Программа программа по математике 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по математике 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15.05.2012г. С учетом примерной программы курса математики для 5-х классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Авторской программы И.И. Зубаревой и А. Г. Мордкович (сборник программ 2011г). Учебного плана школы 2014-2015 учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_m5.docx.docx | 108.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
Принято педагогическим советом Протокол № о_________г | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №21» __________Е.В Афанасьева Приказ № от г |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу МАТЕМАТИКА
5 класс
2014-2015 учебный год
ПЕДАГОГА
Савчук Людмилы Ивановны,
высшая квалификационная категория
г.Нижневартовск
2014 г.
Содержание
1.Пояснительная записка ----------------------------------------------------------------------------2-3
2.Общая характеристика учебного предмета ----------------------------------------------------3-4
3.Описание места учебного предмета в учебном плане -------------------------------------4
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Математика»--------------------------------------------------------------4-10
5.Содержание учебного предмета «Математика»---------------------------------------------- 10
6.Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности-------------------------------------------------------------------------------11-27
7.Описание учебно – методического и материально – технического
обеспечения образовательного процесса ----------------------------------28-29
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета ------------- 29-30
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15.05.2012г. С учетом примерной программы курса математики для 5-х классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Авторской программы И.И. Зубаревой и А. Г. Мордкович (сборник программ 2011г). Учебного плана школы 2014-2015 учебного года.
Изучение математики в 5 классе основной школы направлено на достижение следующих целей и задач:
цели:
в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности
в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
задачи:
1)развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.);
2)усвоение аппарата дробных чисел, уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач;
3) закрепление умений учащихся разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям ,критериям;
4) осуществление функциональной подготовки школьников; овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
В основу курса математики для 5 класса положены такие принципы как:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей алгебры» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо – если что-то слишком сложно для школьников – не учить этому вовсе.
- Практическая ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
- Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Программа предназначена для планирования учебной деятельности по предмету « Математика - 5 класс».
Основой данной рабочей программы по математике для 5 класса является авторская программа И.И. Зубаревой и А.Г.Мордковича для 5 класса общеобразовательной школы, что соответствует основной стратегии развития школы:
- ориентации нового содержания образования на развитие личности;
- реализации деятельностного подхода к обучению;
- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений.
Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Содержательные линии в изучении математики 5 класса следующие:
•Натуральные числа.
•Действия с натуральными числами.
•Буквенных выражения.
•Обыкновенные и десятичные дроби.
•Действия с дробями.
•Геометрические тела.
•Проценты.
•Введение в вероятность.
Изучение базового курса ориентировано на использование учебника "Математика - 5" под редакцией Мордковича А.Г., Зубаревой И.И., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
При разработке программы учитывались индивидуальные особенности учащихся 5 класса. Мотивация к изучению математики обучающихся (высокая, средняя и ниже среднего). Разный уровень знаний предмета и техники счета.
Для организации самостоятельной, практической, контрольных, домашних работ используются рабочая тетрадь, учебное пособие под редакцией И.И. Зубаревой «Самостоятельные работы. Математика-5», пособие для учащихся «Блицопрос-5» Е.Е. Тульчинской, «Сборник задач и упражнений по математике - 5» авторов В.Г. Гамбарин, И.И.Зубарева. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность варьировать содержание работы по времени и по уровню сложности с учетом индивидуальных особенностей.
В процессе изучения содержания курса предполагается использовать учебно-методическую и дополнительную литературу, а именно, методическое пособие для учителя и методическое пособие для ученика 5 класса.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, поисковый, эвристический, исследовательско – творческий методы и решение проблемно-поисковых задач.
Формы работы: лекции и дидактические игры, дифференцированные задания и взаимопроверка, практическая, самостоятельная, фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работа.
Элементы используемых технологий: личностно ориентированное обучение, элементы разноуровневого обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, которые подбираются для конкретного класса, каждого урока.
Методы контроля и формы промежуточной и итоговой аттестации: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы). Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.
Содержание раздела «Функции»нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего175 уроков.
Предмет «Математика» в 5 классе включает в себя арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Математика»
№ | Тема раздела программы | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Личностные | |||
1. | Натуральные числа | 46 | Учитывать правило в планировании и контроле способа решения: - уметь выполнять работу по несложному алгоритму арифметических действий с натуральными числами; - уметь сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Различать способ и результат действия: - отработка навыков вычислений с многозначными числами, составления буквенных выражений и умений находить значения полученных выражений Адекватно воспринимать оценку учителя: - математические диктанты; -контрольные работы №1-№3. - уметь объяснять характер своей ошибки. | Использование знаково-символических средств: -два способа записи чисел – римская нумерация и десятичная система счисления, таблица разрядов. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме: -научиться читать и записывать словами числа, записанные в таблице разрядов. Ориентировка на разнообразие способов решения задач: понятия числового и буквенного выражений, понятие математического языка, решение задач на составление буквенного выражения по данному условию. Структурирование знания: актуализация знаний учащихся о законах арифметических действий. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию: - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; Уметь контролировать действия партнера: -при работе в парах и самопроверке математических диктантов и самостоятельных работ. Уметь использовать речь для регуляции своего действия: -овладение умениями“переводить” математические записи на обычный язык и наоборот, составлять математическую модель данной ситуации. Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества: - работа в парах или в группах. | – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели; - доводить начатую работу до конца. -способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи; |
2. | Обыкновенные дроби | 36 | Учитывать правило в планировании и контроле способа решения: - уметь выполнять работу по несложному алгоритму, индивидуально или совместно (всем классом); - уметь сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Различать способ и результат действия: - отработка навыков вычислений с обыкновенными дробями, построения окружности, радиуса и диаметра, решения выражений с дробными числами. Адекватно воспринимать оценку учителя: - математические диктанты; -контрольные работы №4-№5; - уметь объяснять характер своей ошибки. | Использование знаково-символических средств: - запись частного от деления двух натуральных чисел в виде дроби, сравнение дробей, запись дроби двумя способами Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме: -научиться читать и записывать словами дробные числа. Ориентировка на разнообразие способов решения задач: способы преобразования дробей и решения дробных выражений,. Структурирование знания: актуализация знаний учащихся о практических навыках по сложению и вычитанию обыкновенных дробей и смешанных чисел. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию: - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; Уметь контролировать действия партнера: -при работе в парах и самопроверке математических диктантов и самостоятельных работ. Уметь использовать речь для регуляции своего действия: -овладение умениями“переводить” математические записи на обычный язык и наоборот, составлять математическую модель данной ситуации. Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества: - работа в парах или в группах. | – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели; - доводить начатую работу до конца. -способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи; |
