ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «СОШ №2» Г. ЭЛИСТЫ)
статья
В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_sbornika.docx | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного
высшего образования
«Московский государственный гуманитарно-экономический университет»
Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-
экономический университет»
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ Региональная научно-практическая конференция Элиста, 31 января 2018 года Материалы, доклады, выступления
Элиста
2018
Особые дети на литературных занятиях 146
Багутова И.П.
Специфика адаптации родителей, имеющих детей с особенностями в развитии, к
школе 149
Бадмаева Н.Б.
Формирование толерантного отношения в социуме образовательного учреждения 152
Бемм И.Н.
Инклюзивное обучение - комплексный процесс обеспечения равного доступа к
качественному образованию детей с ОВЗ 153
Богданова С.М.
Инклюзивное образование в современной школе 157
Годжурова С.А., Сарангова Г.М.
Организационные технологии создания инклюзивной образовательной среды МБОУ «СОШ
№10» им. Бембетова В.А 159
Дорджиева Л.В.
Профессиональные компетенции педагога инклюзивного образования 163
Курдюкова Н.С.
Обучение обучающихся с ОВЗ в начальной школе 168
Манджиева Е.М., Буваева С.К.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в КОУ РК «Цаган Аманская
санаторная школа-интернат» 173
Михайлова Н.Д.
Создание условий для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ в МБОУ «Русская национальная гимназия им. преподобного С.Радонежского» (из опыта
работы) 176
Пранцузова И.В.
Формирование инклюзивной образовательной среды на примере общеобразовательной
организации 181
Убушаева В.М., Бамбуджаева Э.Э.
Формы организации инклюзивного обучения в МОБУ «Троицкая гимназия имени
Б.Б.Городовикова» 183
Эрдеева З.С.
Инклюзивная культура в поликультурной образовательной среде (из опыта работы МБОУ
«СОШ №2» г.Элисты) 186
Волобуева О.А.
Организация работы по социализации слабослышащих детей в группе комбинированной
направленности для детей с ОВЗ (слабослышащие) 190
Даваева М.П.
Организация доступного образовательного пространства в детском саду 195
Донцова О.Д.
Оздоровительная фитбол-гимнастика для детей с ОВЗ (слабослышащие) 198
Кулешова Н.П.
Лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением
зрения 202
Леджинова Л.П.
Инклюзивная среда обучения в ДОУ с детьми РАС 205
Медко Г.А.
Инклюзия детей с синдромом Дауна в ДОУ (из опыта работы) 208
«Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия». Сборник материалов региональной научно-практической конференции - г. Элиста: Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарноэкономический университет», 2018. - 239 с.
В сборник включены статьи участников региональной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия по актуальным проблемам развития инклюзивного образования, инклюзивной культуры и практики в Республике Калмыкия. Представлены теоретико-методологические исследования, региональный опыт реализации моделей и технологий инклюзивного образования, излагаются проблемы психолого-педагогического сопровождения, преемственности в организации образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, ресурсного обеспечения и подготовки кадров для инклюзивного образования на разных уровнях системы дошкольного, общего и профессионального образования.
Статьи публикуются в авторской редакции.
Редакционная коллегия:
В.В.Новгородова - зам.директора по УМР КФ МГГЭУ Б.Н.Бюрчиева - зам.директора по СВР
Г.В. Лагаева - старший методист КФ МГГЭУ А.Э.Санджиева - преподаватель КФ МГГЭУ
З.С. Эрдеева
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «СОШ №2» Г. ЭЛИСТЫ)
ЭРДЕЕВА Зинаида Сангаджиевна - зам.директора по УВР МБОУ «СОШ №2» г. Элисты
В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию. Основные принципы инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
—подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Инклюзивное образование – это гибкая система, учитывающая потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной, социальной группе.
Одной из основных задач в реализации инклюзивного подхода в системе российского образования является формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Это связано со сложившимся стереотипом общественного сознания, в котором понятие «инвалид» означало «непригодный к деятельности», и для государства, вынужденного затрачивать на инвалидов определенные средства, они становились иждивенцами. Определенные трудности во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей, следовательно, к ним формировалось предвзятое, не всегда заслуженное отношение. Проблема, связанная с изменением общественного отношения к людям с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), формированием инклюзивной культуры, является очень важной.
Опираясь на определение философского энциклопедического словаря, можно дать определение понятия «инклюзивная культура» – это уровень развития общества, выражающийся в толерантном, гуманном, терпимом, отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются инклюзивные ценности. Инклюзивная культура – важнейшая составляющая инклюзивного образования. Инклюзивная культура – это построение такого школьного сообщества, в котором каждый знает, что ему в школе рады, относятся доброжелательно и с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть препятствия на пути обучения и полноценного, равнозначного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни. Таким образом, инклюзивное образование - это образование детей с особыми образовательными возможностями в условиях обычной общеобразовательной школы.
