Рабочая программа "Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы"
рабочая программа (10, 11 класс)
Программа «Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы» имеет гуманитарную направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту), а именно: на формирование навыков разработки учебного исследования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Утверждено педагогическим советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж» | Утверждаю Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» _____________ Н.П.Коробова
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование программы | Проектная деятельность по русскому языку и литературе |
Вид программы | Дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая |
Направленность программы | общеразвивающая |
Форма обучения | очная |
Категория обучающихся | Дети (старшего школьного возраста до совершеннолетия) и взрослые (без ограничения по возрасту) |
Требования к уровню образования обучающихся | любые лица без предъявления требований к уровню образования |
Срок освоения программы | 1 год |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 1 год |
Количество часов всего | 12 |
Количество часов в неделю | 2 |
После освоения образовательной программы обучающемуся выдается | Справка-сертификат, подтверждающая обучение по указанной программе |
г. Нижневартовск
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы:
Программа «Проектная деятельность по русскому языку и литературе» имеет естественнонаучную направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту), а именно: на формирование навыков разработки учебного проекта.
По своему функциональному предназначению – эта программа является учебно-познавательной; по форме организации - групповой, общедоступной, массовой; по времени реализации - годичной.
Автор программы:
Программа разработана Еремеевой Оксаной Сергеевной, педагогом высшей квалификационной категории.
Актуальность программы обусловлена тем, что проектная деятельность - одна из важных слагаемых учебного процесса обучающихся. В течение учебы они сталкиваются с подготовкой краткосрочных и долгосрочных индивидуальных и групповых проектов по изучаемым дисциплинам, рефератов по различным курсам, итоговых курсовых проектов и, наконец, выпускной квалификационной работы.
Все эти формы учебного проектирования требуют от обучающихся не только определенных знаний в выбранной им теме, но и владения основными навыками проектной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы:
Программа ориентирована на интеллектуальное развитие обучающихся, т.к. умение проектировать играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
Программа ставит своей целью развитие и совершенствование навыков проектной деятельности, что обеспечивает повышенный уровень подготовки специалиста.
Цели и задачи программы:
Цель дисциплины - получение обучающимися необходимых знаний и практических навыков по методике проектной работы, развитие у них мотивации включения в научную работу.
Задачами курса являются:
- овладение навыками по определению цели и структурированию задач учебного проектирования;
- приобретение знаний по сбору и обработке информации для учебного проектирования;
- развитие творческих способностей, интереса и навыка самостоятельной проектной работы;
- овладение навыками пользования справочной, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания учебного проекта.
Стартовый возраст для адекватного восприятия программы и ее успешной реализации – не ранее 15 лет, максимальный возраст – не ограничен. Количество слушателей в группе от 15 до 25 человек.
Сроки реализации программы:
1 учебный год, 12 часов.
Распределение часов
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа |
12 | 5 | 7 | 0 |
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, продолжительность одного учебного часа 45 минут. Во время занятий планируется использовать следующие образовательные технологии:
- технология проектного обучения;
- технология развивающего обучения;
- информационно-коммуникационные технологии.
Ожидаемые результаты освоения программы:
По окончании изучения дополнительной образовательной программы обучающиеся должны:
знать:
- понятие «учебного проекта»;
- виды проектов по времени реализации, по количеству участников, направленности;
- этапы осуществления учебного проекта;
уметь:
- организовывать работу по осуществлению проектной деятельности;
- формулировать цель, задачи, тему и гипотезу проекта;
- представлять результаты своей деятельности и хода работы в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- осуществлять поиск и отбор актуальной информации, работу с источниками.
Аттестация по итогам освоения программы:
не предусмотрена.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план программы
«Проектная деятельность по русскому языку и литературе»
Раздел, тема | Виды занятий (в часах) | ||
Теоретическое обучение | Практические занятия | Самостоятельная работа | |
Тема 1. Введение | 1 | 0 | |
Тема 2. Основы учебно–проектного процесса | 1 | 1 | |
Тема 3. Работа над основной частью проекта | 1 | 2 | |
Тема 4. Оформление проектной работы | 1 | 2 | |
Тема 5. Виды проектных продуктов | 1 | 2 | |
Итого | 5 | 7 |
2.2. Содержание курса
Тема 1. Введение.
Общее представление об учебно-проектной деятельности. Отличие проектной деятельности от исследовательской. Виды проектов
Знать:
- цель и задачи учебно-проектной деятельности;
- основные понятия, связанные с осуществлением проектной деятельности;
- историю развития проектного метода.
Уметь:
- отличать проектную работу от исследовательской.
Тема 2. Основы учебно–проектного процесса.
Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого проектирования. Структура работы. План работы.