3. | Геометрические фигуры | 23 | Учитывать правило в планировании и контроле способа решения: - уметь строить геометрические фигуры по несложному алгоритму, индивидуально или совместно (всем классом); - уметь сравнивать полученные результаты с учебной задачей Различать способ и результат действия: - отработка навыков построений геометрических фигур по заданным элементам. Адекватно воспринимать оценку учителя: - математические диктанты; -контрольная работа №6; - уметь объяснять характер своей ошибки. | Использование знаково-символических средств: -обозначение углов, треугольников, перпендикулярных прямых; - умение работать с простейшими формулами. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме: - описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений. Ориентировка на разнообразие способов решения задач: применение простейших свойств плоских фигур при распознавании, для решения геометрических задач;. Структурирование знания: умение применять математические знания при простейших практических и лабораторных работ. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию: - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; Уметь контролировать действия партнера: -при работе в парах и самопроверке математических диктантов и самостоятельных работ. Уметь использовать речь для регуляции своего действия: -овладение умениями“переводить” математические записи на обычный язык и наоборот, составлять математическую модель для решения геометрических задач. Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества: - работа в парах или в группах; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели; - доводить начатую работу до конца. -способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи; |
4. | Десятичные дроби | 41 | Учитывать правило в планировании и контроле способа решения: - уметь представлять обыкновенную дробь в виде десятичной и десятичную дробь в виде обыкновенной дроби или смешанного числа; - уметь складывать и вычитать, умножать и делить десятичные дроби по алгоритму. Различать способ и результат действия: - применять навыки вычислений при нахождении значений числовых выражений, решении уравнений и задач десятичными дробями. Адекватно воспринимать оценку учителя: - математические диктанты; -контрольные работы №7-№8; - уметь объяснять характер своей ошибки. | Использование знаково-символических средств: - запись частного от деления двух натуральных чисел в виде десятичной дроби, сравнение дробей, запись дроби двумя способами. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме: -научиться читать и записывать словами дробные числа. Ориентировка на разнообразие способов решения задач: способы преобразования дробей и решения дробных выражений,. Структурирование знания: актуализация знаний учащихся о практических навыках по сложению и вычитанию, умножения и деления десятичных дробей. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию: - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; Уметь контролировать действия партнера: -при работе в парах и самопроверке математических диктантов и самостоятельных работ. Уметь использовать речь для регуляции своего действия: -овладение умениями“переводить” математические записи на обычный язык и наоборот, составлять математическую модель данной ситуации. Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества: - работа в парах или в группах. | – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели; - доводить начатую работу до конца. -способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи; |
5. | Геометрические тела | 10 | Учитывать правило в планировании и контроле способа решения: - уметь строить пространственные геометрические фигуры по несложному алгоритму, различать элементы фигур; - уметь сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Различать способ и результат действия: - умение изготовления объемных геометрических фигур по заданным элементам. Адекватно воспринимать оценку учителя: - математические диктанты; -контрольная работа №9; - уметь объяснять характер своей ошибки. | Использование знаково-символических средств: -обозначение пространственных фигур; - умение работать с простейшими формулами. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме: - описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений. Ориентировка на разнообразие способов решения задач: применение простейших свойств пространственных фигур при распознавании, для решения геометрических задач Структурирование знания: умение применять математические знания при решении простейших практических и лабораторных работ. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию: - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; Уметь контролировать действия партнера: -при работе в парах и самопроверке математических диктантов и самостоятельных работ. Уметь использовать речь для регуляции своего действия: -овладение умениями“переводить” математические записи на обычный язык и наоборот, составлять математическую модель для решения геометрических задач. Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества: - работа в парах или в группах; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели; - доводить начатую работу до конца. -способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи; |
6. | Введение в вероятность | 4 | Учитывать правило в планировании и контроле способа решения: -определение понятия достоверного, невозможного и случайного события Различать способ и результат действия: - применять навыки определения понятия достоверного, невозможного и случайного события. Адекватно воспринимать оценку учителя: - математические диктанты; -контрольные работы №10; - уметь объяснять характер своей ошибки. | Использование знаково-символических средств: -уметь составлять схемы – дерева возможных вариантов. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме: - описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений. Структурирование знания: умение применять математические знания при решении простейших практических и лабораторных работ. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию: - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; Уметь контролировать действия партнера: -при работе в парах и самопроверке математических диктантов и самостоятельных работ. Уметь использовать речь для регуляции своего действия: -овладение умениями“переводить” математические записи на обычный язык и наоборот, составлять математическую модель для решения комбинаторной задачи. Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели; - доводить начатую работу до конца. -способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи; |
7. | Итоговое повторение | 15 | - совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности при итоговом повторении; – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; - уметь объяснять характер своей ошибки. | – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; – умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. | - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; | – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели; - доводить начатую работу до конца. -способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи; |
Итого: | 175 |
. Содержание учебного предмета «Математика»
Натуральные числа 46 часов. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Буквенные выражения. Язык геометрических рисунков. Прямая. Отрезок. Луч. Сравнение отрезков. Длина отрезка. Ломаная. Координатный луч. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Арифметические действия над натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Прямоугольник. Представление зависимости между величинами в виде формул. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Уравнения. Упрощение выражений. Математический язык. Математическая модель.
Обыкновенные дроби 36 часов. Деление с остатком. Обыкновенная дробь. Нахождение части от целого. Нахождение целого по его части. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Окружность и круг. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Сложение и вычитание смешанных чисел. Умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число.
Геометрические фигуры 23 часа. Определение угла. Развернутый угол. Сравнение углов наложением. Измерение углов. Биссектриса угла. Треугольник. Площадь треугольника. Свойства углов треугольника. Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые. Серединный перпендикуляр. Свойство биссектрисы угла.
Десятичные дроби 41 часов. Десятичная дробь. Чтение и запись десятичных дробей. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. Перевод величин из одних единиц измерения в другие. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Умножение десятичных дробей. Степень числа. Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Задачи на проценты. Микрокалькулятор.
Геометрические тела 10 часов. Прямоугольный параллелепипед. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости.
Введение в вероятность 4 часа. Достоверные, невозможные и случайные события. Комбинаторные задачи.
