществления учебного проекта;

уметь:

  • организовывать работу по осуществлению проектной деятельности;
  • формулировать цель, задачи, тему и гипотезу проекта;
  • представлять результаты своей деятельности и хода работы в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • осуществлять поиск и отбор актуальной информации, работу с источниками.

Аттестация по итогам освоения программы:

не предусмотрена.


II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план программы

«Проектная деятельность по русскому языку и литературе»

Раздел,

тема

Виды занятий (в часах)

Теоретическое обучение

Практические занятия

Самостоятельная работа

Тема 1. Введение

1

0

Тема 2. Основы учебно–проектного процесса

1

1

Тема 3. Работа над основной частью проекта

1

2

Тема 4. Оформление проектной работы

1

2

Тема 5. Виды проектных продуктов

1

2

Итого

5

7

2.2. Содержание курса

Тема 1. Введение.

Общее представление об учебно-проектной деятельности. Отличие проектной деятельности от исследовательской. Виды проектов

Знать:

  • цель и задачи учебно-проектной деятельности;
  • основные понятия, связанные с осуществлением проектной деятельности;
  • историю развития проектного метода.

Уметь:

  • отличать проектную работу от исследовательской.

Тема 2. Основы учебно–проектного процесса.

Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого проектирования. Структура работы. План работы.

Знать:

  • понятие темы, разнообразие тем проектов;
  • понятие цели и задачи проекта;
  • структуру проекта.

Уметь:

  • формулировать тему проекта, вытекающие из нее цели и задачи, гипотезу;
  • планировать работу по осуществлению учебно–проектной деятельности.

Тема 3. Работа над основной частью проекта.

Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Стиль изложения материала. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.

Знать:

  • структуру индивидуального плана учебного проекта;
  • особенности научного стиля речи;
  • требования к результатам работы и правила их оформления.

Уметь:

  • составлять индивидуальный план учебного проектирования;
  • работать с литературными источниками по сбору первичной информации;
  • владеть научным стилем речи для изложения материала проекта.

Тема 4. Оформление проектной работы

Композиция учебно-проектной работы. Титульный лист. Введение. Заключение. Приложения. Требования к оформлению введения, заключения. Источники и литература. Требования к оформлению. Защита проектной работы.

Знать:

  • композицию учебного проекта;
  • требования к оформлению титульного листа, введения, основной части проекта;
  • процедуру защиты проектной работы.

Уметь:

  • использовать знания о композиции учебного проекта;
  • соблюдать требования к оформлению разделов учебного проекта;
  • проводить процедуру защиты учебного проекта.

Тема 5. Виды проектных продуктов

Виды конечного продукта учебно-проектной деятельности: презентация, брошюра, буклет, сценарий, сочинение, экскурсия, рекомендации, памятка и др. Требования к оформлению конечного продукта проектной деятельности.

Знать:

  • виды конечного продукта учебного проекта;
  • требования к оформлению конечного продукта проекта;

Уметь:

  • правильно выбирать конечны продукт проектной деятельности в зависимости от темы, цели и задач проекта;
  • соблюдать требования к оформлению конечного продукта учебного проекта.

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение курса

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  

Оборудование учебного кабинета:

-        посадочные места по количеству слушателей;

-        рабочее место преподавателя;

-        места для работы 2-4 групп слушателей.

Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)

Дополнительные источники:

  1. Пахомова Н. Ю.Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
  2. Пахомова Н.Ю.Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования                                          Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                       «Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено

педагогическим   советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж»

протокол №

от   31 августа   2018  года

 Утверждаю

Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

_____________ Н.П. Коробова

приказом  №

от   31 августа   2018  года

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование программы

Практикум «Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы»

Вид программы

дополнительная общеобразовательная:

общеразвивающая

Направленность программы1

общеразвивающая

Форма обучения

очная

Категория обучающихся2

Дети (старшего школьного возраста до совершеннолетия) и взрослые (без ограничения по возрасту)

Требования к уровню образования обучающихся

любые лица без предъявления требований к уровню образования

Срок освоения программы

1 год

Срок освоения программы  в случае обучения по индивидуальному учебному плану

1 год

Количество часов всего

12

Количество часов в неделю

2

После освоения образовательной программы обучающемуся выдается

справка-сертификат,  подтверждающая обучение по указанной программе

г. Нижневартовск

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы:

Программа «Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы» имеет гуманитарную направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту), а именно: на формирование навыков разработки учебного исследования.

 По своему функциональному предназначению – эта программа является учебно-познавательной; по форме организации - групповой, общедоступной, массовой; по времени реализации - годичной.          

        

  1. Автор программы:

 Программа разработана Глуховой Натальей Геннадьевной, педагогом высшей квалификационной категории.

        1.3. Актуальность программы обусловлена тем, что проектная и исследовательская деятельность - одна из важных слагаемых учебного процесса обучающихся. В течение учебы они сталкиваются с подготовкой краткосрочных и долгосрочных индивидуальных и групповых проектов по изучаемым дисциплинам, рефератов по различным курсам, итоговых курсовых проектов и, наконец, выпускной квалификационной работы.

Все эти формы учебного исследования требуют от обучающихся не только определенных знаний в выбранной им теме, но и владения основными навыками исследовательской деятельности.

       1.4. Педагогическая целесообразность программы: 

Программа ориентирована на интеллектуальное развитие обучающихся, т.к. умение проектировать, исследовать играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.

Программа ставит своей целью развитие и совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности, что обеспечивает повышенный уровень подготовки специалиста.

