Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды
план-конспект урока по русскому языку
Технологическая карта урока русского языка для организации обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Род имени существительного. Имена существительные общего рода. | ||
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об именах существительных общего рода; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: толковый словарь |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности |
| Вступительное слово учителя. Оформление работ | Настраиваются на работу. Оформляют работы в тетрадях | |
2.Актуализация знаний Цель: организация восприятия задания обучающимися | -Однажды на уроке я услышала от ученика ответ: “Все имена существительные изменяются по родам, числам и падежам”. Правильно ли это? -Действительно, в русском языке, в отличие от английского, армянского, турецкого, где нет деления по родам, каждое существительное относится к одному из трёх родов. У меня в руках плакат, который кто-то посчитал за ненужный и оторвал часть ватмана. Но не беда. Давайте восстановим написанное. Какие прилагательные могут не только характеризовать эти предметы, но и определить их род?
| Нет. Имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному из родов: мужскому, среднему, женскому. И в зависимости от этого относятся к одному из трёх склонений. Подбирают прилагательные, составляют словосочетания | |
3. Введение нового знания. | Работа с высказыванием А.С. Пушкина (Запись на доске сделана заранее) « О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух! И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг!» Беседа. -Ребята, давайте выразительно прочитаем слова гениального русского поэта. Подумаем, чем восхищается он, к чему призывает своих читателей? - Какая часть речи помогает передать это настроение? - В высказывании есть слова, о значении которых нам расскажут ребята. Они нашли дома материал в толковых словарях. Словарно-орфографическая работа слова: гений, парадокс, просвещенье. | Подбирают прилагательные, составляют словосочетания делают вывод о великой силе просвещения, обогащения человечества знаниями. Отвечают , что это существительные. Реализация индивидуального домашнего задания. Подготовленные заранее учащиеся поясняют и приводят примеры употребления данных слов. Пояснение слова «просвещение» должен подготовить инофон. | |
4. Постановка учебной задачи | Сообщает тему, цели урока | Формулируют самостоятельно тему и цели урока | Принимают и сохраняют учебные задачи |
5. Воспроизведение нового знания. Фронтальный опрос Коллективная работа Задание для инофонов Коллективная работа | -Ребята, какими частями речи являются представленные слова? -А почему это существительные? -Что они обозначают? -На какие вопросы отвечают? -А еще есть в этом высказывании существительные? -Назовите их. -Выпишите все существительные из высказывания А.С. Пушкина в той форме, в которой они употреблены. - Определим эту форму. А как это сделать? - Как изменяются существительные? -А какие признаки являются постоянными?
- Определите род выписанных существительных. Что помогает определить род существительного? Женский род запомню я И скажу : « Она моя». И запомню род мужской, И опять скажу: « Он мой». Средний род: « Оно мое». Это правило твое! -А есть ли среди этих существительных такое , которое можно отнести как к женскому роду, так и к мужскому? ( Дети с помощью учителя находят слово «гений».) Составляем с этим словом простые предложения так, чтобы оно относилось как к существительному мужского рода, так и к существительному женского рода. Делаем вывод о том, что, кроме существительных женского, мужского и среднего рода, есть еще и существительные ОБЩЕГО рода. - А почему они так называются? - Распределим существительные на группы по родам; вставим пропущенные буквы, обозначим условия выбора орфограмм. Труже(н,нн)ица, трудяга, тру.., умн..ца. ум, умение, кни..ка, книг..люб, мамоч(..)ка, папоч(..)ка, учитель, врач(..), мир, вселенная, кафе, кофе, просв..щение, ген..й, п..радокс. - А почему слова «врач», « учитель», « трудяга», « умница», «книголюб»,»гений» - это существительные общего рода?
| Отвечают на Вопросы выписывают: открытий, дух, опыт, ошибок, друг, просвещенья, парадоксов, гений. ( Учащиеся отвечают, что необходимо задать вопрос) Можно предложить им для заучивания небольшую рифмовку: с помощью учителя находят слово «гений». Делают вывод могут выполнить задание на доске следующим образом: инофоны выписывают существительные женского, мужского и среднего рода, а остальные ученики - существительные общего рода. делают вывод, что данные слова могут обозначать как лиц мужского, так и женского рода. | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками работы со справочной литературой. Высказывают свое мнение относительно обсуждаемой проблемы. Владеют способами конструктивного и сверстниками |
5. Первичное закрепление | Чтение параграфа №41 в учебнике « Теория». Беседа. - Что могут называть существительные общего рода?
| говорят, что эти существительные могут называть профессию или черты характера человека. Приводим примеры и записываем их на доске и в тетрадях, распределяя на три группы по значению. | |
2. Выполнение упражнений 277, 279 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют задания упражнений 277, 279 | Осуществляют контроль и оценку |
3. Диктант: выполнение упражнения 281 | Ведет подготовку к написанию диктанта | Выполняют письмо под диктовку | Осуществляют контроль и оценку |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | Игра «Кто больше?». Домашнее задание: выполнить упражнение 278; подготовиться к диктанту Определить значения слов « невежда» и «невежа» ( предложить выполнение данной работы инофонам) | Называют как можно больше существительных общего рода. Записывают задания, задают уточняющие | Принимают и сохраняют учебные задачи |
*при составлении технологической карты урока использовались материалы Корниловой Людмилы Федоровны, учителя русского языка и литературы; Соловьевой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы, материалы диска «Русский язык, 6 класс», издательство «Учитель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Английский язык в условиях поликультурной образовательной среды
Авторская концепция обучения английскому яыку в условиях поликультурной образовательной среды...
Современные и традиционные технологии в условиях поликультурной образовательной среды.
Формы и методы, которые я использую в своей работе, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем ...
Формирование толерантности в условиях современной поликультурной образовательной среды.
Формирование толерантности в условиях поликультурной образовательной среды МОУ Гимназии № 13 Тракторозаводского района Волгограда....
Статья ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В данной статье рассматривается каким образом происходит процесс поликультурного образования по средствам английского языка...
Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды
Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды...
Сборник материалов региональной конференции,, Система работы образовательных организаций по профилактике Ддтт и обучению детей безопасному поведению в условиях дорожно-транспортной среды,,. Статья,, Организация обеспечения безопасности детей на дороге
Приоритетным направление работы в МКОУ "Специальная школа № 80" является профилактика ДДТТ. Ведет боольшая работа по этому направлению....
Статья на тему "Проблема обучения детей-инофонов в условиях общеобразовательной школы"
Проблема обучения детей-инофонов в условиях современной школы, безусловно, актуальна.Решение проблем школьного образования этих детей в первую очередь легло на плечи учителя-филолога. При работе с так...