Инклюзивную культуру общества можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как фактор развития поликультурного образования в России.
В педагогике понятие «поликультурное образование» определяется как образование, которое строится на концепции подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Цель такого образования - формирование умения общения и сотрудничества людей разных национальностей, рас, вероисповеданий. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям другой культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, быть готовым к активному взаимодействию. Развитие уважительного, бережного отношения к чужой культуре, ее представителям, ценностям, традициям, языку при сохранении своей культуры - основная задача в развитии поликультурного образования в России, так как мы живем в многонациональной стране.
Между инклюзивным образованием и поликультурным образованием прослеживается определенная взаимосвязь, отражающаяся в общности идей, концепций, в их целях и задачах.
Термин «инклюзивная культура» относится к поликультурному образованию так же, как и входит в состав инклюзивного образования. Все это можно отнести не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания, культуры или какими-либо другими особенностями. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве очень важного основания для развития поликультурного и инклюзивного образования.
В МБОУ «СОШ №2» обучается 456 детей 16-ти национальностей. И, как и во многих школах у нас есть «особые» дети, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 – 2013 уч. году - 11 человек, 5 на дому; в 2013 – 2014 уч. году - 7 человек, 2 на дому; в 2014 – 2015 уч. году - 8 человек, 3 на дому; в 2015 – 2016 уч. году - 8 человек, 3 на дому; в 2016 – 2017 уч. году – 11 человек, 3 на дому; в 2017 – 2018 уч. году –7 человек, 2 на дому.
Учебно - воспитательная работа нашего образовательного учреждения направлена, в том числе, и на осуществление деятельности по интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество и для этого используются непосредственные контакты между учащимися с разными возможностями здоровья, а также неформальное общение детей – общение во внеурочное время, во время проведения общешкольных мероприятий, в бытовой сфере, так называемый «опыт совместной деятельности».
В широком смысле слова, инклюзивное обучение - это не только обучение детей-инвалидов, но и всех детей, имеющих определенные особенности личности – это и дети с временной задержкой психического развития, и дети с элементами аутизма, и, в том числе, одаренные дети, имеющие тонкую психическую организацию.
Соприкосновение здоровых детей и детей с ОВЗ во время и вне учебного процесса вызывает различные реакции – неприятие друг друга, насмешки, но в большинстве своем учащиеся не относятся к детям с ОВЗ, как к детям с особенностями.
Выпускница 2012-2013 уч. года МБОУ «СОШ №2» Васильченко Надежда, находясь на надомной форме обучения, принимала активное участие во многих мероприятиях разного уровня: «Радонежские чтения – 2011», город, победитель; «Старт в науку», город, 2011, победитель; «Виртуальный альбом», номинация «История моей семьи», республика, диплом 3 степени, 2012г. Также данная работа была отмечена и на Всероссийском уровне. Васильченко Н., являясь членом школьного поискового объединения «Память», выступила инициатором переписки Совета музея истории школы с представителями Красного Креста. Целью переписки стал вопрос сохранности могилы в Польше Раисы Веткаловой, героини Великой Отечественной войны. Надежда на протяжении многих лет посещала кружок бисероплетения «Чудеса из бисера своими руками». Результативное участие Надежды в выставках, конкурсах неоднократно отмечалось грамотами и дипломами.
В настоящее время в 9б учится Данил Орендаренко. В 5б класс нашей школы Данил поступил в 2013г. Вот что Данил говорит о себе: «Я, Орендаренко Данил, родился 23 ноября 2001 года в городе Элиста Республики Калмыкия. При рождении у меня обнаружилась родовая травма. В 4 года я пошел в детский сад №2 реабилитационного центра Республики Калмыкия в г. Элиста. В первый класс я поступил в 2009 году при этом же центре. В центре я проучился до 4 класса, начальную школу окончил на «хорошо» и «отлично». Я рано стал читать. В детстве очень любил народные сказки, затем полюбил стихи. Я заучивал их наизусть. Стал активно участвовать во всех мероприятиях, занимал призовые места. Награжден грамотами за хорошую учебу и активное участие в общественной жизни центра. В пятый класс я пошел в МБОУ «СОШ №2» города Элисты. В школе я нашел настоящих друзей. Вместе мы ходим в кино, на концерты, в театр, обсуждаем книги, фильмы. С одноклассниками ровные, доброжелательные отношения, никаких трудностей в общении со сверстниками у меня нет. С учебой никаких проблем не возникает. Учусь также хорошо, участвую в олимпиадах. Принимаю активное участие в общественной жизни школы и класса. В этом году я стал заниматься спортом. Мой наставник – Ефимова Екатерина Владимировна, мастер спорта по пауэрлифтингу, очень требовательный и добрый учитель. Мне очень нравятся наши тренировки. У меня большая и дружная семья: мама, папа, бабушка и брат. Я очень благодарен своим родным за поддержку и понимание.
