МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «Основы исследовательской деятельности»
методическая разработка по литературе на тему
Современная система образования ориентирована на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки школьной программы. Курс "Основы исследовательской деятельности" обеспечивает условия для саморазвития школьников, для повышения их мотивации к познанию и самовоспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ
«Основы исследовательской деятельности»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №1995 г. Москва
Монякова Елена Вениаминовна
Образование: высшее
Квалификационная категория: высшая
Стаж работы учителем
русского языка и литературы 27 лет
Москва
2015г.
Содержаниестр. | |
| 3-5 |
2. Цели и задачи программы «Основы исследовательской деятельности» | 6 |
| 7-8 |
| 9 |
| 10-12 |
| 13-15 |
7. Этапы проведения учебно-исследовательской работы по русскому языку и литературе в процессе реализации программы «Основы исследовательской деятельности» | 16-23 |
| 24-25 26 27-77 |
1. Пояснительная записка
Самая прекрасная и глубокая
эмоция, которую мы испытываем,
-это ощущение тайны.
В ней источник всякого
подлинного знания.
А. Эйнштейн
В последние десятилетия общественные требования к образованию существенно изменились. Это изменение принято связывать с так называемым «информационным взрывом, основной признак которого — легкость получения, общедоступность информации. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, — нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать ее. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
От характерного для советской школы гностического («знаниевого») подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. Этот подход сейчас закреплен законодательно в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку и литературе эти задачи конкретизируются: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера».
Исследовательская работа школьников все чаще становится объектом интереса широкой педагогической общественности: школьных учителей, методистов, психологов и педагогов. Это вызвано причинами, прежде всего, социального характера: заинтересованностью общества в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Новый социальный заказ был воспринят школой, внутри которой с начала 90-х годов возникло целое движение, связанное с организацией исследовательской деятельности учащихся.
Позже в нормативных документах были зафиксированы необходимость проведения исследовательской работы и перспектива профилизации старшей школы. В связи с этим возник ряд вопросов: в чем своеобразие исследовательской работы школьников? Как в ее рамках соотносятся научная и учебная деятельность? Каким образом специфика научной деятельности может быть адаптирована к школе?
Анализируя аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников, я опираюсь на мнение А. В. Леонтовича, который считает, что «главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке». Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Одной из важнейших задач считаю пробуждение у школьников исследовательского интереса.
В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителями ведущих идей общественного процесса.
В основе моей программы Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой, определяющая основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Моя деятельность по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития обучающихся, для повышения их мотивации к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей. Современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности обучающихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Этим объясняется актуальность создания курса “Основы исследовательской деятельности”.
Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.
2. Цели и задачи программы «Основы исследовательской деятельности»
Цель программы «Основы исследовательской деятельности»: организация работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение их в исследовательскую деятельность; воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.
Поставленная цель предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
∙ развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков;
∙ формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
∙ выявление одарённых школьников и обеспечение реализации их творческого потенциала;
∙ воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
∙ помощь в профессиональной ориентации;
∙ самоутверждение обучающихся благодаря достижению поставленной цели.
Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения.
- Психологическая целесообразность
Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит? Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать. Поэтому одной из главных задач воспитателя и учителя нужно считать умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.
Конечно же, нужна педагогическая поддержка. Нужно начать с того, что разработать определённую технологию взаимодействия с одарённым ребёнком. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все притязания ребёнка, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса. Естественно, этим процессом нужно управлять. Познавательную активность ребёнка нужно направлять и обязательно соотносить её с результатами учебной деятельности, чтобы корректировать индивидуальный познавательный маршрут ребёнка. Результатом этого процесса должно стать гармоническое развитие личности. Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности учащихся - одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе — наличие у них потребности узнавать новое.
Исследовательская работа и личностно - деятельностный подход.
Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно принимать во внимание, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Деятельностный подход также предусматривает свободу выбора обучающимися пути, учебника и методов.
Как в организации исследовательской работы преломляется личностно-деятельностный подход?
Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы.
Ясно, что исследовательская работа может быть предложена и в средней, и в старшей школе. Но когда это будет рациональнее? Старшеклассники обладают большим запасом знаний, у них более развито абстрактное мышление: навыки обобщения, синтеза и анализа, классификации, дивергентное мышление. Они сориентированы профессионально и могут включать цели исследовательской работы в планы, связанные с выбором профессии. Современные программы предусматривают обучение исследовательской работе на старшей ступени, в связи с профильным обучением. Старшеклассники имеют больше возможностей приобщиться к исследовательской работе в рамках учебного плана.
Однако у них меньше свободного времени. Анализируя свой опыт организации исследовательской работы в школе, полагаю, что знакомство с исследовательской деятельностью может начинаться рано — с 5—7-го класса. Эффективность ее будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.
- Ожидаемые результаты освоения программы
В результате активной научно-исследовательской деятельности обучающийся профилирует свою учёбу в школе, учится самостоятельно оценивать свои способности, ставить перед собой задачи поисков и нахождения более эффективных способов и приёмов добывания знаний. Такая стратегия деятельности активизирует, как показывает практика, творческий потенциал личности, осознание личностью своего места в окружающем мире. Исследование (занятие исследовательской деятельностью) должно привести к конечному продукту деятельности (в школе это реферат, доклад, проект) и выступлению на научно-практической конференции в школе, районе.
Особенностью курса является его универсальность. Реализация в классах гуманитарного направления позволяет устанавливать межпредметные связи с такими предметами, как обществознание, история, литература, классическая и современная. Курс дает возможность учащимся совершенствовать навыки работы на компьютере в текстовых редакторах, работы с электронными источниками информации (Интернет, CD – диски), компьютерной обработки и представления экспериментальных данных.
В результате изучения дисциплины выпускники должны получить знания, достаточные для квалифицированного решения вопросов организации исследовательской деятельности. Приобретаемые умения и навыки позволят обеспечить будущим студентам эффективные практические действия при научных изысканиях.
5. Обоснование используемых в программе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.
Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом учащимся необходимы хотя бы минимальные знания. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой.
Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности обучающихся:
∙ проблемные уроки (9-11-е кл.); семинары (10-11-е кл.); практические и лабораторные занятия (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); проекты (5-11-е кл.);
∙ внеурочная учебно-исследовательская деятельность учеников, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (5-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).
Формы и методы проведения занятий:
Специфика образовательной программы требует особого внимания к выбору организационных форм и приемов обучения. Значимым представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий, направленными на формирование тех или иных исследовательских умений обучающихся. Сущность методики изучения содержания данной образовательной программы такова: объяснение учителем, тренировочные упражнения на занятиях в группе, индивидуальное выполнение учащимися задач на основе своей работы, итоговая конференция, анализ результатов работы.
Приобщение детей к занятиям по исследовательской деятельности проводятся через следующие традиционные и нетрадиционные формы и методы:
Теоретические:
-беседы;
-лекции;
-рассказы;
Практические:
-метод исследования литературы по проблемной теме;
-поисковый метод;
-обзорно-аналитический метод;
-социологический опрос;
-тестирование;
-работа на компьютере;
-интервью и др.
Формы контроля:
- Текущий контроль: терминологический диктант, тестирование, решение творческих задач;
- Промежуточный контроль: создание работ промежуточных этапов исследовательской деятельности (рефераты, аннотации, рецензии и др.)