Итоговое повторение 15 часов. Обобщение и систематизация знаний тем курса математики за 5 класс с решением заданий повышенной сложности; формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ урока | Дата /5Г | Тема урока | Тип урока | Содержание урока | Личностные, метапредметные и предметные результаты | Основные виды деятельности | Примечания |
Глава 1. Натуральные числа (46ч) | |||||||
1 | 01.09.14 | Десятичная система счисления | УОНМ | Два способа записи чисел – римская нумерация и десятичная система счисления, таблица разрядов | Личностные представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; Метапредметные первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; Предметные развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений, упрощения буквенных выражений, вычисления с многозначными числами. овладение умением сравнивать отрезки, находить длины отрезков, составлять формулы по условию задачи; упрощать буквенные выражения; выполнять вычисления с многозначными числами; решать уравнения; развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики | Групповая - обсуждение и выведение определения «натуральное число». Фронтальная – ответы на вопросы, чтение чисел. Индивидуальная - запись чисел Самостоятельная работа, контролирующего характера | |
2 | 02.09.14 | Десятичная система счисления | КУ | ||||
3 | 03.09.14 | Десятичная система счисления | УПЗУ | ||||
4 | 04.09.14 | Числовые и буквенные выражения | УОНМ | Понятия числового и буквенного выражений, понятие математического языка, решение задач на составление буквенного выражения по данному условию | Групповая – обсуждение и выведение правил нахождения значения числового выражения, определение буквенного выражения. Фронтальная - составление и запись числовых и буквенных выражений. Индивидуальная - нахождение значения буквенного выражения. | ||
5 | 05.09.14 | Числовые и буквенные выражения | КУ | ||||
6 | 08.09.14 | Числовые и буквенные выражения | УПЗУ | ||||
7 | 09.09.14 | Язык геометрических рисунков | УОНМ | Понятие языка геометрических рисунков, рассмотреть основные фигуры (точка, прямая, отрезок, луч), понятия длины отрезка, ломаной, координатного луча, координаты точки, понятие равных отрезков; научить измерять и сравнивать отрезки; отмечать на координатном луче точки с заданными координатами и определять координаты отмеченных точек | Фронтальная – устные вычисления, указание взаимного расположения прямой, луча, отрезка. Индивидуальная – сложение величин, переход от одних единиц измерения к другим. Фронтальная – ответы на вопросы, указание взаимного расположения отрезка, прямой, луча, точек. Индивидуальная – запись чисел, изображение точек на координатном луче, решение задач Фронтальная – ответы на вопросы, определение числа, соответствующего точкам на координатном луче, шкале. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
8 | 10.09.14 | Язык геометрических рисунков | КУ | ||||
9 | 11.09.14 | Язык геометрических рисунков | КУ | ||||
10 | 12.09.14 | Прямая. Отрезок. Луч | УОНМ | ||||
11 | 15.09.14 | Прямая. Отрезок. Луч | УПЗУ | ||||
12 | 16.09.14 | Сравнение отрезков. Длина отрезка | УОНМ | ||||
13 | 17.09.14 | Сравнение отрезков. Длина отрезка | УОНМ | ||||
14 | 18.09.14 | Ломаная | УОНМ | ||||
15 | 19.09.14 | Ломаная | УОНМ | ||||
16 | 22.09.14 | Координатный луч | УОНМ | ||||
17 | 23.09.14 | Координатный луч | КУ | ||||
18 | 24.09.14 | Контрольная работа №1.Натуральные числа | КУ | Применять изученные правила на практике | Решение контрольной работы | ||
19 | 25.09.14 | Округление натуральных чисел | УОНМ | Понятие приближенного значения величины, правило округления чисел до некоторого разряда, операция прикидки результата действия, отработка навыков вычислений с многозначными числами, выполняя предварительно прикидку | Групповая - выведение правил округления чисел, Индивидуальная – округление чисел Фронтальная - ответы на вопросы, решение задач со старинными мерами массы и длины, округление их до указанного разряда Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
20 | 26.09.14 | Округление натуральных чисел | УПЗУ | ||||
21 | 29.09.14 | Прикидка результата действия | КУ | ||||
22 | 30.09.14 | Прикидка результата действия | УПЗУ | ||||
23 | 01.10.14 | Прикидка результата действия | КУ | ||||
24 | 02.10.14 | Вычисления с многозначными числами | КУ | Групповая - обсуждение названий компонентов и результата сложения. Фронтальная - действия с многозначными числами Индивидуальная - решение задач на действия с многозначными числами. Индивидуальная – решение задача на действия с многозначными числами Самостоятельная работа, контролирующего характера | |||
25 | 03.10.14 | Вычисления с многозначными числами | УПЗУ | ||||
26 | 06.10.14 | Вычисления с многозначными числами | УПЗУ | ||||
27 | 07.10.14 | Вычисления с многозначными числами | УПЗУ | ||||
28 | 08.10.14 | Контрольная работа №2Натуральные числа | УКЗУ | Применять изученные правила на практике | Решение контрольной работы | ||
29 | 09.10.14 | Прямоугольник | УОНМ | Понятия площади фигуры, равных фигур, формулы, отработка навыков составления выражений для площадей и периметров фигур и умений находить значения полученных выражений | Групповая – обсуждение и выведение формулы пути, значения входящих в нее букв. Фронтальная - ответы на вопросы, нахождение по формуле пути расстояния, времени, скорости. Индивидуальная – запись формул для нахождения периметра прямоугольника, квадрата. Фронтальная - ответы на вопросы, вычисления наиболее простым способом. Индивидуальная – решение задач по формулам. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
30 | 10.10.14 | Прямоугольник | КУ | ||||
31 | 13.10.14 | Формулы | УОНМ | ||||
32 | 14.10.14 | Формулы | КУ | Актуализация знаний учащихся о законах арифметических действий, формулы записи законов, применение изученных законов при вычислении, сравнении числовых выражений | Групповая – обсуждение и выведение свойств сложения и умножения Фронтальная – устные вычисления. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
33 | 15.10.14 | Законы арифметических действий | УПЗУ | ||||
34 | 16.10.14 | Законы арифметических действий | КУ | Понятия уравнения, решения уравнения, понятие упрощения выражения, научить “переводить” математические записи на обычный язык и наоборот, составлять математическую модель данной ситуации | Групповая - обсуждение понятий «уравнение, корень уравнения, решить уравнение». Фронтальная – устные вычисления, решение уравнений. Индивидуальная - решение уравнений. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
35 | 17.10.14 | Уравнения | УПЗУ | ||||
36 | 20.10.14 | Уравнения | КУ | Фронтальная – устные вычисления, определение вычитаемого и уменьшаемого в выражении. Индивидуальные - упрощение выражений, нахождение значений выражений .Индивидуальная – решение задач с помощью уравнений | |||
37 | 21.10.14 | Упрощение выражений | УОНМ | ||||
38 | 22.10.14 | Упрощение выражений | УПЗУ | ||||
39 | 23.10.14 | Упрощение выражений | УПЗУ | ||||
40 | 24.10.14 | Упрощение выражений | КУ | ||||