1.5. Цели и задачи программы:

Цель дисциплины - получение обучающимися необходимых знаний и практических навыков по методике исследовательской работы, развитие у них мотивации включения в научную работу.

Задачами курса являются:

  • овладение навыками по определению цели и структурированию задач учебного исследования
  • приобретение знаний по сбору и обработке информации для учебного исследования;
  • развитие творческих способностей, интереса и навыка самостоятельной исследовательской работы;
  • овладение навыками пользования справочной, специальной и дополнительной литературой, необходимой для разработке учебного исследования.

1.6. Возраст и количество слушателей:

Стартовый возраст для адекватного восприятия программы и ее успешной реализации – не ранее 15 лет, максимальный возраст – не ограничен. Количество слушателей в группе от 15 до 25 человек.

1.7. Сроки реализации программы:

1 учебный год, 12 часов.  

        

        1.8. Распределение часов:

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная  работа

12

5

7

0

1.9. Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, продолжительность одного учебного часа 45 минут. Во время занятий планируется использовать следующие образовательные технологии:

  • технология проектного обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии.

1.10. Ожидаемые результаты освоения программы:

По окончании изучения дополнительной образовательной программы обучающиеся должны:

знать:

  • понятие «учебного исследования»;
  • особенности исследовательских работ, их отличие от проектных работ;
  • этапы осуществления учебного исследования;
  • методы исследования;
  • основную терминологию, связанную с разработкой исследовательской работы.

уметь:

  • организовывать работу по осуществлению исследовательской деятельности;
  • формулировать цель, задачи, тему и гипотезу, предмет, объект, методы исследования;
  • представлять результаты своей деятельности и хода работы в различных формах;
  • осуществлять поиск и отбор актуальной информации, работу с источниками.

1.11. Аттестация по итогам освоения программы: не предусмотрена.


II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план программы

«Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы»

Раздел,

тема

Виды занятий (в часах)

Теоретическое обучение

Практические занятия

Самостоятельная работа

Тема 1. Введение

1

0

Тема 2. Основы учебно–исследовательского процесса

1

1

Тема 3. Работа над основной частью исследования

1

2

Тема 4. Оформление списка литературы

1

2

Тема 5. Оформление исследовательской работы

1

2

Итого

5

7

2.2. Содержание программы

Тема 1. Введение.

Общее представление об учебно-исследовательской деятельности. Отличие проектной деятельности от исследовательской.

Знать:

  • цель и задачи учебно-исследовательской деятельности;
  • основные понятия, связанные с осуществлением исследования;
  • историю развития метода исследований.

Уметь:

  • отличать исследовательскую работу от проектной

Тема 2. Основы учебно–исследовательского процесса.

Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Структура работы. План работы.

Знать:

  • понятие темы, разнообразие тем;
  • понятие цели и задачи;
  • структуру исследования.

Уметь:

  • формулировать тему работы, вытекающие из нее цели и задачи, гипотезу, предмет;
  • определять наиболее оптимальные методы исследования;
  • планировать работу по осуществлению учебно–исследовательской деятельности.

Тема 3. Работа над основной частью исследования.

Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Стиль изложения материала. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.

Знать:

  • структуру индивидуального плана учебного исследования;
  • особенности научного стиля речи;
  • требования к результатам работы и правила их оформления.

Уметь:

  • составлять индивидуальный план учебного исследования;
  • работать с литературными источниками по сбору первичной информации;
  • владеть научным стилем речи для изложения материала проекта.

Тема 4. Оформление списка литературы

Источники и литература. Требования к оформлению.

Знать:

  • различие списка литературы и списка источников;
  • основные подходы к работе с источниками;
  • различие и правила оформления сносок и ссылок.

Уметь:

  • работать с источниками: отбирать необходимую информацию;
  • использовать различные виды переработки информации;
  • правильно оформлять цитаты.

Тема 5. Оформление исследовательской работы

Композиция исследовательской работы. Титульный лист. Введение. Заключение. Приложения. Требования к оформлению введения, заключения. Защита исследовательской работы.

Знать:

  • композицию учебного исследования;
  • требования к оформлению титульного листа, введения, основной части;
  • процедуру защиты исследовавтельской работы.

Уметь:

  • использовать знания о композиции учебного исследования;
  • соблюдать требования к оформлению разделов учебного исследования;
  • проводить процедуру защиты учебного исследвания.

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение курса:

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  

Оборудование учебного кабинета:

-        посадочные места по количеству слушателей;

-        рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Перечень дополнительной литературы:

  1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2015
  2. Бобрикова Л.В., Виноградова Н.И. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2016.
  3. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов н/Дону, 2016.
  4. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. – М., 2015.
  5. Демидов Н.К. Научный стиль. Оформление научных работ. – М., 2014
  6. Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Автор - сост.
    И.Н.Кузнецов. - Минск: Амалфея, 2017
  7. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов М.: ДАЕ, 2015

Перечень интернет-ресурсов:

  1. Znanium.com (электронно-библиотечная система)
  2. «Анатомия» учебного проекта [Текст] – Режим доступа: http://schv362.mskobr.ru/files/uchebnyj_proekt.pdf
  3. Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций [Текст] – Режим доступа: http://chgpk.ru/dokymenti/trebovanie_k_prezentacii.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...

формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Презентация  отражает  систему  работы  учителя  по  формированию  навыков  исследовательской  деятельности  на  уроках  русского  язык...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

       Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...