Ежегодно я выезжаю в санатории с целью лечения своего заболевания. В санаториях принимаю активное участие во всех мероприятиях. Я считаю, что моя активная жизненная позиция поможет мне преодолеть все операции, боли, трудности в жизни. Я люблю своих родителей, друзей, учителей. Я знаю, и они любят меня, каким бы я ни был».
Данил имеет множество наград. Среди них самые значимые: диплом 1 степени Первого Межрегионального интегрированного фестиваля самодеятельного и декоративно-прикладного творчества «Звезды России»; Диплом Лауреата I Республиканского фестиваля творчества детей-инвалидов «Талисман удачи» (2014г.). Также Данил в составе команды Республики Калмыкия в 2015 г. побывал в г. Москве на Параспартакиаде. Юноша является Лауреатом Именной Премии Главы Администрации г. Элисты «За активную жизненную позицию» в номинации «Образование и наука» (2016г). В 2016г. Данил стал победителем Городского конкурса чтецов среди детей-инвалидов «Энкр мини келм». В январе 2018г. Данил стал обладателем денежной премии Конкурса чтецов среди учащихся общеобразовательных организаций города Элисты «Неизвестный солдат», посвященного 75-летию Сталинградской битвы.
Успех и Данила, и Надежды, это, безусловно, успех педагогов: Пугачевой Т.П., Рощиной Т.С., Ефимовой Е.В. и успех их классных руководителей: Канаевой Н.М. и Бадмаевой Н.Б. Но главным достижением в обучении и воспитании Васильченко Надежды и Орендаренко Данила является их психологическое состояние, их ощущение в социуме. Им нравится, им комфортно в школе, они активны, они не чувствуют себя обделенными. Это очень важно, как и важно то, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Тема, над которой работает в настоящее время педагогический коллектив школы: «Формирование поликультурного образовательного пространства как условие жизненного успеха участников учебно-воспитательного процесса». Цель поликультурного образования – взаимодействие культур, способность к взаимопониманию, интеграции, взаимодействие между детьми разных национальностей. Также педагогический коллектив МБОУ «СОШ №2» г. Элисты продолжает работать над такими задачами, как: интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников; активное вовлечение таких детей в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, НПК и др. на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях; разработка системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования детей. Роль школы, школьного сообщества в воспитании каждого ребенка независимым, активным, уверенным в своих силах и способностях, гражданином современного общества очень важна. Все члены школьной команды должны способствовать созданию благоприятной рабочей атмосферы.
Все дети, независимо от национальности, вероисповедания, способностей и возможностей к обучению должны быть приняты всеми членами школьного коллектива как равные участники образовательного процесса, должна быть исключена любая форма дискриминации в классе и школе, обучение должно быть направлено не только на получение академических знаний, но и развитие практических умений, позволяющих детям успешно адаптироваться к социальным условиям и жизни в обществе.
«Особые дети», также как и все дети Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. Это возможно в каждой обычной общеобразовательной школе, в которой мы, ее педагоги, призваны обеспечить развитие и саморазвитие личности каждого ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей; предоставлять каждому ребенку с учетом способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта возможность реализовать себя в познании, поведении, творчестве. Так же следует отметить, что организуя инклюзивное обучение в общеобразовательной школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.
Выбор поликультурного контекста для рассмотрения проблемы инклюзивного обучения не случаен, он переводит понятие «терпимости» до «интереса» к другому человеку, не такому, как другие, принятие, уважение и восприятие иной культуры, признание ценности разных культур.
Современное общество должно научиться принимать каждого человека таким, какой он есть, независимо от его национальности, вероисповедания, непохожести на других и в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья. Если все современное общество научится «принимать каждого своего члена таким, какой он есть», преодолевать «в себе чувства раздражения от непохожести других», то проблему воспитания терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать решенной.
Список литературы
1. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. –С. 31–35.
2. Лебедева, Н.М. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге. – М., 2005. – С. 28-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Английский язык в условиях поликультурной образовательной среды
Авторская концепция обучения английскому яыку в условиях поликультурной образовательной среды...
Современные и традиционные технологии в условиях поликультурной образовательной среды.
Формы и методы, которые я использую в своей работе, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем ...
Формирование толерантности в условиях современной поликультурной образовательной среды.
Формирование толерантности в условиях поликультурной образовательной среды МОУ Гимназии № 13 Тракторозаводского района Волгограда....
Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.
Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы....
Статья ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В данной статье рассматривается каким образом происходит процесс поликультурного образования по средствам английского языка...
Использование учителем современных педагогических технологий в образовательной среде. Из опыта работы.
Что такое педагогическая технология? Это совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, приемов обучения. Это алгоритм деятельности учителя и ученика, направленный на достижение заран...
Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы. Безопасная образовательная среда (из опыта работы)
статья о моих находках в интерактивных ресурсах при подготовке к урокам...