- Итоговый контроль: НПК (защита научно-исследовательских проектов), сборник лучших работ учащихся.
Информационно-технологические ресурсы, используемые на занятиях: библиотека (фонд и каталоги), Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы, компьютерные классы (интерактивный, мультимедийный)
Методическое обеспечение
Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование учебно-методических материалов - системно организованной совокупности образовательных информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно - методического обеспечения:
- презентации, индивидуальные задания по темам исследования;
- лекционный материал по темам модулей;
- планы проведения этапов исследования;
- опорные вопросы и индивидуальные задания для отслеживания результатов;
- критерии оценивания исследовательских работ и требования к их оформлению;
- примеры постановки проблем в гуманитарных дисциплинах;
- методологические основы научного познания и творчества;
- общая классификация научных исследований;
- методика организации и ведения реферативной исследовательской и проектно-исследовательской работы;
- методика проведения интеллектуальных игр;
- методика эксперимента и основные элементы плана эксперимента;
- тематика опытнической и исследовательской работы;
- анкеты, вопросники, инструкции, рекомендации экспертов;
- перечень научных статей по теме исследования;
- дневник исследователя - пополняемый «банк» с записями тематических лекций, бесед со специалистами, применяемыми методиками, результатами опытно-экспериментальной работы.
Технологический компонент: КСО; ИКТ; Технология Сотрудничества; Метод Проектов; Технология мастерских.
Реализация программы “Основы исследовательской деятельности” позволяет выйти на один из реальных путей включения учащихся в продуктивную интеллектуальную деятельность.
Обязательным условием развития творческих способностей обучающихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
I этап. Диагностика.
Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач.
На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
III этап. Выполнение работы.
Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
IV этап. Защита (анализ деятельности).
На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.
На этапе самоанализа обучающиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.
Важно продумать систему поощрений за активную исследовательскую деятельность учащихся. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены, хотя поощрение может носить чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы) заставляет ребят трудиться в течение учебного года.
6. Содержание программы «Основы исследовательской деятельности»
1. Введение.
Наука и научное познание. Знакомство с научной деятельностью педагога – руководителя. Что такое научное исследование. Предмет, цель и задачи дисциплины. Организация исследовательской деятельности как развивающаяся система. Структура дисциплины. Организация курса как внутренняя упорядоченность частей целого, как средство достижения желаемого результата. Исследовательская деятельность школьника - способность к самовыражению.
2. Исследовательские возможности учащихся. Мотивация.
Определение уровня коммуникативных, интеллектуальных, лингвистических умений, умений доказательств и опровержений. Приобщение к исследовательской деятельности через мотивацию. Понимание конкретной значимости своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (от защиты проекта на экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз).
3. Методы научного исследования.
Понятие о методах исследования. Эмпирические методы. Виды эмпирических методов. Теоретические методы. Необходимость применения эмпирических (эксперимент, наблюдение) и теоретических (поиск и сбор информации) методов для ведения научного исследования.
4. Виды переработки текста. Виды научных работ.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию. Составление памятки "Виды научных работ".
5. Структура ученического исследования.
Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования. Строение научного исследования и его элементы. Содержание разделов исследования и их объем. Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, предпринимаемых для достижения результата. Составление и заполнение плана-графика работы над исследованием.
6. Понятийный аппарат научного исследования.
Формирование у учащихся понятийного аппарата для ведения научного исследования. Термины и понятия научно-исследовательской работы, их применение. Составление словарика по основам исследовательской деятельности.
7. Научно-исследовательская работа в форме проекта.
Определение объекта и предмета исследования. Поиск проблемы, определение темы самостоятельного исследования. Постановка цели и формулирование исследовательских задач, Выдвижение гипотезы. Планирование методов и приемов. Актуальность и значимость научного исследования. Обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования. Создание и ведение “Дневника исследователя”.
8. Работа с различными носителями (источниками) информации.
Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска информации. Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Поисковая работа в рамках учебного занятия в библиотеке (создание картотек, их обработка и получение теоретического продукта). Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации.
9. Методика написания чернового варианта.
Методика написания чернового варианта работы по требованиям научных конференций разного уровня. Детальная конструкция основной части научного исследования: системно-проблемное структурирование, теоретико-прикладной подход, теоретико-методическое построение исследования. Значимость выводов и рекомендаций научного исследования.
10. Редактирование исследовательской работы.
Методика правки черновика. Соблюдение структуры содержания исследовательской работы. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация, строки, заголовки, сноски и примечания, приложения. Подготовка к устной защите на НПК. Методические рекомендации по участию в научной дискуссии. Использование наглядности. Оформление стендового доклада.
11. Защита курсовых, проектных работ.
Выступление на НПК.
12. Заключение.
Подведение итогов, проведение анализа и оценка деятельности учащихся на протяжении освоения курса “Основы исследовательской деятельности”.
Тематическое планирование в приложении 1.
Реализация программы “Основы исследовательской деятельности” осуществляется на основе взаимосвязи проблемного и традиционного обучения по трём направлениям:
1. Первое направление (через лекционные занятия)
- Цель: формирование представлений и практических предпосылок научно-исследовательской деятельности.
- Задачи: формирование представлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение этапов научного исследования
- Средства: проблемные ситуации, система вопросов для актуализации знаний, демонстрационный материал, лекционное изложение нового материала.
2. Второе направление (через практические занятия)
- Цель: применение теоретических знаний, накопление реального опыта научно-исследовательской деятельности.
- Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.
- Средства: задания, содержащие проблемные ситуации (в формулировке, в процессе решения); задачи, направленные на формирование навыков реализации алгоритмов решения задач.
3. Третье направление (через лабораторные работы)
- Цель: развитие индивидуальных навыков научно-исследовательской деятельности.
- Задачи: формирование представлений о целостном научном исследовании, формирование умения осуществлять научно-исследовательскую деятельность в рамках собственных исследований.
- Средства: экспериментальные задачи; лабораторные работы по инструкции (алгоритму)
Принципы отбора содержания:
- системность. Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности
- доступность. Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия возрастным и познавательным возможностям учащихся.
- практическая направленность. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой работы.
7. Этапы проведения учебно-исследовательской работы по русскому языку и литературе в процессе реализации программы «Основы исследовательской деятельности»
Переходя от этапа к этапу, в процессе исследовательской деятельности школьник учится
1) работать с первоисточниками;
2) наблюдать явления, факты;
3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие в работе;
4) составлять и решать задачу;
5) формулировать гипотезу;
6) разрабатывать и проводить эксперимент;
7) обобщать материал и представлять его в виде текста.
1)Выбор темы учебно – исследовательской работы по русскому языку и литературе.
Наша работа начинается с собеседования с учащимися, школьным психологом и руководителем ШНОУ, которое помогает сориентироваться в выборе темы. На таком «консилиуме» рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечениями; личными склонностями и интересами исследователей. Так, например, тема «Целесообразность иноязычных заимствований в современном русском языке» привлекла юношу, пораженного обилием иноязычных слов, употребляемых в СМИ, используемых в названиях магазинов и кафе; «Укрывшись за псевдонимом» — школьницу, которую несоответствие псевдонима и реального имени писателя вдохновило на исследовательскую работу. Другая ученица, читая маленькому братишке знаменитую сказку «О рыбаке и рыбке», которая начинается словами:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года
задумалась о реальном возрасте этих «стариков». Зная, что в тот период женились в возрасте приблизительно 13-17 лет, путем простых математических вычислений подсчитала, что старикам не было и 50. Так родилась тема исследования: « Анализ художественного текста как способ определения геронтологического возраста «старух» в литературе XIX - XX веков». ( Приложение1)
Этап выбора темы для исследования очень сложен. Какой же должна быть хорошая тема? Хорошая тема интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности, интересна научному руководителю, опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их; соответствует принципу научности, доступна, соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя. Тема должна быть посильна по объему и времени, необходимому для его выполнения. Работа должна содержать проблему, требующую решения. На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и ее окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования.
