Рабочая программа Предмет: математика Класс: 10
рабочая программа по математике (10 класс)
Предварительный просмотр:
1.Цель учебного курса
Основной целью является формирование и преобразование получаемого детьми
элементарного математического и конструктивного опыта путем активного,
преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира,
значимой для социально-бытовой адаптации учащихся.
Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный
процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической,
игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
2. Задачи:
- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-
величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на
наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- формирование элементарных общеучебных умений;
-овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе
ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-
действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
- формирование в разнообразной деятельности взаимосвязи с основными сферами бытия
- Информация о программе и внесенных коррективах
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.
В 9 классе на изучение предмета «Математические представления и конструирование» отводится 102 часа, 3 ч в неделю, 34 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.
- Информация об используемой литературе для методического обеспечения учебного курса
1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.
2.Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2011 год.
3.Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб., КАРО, 2011 год.
- Планируемый уровень достижения учащимися овладения образовательной программой.
Обучающемуся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для социально-бытовой
адаптации, а в целом для социализации необходимо, а чаще всего возможно, овладеть
прежде всего «житейскими» понятиями. Именно эти понятия математического и
конструктивного характера рассматриваются в качестве показателей развития учащихся на всех этапах обучения:
-овладение манипулятивными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения;
- формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и
плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков;
- развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и
конструирование» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и
элементами бытовой деятельности с математическим содержанием.
Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей,
максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть
социализации.
- Содержание разделов
Программа по предмету «Математические представления и конструирование» включает в себя следующие разделы:
- Конструирование
Конструирование фигур, игрушек (транспортных средств, мебели и.т.д.) из палочек и
различных конструкторов. Складывание предметных и сюжетных разрезных картинок.
Создание условий для организации интегрированных строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр.
- Количественные представления
Знакомство с числами и цифрами первого десятка (до 9). Счет различно расположенных объектов в пределах 9 с целью формирования представлений учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.
Развитие понимания отношений между числами натурального ряда.
Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций с открытым и закрытым результатами.
Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на сложение и вычитание на бытовые темы.
Различные упражнения с цифрами. Работа на калькуляторе.
- Представления о форме
Выкладывание из природного материала, рисование, лепка плоскостных и пространственных фигур, линий. Составление ритмических композиций из фигур по образцу. Упражнения на узнавание плоскостной фигуры, целого предмета по его фрагментам. Констркирование по образцу и словесной инструкции из меньших геометрических фигу большей – такой же или другой формы. Узнавание в знаках дорожного движения и знаках пожарной безопасности знакомых фигур и стрелок-векторов
- Представление о величине
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование объектов различной величины.
Игры и упражнения, направленные на формирование представлений об относительности (транзитивности) величины. Закрепление измерительных навыков.
- Пространственные представления
Развитие способности учащихся ориентироваться в трехмерном пространстве, в двухмерном пространстве. Упражнения и игры, направленные на формирование и развитие топологических представлений.
- Временные представления
Использование часов в реальной бытовой жизни. Работа с календарями природы и погоды.
Уточнение представлений об астрономических символах: солнце, луне, месяце, звездах.