Знать:
- понятие темы, разнообразие тем проектов;
- понятие цели и задачи проекта;
- структуру проекта.
Уметь:
- формулировать тему проекта, вытекающие из нее цели и задачи, гипотезу;
- планировать работу по осуществлению учебно–проектной деятельности.
Тема 3. Работа над основной частью проекта.
Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Стиль изложения материала. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.
Знать:
- структуру индивидуального плана учебного проекта;
- особенности научного стиля речи;
- требования к результатам работы и правила их оформления.
Уметь:
- составлять индивидуальный план учебного проектирования;
- работать с литературными источниками по сбору первичной информации;
- владеть научным стилем речи для изложения материала проекта.
Тема 4. Оформление проектной работы
Композиция учебно-проектной работы. Титульный лист. Введение. Заключение. Приложения. Требования к оформлению введения, заключения. Источники и литература. Требования к оформлению. Защита проектной работы.
Знать:
- композицию учебного проекта;
- требования к оформлению титульного листа, введения, основной части проекта;
- процедуру защиты проектной работы.
Уметь:
- использовать знания о композиции учебного проекта;
- соблюдать требования к оформлению разделов учебного проекта;
- проводить процедуру защиты учебного проекта.
Тема 5. Виды проектных продуктов
Виды конечного продукта учебно-проектной деятельности: презентация, брошюра, буклет, сценарий, сочинение, экскурсия, рекомендации, памятка и др. Требования к оформлению конечного продукта проектной деятельности.
Знать:
- виды конечного продукта учебного проекта;
- требования к оформлению конечного продукта проекта;
Уметь:
- правильно выбирать конечны продукт проектной деятельности в зависимости от темы, цели и задач проекта;
- соблюдать требования к оформлению конечного продукта учебного проекта.
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение курса
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству слушателей;
- рабочее место преподавателя;
- места для работы 2-4 групп слушателей.
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
Дополнительные источники:
- Пахомова Н. Ю.Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
- Пахомова Н.Ю.Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Утверждено педагогическим советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж» протокол № от 31 августа 2018 года | Утверждаю Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» _____________ Н.П. Коробова приказом № от 31 августа 2018 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование программы | Практикум «Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы» |
Вид программы | дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая |
Направленность программы1 | общеразвивающая |
Форма обучения | очная |
Категория обучающихся2 | Дети (старшего школьного возраста до совершеннолетия) и взрослые (без ограничения по возрасту) |
Требования к уровню образования обучающихся | любые лица без предъявления требований к уровню образования |
Срок освоения программы | 1 год |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 1 год |
Количество часов всего | 12 |
Количество часов в неделю | 2 |
После освоения образовательной программы обучающемуся выдается | справка-сертификат, подтверждающая обучение по указанной программе |
г. Нижневартовск
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы:
Программа «Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы» имеет гуманитарную направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту), а именно: на формирование навыков разработки учебного исследования.
По своему функциональному предназначению – эта программа является учебно-познавательной; по форме организации - групповой, общедоступной, массовой; по времени реализации - годичной.
- Автор программы:
Программа разработана Глуховой Натальей Геннадьевной, педагогом высшей квалификационной категории.
1.3. Актуальность программы обусловлена тем, что проектная и исследовательская деятельность - одна из важных слагаемых учебного процесса обучающихся. В течение учебы они сталкиваются с подготовкой краткосрочных и долгосрочных индивидуальных и групповых проектов по изучаемым дисциплинам, рефератов по различным курсам, итоговых курсовых проектов и, наконец, выпускной квалификационной работы.
Все эти формы учебного исследования требуют от обучающихся не только определенных знаний в выбранной им теме, но и владения основными навыками исследовательской деятельности.
1.4. Педагогическая целесообразность программы:
Программа ориентирована на интеллектуальное развитие обучающихся, т.к. умение проектировать, исследовать играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
Программа ставит своей целью развитие и совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности, что обеспечивает повышенный уровень подготовки специалиста.
1.5. Цели и задачи программы:
Цель дисциплины - получение обучающимися необходимых знаний и практических навыков по методике исследовательской работы, развитие у них мотивации включения в научную работу.
Задачами курса являются:
- овладение навыками по определению цели и структурированию задач учебного исследования
- приобретение знаний по сбору и обработке информации для учебного исследования;
- развитие творческих способностей, интереса и навыка самостоятельной исследовательской работы;
- овладение навыками пользования справочной, специальной и дополнительной литературой, необходимой для разработке учебного исследования.
1.6. Возраст и количество слушателей:
Стартовый возраст для адекватного восприятия программы и ее успешной реализации – не ранее 15 лет, максимальный возраст – не ограничен. Количество слушателей в группе от 15 до 25 человек.