41 | 27.10.14 | Математический язык | УОНМ | ||||
42 | 28.10.14 | Математический язык | УПЗУ | ||||
43 | 29.10.14 | Математическая модель | УОНМ | ||||
44 | 30.10.14 | Контрольная работа № 3. Натуральные числа | УКЗУ | Применять изученные правила на практике | Решение контрольной работы | ||
45 | 31.10.14 | Повторение. Обобщающий урок. | УОСЗ | Коррекция знаний | Индивидуальная: выполнение работы над ошибками .Коррекция знаний | ||
46 | 10.11.14 | Повторение. Урок-игра | УОСЗ | Коррекция знаний | |||
Глава 2. Обыкновенные дроби (36ч) | |||||||
47 | 11.11.14 | Деление с остатком | УОНМ | Понятия: делимого, делителя, деление нацело, деление с остатком, четного и нечетного числа, свойство остатка при делении, формула выражения делимого через неполное частное, делитель и остаток. Нахождение неизвестного компонента по двум известным, применение рассмотренной формулы для выражения делимого через неполное частное, делитель и остаток Понятия: делимого, делителя, деление нацело, деление с остатком, четного и нечетного числа, свойство остатка при делении, формула выражения делимого через неполное частное, делитель и остаток. Нахождение неизвестного компонента по двум известным, применение рассмотренной формулы для выражения делимого через неполное частное, делитель и остаток | Личностные умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Метапредметные понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; Предметные развитие представлений об обыкновенных дробях, правильных дробях, о неправильных дробях, о смешанных числах; овладение навыками отыскания части от целого и целого по его части, сложения и вычитания обыкновенных дробей умножения и деления обыкновенных дробей на натуральное число. навыками деления с остатком, применения основного свойства дроби овладение навыками сложения и вычитания смешанных чисел | Фронтальная – ответы на вопросы, устные вычисления, нахождение остатка при делении различных чисел на 2, 7, 11 и т.д. Индивидуальная – решение задач | |
48 | 12.11.14 | Деление с остатком | УПЗУ | ||||
49 | 13.11.14 | Деление с остатком | УПЗУ | ||||
50 | 14.11.14 | Обыкновенные дроби | УОНМ | Фронтальная - ответы на вопросы, чтение обыкновенных дробей Индивидуальная – изображение геометрической фигуры, деление ее на равные части и выделение части от фигуры. Самостоятельная работа, контролирующего характера | |||
51 | 17.11.14 | Обыкновенные дроби | УПЗУ | ||||
52 | 18.11.14 | Отыскание части от целого и целого по его части | УОНМ | Правила нахождения части от целого и нахождения целого по его части. Применение правил при решении задач | Фронтальная - запись обыкновенных дробей Индивидуальная – решение задач на нахождение дроби по известному значению его числа. Самостоятельная работа, контролирующего характера Индивидуальная – решение задач на нахождение числа по известному значению его дроби. | ||
53 | 19.11.14 | Отыскание части от целого и целого по его части | УПЗУ | ||||
54 | 20.11.14 | Отыскание части от целого и целого по его части | УПЗУ | ||||
55 | 21.11.14 | Основное свойство дроби | УОНМ | Основное свойство дроби, понятия сокращения дроби, приведения дробей к общему знаменателю. Применение основного свойства дроби при сокращении дробей, приведении дробей к новому знаменателю, приведении дробей к общему знаменателю | Решение упражнений на применение основного свойства дроби Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
56 | 24.11.14 | Основное свойство дроби | КУ | ||||
57 | 25.11.14 | Основное свойство дроби | УПЗУ | ||||
58 | 26.11.14 | Основное свойство дроби | УПЗУ | ||||
59 | 27.11.14 | Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа | УОНМ | Понятиями правильной и неправильной дроби, смешанного числа, с преобразованием выделения целой части дроби. Выделение целой части из неправильной дроби, представление дроби в виде смешанного числа, представление смешанного числа в виде неправильной дроби | Фронтальная – ответы на вопросы, запись суммы в виде смешанного числа. Индивидуальная – запись смешанного числа в виде неправильной дроби и неправильной дроби в виде смешанного числа. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
60 | 28.11.14 | Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа | КУ | ||||
61 | 01.12.14 | Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа | УПЗУ | ||||
62 | 02.12.14 | Окружность и круг | УОНМ | Актуализация знаний учащихся об окружности и круге. Вычисление длины радиуса по известному диаметру и длины диаметра по известному радиусу, умение определять принадлежность точки окружности или кругу. Отработка практических навыков по построению окружности, радиуса и диаметра окружности | Групповая – обсуждение понятий - радиус окружности, центр круга, диаметр, дуга окружности. Фронтальная – определение точек лежащих на окружности, не лежащих на окружности, внутри, вне круга. Индивидуальная - построение окружности, круга с указанием дуг, измерением радиуса и диаметра | ||
63 | 03.12.14 | Окружность и круг | УПЗУ | ||||
64 | 04.12.14 | Окружность и круг | УОСЗ | Отработка умений | |||
65 | 05.12.14 | Контрольная работа № 4 Обыкновенные дроби | УКЗУ | Применять изученные правила на практике | Решение контрольной работы | За первое полугодие | |
66 | 08.12.14 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | УОНМ | Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие дополнительного множителя к дроби. Применять изученных правил при сложении и вычитании дробей с одинаковыми и с разными знаменателями Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие дополнительного множителя к дроби. Применять изученных правил при сложении и вычитании дробей с одинаковыми и с разными знаменателями Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие дополнительного множителя к дроби. Применять изученные правила при сложении и вычитании дробей с одинаковыми и с разными знаменателями | Групповая - обсуждение и выведение правил сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями, записи правил с помощью букв. Фронтальная - решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Индивидуальная - сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
67 | 09.12.14 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | КУ | ||||
68 | 10.12.14 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | УПЗУ | ||||
69 | 11.12.14 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | УПЗУ | ||||
70 | 12.12.14 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | УПЗУ | ||||
71 | 15.12.14 | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | УОНМ | Правила умножения и деления обыкновенной дроби на натуральное число .Применение изученных правил при умножении и делении обыкновенной дроби на натуральное число | Фронтальная - сформулировать правила умножения и деления обыкновенной дроби на натуральное числа.. Индивидуальная - решение упражнений на применение правил. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
72 | 16.12.15 | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | КУ | ||||