2) Работа с научной литературой.
Изучение литературы по теме исследования — следующий после выбора темы этап работы, его основная цель — получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для учебно-исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи:
- научить поиску научной литературы по теме исследования;
- сформировать навыки работы с такой литературой, то есть научить читать ее, конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.
Одна из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у школьников, — непонимание специфической лингвистической терминологии. Решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или даст необходимые объяснения сам.
Обращаю внимание на оформление ссылок в тексте:
- указание источника в скобках непосредственно после цитаты;
- присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки внизу страницы;
- присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки в конце текста.
Какой из этих вариантов выбрать — вопрос личного предпочтения, однако ссылки на литературу необходимы. Одна из важнейших научных традиций — признание достижений наших предшественников.
Затем обращаемся к составлению и оформлению списка литературы, который обязательно должен быть включен в учебно-исследовательскую работу. Он не должен быть большим. Его «ядром» должны стать:
1) научные работы по проблеме исследования, по возможности написанные авторитетными в этой области лингвистами и литературоведами;
2) справочные издания: энциклопедии и словари;
3) источники языкового материала: сборники текстов (например, живой разговорной речи), ссылки на интернет-ресурсы, художественная или публицистическая литература, если тексты из нее использовались в работе для анализа того или иного языкового явления.
3) Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе.
Основной этап учебно-исследовательской работы — этап сбора и анализа языкового или литературоведческого материала.
Существуют разные методы сбора материала:
- можно выписывать какие-либо грамматические формы или группу лексики определенного значения из художественных, рекламных или публицистических текстов;
- записывать фрагменты живой разговорной речи (вручную или с помощью технических средств), в том числе и собственной (самозапись); опрашивать респондентов.
Перед этой работой сообщаю школьникам несколько важных правил:
1. Необходимо до начала сбора материала установить, какого рода информацию нужно получить: просто частоту использования того или иного языкового средства или, например, оттенки значения определенного слова. В последнем случае не обойтись без записи достаточно обширного контекста.
2. Записи не должны искажаться, хотя и могут быть сделаны в сокращенном виде — с помощью специальных стенографических и им подобных значков. Бессмысленно записывать устный диалог товарищей на перемене, придя вечером домой: большинство специфических черт спонтанной разговорной речи будет утрачено. Для таких целей удобно пользоваться диктофоном, тем более что это устройство практически всегда под рукой, в каждом современном мобильном телефоне.
3. Обязательно нужно фиксировать, когда, где и как сделана запись: из какого журнала (название, год, номер, страница) или книги (название, автор, год издания, страница) выписана; от кого, когда и при каких обстоятельствах услышана; наконец, когда сделана самозапись.
Социолингвистическое исследование также является экспериментальным методом. Опыт показывает, что соцопрос привлекает школьников, склонных к активной публичной деятельности, общению. Будучи пограничной областью лингвистики и социологии, социолингвистика использует методы, заимствованные у социологии: устный опрос, интервью, анкетирование, тесты, статистические методы обработки полученных результатов. При этом ставятся лингвистические цели: собрать языковой материал или сведения об отношении к тому или иному языковому явлению. Очевидно, что на эффективность проведения социолингвистического исследования — его достоверность — влияют
1) продуманность составления вопросника, анкеты;
2) тщательность в проведении опросов (независимые ответы и аккуратная их фиксация);
3) выборка респондентов;
Социолингвистические исследования дают возможность изучить языковое или другое явление в социальном аспекте. Итак, самые важные вопросы, связанные с методологией лингвистических исследований в рамках УИР:
- по этапам проведения исследования методы делятся на методы сбора и обработки материала;
- многие методы используются в школьном преподавании русского языка (описательный, словообразовательный, структурно-семантический и другие);
- некоторые методы сбора и обработки материала не используются в школе, но в адаптированном виде они доступны, посильны и очень интересны для школьников;
- выбор метода исследования зависит от исследуемого материала и от теоретических установок, в рамках которых проводится исследование.
Еще раз следует подчеркнуть, что работу школьников без исследовательской части нельзя рассматривать как исследование. Смысл исследовательской работы школьников, прежде всего, в овладении методом исследования, что равнозначно овладению универсальным способом познания.
4) Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление.
В гуманитарных исследованиях конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров: устный доклад, курсовая работа, письменный текст доклада, учебно-исследовательская работа, статья, текст компьютерной презентации.
Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать требованиям логичности, точности, объективности. Логичность обеспечивается, во-первых, непротиворечивостью, аргументированностью суждений, во-вторых, композиционной стройностью текста, который должен включать
- постановку цели и задач исследования;
- основную исследовательскую часть;
- выводы.
Пример:
С постановки цели и задач начинается исследовательская работа одиннадцатиклассницы Сусляевой Яны по теме: «Анализ художественного текста как способ определения геронтологического возраста «старух» в литературе XIX - XX веков». Цель исследования: анализ образов героинь в произведениях разного жанра и выявление их соответствия представлениям о возрасте «старух». Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить материалы по геронтологии и выделить отличительные черты старого возраста.
2.Конкретизировать эмоционально-смысловые характеристики образа «старух».
3. Рассмотреть средства художественной выразительности в литературе, применяемые для создания образа «старух».
Поставленные задачи раскрываются как этапы достижения цели. Каждый этап — это, по сути дела, спланированный шаг к достижению поставленной в работе цели. Продуманные задачи служат и планом действий, и планом («содержанием») создаваемого текста. Поэтому рекомендую ученикам начинать и работу над исследованием, и создание текста исследовательской работы с формулирования целей и задач исследования.
Непременное требование к основной части исследовательской работы — наличие аргументов, их объективность и доказательность. Выдвигаемые в работе тезисы (утверждения) должны быть подтверждены языковым или литературоведческим материалом, обработанным научными лингвистическими методами.
В качестве гипотезы ученица выдвинула следующую мысль: не всегда реальный возраст женщин-героинь произведений соответствует понятию "старуха".
Рассмотрим, как доказывает свою точку зрения Сусляева Яна. Изучив литературу, ученица определила социальные, психологические и биологические аспекты старения, его причины и способы борьбы с ним, которые изучает наука геронтология. Были определены факторы старения, проведен соцопрос, который позволил узнать мнение современников о том, в каком возрасте женщину можно считать «старухой». Объектом исследования стали три возрастные группы людей: тинэйджеры (12-18 лет), люди среднего возраста (30-50 лет), люди пожилого возраста (старше 60). Исследование показало, что все три возрастные группы не считают, женщину моложе 50 лет «старухой». По мнению большинства, старыми признаются женщины, которым больше 75 лет.
Затем Яна, используя анализ литературных текстов, определила реальный возраст старой графини Анны Федотовной, в произведении А.С. Пушкина “Пиковая Дама”, в одноименном рассказе М. Горького Старухи Изергиль и Старухи в сказке “О рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина, матери в повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. По каждому образу были составлены таблицы (см. Приложение 2).