Работа с электронными часами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела | Дата план. | Коррек. дата | Наименование темы урока | Кол-во часов | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат |
Первое полугодие | ||||||
Конструирование. | ||||||
Создание построек по схемам. | 1 | Рассматривают и на доступном уровне анализируют образец с помощью учителя; конструируют из счетных палочек по образцу и по словесной инструкции; выполняют простые постройки из детского «архитектурного набора»; вспоминают алгоритм создания аппликаций, диорам и действуют в соответствии с ним; на доступном уровне распределяют работу (с помощью учителя) в ходе коллективной деятельности | Проявление положительных эмоций в течении занятий; совершенствование умения конструировать из палочек; выполнять конструкции типовых (домов, мостов) и индивидуальных объектов, имеющих типовые характеристики и особые индивидуальные отличия | |||
Головоломки: «Волшебный квадрат» | 1 | |||||
Головоломки: «Волшебный круг» | 1 | |||||
Количественные представления. | ||||||
Упражнения на выделение 1-9 предметов из множества . | 1 | |||||
Упражнения на выделение 2-6 предметов из множества . | 1 | |||||
Устно и письменно. Называние чисел в прямом порядке. | 1 | |||||
Устно и письменно. Называние чисел в обратном порядке. | 1 | |||||
Запись цифр на калькуляторе. Счетные операции на сложение и вычитание на калькуляторе ( в доступных пределах). | 1 | |||||
Запись цифр на компьютере. Счетные операции на сложение и вычитание на калькуляторе ( в доступных пределах). | 1 | |||||
Дальнейшее знакомство с монетами достоинством: 1, 5, 10 копеек. Различие, набор. | 1 | |||||
Дальнейшее знакомство с монетами достоинством: 1, 2, 5,10 рублей. Различие, набор. | 1 | Упражняются в счете предметов, на различных абаках, счетных линейках; дорисовывают и рисуют цифры по опорным точкам, трафарету, самостоятельно; лепят цифры из пластилина, выкладывают из природного материала; конструируют из частей, палочек; с помощью учителя распределяют роли и действуют в соответствии со своей ролью в сюжетно-ролевой игре; в ходе игры составляют и решают (с помощью учителя) простые задачи с реальными монетами (1,2,5рублей) | Развитие умения считать в прямом и обратном порядке; дорисовывать и рисовать цифры на доступном уровне; совершать элементарные действия с деньгами: различать, набирать разменивать и.т.п.(1,2,5 рублей); проявлять стремление к сотрудничеству в ходе занятий; обращаться при необходимости за помощью с использованием всех доступных средств коммуникации | |||
Формирование навыка активного использования монет. | 1 | |||||
Представления о форме | ||||||
Группировка предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы – крыши). | 1 | |||||
Группировка предметов по форме ( бруски – кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) | 1 | |||||
Невербальная классификация, серия фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша, объемных фигур для конструирования («Строитель № 1). | 1 | |||||
По трафаретам и опорным точкам самостоятельное рисование треугольника, круга и квадрата. | 1 | |||||
1 | ||||||
Выкладывание плоскостных фигур из природного материала (шишек, каштанов, желудей). | 1 | |||||
Рисование фигур на песке. | 1 | |||||
Рисование фигур на манке. | 1 | |||||
Решение задач на количество предметов, фигур. | 1 | |||||
Решение задач на количество фигур. Невербальная классификация, конструирования. | 1 1 | |||||
Решение задач на количество монет. | 1 | Выкладывают линии с помощью ниток, шнуров, веревок, природного материала; рисуют линии на песке, манке, на бумаге; группировать предметы по их основным признакам; составляют из нескольких маленьких квадратиков один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из квадратов – прямоугольник и.т.п.; упражняются в узнавании целого предмета по его фрагментам | Проявление интереса к доступным видам деятельности; совершенствование умения группировать предметы по основным признакам; умение отличать плоскостные фигуры от пространственных; моделировать геометрические фигуры; | |||
Повторение пройденного. | 1 | |||||
II четверть | ||||||
Представления о величине. | ||||||
Взвешивание, распределение по ёмкости. Решение примеров. | 1 | |||||
Измерение сыпучих веществ с помощью столовой, мерного стакана. Решение примеров. | 1 | |||||
Измерение сыпучих веществ с помощью столовой, чайной ложки. Решение примеров | 1 | |||||
Пространственные представления. | Используют приемы наложения и приложения для проверки сравнительных отношений объектов; | Расширение представлений о величине на основе сравнения трех объектов; стремление использовать на практике полученные знания | ||||
Упражнения на пространственную ориентировку в трехмерном пространстве. | 1 | |||||
Решение примеров. Составление задач на длину. | 1 | |||||
Решение примеров. Составление задач по форме. | 1 | |||||
Решение примеров. Составление задач на вес. | 1 | |||||
