Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_7_klass.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное учреждение
«Харламовская школа»
Таврического района Омской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО Зам.директора Директор
____________________ _________________ ОУ «Харламовская школа»
____________________ Иноземцева Н.В. __________________
Протокол №____. Кабылдакова Г.К.
от «___» сентября 20__
Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Математика»
Класс 7
Всего часов на учебный год - 35
Количество часов в неделю- 1
Составлена по УМК:
программа «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс. В двух сборниках. Сборник 1.» - (под ред. В.В. Воронковой) М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Учебник: Математика. 7 класс: учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2014.
Составитель: Баранова Т.А.
учитель математики Общеобразовательного учреждения «Харламовская школа»
Таврического района Омской области
2018-2019 уч. год.
- Пояснительная записка
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания.
Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях.
Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа с использованием специальных методических приемов.
Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся с грубой акалькулией из-за дополнительного локального поражения не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Оставлять их на повторное обучение в классе нецелесообразно. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе и обучаться в пределах своих возможностей.
Решение об обучении по индивидуальной программе принимается педагогическим советом школы.
- Общая характеристика учебного предмета
Геометрический материал в 1—4 классах, изучается на уроках математики в 5—9 классах, из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Повторение геометрических знаний, формирование графических умений происходят и на других уроках математики. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.
В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1 000 000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.
Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1 000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная таблица и счеты.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой учеников, включая проверку письменных работ учителем.
Образцы арифметических записей учителя, его объяснения, направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное место.
Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником.
В тех случаях, когда учитель в письменных вычислениях отдельных учеников замечает постоянно повторяющиеся ошибки, необходимо организовать с ними индивидуальные занятия, чтобы своевременно искоренить эти ошибки и обеспечить каждому ученику полное понимание приемов письменных вычислений.
Систематический и регулярный опрос учащихся являются обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.
На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на формирование у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в содержание устного счета на уроке.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию (последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению.
Учителю вспомогательной школы необходимо постоянно учитывать, что некоторые учащиеся с большим трудом понимают и запоминают задания на слух, поэтому следует создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух и зрительно. В связи с этим при занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует учебники. В течение всех лет обучения необходимо также широко использовать наглядные пособия, дидактический материал.
Подбор для занятий соответствующих игр — одно из средств, позволяющих расширить виды упражнений по устному счету. Учитель подбирает игры и продумывает методические приемы работы с ними на уроках и во внеурочное время. Но нельзя забывать, что игры только вспомогательный материал. Основная задача состоит в том, чтобы научить учащихся считать устно без наличия вспомогательных средств обучения.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется в старших классах введением примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить учащихся и с некоторыми частными приемами выполнения устных вычислений.
Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003 м, 14р. 02 к. и т. п.).
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должно способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений с тем, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях.
Формирование представлений о площади фигуры происходит в 8, а об объеме — в 9 классах. В результате выполнение разнообразных практических работ школьники получают представление об измерении площади плоских фигур, об измерении объема прямоугольного параллелепипеда, единицах измерения площади и объема.
Завершением работы является подведение учащихся к правилам вычисления площади прямоугольника и объема прямоугольного параллелепипеда. Для более способных школьников возможно введение буквенных обозначений и знакомство с формулами вычисления периметра, площади, объема.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ (с геометрическими фигурами, предметами), результатом которых является получение дробей.
Десятичные дроби (6 класс) рассматриваются как частный случай обыкновенных, имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида дробей необходимо сравнивать (учить видеть черты сходства и различия, соотносить с единицей).
Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися основ десятичной системы счисления и соотношений единиц стоимости, длины, массы.
При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему мер, так как знание ее является основой для выражения чисел, полученных от измерения десятичной дробью. Изучение процентов в 9 классе опирается на знание десятичных дробей.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.
При подборе арифметических задач учитель не должен ограничиваться только материалом учебника.
В учебной программе указаны виды арифметических задач для каждого класса. В последующих классах надо решать все виды задач, указанные в программе предшествующих лет обучения.
Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, т. е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
В коррекционной школе VIII вида учащиеся выполняют письменные работы (домашние и классные) в тетрадях. Обычно у каждого ученика имеется две тетради. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ будет зависеть от требовательности учителя, от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников. Мастерство учителя должно проявляться в способности сочетания самостоятельности в работе учащихся с предупреждением появления ошибок.
- Описание места учебного предмета
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года для 2 и 9 классов 34 учебных недели, для 5-8 классов 35 недель. В течение учебного года проводятся каникулы (осенние, зимние, весенние: 30 дней).
Обучение математике в 2-9 классах по 1 часу в неделю носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. В процессе обучения учащиеся овладевают оптимальным объемом знаний и умений, который необходимым для повышения уровня общего развития
5.Содержание учебного предмета
Числовой ряд в пределах 1000 000. Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1000 000.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 устно (легкие случаи) и письменно. Умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1000 000 письменно. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени, письменно (легкие случаи). Умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, письменно.
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Десятичные дроби. Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Преобразования: выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. Место десятичных дробей в нумерационной таблице.
Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел. Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия.
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба).
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры; ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии. Построение точки, симметричной данной относительно оси и центра симметрии.
6. Тематическое планирование уроков математики в 7 классе
№ урока | Дата | Тема урока | Домашнее задание | |
По плану | По факту | |||
1 | Числовой ряд в пределах 1000000. | Выполнить № 45 | ||
2 | Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1000000. | Выполнить № 43 | ||
3 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000000 | Выполнить № 31 | ||
4 | Умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число в пределах 1000000 письменно. | Выполнить № 54, 166 | ||
5 | Деление с остатком чисел в пределах 1000000. | Выполнить № 183 | ||
6 | Проверка арифметических действий. | Выполнить № 215 | ||
7 | Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. | Выполнить № 96 (3) | ||
8 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени | Выполнить № 67 (в) | ||
9 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения | Выполнить № 276, 292 | ||
10 | Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. | Выполнить № 650 | ||
11 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. | Выполнить № 669 | ||
12 | Десятичные дроби. | Выполнить № 679 | ||
13 | Сравнение десятичных долей и дробей. | Выполнить № 738 | ||
14 | Преобразования | Выполнить №725 | ||
15 | Место десятичных дробей в нумерационной таблице. | Выполнить №756 | ||
16 | Запись чисел в виде десятичных дробей. | Выполнить № 695 | ||
17 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Выполнить № 762 | ||
18 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Выполнить № 777 | ||
19 | Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события. | Выполнить № 843 | ||
20 | Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. | Выполнить № 830 | ||
21 | Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице. | Выполнить № 21 стр. 266 | ||
22 | Составные задачи на движение в одном и противоположном направлениях двух тел. | Выполнить №865 | ||
23 | Составные задачи на движение в одном и противоположном направлениях двух тел. | Выполнить №872 | ||
24 | Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия. | Выполнить № 35 | ||
25 | Параллелограмм, ромб. | Выполнить № 881 | ||
26 | Свойства элементов. | Выполнить № 888 | ||
27 | Высота параллелограмма (ромба). | Выполнить № 42 стр. 269 | ||
28 | Построение параллелограмма (ромба). | Выполнить № 40 стр. 269 | ||
29 | Симметрия. | Выполнить № 809 | ||
30 | Симметричные предметы, геометрические фигуры. | Выполнить № 811 | ||
31 | Ось, центр симметрии | Выполнить №814 | ||
32 | Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси симметрии. | Выполнить № 819 | ||
33 | Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно центра симметрии | Выполнить № 821 | ||
34 | Десятичные дроби. | Выполнить № 684 | ||
35 | Проверка арифметических действий. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс. В двух сборниках. Сборник 1.» - (под ред. В.В. Воронковой) М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Учебник: Математика. 7 класс: учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2014.
8. Планируемые результаты изучения предмета
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- числовой ряд в пределах 1000 000;
- алгоритмы арифметических действий с многозначными числами, числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
- элементы десятичной дроби;
- преобразования десятичных дробей;
- место десятичных дробей в нумерационной таблице;
- симметричные предметы, геометрические фигуры;
- виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения.
Учащиеся должны уметь:
- умножать и делить числа в пределах 1000 000 на двузначное число;
- читать, записывать десятичные дроби;
- складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и десятичные);
- записывать числа, полученные при измерении мерами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;
- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
- решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
- решать составные задачи в 3-4 арифметических действия;
- находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии.
ПРИМЕЧАНИЯ
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено:
- сложение и вычитание чисел в пределах 1 000000 устно, достаточно складывать и вычитать числа в пределах 1000 (легкие случаи);
- присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1000000 (достаточно присчитывать и отсчитывать по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне, 1 единице тысяч в пределах 10 000);
- умножение и деление на двузначное число письменно;
- умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
- приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями;
- место десятичных дробей в нумерационной таблице;
- запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;
- простые арифметические задачи на нахождение начала и конца события;
- составные задачи на движение в одном и противоположных направлениях двух тел;
- составные задачи в 3-4 арифметических действия;
- высота параллелограмма (ромба), построение параллелограмма;
- предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно центра симметрии; построение точки, симметричной данной, относительно оси, центра симметрии.
Данная группа учащихся должна овладеть:
- умножением и делением на однозначное число в пределах 10000 с проверкой письменно;
- легкими случаями преобразований обыкновенных дробей;
- знанием свойств элементов куба, бруса
Лист корректировки уроков математики
Тема | Количество часов по авторской (примерной) программе | Количество часов по рабочей программе | Количество часов и способ корректировки |
34. Десятичные дроби 35. Проверка арифметических действий | 35 | 33 | урок № 34 выдан по факту в урок № 32 - 23.05.18 урока №35 выдан по факту в урок № 34 - 30.05.18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ №1 (5-6 КЛАССЫ) ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учетом п...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...
Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета Математика (индивидуальное обучение) для 5 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...
Рабочая программа учебного предмета математика УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс» _6_ класс, базовый уровень
Рабочая программа учебного предмета УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс»...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...