73 | 17.12.14 | Контрольная работа за 1 полугодие | УКЗУ | ||||
74 | 18.12.14 | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | УПЗУ | ||||
75 | 19.12.14 | Сложение и вычитание смешанных чисел | КУ | Правило сложения смешанных чисел. Применение изученного правила | |||
76 | 22.12.14 | Сложение и вычитание смешанных чисел | УПЗУ | ||||
77 | 23.12.14 | Сложение и вычитание смешанных чисел | УПЗУ | ||||
78 | 24.12.14 | Сложение и вычитание смешанных чисел | УПЗУ | ||||
79 | 25.12.14 | Сложение и вычитание смешанных чисел | УОСЗ | ||||
80 | 26.12.14 | Контрольная работа № 5 обыкновенные дроби | УКЗУ | Применять изученные правила на практике | Решение контрольной работы | ||
81 | 12.01.15 | Повторение. Обыкновенные дроби | УОСЗ | Коррекция знаний | |||
82 | 13.01.15 | Повторение. Обыкновенные дроби | УОСЗ | Коррекция знаний | Индивидуальная: выполнение работы над ошибками .Коррекция знаний | ||
Глава 3. Геометрические фигуры (23ч.) | |||||||
83 | 14.01.15 | Определение угла. Развернутый угол | УОНМ | Понятие угла, его элементов, виды углов, понятие дополнительных лучей и развернутого угла. Научить учащихся строить и читать углы, называть его элементы, определять вид угла | Личностные умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; Метапредметные умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; применение простейших свойств плоских фигур при распознавании, для решения геометрических задач; Предметные формирование представленийо развернутом угле, биссектрисе угла, геометрической фигуре – треугольнике, расстоянии между двумя точками и расстоянии от точки до прямой; формирование умений найти расстояние между двумя точками, применяя масштаб, построить серединный перпендикуляр к отрезку, решить геометрические задачи на свойство биссектрисы угла; овладение умением сравнения и измерения углов, построения биссектрисы угла и различных видов треугольников; овладение навыками нахождения площади треугольника по формуле с применением свойств углов треугольника при решении задач на построение треугольника | Групповая – обсуждение и выяснение: для чего служит транспортир, что такое градус, как пользоваться транспортиром, виды углов. Фронтальная - построение и измерение углов. Индивидуальная - построение и измерение углов. Практическая работа. На построение угла. Определение градусной меры угла Индивидуальная работа – решение задач на нахождение градусной меры угла Самостоятельная работа, контролирующего характера | |
84 | 15.01.15 | Определение угла. Развернутый угол | УПЗУ | ||||
85 | 16.01.15 | Сравнение углов наложением | УОНМ | Способ сравнения углов наложением. Отработка практических навыков по применению рассмотренного способа | |||
86 | 19.01.15 | Измерение углов | УОНМ | Знакомство с прибором для измерения углов – транспортиром, единицы измерения углов, определения острого и тупого углов. Отработка навыков использования транспортира для измерения и построения углов | |||
87 | 20.01.15 | Измерение углов | УПЗУ | ||||
88 | 21.01.15 | Биссектриса угла | УОНМ | Понятие биссектрисы угла. Научить учащихся строить биссектрису и решать задачи на вычисление величин углов, используя свойство биссектрисы | Практическая работа Построение биссектрисы угла с использованием транспортира Фронтальная - ответы на вопросы, запись точек, лежащих вне, внутри, на сторонах угла. Индивидуальная – построение углов и запись их обозначений | ||
89 | 22. 01.15 | Треугольник | КУ | Виды треугольников, правило треугольника. Отработка навыков составления выражения для периметра треугольника и упрощения этого выражения | Фронтальная работа- вывод формулы для вычисления площади треугольника. Групповая- решение задач на вычисление площади треугольника Самостоятельная работа, контролирующего характера Индивидуальная работа на определение градусной меры углов треугольника | ||
90 | 23.01.15 | Треугольник | УПЗУ | ||||
91 | 26.01.15 | Треугольник | УПЗУ | ||||
92 | 27.01.15 | Площадь треугольника | УОНМ | Понятие высоты треугольника, определение равнобедренного треугольника. 2 способа вычисления площади треугольника: как части площади прямоугольника и по формуле площади треугольника | |||
93 | 28.01.15 | Площадь треугольника | УПЗУ | ||||
94 | 29.01.15 | Свойства углов треугольника | УОНМ | Свойство: сумма углов треугольника равна 180о. Применение формулы при вычислении углов треугольника. Отработка навыков в построении треугольников по заданным элементам: двум углам и стороне, двум сторонам и углу между ними | |||
95 | 30.01.15 | Свойства углов треугольника | УПЗУ | Самостоятельная работа, контролирующего характера | |||
96 | 02.02.15 | Расстояние между двумя точками. Масштаб | УОНМ | Понятие кратчайшего расстояния между двумя точками, масштаба изображения. Решение задач на вычисление расстояния на местности по известному расстоянию на схеме и данному масштабу | Индивидуальная работа в рабочих тетрадях на определение расстояния | ||
97 | 03.02.15 | Расстояние между двумя точками. Масштаб | УПЗ Уурок-игра | ||||
98 | 04.02.15 | Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые | УОНМ | Понятия перпендикуляра к прямой, расстояния от точки до прямой, взаимно перпендикулярных прямых. Научить учащихся определять с помощью угольника отрезки, перпендикулярные данной прямой, проводить прямую, перпендикулярную данной прямой через точку, лежащую на данной прямой и через точку вне этой прямой | Практическая работа –построение перпендикулярных прямых. Определение расстояния от точки до прямой Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
99 | 05.02.15 | Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые | УПЗУ | ||||
100 | 06.02.15 | Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые | УПЗУ | ||||
101 | 09.02.15 | Серединный перпендикуляр | УОНМ | Понятие и свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Отработка навыков построения серединного перпендикуляра к данному отрезку | |||
102 | 10.02.15 | Серединный перпендикуляр | УПЗУ | Самостоятельная работа, контролирующего характера | |||
103 | 11.02.15 | Свойство биссектрисы угла | КУ | Свойство точек биссектрисы угла. Отработка навыков по нахождению точек, равноудаленных от сторон угла | |||
104 | 12.02.15 | Свойство биссектрисы угла | УПЗУ | ||||
105 | 13.02.15 | Контрольная работа № 6. Геометрические фигуры. | УКЗУ | Решение контрольной работы | |||
Глава 4. Десятичные дроби (41 ч.) | |||||||
106 | 16.02.15 | Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей | УОНМ | Понятие десятичной дроби, таблица разрядов десятичных дробей. Чтение и запись десятичных дробей, представление обыкновенной дроби в виде десятичной и десятичной дроби в виде обыкновенной дроби или смешанного числа | Личностные критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; Метапредметные понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; Предметные развитие представлений о десятичной дроби, о степени числа, о проценте; формирование умений чтения и записи десятичных дробей, перевода величин в другие единицы измерения, пользоваться микрокалькулятором; овладение умением нахождения среднего арифметического чисел, сравнения десятичных дробей; овладение навыками умножения, деления, сложения и вычитания десятичных дробей, навыками решения примеров на все арифметические действия, решения задач на проценты | Самостоятельная работа, контролирующего характера | |