Выводы исследований. Задача обобщить полученные факты и закономерности и сформулировать выводы представляет известную трудность. На этом этапе работы над текстом исследователь более всего нуждается в помощи научного руководителя. Нужно иметь в виду, что выводы должны кратко излагать факты и закономерности, полученные в ходе исследования; в них не должно быть привнесено ни соображений, оснований для которых нет в исследовании, ни излишней риторики, призванной украсить финал.
Если работа проводилась четко по задачам, поставленным для достижения цели, то выводы будут обязательно соотнесены с этими задачами, целью исследования и, разумеется, с формулировкой темы исследования обучающихся.
Пример
Выводы в работе Сусляевой Яны: Не всегда определение «старуха» соответствует геронтологическому возрасту героинь. Например, старуха из «Сказки про рыбака и рыбку» и мать Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба», Василиса Егоровна, из не представленного в данной работе произведения А.С Пушкина «Капитанская дочка» и ряд других героинь. Все они в силу определенных причин рано состарились. Анализ этих факторов представлен во всех исследованиях.
Основными причинами раннего старения женщин - героинь вышеуказанных произведений можно назвать бедность, плохие условия жизни, тяжелый физический труд, отсутствие должного внимания мужчин.
Некоторые героини такие, как старуха Изергиль, старая графиня («Пиковая Дама»), старуха-процентщица из «Преступления и наказания» Достоевского и по своему реальному возрасту, и по тому, как они выглядят, действительно являются старыми женщинами.
Применяя метафоры, сравнения, эпитеты, оценочные глаголы, авторы создают неповторимые, яркие образы персонажей – «старух». Писатели представляют нам различные образы. Каждый из них индивидуален, неповторим и несет свое особенное значение.
Условно можно разделить образы на положительные (женщина - мать, женщина - мудрость, женщина - хозяйка) и отрицательные (внешне безобразные, скупые, эгоистичные дамы).
Итак, написание собственно текста исследовательской работы в целом завершено. Научному руководителю и исследователю еще предстоят редакторская правка и окончательное оформление исследовательской работы для представления на конференции и конкурсе.
Вот основные части правильно оформленной работы:
1. Титульный лист, на котором указывается вверху название конференции, посередине — название работы, чуть ниже — фамилия, имя, отчество исследователя и научного руководителя, название учебного заведения, на базе которого было выполнено исследование, и на самой нижней строке — место и год написания работы.
2. Введение, в котором обязательно ставятся цели и задачи исследования. Иногда выдвигаются дополнительные требования: сформулировать гипотезу, предмет и объект исследования, актуальность работы.
3. Исследовательская часть, которая включает в себя описание метода исследования и собственно анализ языкового материала, обработанные и представленные в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм и пр. результаты исследования.
4. Выводы.
5. Список литературы.
6. Приложение, которое может содержать собранный в ходе исследования языковой материал, организованный как список или словарик; редкие иллюстрации, например, из учебников русского языка XVIII века, фотографии говорящих при исследовании невербального поведения в различных ситуациях и другие материалы, непосредственно относящиеся к проведению исследования. Следует обратить внимание учеников на то, что широко доступные художественные тексты нет необходимости включать в приложение, в то время как никогда не публиковавшиеся архивные тексты, специально для работы расшифрованные записи живой разговорной речи могут быть приложены к тексту ученической исследовательской работы.
Скорее всего, окончив (или почти окончив) работу над текстом, нужно будет подготовить «свернутый» вариант: тезисы или еще более краткий текст — аннотацию. Ее главная цель — дать краткую характеристику работы. Аннотация нужна организаторам конференции, чтобы распределить выступающих по тематическим секциям.
Формы представления исследовательских работ весьма многообразны: устный доклад, собеседование, стендовый доклад, видеопрезентация, компьютерная презентация. Две из них считаю наиболее приемлемыми: доклад — традиционная и наиболее часто встречающаяся форма и наиболее современная, актуальная и универсальная — компьютерная презентация. И та и другая форма требуют специальной подготовки, на которую научный руководитель должен обратить серьезное внимание. Для школьников, особенно учащихся средней школы, развернутое устное монологическое выступление на лингвистическую тему сопряжено со значительными затруднениями, поэтому целесообразно поговорить на занятиях об особенностях восприятия устной речи, специальных риторических приемах удержания внимания и, конечно, провести репетицию выступления. На устный доклад обычно отводится не более 10 минут. Поэтому следует остановиться на самом главном: обосновании выбора темы, кратком обзоре литературы, собственно исследовательской части и выводах. Имеет смысл подготовить специальный вариант текста «для произнесения»: он должен легко восприниматься на слух, поэтому следует удалить тяжеловесные синтаксические конструкции, заменив их более короткими, использовать риторические вопросы, четко выстроить композицию выступления. Значительно сокращенная, работа не должна при этом потерять аргументированность. Рационально использовать иллюстративный материал: схемы, таблицы, примеры слов или фрагменты текста, которые демонстрируют исследовательскую методику и результаты. Компьютерные презентации наглядны и информативны. Их удобно создавать с помощью программы Microsoft Роwer Роint. Она позволяет демонстрировать текст, графики, рисунки, видеофрагменты в заданной или произвольной последовательности, со звуком или без него. Презентации делаются по определенным правилам. Обычно для 10-минутной презентации достаточно 8—12 слайдов, которые располагаются следующим образом:
- «титульный лист», на котором указываются название работы, авторы, руководители, название учебного заведения;
- цель и задачи работы;
- описание метода исследования;
- основные результаты и их объяснение;
- выводы;
- перспективы дальнейшей работы по этой теме;
- список литературы. (Приложение 3)
Можно также указать в презентации актуальность работы, исходную гипотезу, возможное практическое применение результатов, добавить благодарности.
Как и умение делать устное сообщение по теме исследования, умение создать и представить компьютерную презентацию — универсальный навык, необходимый во всех образовательных областях.
5) Оценка учебно-исследовательской работы.
Критерии, которые выдвигаются на заочном конкурсе детских и юношеских исследовательских работ:
- Исследовательский характер работы.
- Новизна исследования.
- Актуальность работы.
- Практическая и (или) теоретическая значимость.
- Грамотность и логичность изложения.
- Анализ литературы по теме.
8. Заключение
В системе использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень мотивации, четвертый год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Она, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно - исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.