Упражнения с механическими часами, перевод стрелок на указанное время. | 1 | |||||
Упражнения с механическими весами. | 1 | Отслеживают движение стрелки, повторяют известные цифры. | Совершенствование умения ориентироваться в во времени. | |||
Реализация представлений о времени при подготовке проектов с использованием ситуаций. | 1 | |||||
Реализация представлений о времени при подготовке проектов с использованием ситуаций. Сколько по времени ты добираешься до школы. Повторение пройденного. Совместное создание построек по схемам. | 1 1 1 1 | |||||
Решение примеров. Составление задач. | 1 | |||||
Совместное создание построек по схемам. | 1 | |||||
Упражнения на определение состава числа в пределах 10-ти. Воспроизведение по образцу, словесной инструкции комбинаций из 2-4 элементов Воспроизведение по образцу, словесной инструкции комбинаций из 3-6 элементов Решение примеров. Составление задач с применением формы. Решение примеров. Составление задач с применением длины. | 1 1 1 1 1 | |||||
Постройки на основе анализа, образца. | 1 | |||||
Решение примеров на сложение. | 1 | Рассматривают различные виды часов; сравнивают их; называют и показывают на часах (с помощью учителя) время начала и конца урока и.т.п.; соотносят деятельность с временным промежутком (вчера, сегодня, завтра, сейчас, потом и.т.п.); показывают на небе, на иллюстрациях астрономические символы; рисуют по трафаретам, по точкам, самостоятельно, выкладывают из геометрических фигур изображения солнца, луны, звезд, облаков; используют изображения астрономических символов в аппликациях, диорамах | Развитие умения соотнесения деятельности с временным промежутком; понимания назначения часов; различения видов часов; формирование навыка пользоваться часами в бытовых целях (в доступных пределах) | |||
Решение примеров на вычитание | 1 | |||||
Называние и показ на часах времени от 1 до 12 часов. | 1 | |||||
Использование часов в реальной, бытовой жизни работа с электронными часами. | 1 | |||||
Решение примеров. Составление задач с часами. Решение примеров. Составление задач с минутами. | 1 1 | |||||
Упражнения с механическими часами, перевод стрелок на указанное время (по образцу, по словесной инструкции). | 1 | |||||
Упражнения с механическими весами (по образцу, по словесной инструкции). | 1 | |||||
Реализация представлений о времени при подготовке проектов с использованием ситуаций, происходящих в разное время суток . | 1 | Рассматривают и на доступном уровне анализируют образец с помощью учителя; конструируют из счетных палочек по образцу и по словесной инструкции; выполняют простые постройки из детского «архитектурного набора»; вспоминают алгоритм создания аппликаций, диорам и действуют в соответствии с ним; на доступном уровне распределяют работу (с помощью учителя) в ходе коллективной деятельности | Проявление положительных эмоций в течении занятий; совершенствование умения конструировать из палочек; выполнять конструкции типовых (домов, мостов) и индивидуальных объектов, имеющих типовые характеристики и особые индивидуальные отличия | |||
Реализация представлений о времени при подготовке проектов с использованием ситуаций, происходящих в разное время суток визуальное расписание. | 1 | |||||
Сколько по времени ты добираешься до школы. | 1 | |||||
Повторение пройденного | 1 | |||||
III четверть | ||||||
Конструирование. | Совместное создание построек по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям конструирования. | 1 | ||||
Решение примеров. Составление задач. | 1 | |||||
Количественные представления. | Постройки на основе анализа, образца (воссоздание знакомых построек из других элементов: школы, станции метро, театра). | 1 | ||||
Решение примеров. Составление задач со временем. | 1 1 | |||||
Решение примеров. Составление задач высотой. | 1 | |||||
Повторение пройденного. | 1 | |||||
Знакомство с числом и цифрой «11» | 1 | |||||
Счёт объектов, расположенных в разном порядке (в пределах 11) с целью формирования представлений о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана. | 1 | |||||
Знакомство с цифрой «12». Счёт объектов, расположенных в разном порядке (в пределах 11) с целью формирования представлений о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана. | 1 | Упражняются в счете предметов, на различных абаках, счетных линейках; дорисовывают и рисуют цифры по опорным точкам, трафарету, самостоятельно; лепят цифры из пластилина, выкладывают из природного материала; конструируют из частей, палочек; с помощью учителя распределяют роли и действуют в соответствии со своей ролью в сюжетно-ролевой игре; в ходе игры составляют и решают (с помощью учителя) простые задачи с реальными монетами (1,2,5 10 рублей) | Развитие умения считать в прямом и обратном порядке; дорисовывать и рисовать цифры на доступном уровне; совершать элементарные действия с деньгами: различать, набирать разменивать и.т.п.(1,2,5 рублей); проявлять стремление к сотрудничеству в ходе занятий; обращаться при необходимости за помощью с использованием всех доступных средств коммуникации | |||
