Современные и традиционные технологии в условиях поликультурной образовательной среды.
статья на тему

Тюрина Ирина Степановна

Формы и методы, которые  я использую в своей работе, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом.

Согласитесь, это верный путь к истокам малой Родины, к постижению и пониманию национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюрина Ирина Степановна

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Еделево

Статья на тему

Современные и традиционные технологии в условиях поликультурной образовательной среды.

 Изучение языка, культуры, истории своего народа – святая обязанность каждого из нас. Если об этом не помнить, то можно исчезнуть с лица земли, как постепенно растворились в русском море обитавшие некогда в этих местах народы: меря, мурома, голядь. Где теперь они? Тем более вызывает восхищение, что мордовский народ не только не растворился, но и сохранил во времени и в пространстве и свою самобытность, и свой язык.

Неслучайно несколько лет тому назад в  нашей школе было введено преподавание родного языка. Конечно же, как и любое новое дело, оно встретило много трудностей. Нужны были учебники нового поколения, наглядный материал, методические пособия и разработки. Всё это собиралось по крупицам. Начался поиск  форм и методов, которые способствовали бы лучшему усвоению родного языка. В своей работе применяю следующие технологии.

 Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения)

Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами.   Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. учебного материала повышается.Для активизации познавательной деятельности школьников на занятиях  родного языка считаю целесообразным представлять материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы учащихся (рисунки, проекты, мультфильмы, видеофильмы и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении.

Игровые технологии. Психологи считают, что простая передача и показ "делай как я" не развивают мышления учащихся. Выдвигаются разные гипотезы, но все они связывают развитие мышления с активной деятельностью. Игровая форма занятий реализуется  при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровую технологию применяю при прохождении раздела «Мордовские народные игры».Учителя начальных классов на уроках литературного чтения предлагают детям игру «Доскажи словечко»,  я продолжаю эту работу, т.к. эта игра развивает чувство рифмы. И далее подобные задания усложняются: кто сочинит более интересный текст, использовав многозначность слов. В целях расширения словарного запаса провожу игру «У кого больше слов». Тематика слов может быть разная: о спорте, о городе, о празднике. Раскрывая содержание любой темы, я стараюсь обеспечить связь обучения с жизнью, опереться на жизненный опыт детей и их чувства. Одним из используемых видов творческой игры на занятиях   родного  языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее».

Культурновоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам. Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект даёт ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка (в виде интереса, склонности). Поэтому совершенно

естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.

На занятиях  родного языка можно осуществлять: обучение восприятию музыки:при изучении темы « Музыка и песни мордовского  народа». В этом разделе мы изучаем не только песни, но прибаутки, считалочки, пословицы, поговорки. Обучение языковой культуры: обучение правильному произношению слов на эрзянском языке. Обучение экологической культуре: воспитание любви к природе и ее сохранению.

           Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Компьютерная поддержка-это  комплекс педагогических приёмов с использованием компьютерной техники, направленных на повышение эффективности обучения и облегчение труда педагога. Компьютерная поддержка  - один из аспектов компьютеризации образования. Эффективность применения информационных технологий на занятиях родного языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную ориентацию, гибкость и вариативность. Освоение компьютерных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу  как ученика, так и учителя.
Для решения традиционных образовательных задач на занятиях я применяю текстовые редакторы,  системы мультимедийной презентации, электронные учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Мы с учащимися  подготовили обширные коллекции иллюстративного и познавательного материала по произведениям и биографическим данным писателей.  Создали мультимейдиные презентации  по теме «Народный календарь»(«Од ие» (Новый год») «Михайлов день- престольный праздник села Еделева» «Роштувонь чи» « Ай каляда, каляда» «Масленица», «Пасха»)

                Технология саморазвивающего обучения (метод проектов).Проектное обучение при изучении родного языка  и литературы создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности.

Таким образом, практическая направленность  в изучение  родного языка и литературы, постоянная опора на жизненный опыт учащихся, постановка качественного эксперимента, разработка систем заданий, стимулирующих познавательную активность, создание условий для самоопределения и самореализации, владение деятельностным методом позволяют дать учащимся представления и выработать навыки проведения исследовательских работ.На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. За последнее время были созданы проекты: « Национальный костюм эрьзи», « Национальные  традиции и обряды эрзянского народа», «Национальный герой нашего народа»ит.д. Работая в данном направлении,   пришла к такому выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. В связи с этим повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о своей родной земле, о народных традициях. Все это важно для формирования патриотов, достойных граждан своего народа.

          Здоровьесберегающие технологии. Проблема сохранения здоровья у детей - одна из важнейших в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что формирование творческой личности невозможно без воспитания у нее уважительного отношения к своему здоровью. В своей же педагогической деятельности эту проблему я решаю, следуя принципу: «Здоровье через образование». Это реализуется через оздоровительную направленность педагогического воздействия и создание условий для обучения, воспитания и развития без вреда здоровью. Мною   проводятся  подвижные игры,  способствует укреплению здоровья детей.  На занятиях  со школьниками использую технологию релаксации. Ученики часто приходят на урок после физкультуры в чрезмерно возбужденном состоянии. В таких случаях  провожу дыхательную гимнастику с установками, которая помогает урегулировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной систем. Использование  иллюстраций к художественным произведениям, связанных с физкультурой и спортом, побуждает учеников   к творчеству, а самое главное, создается мотивация для охраны своего здоровья

          Вот такие формы и методы  я использую в своей работе, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом.

Согласитесь, это верный путь к истокам малой Родины, к постижению и пониманию национальной культуры.

Тюрина И.С.(заявка)

1

Тюрина Ирина Степановна

2

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Еделево

Кузоватовский район

3

Учитель родного языка

4

-

5

Современные и традиционные технологии в условиях поликультурной образовательной среды.

6

8-9276312017; irina-3063.jandex.@. ru

8

 Даю согласие на обработку персональных  данных при проведении конференции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Английский язык в условиях поликультурной образовательной среды

Авторская концепция обучения английскому яыку в условиях поликультурной образовательной среды...

Формирование толерантности в условиях современной поликультурной образовательной среды.

Формирование толерантности в условиях поликультурной образовательной среды МОУ Гимназии № 13 Тракторозаводского района Волгограда....

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «СОШ №2» Г. ЭЛИСТЫ)

В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к обра...

Статья ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье рассматривается  каким образом происходит процесс  поликультурного образования по средствам английского языка...

Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды

Организация обучения детей-инофонов русскому языку  в условиях поликультурной образовательной среды...

Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды

Технологическая карта урока русского языка для организации обучения детей-инофонов русскому языку  в условиях поликультурной образовательной среды...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования»...