Итогом нашей совместной с ребятами деятельности стали научно - исследовательские работы, представленные на районных учебно-исследовательских конференциях:
Год | ФИО ученика | Класс | Тема работы | Место на РНПК |
2010-2011 | Лабазова Виктория | 10 «Б» | Процесс образования специфического компьютерного сленга и экология русского языка | 1 место |
2010-2011 | Зубаков Антон | 10 «А» | Целесообразность иноязычных заимствований в современном русском языке. | 2 место |
2010-2011 | Ермолаева Ксения | 10 «А» | Герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков -прообраз современного предпринимателя. | 2 место |
2011-2012 | Сусляева Яна | 11 «Б» | Анализ текста как способ определения геронтологического возраста старух в литературе. | 1 место |
2011-2012 | Парфенова Татьяна | 11 «Б» | Неологизмы: их употребление и роль в структуре текстов разных жанров и стилей. | 2 место |
2012-2013 | Чуб Ольга | 5 «А» | Укрывшись за псевдонимом. | 3 место (первое и второе место не присуждалось) |
2012-2013 | Левин Владислав | 5 «А» | Самая огнепышущая, самая живая часть речи. | Приз зрительских симпатий |
2013-2014 | Чуб Ольга | 6 «А» | Рождённая и незаслуженно забытая падчерица русского алфавита - буква Ё. | прошла в очный тур |
Когда мы начали заниматься исследованием в 2010-2011 учебном году, то первоначально мои подопечные выполняли отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы, так как это был их первый опыт научно-исследовательской деятельности. Но постепенно под моим руководством, вникая всё глубже в суть исследования, ребята смогли от операционного уровня самостоятельности перейти к тактическому уровню, то есть понять логику развития исследования, установить взаимосвязи и планировать дальнейшие шаги в своей работе. Таким образом, исследовательская деятельность помогла моим ученикам овладеть общими навыками получения знаний, расширила её кругозор, заставила поверить в собственные силы. На следующий год ребята, определившись с выбором профессии, писали работы по биологии, математике и физике и получили первое место на РНПК -2012.
В 2011-12 учебном году работа с учениками теперь уже 11-х классов продолжилась. Уровень самостоятельности Сусляевой Яны и Парфеновой Татьяны был настолько высок, что они легко ориентировались в изменяющейся обстановке, были логичны и последовательны в своих действиях, планировали дальнейший ход исследовательской деятельности, пользовались необходимой литературой. Мне оставалось только корректировать ход их работы. Языковые процессы и литературные образы, представленные в работах, мы анализировали совместно. Мы, как настоящие учёные, пытались в споре найти истину, и нам это удалось. Несомненно, что эта исследовательская деятельность помогла моим ученицам в ещё большей степени развить творческий потенциал.
Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.
9. Литература
- Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников по русскому языку – журнал «Русский язык в школе» - № 2-07
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч.-2005.-№6.
- Дьякова А.А. Критерии комплексного сопоставительного анализа исходного и адаптированного текстов // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы. 64 Вып.3. Т.2. Актуальные проблемы лингвистики. Волгоград: Парадигма, 2010.
- Касперская О.В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми. – М.: Учитель, 2010.
- Куровская С.Н. Одаренный ребенок и семья / С.Н.Куровская, В.П.Тарантей. Мозырь 2006.
- Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. Пособие. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.
- Прищепа Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе – журнал «Литература в школе», № 12 – 04
- Терентьева Р.П. Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе журнал «Русская словесность» - № 2-02
10. Приложения
Приложение 1
Тематическое планирование программы “Основы исследовательской деятельности”:
№ п/п | Этапы деятельности | Цель | Деятельность обучающихся | |
1. | Информационный блок | Создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений исследовательского поведения. | Учащиеся знакомятся с методами научного познания, учатся применять их на практике; формулируют проблемы и гипотезы, вырабатывая мыслительные навыки: выдвижение предположений и идей, обеспечивающих исследовательский поиск; классифицируют и анализируют научные материалы; изучают структуры научных работ и их написание (аннотации, доклады, рефераты и др.). | 18 часов |
2. | Самостоятельная исследовательская деятельность | Применение на практике в рамках создания индивидуального научно- исследовательского проекта приобретенных знаний. | Учащиеся определяют объект и предмет исследования, определяют темы самостоятельного исследования. Ставят цели и формулируют исследовательские задач, выдвигают гипотезы. Планируют методы и приемы. Ведут “Дневник исследователя”, готовят научно-исследовательскую работу. | 11 часов |
3. | Подготовка и проведение презентации проекта. Анализ | Демонстрация умений излагать результаты своего исследования, вести дискуссию, проводить рефлексию собственной деятельности. | Под руководством учителя готовятся к устной защите на школьной НПК. | (4 часа) |
Приложение 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
г. Выксы Нижегородской области
«Анализ художественного текста как способ определения геронтологического возраста “старух” в литературе»
Гуманитарное отделение
Филологическая секция
Работу выполнила:
ученица 11 «Б» класса
Сусляева Яна Павловна
Научный руководитель:
Монякова Елена Вениаминовна
Нижегородская область
2012г
Аннотация
Данная работа посвящена одной из наиболее интересных, на мой взгляд, тем — реальному возрасту «старух» в произведениях русской классики. Литературный образ «старух» очень распространен в фольклоре, а также в художественной литературе различных народов. Со словом «старуха» мы встречаемся уже в раннем детстве, когда слушаем сказки, многие из которых начинаются словами: «Жили — были старик со старухой...». При этом возможно говорить, что «старухи» имеют разный реальный возраст. Образ «старух» воплощается в тексте художественного произведения посредством ряда устойчивых композиционных приемов и мотивов и обычно включен в число персонажей произведений, говорящих о вечных проблемах и закономерностях человеческого бытия.
Цель: Анализ образов героинь в произведениях разного жанра и выявление их соответствия представления о возрасте «старух».
Цель определяет задачи работы:
- рассмотреть характеристики старого возраста как такового;
- определить эмоционально-смысловые аспекты образа «старух»;
-рассмотреть приемы художественного воплощения образов «старух» в литературе XIX и XX веков.
В качестве гипотезы я выдвигаю следующую мысль:
Не всегда реальный возраст женщин-героинь произведений соответствует понятию "старуха". Я попытаюсь доказать данную гипотезу с помощью проведения исследований.
Методы исследования: описательный метод, анкетирование
метод количественного анализа.
Материалы данной работы могут быть использованы на уроках литературы. Их значимость заключается в том, что данный аспект никогда и нигде не рассматривался, в том числе и в критической литературе.
Введение
Кто из нас не знает знаменитую сказку «О рыбаке и рыбке», которая начинается словами:
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года».
Но мало кто из нас задумывался о реальном возрасте этих «стариков». Зная, что в тот период женились в возрасте приблизительно 13-17 лет, путем простых математических вычислений можно подсчитать, что старикам не было и 50. Какие же это старики? Любая современная женщина этого возраста оскорбится, если назвать ее старухой.
Анализируя другие произведения, в которых есть образы старух, я пыталась определить их реальный возраст. Результаты этой работы показали, что многие из этих старух действительно старые женщины. Но есть среди них и те, которым немногим более 40 лет, то есть, по современным меркам, это молодые женщины. Несоответствие слова «старуха» и реального возраста героинь в произведении литературы, вдохновило меня на исследовательскую работу по теме: « Анализ художественного текста как способ определения геронтологического возраста «старух» в литературе XIX - XX веков»
Данный вопрос актуален, поскольку все женские образы читательницы вольно или невольно примеряют на себя. Почти каждая из них хочет оставаться молодой и красивой. Мало кого привлекает перспектива стать старухой.
Практическая значимость результатов исследования: результаты исследования могут использоваться на уроках по литературе XIX и XX веков.
Апробация работы: Различные аспекты исследования были представлены в виде докладов на уроках литературы в разных классах.
Цель работы: Анализ образов героинь в произведениях разного жанра и выявление их соответствия представлениям о возрасте «старух».
Задачи работы:
1.Изучить материалы по геронтологии и выделить отличительные черты старого возраста.
2.Конкретизировать эмоционально-смысловые характеристики образа «старух».
3. Рассмотреть средства художественной выразительности в литературе, применяемые для создания образа «старух».
Образы «старух», созданные русской литературой очень разнообразны.