107 | 17.02.15 | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | УОНМ | Правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. Применение изученных правил при вычислениях | |||
108 | 18.02.15 | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | УОНМ | Групповая – обсуждение и выведение правил деления десятичной дроби на натуральное число, на 10, 100, 1000… Фронтальная – деление десятичных дробей на натуральные числа; запись обыкновенной дроби в виде десятичной. Индивидуальная - решение задач на деление десятичной дроби на натуральное число. ¬ Самостоятельная работа, контролирующего характера | |||
109 | 19.02.15 | Перевод величин из одних единиц измерения в другие | УОНМ | Рассмотреть таблицу перевода величин в другие единицы измерения. Научить учащихся переводить единицы длины и единицы площади в другие единицы измерения путем переноса запятой с учетом числа шагов в таблице | |||
110 | 20.02.15 | Перевод величин из одних единиц измерения в другие | УПЗУ | ||||
111 | 24.02.15 | Сравнение десятичных дробей | УОНМ | Рассмотреть правила сравнения десятичных дробей. Отработать навыки сравнения десятичных дробей при сравнении числовых выражений. | |||
112 | 25.02.15 | Сравнение десятичных дробей | КУ | Самостоятельная работа, контролирующего характера | |||
113 | 26.02.15 | Сравнение десятичных дробей | УПЗУ | ||||
114 | 27.02.15 | Сложение и вычитание десятичных дробей | УОНМ | Рассмотреть правила сложения и вычитания десятичных дробей. Отработать навыки сложения и вычитания десятичных дробей при нахождении значений числовых выражений, решении уравнений и задач. | Фронтальная – ответы на вопросы, разложение чисел по разрядам, перевод одних единиц измерения в другие. Индивидуальная - использование свойств для вычислений, решение уравнений, тесты. Фронтальная – ответы на вопросы, сложение и вычитание десятичных дробей. Индивидуальная - решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
115 | 02.03.15 | Сложение и вычитание десятичных дробей | КУ | ||||
116 | 03.03.15 | Сложение и вычитание десятичных дробей | УПЗУ | ||||
117 | 04.03.15 | Сложение и вычитание десятичных дробей | УПЗУ | ||||
118 | 05.03.15 | Контрольная работа № 7. Десятичные дроби. | УКЗУ | Решение контрольной работы | |||
119 | 06.03.15 | Умножение десятичных дробей | УОНМ | Рассмотреть правило умножения десятичных дробей, ввести понятие взаимно-обратных чисел. Научить учащихся применять изученное правило при нахождении значений числовых выражений и решении задач | Фронтальная - ответы на вопросы, чтение выражений. Индивидуальная – запись переместительного и сочетательного законов умножения, нахождение значения выражения удобным способом. Фронтальная - запись распределительного закона умножения и его проверка. Индивидуальная – нахождение значения числового выражения. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
120 | 10.03.15 | Умножение десятичных дробей | КУ | ||||
121 | 11.03.15 | Умножение десятичных дробей | УПЗУ | ||||
122 | 12.03.15 | Умножение десятичных дробей | УПЗУ | ||||
123 | 13.03.15 | Умножение десятичных дробей | УПЗУ | ||||
124 | 16.03.15 | Степень числа | УОНМ | Ввести определения степени числа, основания и показателя степени. Научить учащихся читать и составлять выражения вида аn, находить значения выражений, содержащих степени | |||
125 | 17.03.15 | Степень числа | УПЗУ | Самостоятельная работа, контролирующего характера | |||
126 | 18.03.15 | Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | УОНМ | Рассмотреть понятие среднего арифметического чисел, правило деления десятичной дроби на натуральное число. Отработать навыки нахождения среднего арифметического чисел, применения изученного правила при нахождении значений числовых выражений, решении задач и уравнений | Фронтальная – ответы на вопросы, нахождение среднего арифметического нескольких чисел и округление результата. Индивидуальная – решение задач на нахождение средних величин. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
127 | 19.03.15 | Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | КУ | ||||
128 | 20.03.15 | Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | УПЗУ | ||||
129 | 30.03.15 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | УОНМ | Рассмотреть правило деления десятичной дроби на десятичную дробь, отработать навыки применения правила при нахождении значений числовых выражений, решении задач и уравнений | Фронтальная вывести правила деления десятичной дроби на десятичную дробь, применять правила при решении упражнений Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
130 | 31.03.15 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | УПЗУ | ||||
131 | 01.04.15 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | УПЗУ | ||||
132 | 02.04.15 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | УПЗУ | ||||
133 | 03.04.15 | Контрольная работа №8. Десятичные дроби. | УКЗУ | Применять изученные правила на практике | Решение контрольной работы | ||
134 | 06.04.15 | Резерв. Работа над ошибками. | УОСЗ | Коррекция знаний | Индивидуальная: выполнение работы над ошибками .Коррекция знаний | ||
135 | 07.04.15 | Понятие процента | УОНМ | Ввести понятие процента и его обозначение, Научить учащихся выражать в процентах часть от числа | Групповая – обсуждение вопросов, что называют процентом; как обратить дробь в проценты и наоборот. Фронтальная - запись процентов в виде десятичной дроби. Индивидуальная – решение задач на нахождение части от числа Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
136 | 08.04.15 | Понятие процента | УПЗУ | ||||
137 | 09.04.15 | Понятие процента | УПЗУ | ||||
138 | 10.04.15 | Задачи на проценты | КУ | 2 типа задач: нахождение процента от числа и числа по его проценту. Решение задач рассмотренных типов | Фронтальная - запись процентов в виде десятичной дроби и наоборот. Индивидуальная – решение задач на нахождение числа по его части. Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
139 | 13.04.15 | Задачи на проценты | УПЗУ | ||||
140 | 14.04.15 | Задачи на проценты | КУ | ||||
141 | 15.04.15 | Задачи на проценты | УПЗУ | ||||
142 | 16.04.15 | Задачи на проценты | УПЗУ | ||||
143 | 17.04.15 | Микрокалькулятор | УОНМ | Рассмотреть назначение клавиш калькулятора, отработать навыки выполнения на калькуляторе простейших операций | Групповая – обсуждение и объяснение, как ввести в микрокалькулятор число, выполнить действия. Фронтальная - чтение показаний на индикаторе, ввод чисел в микрокалькулятор. Индивидуальная - выполнение действий с помощью микрокалькулятора | ||
144 | 20.04.15 | Микрокалькулятор | УПЗУ | ||||
145 | 21.04.15 | Микрокалькулятор | УПЗУ | ||||
146 | 22.04.15 | Микрокалькулятор | УПЗУ | ||||
Глава 5. Геометрические тела (10ч.) | |||||||