«Запись» цифр на калькуляторе. Счётные операции сложение на калькуляторе. | 1 | |||||
Количественные представления. | «Запись» цифр на калькуляторе. Счётные операции вычитание на калькуляторе. | 1 | ||||
Продолжение знакомства с монетами достоинством: 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей; | 1 | |||||
Продолжение знакомства с монетами достоинством: бумажные деньги: 10 рублей, 50 рублей (5 и 0), 100 рублей (1, 0 и 0). Различение, набор, размен монет, денег (купюр). | 1 1 | |||||
Бумажные деньги: 10 рублей, 50 рублей (5 и 0), 100 рублей (1, 0 и 0). Различение, набор, размен монет, денег (купюр). | 1 | |||||
Учить активно, использовать монеты и бумажные деньги (10 рублей) на экскурсии в магазин и аптеку, ролевых играх, максимально приближенных к реальной жизни. | 1 | |||||
Учить активно, использовать монеты и бумажные деньги (50 рублей) на экскурсии в магазин и аптеку, ролевых играх, максимально приближенных к реальной жизни. | 1 | |||||
Использование набора цифр и знаков (+, -, =) для решения арифметических задач. | 1 | |||||
Использование набора цифр и знаков (+, -, =) для решения арифметических задач. | 1 | |||||
Работа в тетрадях. карточками с цифрами. Решение примеров. | 1 | |||||
Закрепление представлений о линии (прямая, извилистая, как волна). | 1 | |||||
Количественные представления. | Закрепление представлений об отрезке. | 1 | ||||
Выкладывание линий с помощью ниток, верёвок, различных шнуров. | 1 | |||||
Рисование линий на песке, манке (пшеничке), на бумаге. Решение примеров. | 1 | |||||
Представления о форме. | Соотношение объёмных и плоскостных фигур. Решение примеров. | 1 | ||||
Соотношение объёмных и плоскостных фигур. Решение примеров. Трафоретов. | 1 | |||||
Повторение пройденного. | 1 | |||||
IV четверть | 1 | |||||
Задачи на размер. | 1 | |||||
Составление композиций из фигур по образцу. | 1 | Выкладывают линии с помощью ниток, шнуров, веревок, природного материала; рисуют линии на песке, манке, на бумаге; группировать предметы по их основным признакам; составляют из нескольких маленьких квадратиков один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из квадратов – прямоугольник и.т.п.; упражняются в узнавании целого предмета по его фрагментам | Проявление интереса к доступным видам деятельности; совершенствование умения группировать предметы по основным признакам; умение отличать плоскостные фигуры от пространственных; моделировать геометрические фигуры; | |||
Составление композиций из фигур по трафорету. | 1 | |||||
Обучение учащихся ориентироваться в размере изображений при выполнении практических и игровых действий. | ||||||
Представление о величине. | Расположение геометрических фигур. | 1 | ||||
Упражнения с фигурами. | 1 | |||||
Решение примеров на время в тетради. | 1 | |||||
Решение примеров на вес в тетради. | 1 | |||||
Пространственные представления. | Упражнения с пиктограммами обозначающими направление движения. | 1 | Используют приемы наложения и приложения для проверки сравнительных отношений объектов; | Расширение представлений о величине на основе сравнения трех объектов; стремление использовать на практике полученные знания | ||
Упражнения с пиктограммами обозначающими вес предмета. | 1 | |||||
Временные представления. | Решение примеров на +. | 1 | ||||
Решение примеров на -. | 1 | |||||
Регулирование времени по часам (песочным, таймеру). Решение примеров | 1 | |||||
Регулирование времени по механическим часам . Решение примеров | 1 | |||||
Выполнение практических действий за определенное время (5 минут, полчаса), ориентируясь по механическим и электронным часам. | 1 | |||||
Решение примеров на время. | 1 | Определяют месторасположение предметов в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу и.т.п.; Перемещаются в пространстве в заданном направлении; вспоминают правила дорожного движения и пожарной безопасности | Совершенствование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела на себе, другом человеке, изображении; определения месторасположения предметов в пространстве; перемещения в пространстве в заданном направлении; ориентировке на листе бумаги | |||
Решение примеров на вес. Решение задач на время. | 1 | |||||
Повторение пройденного. | 1 | |||||
1 | ||||||
1 | ||||||
1 1 | ||||||
1 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Предмет: «Физическая культура» Составлена на основе программы Петровой Т. В., М., Вента - Граф,2012 г. Класс:2,3,4
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорр...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с ТМНР...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР
Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...
Рабочая программа Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс:5
Рабочая программа Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...