Различны и портреты этих женщин, и стиль их жизни. При этом реальный возраст, указанный в тексте, не всегда соответствует понятию «старуха».
Существуют определенные композиционные приемы и мотивы, посредством которых раскрываются образы «старух».
Содержание
Аннотация
Введение
- Обзор литературы
- Материалы исследований
- Геронтология как наука о возрасте.
- Факторы старения
- Результаты исследований
- Исследования №1 «Современный взгляд на старый возраст»
3.2 «Старухи» в литературе, соответствующие старому возрасту
а) Исследование №2 «Возраст героини в произведении “Старуха Изергиль” М. Горького»
б) Исследование №3 «Возраст старой графини Анны Федотовной, в произведении А.С. Пушкина “Пиковая Дама”».
3.3«Старухи» в литературе, не соответствующие старому возрасту
а) Исследование №4 «Старуха в сказке “О рыбаке и рыбке”
А.С. Пушкина»
б) Исследование №5 «Образ матери в повести “Тарас Бульба"»
Н.В Гоголя».
- Заключение
- Приложение
- Список литературы
- Обзор литературы
«Старуха Изергиль» Максим Горький.
“Старуха Изергиль” – знаменитый рассказ Максима Горького, написан в 1894 году. Он включался во все собрания сочинений Максима Горького в обязательном порядке.
«Старуха Изергиль» по композиции является самым красивым и стройным произведением в творчестве А. М. Горького. Автор использует жанр литературной легенды, которую так взволновано, ярко повествует нам главная героиня этого произведения - старуха Изергиль. Она заставляет поверить в существование сказки, в нечто необычное,
необузданное, неизученное. Мы попадаем в мир песен, тихого моря, в мир неизбежной красоты и приятного спокойствия.
«Пиковая Дама» Александр Сергеевич Пушкин
— светская повесть с мистическими элементами, написанная в манере Гофмана и Нодье. Она создавалась Пушкиным осенью 1833 года в Болдине. Впервые она была опубликована во 2-м номере «Библиотеки для чтения» за 1834 год и, по дневниковой записи автора, имела недюжинный успех у читающей публики: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза». В основу сюжета лег известный Пушкину курьезный случай с князем Голицыным, который однажды сильно проигрался в карты и пришел на поклон к бабушке просить денег. Денег старая княгиня не дала, зато передала будто бы секрет трех выигрывающих карт, который ей сообщил знаменитый в свое время граф Сен-Жермен. Внук поставил на эти карты и отыгрался.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Александр Сергеевич Пушкина.
Сказка написана 14 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». Считается, что сюжет основан на померанской сказке «О рыбаке и его жене» (нем. Vom Fischer und seiner Frau) из сборника Братьев Гримм, с которой имеет очень близкие совпадения, а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха». Главными героями произведения являются старый рыбак и его старая жена, которым судьба послала Золотую Рыбку, исполняющую желания. Но жадность старухи, не имеющей границ, лишила их всего, чем Золотая Рыбка одарила их.
"Тарас Бульба" Николай Васильевич Гоголь.
Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" - социально-психологическое произведение, поднимающее актуальные для всех эпох проблемы Родины, родства, сохранения традиций, национального достоинства, любви, верности. По жанру это историческая повесть. На фоне исторических событий, освободительного движения против польских шляхтичей, реально происходивших в XV—XVII вв., реалистически описана повседневная жизнь запорожских казаков. События более чем двух веков воссоздаются в одной повести, в судьбе одного героя. Важную роль играет образ матери и жены, фольклорная основа повести, описание пейзажей, интерьеров.
II. Материалы исследований.
2.1 Геронтология как наука о возрасте.
Социальные, психологические и биологические аспекты старения, его причины и способы борьбы с ним изучает наука геронтология. Геронтология (от греч. geron, родительный падеж gerontos— старик и), раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения живых организмов, в том числе и человека
Старость - закономерно наступающий заключительный период возрастного развития организма человека. Старость является результатом нарастающей функциональной недостаточности организма вследствие внутренних и внешних воздействий, которым человек подвергался в процессе своего развития и последующей жизни. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
Старость делится на несколько более коротких периодов жизни человека:
- Преклонный (пожилой) возраст — 61—71 для мужчин, 65—71 для женщин.
- Старческий возраст — 71—90 для мужчин, 74—90 для женщин.
- Возраст долгожительства — более 90 лет.
Термин старость нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения. Во многих частях света люди считаются старыми из-за некоторых изменений в их активности и социальной роли. Например, люди могут считаться старыми, когда они становятся бабушками и дедушками, или когда они начинают выполнять меньшее количество работы. В Европе, США и во многих других странах люди считаются старыми, когда они прожили определённое количество лет. В России, в настоящее время, предложено фиксировать «старый возраст» 70 или 75 годами.
Геронтология выделяет такой термин, как продолжительность жизни. Это временной интервал, начинающийся рождением и заканчивающийся смертью. Продолжительность жизни зависит от условий и качества жизни и может варьироваться у различных поколений. Продолжительность жизни, состояние здоровья и жизнеспособность человека в большей степени зависит от условий среды и образа жизни, поэтому люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфофункциональному статусу, то есть, биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те люди, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью (большой запас жизненных сил и отсутствие факторов риска заболеваний).
2.2 Факторы старения
Старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений. К факторам ускоренного старения относятся: хронические заболевания, неблагоприятные факторы окружающей среды, вредные привычки, гиподинамия, нерациональное питание, отягощенная наследственность. Условно факторы старения можно поделить на внутренние и внешние.
- Внутренние - эмоциональное перенапряжение, психические стрессы, облучение радиоактивными веществами и многие другие факторы часто являются причиной преждевременного и быстрого развития старческих изменений.
- Внешние – воздействие социальных факторов и окружающей среды на организм человека.
III. Результаты исследований
3.1 Исследование №1
«Современный взгляд на старый возраст»
Мнение о старом возрасте меняется. Развитие косметологии, пластической хирургии позволяют людям продлять молодость, тем самым замедляя процесс старения. В связи с этим, понятие «старость» в современном обществе отличается от того, которое было раньше.
Цель исследования: узнать мнение современников о том, в каком возрасте женщину можно считать «старухой».
Объект исследования: три возрастные группы людей:
Первая группа: тинэйджеры (12-18 лет)
Вторая группа: люди среднего возраста (30-50 лет)
Третья группа: люди пожилого возраста (старше 60)
Методы исследования: опрос и анкетирование
Задача: узнать мнение респондентов по вопросу:
«Во сколько лет женщину можно назвать “старухой”?»