147 | 23.04.15 | Прямоугольный параллелепипед | УОНМ | Понятие многогранников и круглых тел, прямоугольного параллелепипеда. Рассмотреть его элементы, измерения. Научить учащихся изображать прямоугольный параллелепипед, называть его вершины, грани, ребра, измерения | Личностные способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; Метапредметные умение использовать название и смысл геометрических фигур для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений (изображение плоских и простейших пространственных фигур от руки, с помощью линейки и циркуля), развитие глазомера; Предметные формирование представлений о прямоугольном параллелепипеде, о площади поверхности, об объеме; - овладение умением построения развертки прямоугольного параллелепипеда; - овладение навыками нахождения объема прямоугольного параллелепипеда | Групповая – обсуждение и выведение формулы площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Фронтальная – решение задач практической направленности на нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Индивидуальная – решение задач на нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда по формуле. Групповая – обсуждение понятий «кубический см, дм, км»; выведение правила перевода литра в кубические метры. Фронтальная - нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда. Индивидуальная – нахождение высоты прямоугольного параллелепипеда, если известны его объем и площадь нижней грани. Фронтальная - ответы на вопросы, нахождение длины комнаты, площади пола, потолка, стен, если известны ее объем, ширина и высота Индивидуальная – переход от одних единиц измерения к другим. Самостоятельная работа, контролирующего характера | |
148 | 24.04.15 | Развертка прямоугольного параллелепипеда | КУ | Понятие геодезических линий, развертки. Развертка прямоугольного параллелепипеда | |||
149 | 27.04.15 | Развертка прямоугольного параллелепипеда | УПЗУ | ||||
150 | 28.04.15 | Развертка прямоугольного параллелепипеда | УПЗУ | ||||
151 | 29.04.15 | Развертка прямоугольного параллелепипеда | |||||
152 | 30.04.15 | Объем прямоугольного параллелепипеда | КУ | Определения длины, площади, объема, единицы измерения площадей, формула объема прямоугольного параллелепипеда | |||
153 | 05.05.15 | Объем прямоугольного параллелепипеда | УПЗУ | ||||
154 | 06.05.15 | Объем прямоугольного параллелепипеда | УПЗУ | ||||
155 | 07.05.15 | Объем прямоугольного параллелепипеда | УПЗУ | ||||
156 | 08.05.15 | Контрольная работа № 9. Геометрические тела. | УКЗУ | Применять изученные правила на практике | Решение контрольной работы | ||
Глава 6. Введение в вероятность (4ч.) | |||||||
157 | 11.05.15 | Достоверные, невозможные и случайные события | УОНМ | Понятия достоверного, невозможного и случайного события Отработка навыков определения в конкретных случаях какое событие достоверное, какое – невозможное, какое – случайное. | Личностные: креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; Метапредметные: умение принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; Предметные: формирование представлений о достоверных, невозможных, случайных событиях; овладение умением составлять дерево возможных вариантов овладение навыками решения простейших комбинаторных задач | Фронтальная- определение достоверных, невозможных и случайных событий | |
158 | 12.05.15 | Достоверные, невозможные и случайные события | УПЗУ | ||||
159 | 13.05.15 | Комбинаторные задачи | КУ | Понятие комбинаторной задачи, схемы – дерева возможных вариантов. Научить учащихся составлять дерево возможных вариантов | Фронтальная- составление дерева возможных вариантов Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
160 | 14.05.15 | Комбинаторные задачи | УПЗУ | ||||
Глава 7. Итоговое повторение (15 ч.) | |||||||
161 | 15.05.15 | Повторение. Натуральные числа | КУ УП | Обобщение знаний | обобщение и систематизация знаний тем курса математики за 5 класс с решением заданий повышенной сложности; - формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни | Фронтальная – устные вычисления. Индивидуальная – выполнение вычислений, решение задач, .нахождение значения числового выражения, решение уравнений. | |
162 | 18.05.15 | Повторение. Натуральные числа | КУ УП | Обобщение знаний | Фронтальная – ответы на вопросы, запись смешанного числа в виде обыкновенной дроби и наоборот. Индивидуальная – сложение и вычитание обыкновенных дробей Самостоятельная работа, контролирующего характера | ||
163 | 19.05.15 | Повторение . Обыкновенные дроби. | КУ УП | Обобщение знаний | Фронтальная – ответы на вопросы, нахождение значения буквенного выражения .Индивидуальная – решение задач на течение. Фронтальная – устные вычисления, упрощение выражений. Индивидуальная – решение задач, содержащих десятичные дроби. | ||
164 | 20.05.15 | Повторение . Обыкновенные дроби. | КУ УП | Обобщение знаний | Индивидуальная – решение задач, содержащих обыкновенные дроби. | ||
165 | 21.05.15 | Повторение . Смешанные числа. | КУ УП | Обобщение знаний | Фронтальная – ответы на вопросы, запись смешанного числа в виде обыкновенной дроби и наоборот. Фронтальная – ответы на вопросы, устные вычисления. Индивидуальная – решение задач на нахождение площади и объема. | ||
166 | 22.05.15 | Итоговая контрольная работа | УКЗУ | Обобщение знаний | Решение контрольной работы | ||
167 | 25.05.15 | Повторение. Геометрические фигуры и тела. | КУ | Обобщение знаний | |||
168 | 26.05.15 | Повторение. Решение задач. | КУ УП | Обобщение знаний | |||
169 | 27.05.15 | Повторение. Решение задач. | КУ УП | Обобщение знаний | |||
170 | 28.05.15 | Повторение. Решение задач. | КУ УП | ||||
171 | 29.05.15 | Повторение. Урок-путешествие. | УП | ||||
172 | Повторение. Урок –КВН. | УП | Внеур деят | ||||
173 | Повторение. Урок-игра. | УП | Внеур деят | ||||
174 | Повторение. Урок –игра. | УП | Внеур деят | ||||
175 | Повторение . Итоговый урок-игра. | УОСЗ | Внеур деят |
Типы уроков:
- Комбинированный урок – КУ
- Урок изучения нового материала – УИНМ
- Урок закрепления и развития ЗУН – УЗ и РЗУН
- Урок формирования новых ЗУН – УФНЗУН
- Урок повторения – УП
- Урок проверки знаний – УПЗ
- Урок применения знаний умений, навыков – УПЗУН
- Повторительно - обобщающий урок – ПОУ
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник «Математика – 5»И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, Мнемозина (издание 2012 г.). Учебник полностью отвечает требованиям стандарта математического образования, и опирается на тот минимум содержания, который предлагают учебники для начальной школы. Этот учебник ориентирован на систему развивающего обучения Л.В. Занкова. Так, суть основного принципа развивающего обучения, сформированного Л.В. Занковым – принцип ведущей ролитеоретических знаний, состоит в осознанномусвоении теоретических знаний учащимися, а потом его реализация заключается, прежде всего в том, что ученик, выполняя упражнения в определенной последовательности, получает возможность самостоятельно сформулировать правило, дать определение нового или уже знакомого понятия или даже ввести новый термин.