1.7. Сроки реализации программы:
1 учебный год, 12 часов.
1.8. Распределение часов:
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа |
12 | 5 | 7 | 0 |
1.9. Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, продолжительность одного учебного часа 45 минут. Во время занятий планируется использовать следующие образовательные технологии:
- технология проектного обучения;
- технология развивающего обучения;
- информационно-коммуникационные технологии.
1.10. Ожидаемые результаты освоения программы:
По окончании изучения дополнительной образовательной программы обучающиеся должны:
знать:
- понятие «учебного исследования»;
- особенности исследовательских работ, их отличие от проектных работ;
- этапы осуществления учебного исследования;
- методы исследования;
- основную терминологию, связанную с разработкой исследовательской работы.
уметь:
- организовывать работу по осуществлению исследовательской деятельности;
- формулировать цель, задачи, тему и гипотезу, предмет, объект, методы исследования;
- представлять результаты своей деятельности и хода работы в различных формах;
- осуществлять поиск и отбор актуальной информации, работу с источниками.
1.11. Аттестация по итогам освоения программы: не предусмотрена.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план программы
«Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы»
Раздел, тема | Виды занятий (в часах) | ||
Теоретическое обучение | Практические занятия | Самостоятельная работа | |
Тема 1. Введение | 1 | 0 | |
Тема 2. Основы учебно–исследовательского процесса | 1 | 1 | |
Тема 3. Работа над основной частью исследования | 1 | 2 | |
Тема 4. Оформление списка литературы | 1 | 2 | |
Тема 5. Оформление исследовательской работы | 1 | 2 | |
Итого | 5 | 7 |
2.2. Содержание программы
Тема 1. Введение.
Общее представление об учебно-исследовательской деятельности. Отличие проектной деятельности от исследовательской.
Знать:
- цель и задачи учебно-исследовательской деятельности;
- основные понятия, связанные с осуществлением исследования;
- историю развития метода исследований.
Уметь:
- отличать исследовательскую работу от проектной
Тема 2. Основы учебно–исследовательского процесса.
Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Структура работы. План работы.
Знать:
- понятие темы, разнообразие тем;
- понятие цели и задачи;
- структуру исследования.
Уметь:
- формулировать тему работы, вытекающие из нее цели и задачи, гипотезу, предмет;
- определять наиболее оптимальные методы исследования;
- планировать работу по осуществлению учебно–исследовательской деятельности.
Тема 3. Работа над основной частью исследования.
Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Стиль изложения материала. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.
Знать:
- структуру индивидуального плана учебного исследования;
- особенности научного стиля речи;
- требования к результатам работы и правила их оформления.
Уметь:
- составлять индивидуальный план учебного исследования;
- работать с литературными источниками по сбору первичной информации;
- владеть научным стилем речи для изложения материала проекта.
Тема 4. Оформление списка литературы
Источники и литература. Требования к оформлению.
Знать:
- различие списка литературы и списка источников;
- основные подходы к работе с источниками;
- различие и правила оформления сносок и ссылок.
Уметь:
- работать с источниками: отбирать необходимую информацию;
- использовать различные виды переработки информации;
- правильно оформлять цитаты.
Тема 5. Оформление исследовательской работы
Композиция исследовательской работы. Титульный лист. Введение. Заключение. Приложения. Требования к оформлению введения, заключения. Защита исследовательской работы.
Знать:
- композицию учебного исследования;
- требования к оформлению титульного листа, введения, основной части;
- процедуру защиты исследовавтельской работы.
Уметь:
- использовать знания о композиции учебного исследования;
- соблюдать требования к оформлению разделов учебного исследования;
- проводить процедуру защиты учебного исследвания.
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение курса:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству слушателей;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Перечень дополнительной литературы:
- Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2015
- Бобрикова Л.В., Виноградова Н.И. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2016.
- Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов н/Дону, 2016.
- Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. – М., 2015.
- Демидов Н.К. Научный стиль. Оформление научных работ. – М., 2014
- Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Автор - сост.
И.Н.Кузнецов. - Минск: Амалфея, 2017 - Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов М.: ДАЕ, 2015
Перечень интернет-ресурсов:
- Znanium.com (электронно-библиотечная система)
- «Анатомия» учебного проекта [Текст] – Режим доступа: http://schv362.mskobr.ru/files/uchebnyj_proekt.pdf
- Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций [Текст] – Режим доступа: http://chgpk.ru/dokymenti/trebovanie_k_prezentacii.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...
формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....
Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления
Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....
Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, более тесно связана с жизнью, практикой, сти...
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Презентация отражает систему работы учителя по формированию навыков исследовательской деятельности на уроках русского язык...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...