Ответы моих сверстников (в процентном соотношении) представлены в следующих таблицах и диаграммах:
Объект исследования | Результаты исследования | Выводы |
Группа №1 (всего опрошено 20 человек) | Основные мнения:
(считает 4 человека -20%)
( считает 7 человек –35%)
(считает 2 человека –10%)
(считает 2 человека 10 %)
(считает 1 человек – 5%)
(считает 4 человека -20%) | Большинство опрошенных считает, что старость женщины зависит от того, как она выглядит и насколько молодой себя ощущает. |
Группа №2 (всего опрошенно15 человек) | В форме анкетирования я предложила группе людей среднего возраста (30-50 лет) следующие ответы на поставленный вопрос: а) моложе 55 лет ответило 2 человека – 13% б) 60-70 лет ответило 3 человека – 20% в) старше 75 лет ответило 10 человек – 66 % | 66 % полагают, что верный ответ в): только женщину после 75 лет можно считать старой. |
Группа №3 (всего опрошено 7 человек) | Результаты анкетирования людей среднего возраста (старше 60лет): а) моложе 55 лет никто так не ответил б) 60-70 лет ответил 1 человек – 0,8% в) старше 75 лет ответило 6 человек – 85 % | Никто из опрошенных не находит верным ответа а). Абсолютное большинство (85%), считают что определение «старуха» может подойти только женщинам старше 75 лет. |
Общий вывод:
Исследование показало, что все три возрастные группы не считают, женщину моложе 50 лет «старухой». По мнению большинства, старыми признаются женщины, которым больше 75 лет
II. Вторая группа людей (30 - 50 лет)
Вопрос: «Во сколько лет женщина становится старой? »
На диаграмме видны результаты этого анкетирования второй группы опрашиваемых.
Вывод: Большинство (66%) считает, что «старухой» можно назвать женщину старше 75 лет.
III. Третья группа людей (старше 60 лет)
Вопрос: «Во сколько лет женщина становится старой? »
Вывод: 85% людей данной группы считают, что женщина стареет после 75 лет.
3.2 «Старухи» в литературе соответствующие старому возрасту.
а) Исследование №2
«Возраст героини в произведении “Старуха Изергиль”
М. Горького».
Цель исследования: Определить реальный возраст «старухи».
Задачи исследования:
-с помощью анализа текста вычислить реальный возраст героини
-выявить художественные средства создания образа, используемые автором
-определить причины старения героини
Объект исследования: образ «старухи» в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль».
Результаты исследования (в процентном соотношении) представлены в следующих таблицах:
Этапы исследования | Результаты исследования | Выводы |
Поиск художественных приемов описания |
«Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами». «Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которой была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами…»
| Подробное описание внешности героини отражает ее естественную старость. Горький с помощью деталей подчеркивает признаки старости у Изергиль. Это автор достигает с помощью метафор, эпитетов, олицетворений, сравнения. На ряду с видимыми изменениями тела и лица, у старой Изергиль притупились память и зрение. |
Выявить факторы старения |
«…Много времени прошло с той поры, все забудешь!»
| Бурная, насыщенная любовными страстями жизнь, тяжелый труд и, конечно, время превратили Изергиль в сухую «старуху». |
Вычисление реального возраста героини | « И вот до какой поры дожила - хватило крови»! «Встретила одного шляхтича... Вот был красив! Как черт. Я же стара уж была, эх, стара! Было ли мне четыре десятка лет?» Пожалуй, что и было... «И вот уже около трех десятков лет живу здесь». | Изергиль признает себя старой и не пытается казаться моложе. Она сама рассказывает о том, сколько ей было лет, когда она заводила новые романы. И последняя такая история до замужества была у неё в 40 лет. А после, с мужем молдаванином, прожила еще 30 лет. Делая несложный математический подсчет, мы можем определить, что героине было примерно 70 лет. |
Общий вывод:
Старуха Изергиль действительно «старуха». Ей приблизительно 70 лет. Внешность героини: “тусклые глаза”, “потрескавшиеся губы”, “сморщенный нос, загнутый, словно нос совы”, “черные ямы щек”, “прядь пепельно-седых волос”- соответствует образу старой женщины. Изергиль очень долго живет на свете и о многом может поведать молодому поколению. Я считаю, что Горький не зря создает в произведении образ долгожителя. Именно она, мудрая женщина должна передать жизненный опыт, свою историю и поучительные легенды молодым.
б) Исследование №3
«Возраст старой графини Анны Федотовной, в произведении
А.С. Пушкина “Пиковая Дама”».
Цель исследования: Определить реальный возраст «старухи».
Задачи исследования:
-проанализировать текст произведения и найти отрывки с портретным описанием героини
-выделить приемы создания образа
-провести расчет примерного возраста героини
-выявить причины старения героини
Объект исследования: образ «старухи» в повести Александра Сергеевича Пушкина.
Результаты исследования (в процентном соотношении) представлены в следующих таблицах:
Этапы исследования | Результаты исследования | Выводы |
Поиск художественных приемов описания |
« Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы». «Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухлым ногам». « наконец графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном ее старости, она казалась менее ужасна и безобразна».
| Автор с иронией, с помощью эпитетов и метафор раскрывает образ старой графини Анна Федотовна. Она, не смотря на возраст, заботится о своем внешнем виде, пытается спрятать свою старость за нарядами. Графиня отличалась своенравием, капризностью, скупостью и себялюбием. |
Выявить факторы старения | «Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы…» « У себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет» | Вся жизнь прошла в большом свете, на балах и приемах. |
Вычисление реального возраста героини | «Он вспомнил, что от старой графини таили смерть ее ровесниц, и закусил себе губу». «продолжал Томский: - каким образом бабушка моя не понтирует!» « наперерыв обкрадывая умирающую старуху» « а ей восемьдесят семь лет, - она может умереть через неделю, - через два дня!» | В тексте автор пишет о возрасте старой графини. Ей было 87 лет. |
Общий вывод:
Старая графиня соответствует своему геронтологическому возрасту. Она хочет выглядеть намного моложе, чем есть на самом деле. Но за украшениями, платьями, косметикой ей не удается скрыть свою старомодность и упрямство. Александр Сергеевич намеренно некогда молодую красавицу, знающую тайну «трёх карт», делает безобразной «старухой», потому что она была эгоисткой и прожила беззаботную жизнь, занимаясь лишь балами и приемами до последнего своего дня.
3.3 «Старухи» в литературе, не соответствующие старому возрасту
4.5 Исследование №4
«Старуха в сказке “О рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина»
Цель исследования: Определить реальный возраст «старухи».
Задачи исследования:
-с помощью анализа текста вычислить реальный возраст героини
-выявить художественно-стилистические средства создания автором образа
-определить причины раннего старения героини
Объект исследования: образ «старухи» в произведении «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»
Результаты исследования (в процентном соотношении) представлены в следующей таблице:
Этапы исследования | Результаты исследования | Выводы |
Поиск художественных приемов описания |
| Благодаря использованию автором таких средств выразительности речи, как оценочные глаголы, эпитеты, слова экспрессивной лексики: сниженное (бранное), героиня предстает пред нами ворчливой, алчной, вечно недовольной жизнью женщиной. Она держит в страхе и покорности своего мужа, мечтает о безмерной силе и власти. |
Выявление факторов старения а) плохие бытовые условия в) скудное однообразное питание в) сварливый характер |
| Тяжелый крестьянский труд, жизнь в бедности и лишениях (за 33 года совместной жизни нажили лишь землянку и корыто) способствовали раннему старению героини сказки. |
Вычисление реального возраста героини |
| На Руси издавна существовала традиция ранних браков. В XVIII веке нормой были семейные союзы 13-14-летних девушек и 15-16-летних юношей. Императорский указ 1830 года повысил минимальный возраст для вступления в брак до 16 лет – для невесты и 18 лет – для жениха. Однако на практике большая часть девушек выходила замуж уже к 13-17 годам. Учитывая это, мы можем сделать вывод, что на момент, который описан в сказке «старухе» не было и 50 лет. |
Общий Вывод:
Реальный возраст героини, которой по подсчетам автора не более 50 лет, не соответствует геронтологическому возрасту «старуха». Александр Сергеевич не описывает внешность женщины, но мы можем предположить, что она действительно выглядела старше своего возраста из-за тяжелого крестьянского труда и бедности. Я считаю, что именно внутренний мир героини: ее ворчливый характер, алчность, властность - дает основание называть ее «старухой». Возможно, автор применяет такой прием для того, чтобы у читателя складывалось некое неприязненное отношение к героине.