Теоретический материал в учебнике изложен таким образом, чтобы преподаватель смог применить проблемный подход в обучении. С помощью системы обозначений выделяются упражнения четырех уровней сложности. В каждом параграфе сформулированы контрольные задания, исходя из того, что должны знать и уметь учащиеся для достижения ими уровня стандарта математического образования. В конце учебника даны домашние контрольные работы и ответы. Цветные иллюстрации (рисунки и схемы) обеспечивают высокий уровень наглядности учебного материала.
Учебник можно использовать в качестве продолжения любого курса начальной школы: как традиционного, так и развивающего направления.
Учебник «Математика. 5 класс»является первой частью двухлетнего курса математики для общеобразовательных школ. Первая часть содержит главы: "Натуральные числа и нуль", "Измерение величин", "Обыкновенные дроби", "Десятичные дроби", "Проценты".
Вторая часть – «Математика. 6 класс» - включает главы: "Отношения, пропорции", "Целые числа", "Рациональные числа", "Делимость натуральных чисел", "Действия обыкновенными и десятичными дробями".
Данный учебник практически не меняет перечень вопросов, традиционно изучаемый в 5-м классе. Главное отличие состоит во временном сдвиге начала изучения обыкновенных дробей и включении некоторых тем, традиционно изучавшихся в 6-м классе, в курс 5-го класса:
- основное свойство дроби;
- простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
- умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число.
Здесь при изложении материала большое внимание уделено наглядности: многие свойства и действия с обыкновенными дробями иллюстрируются красочными рисунками. Но значительная часть материала на этом этапе усваивается учащимися только на уровне представлений, а затем в процессе повторения доводится до уровня знаний и умений.
Что касается геометрического материала, то здесь отличия от традиционных учебников более существенные. Значительно увеличен по сравнению с традиционным курсом объем материала, посвященный пространственным фигурам. В 5 – 6 классах начинается целенаправленная работа по подготовке учащихся к изучению систематического курса геометрии.
Учитывая возрастание роли статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем на современном этапе развития общества и неизбежное включение в программу общеобразовательной школы новой содержательно-методической линии «Анализ данных», в курсе 5-6-го классов начинают формировать некоторые представления комбинаторики, теории вероятности и статистики.
Календарно-тематический план ориентирован на использование УМК
в 5 классе основной школы:
- И.И Зубарева,А.Г. Мордкович Математика 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012;
- И.И Зубарева Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1, 2. – М.: Мнемозина, 2013;
а также дополнительных пособий для учащихся:
- Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2010;
- Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2010;
- О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев Математика. Справочник. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2012;
- Энциклопедия для детей. Т. 11, Математика, М., 2012.
для учителя:
- Д. В. Клименченко Задачи по математике для любознательных. – М., Просвещение», 2010;
- Е. Б. Арутюнян. Математические диктанты для 5-9 классов. – М. 2012
- Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника математики. – М.,2012;
- Н.В. Заболотнева. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2012;
- Е.Б. Арутюнян и др. Математические диктанты для 5-9 классов. М 2012;
программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
- CD «1С: Репетитор. Математика» (К и М);
- CD «Математика, 5 - 11».
- Электронное сопровождение к учебно-методическому комплекту для ученика и учителя.
информация и материалы следующих Интернет – ресурсов:
- Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
- Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
- Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
Система оценки достижения планируемых результатов
Изучаемая тема | Планируемые результаты изучения учебного предмета (система оценки достижений) | |
обязательный минимум | повышенный уровень | |
Натуральные числа | Ученик научиться понимать особенности десятичной системы счисления | Ученик получит возможность познакомиться с позиционными системами счисления. |
Обыкновенные и десятичные дроби | Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел, выполнять вычисления с рациональными числами. Выполнять несложные практические расчеты. | Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления. |
Геометрические фигуры | Распознавать на чертежах и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры. Вычислять объем прямоугольного параллелепипеда, пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира. | Научиться вычислять объемы пространственных геометрических фигур, научиться применять понятие развертки для выполнения практических расчетов. |
Введение в вероятность | Решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций. | Научиться специальным приемам решения комбинаторных задач. |
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
№ | Изучаемая тема | Результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||
1. | Натуральные числа | -развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; -овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений, упрощения буквенных выражений, вычисления с многозначными числами. | первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; | представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; |
2. | Обыкновенные дроби | -развитие представлений об обыкновенных дробях, правильных дробях, о неправильных дробях, о смешанных числах; -овладение навыками отыскания части от целого и целого по его части, сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел, умножения и деления обыкновенных дробей на натуральное число. | -понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; | умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; |
3. | Геометрические фигуры | -умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур; -усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах; | -умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; -применение простейших свойств плоских фигур при распознавании, для решения геометрических задач; | умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; |
4. | Десятичные дроби | -развитие представлений о десятичной дроби, о степени числа, о проценте; -овладение навыками деления, умножения, сложения и вычитания десятичных дробей, решения задач на проценты. | понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; | критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; |
5. | Геометрические тела | -овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; -развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений. | умение использовать название и смысл геометрических фигур для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений (изображение плоских и простейших пространственных фигур от руки, с помощью линейки и циркуля), развитие глазомера; | способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; |
6. | Введение в вероятность | -развитие представлений о достоверных, невозможных, случайных событиях;овладение навыкамирешения простейших комбинаторных задач. | умение принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; | креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...
Рабочая программа Предмет: математика Класс: 10
Рабочая программа Предмет: математика...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 5 по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативных документов:- В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании», приказом М...