4.6 Исследование №5
«Возраст матери в повести «Тарас Бульба» Н.В Гоголя».
Цель исследования: Определить реальный возраст героини
Задачи исследования:
-проанализировать текст произведения и найти описание женщины
-выяснить реальный возраст жены Тараса Бульбы
-выявить причины раннего старения
-обозначить средства художественной выразительности, используемых автором для создания образа героини.
Объект исследования: образ «старухи» в произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».
Результаты исследования (в процентном соотношении) представлены в следующей таблице:
Этапы исследования | Результаты исследования | Выводы |
Поиск художественных приемов описания |
«Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею» « Бедная старушка…» « и слезы остановились в морщинах» | Для описания внешности Гоголь применяет эпитеты и олицетворение. |
Выявление факторов старения а) печаль, горести, оставившие отпечаток на жизни героини б) тяжелая эпоха в) безразличие мужа г) побои, унижения |
«Между тем как она со слезами готовила все, что нужно к завтраку…» «Рыдая, глядела она им в очи…»
два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху». «…ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами»
оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки». | В жизни «бедной старушки» было много горестей. Она любила сыновей и переживала за них, собирая их в Запорожье, понимала, что видит их последний раз. XV-XVII века были страшной порой для всей Малороссии. Это повлияло на быстрое старение женщин. Героиня была лишена настоящего женского счастья, любви мужа, не чувствовала себя молодой внутри, и поэтому выглядела старше своего возраста. Нередко она терпела унижения и побои мужа. |
Вычисление реального возраста героини | «Это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом» | В Малороссии в XV веке большинство девушек выдавали замуж в 13-17 лет. Засидевшихся невест, которым было больше 18, позорили. Детям героини было чуть больше 20 лет. Из этого следует, что матери - «старушке» было меньше 40 лет |
Общий вывод:
Гоголь называет свою героиню «бедной старушкой», но это молодая женщина, которой не было и 40 лет. Есть много причин, почему она выглядела старше своих лет - это влияние и эпохи, в которой жила героиня, и образа жизни. Она была несчастна, одинока. Мужа и любимых сыновей видела очень редко. Постоянные переживания, слезы отняли у лица свежесть и молодость. Я думаю, что Николай Васильевич не дал имени быстро состарившейся матери, для того чтобы сделать образ типичным и обобщить судьбу всех женщин того времени.
V. Заключение
Заинтересовавшись образами женщин - героинь в произведениях разных жанров и желая определить их реальный возраст, соответствие обоснованности применения по отношению к ним определения «старуха», автор данной работы изучила отдельные разделы по геронтологии, провела ряд исследований по анализу произведений с целью поиска художественного описания «старух», выявила факторы старения, вычислила их реальный возраст, провела опрос и анкетирование по теме.
Всего было проанализировано 7 произведений, однако в рамках данной работы (в силу ограниченности объема) представлено 4 из них: М.Горький «Старуха Изергиль», А.С. Пушкин «Пиковая Дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.В. Гоголь « Тарас Бульба».
Общий вывод, к которому я пришла, заключается в том, что
- Не всегда определение «старуха» соответствует геронтологическому возрасту героинь.
Например, старуха из «Сказки про рыбака и рыбку» и мать Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба», Василиса Егоровна из не представленного в данной работе произведения А.С Пушкина «Капитанская дочка» и ряд других героинь. Все они в силу определенных причин рано состарились. Анализ этих факторов представлен во всех исследованиях.
- Основными причинами раннего старения женщин - героинь вышеуказанных произведений можно назвать бедность, плохие условия жизни, тяжелый физический труд, отсутствие должного внимания мужчин.
Некоторые героини такие, как старуха Изергиль, старая графиня («Пиковая Дама»), старуха-процентщица из «Преступления и наказания» Достоевского и по своему реальному возрасту, и по тому, как они выглядят, действительно являются старыми женщинами.
- Применяя метафоры, сравнения, эпитеты, оценочные глаголы, авторы создают неповторимые, яркие образы персонажей – «старух». Писатели представляют нам различные образы.
- Каждый из образов индивидуален, неповторим и несет свое особенное значение.
Условно можно разделить образы на положительные (женщина - мать, женщина - мудрость, женщина - хозяйка) и отрицательные (внешне безобразные, скупые, эгоистичные дамы).
VI. Приложение
Соответствуют возрасту Не соответствуют возрасту
Положительные и Отрицательные -
черты женщин
Образ Матери Присущи:
Образ Хозяйки - алчность
Образ Жены - жадность
Воплощение - сварливость
женственности - эгоизм
заботливости
милосердия
Основные причины раннего старения
Бедность
Плохие бытовые условия
Тяжелый труд
Одежда, характерная для
старых женщин (черный цвет)
Отсутствие женского счастья
Женщины не пользовались
косметическими средствами
-
VII. Список литературы.
- Бабайцева В.В.,Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд. Москва, Просвещение, 2009.
- Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в школе. Москва, Русская словесность, 2004.
- Виноградов В.В. О языке художественной литературы. Москва, Просвещение, 2008.
- Гоголь Н.В. Г 58 Тарас Бульба. Краснодар, Кн .изд., 2007.
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С Пушкин в истории русского языка. Москва, Просвещение, 2002.
- Горький М. Г71 Макар Чудра и другие рассказы. Изд. 7-е., Москва, «Дет. Лит.», 2005.
- Львова С. И. Л99 Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. Москва, Дрофа, 2006.
- Пушкин А. С. Том 2. Пиковая Дама. Москва, Художественная литература, 2003.
- Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения, Москва, 2000.
- Розенталь Д.Э., Голуб И. Б Секреты стилистики. Москва, Рольф, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Основы исследовательской деятельности"
Предлагаемая программа “Основы исследовательской деятельности” направлена на обучение школьников творчеству. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность...
Презентация методической разработки программы «Основы исследовательской деятельности»
Презентация освещает опыт работы педагога по программе "Основы исследовательской деятельности", здесь также представлена научно-исследовательская работа ученицы 11 класса....
Экспертное заключение об авторстве и качестве апробированной методической разработки «Программа факультатива для одаренных детей «Основы исследовательской деятельности»
Экспертное заключение об авторстве и качестве апробированной методической разработки «Программа факультатива для одаренных детей «Основы исследовательской деятельности»...
Методическое пособие Основы исследовательской деятельности
Новые образовательные стандарты предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание, цели и задачи образования. В частности, на первый план выходит не получение учащимися новых знаний...
Презентация Методическая разработка педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»
Тема педагогического мероприятия: Мы зажигаем звезды! Цель: В игровой деятельности закрепить методологические основы учебно-исследовательской деятельности. Роль исследования в деятельности тренер...
Методическая разработка педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»
Презентация к методической разработки педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»...
Методические рекомендации для педагогов по созданию элективного курса «Основы исследовательской деятельности»
В новой образовательной стратегии само образование реализуется с помощью развивающих технологий и образовательных курсов, целью которых является не только донесение знаний до обучающихся, но и выявлен...