Статья ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по английскому языку
В данной статье рассматривается каким образом происходит процесс поликультурного образования по средствам английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pantileeva.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Е. Пантилеева
МБОУ «Филимоновская СОШ»,
п.Филимоново
Формирование у детей умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур в мировом пространстве, а так же приобщение учащихся к глобальным ценностям, является одной из наиболее важных задач современного образования. Социальное, культурное, политическое, экономическое развитие современного общества привело к формированию поликультурного социума.
Поликультурный социум – такое пространство, в котором проживают и обучаются представители разной этнолингвистической, религиозной и социально экономической принадлежности. [3]
В педагогике уделяют огромное внимание важности поликультурных аспектов в школьной жизни, в результате чего оформилось направление, такое как «поликультурное образование».
В настоящее время поликультурное образование рассматривается, как процесс формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам, формирование готовности и умения жить в многонациональном обществе.
Воплощение идеи поликультурного образования по средствам обучения английского языка в начальной школе реализует следующие аспекты: прежде всего это гуманитарный образовательный аспект, так как полноценное образование зависит от уровня владения языка и носит особый лингвистический смысл.
Поскольку носители разных языков являются представителями разнообразных религиозных конфессий формируется социально- религиозный аспект, при котором происходит взаимовлияние религий и языков, которые в свою очередь способствуют общему развитию личности. Процесс глобализации в условиях мирного сосуществования народов, культур формирует особый глобальный смысл.
Преподавание иностранного языка создает условия к формированию у учащихся умения общаться, сосуществовать с людьми разных культур, групп, формирует бесценный опыт социально-культурного общения, который в сою очередь является прочной базой приобщения учащихся к мировым ценностям цивилизации. И здесь необходимо сделать акцент на развитии социокультурной компетенции включающей в себя знание учащимися национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка (их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры страны) и способов пользоваться ими в процессе общения. Формирование данной компетенции проводится в контексте диалога культур, способствует достижению межкультурного понимания между людьми и становлению их толерантного отношения к инокультуре.
Современное общество требует полноценного развития личности включая его коммуникативные способности, способствующие вхождению в мировое пространство и успешному функционированию в нем. Поликультурная компетентность в данном случае трактуется как структура, в которой ведущую роль играют компетенции, обеспечивающие процесс формирования этнической идентификации учащихся, а также возможность развивающейся личности ученика участвовать в диалоге культур, сохраняя свою этническую идентичность и развивая поликультурную среду. [2]
Поэтому, современный школьник в процессе обучения иностранному языку, должен овладевать знаниями, представляющими целостную картина мира, основами межкультурного общения, как внутри страны, так и на международном уровне.
В современной педагогике выделяют следующие задачи поликультурного образования:
- развитие культуры восприятия современного, многоязычного мира;
- комплексное билингвистическое и поликультурное развитие языковой личности учащихся;
- развитие у обучаемых полифункциональной социокультурной компетенции;
- обучение технологиям защиты от культурной дискриминации и ассимиляции;
- создание условий для культурного творчества, в том числе и речетворчества.
Реализация данных задач готовит учащихся к становлению их как субъектов диалога в межкультурном общении. [1]
Необходимо отметить, что идеи поликультурного образования прежде всего влияют на цели обучения иностранного языка. Как известно, интегрированная цель обусловлена формированием коммуникативной компетенции, а так же способностью осуществлять иноязычное межкультурное общение с представителями иноязычных культур в определенных речевых ситуациях.
Претворение в жизнь этой цели возможно в том случае, если у школьника сформированы компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). В основу схемы положена модель ИКК, предложенная В.В. Сафоновой. Основной упор в постановке целей делается на культуроведческое направление обучения, приобщения школьников к культуре страны изучаемого языка, умение представить ее средствами языка, включение школьника в диалог культур. [4]
Все это создает благоприятную обучающуюся среду.
На основание вышесказанного мы строим процесс обучения английскому языку на основе сравнительно- сопоставительного анализа, для которого важен отбор содержания текста и учет возрастных особенностей школьников при выборе технологий подачи материала, а так же интеллектуальных запросов младшего школьного возраста. Для поликультурного образования характерен отбор аутентичных текстов о культуре, традициях, различных видах искусства, общественной жизни, а также страноведческий материал определенной этнической общности (в нашем случае это культура англоязычных стран).
Таким образом в процессе обучения иностранному языку школьников можно использовать, например, следующие компетентностные технологии: развитие критического мышления и метод проектов, игровые технологии включающие в себя различные игры такие как ролевые, языковые игры, а так же драматизацию сцен и диалогов. Различного рода дискуссии. Очень важно учить ребенка взаимодействовать в малых или больших группах, то есть использовать в работе технологию интерактивного обучения ,сценарно-контекстная технология.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что учет данных аспектов повысит эффективность учебного процесса и будет способствовать успешному формированию иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников.
Библиографический список
- Габидуллина Л. Л., Сырцова Е. Л. Реализация идей поликультурного образования при обучении английскому в начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34)
- Ершов В.А., Лельчицкий, И.Д. Система поликультурных компетенций преподавателя // Российский государственный гуманитарный университет. 2011. С.293
- Мерзлякова Н.С., Кириллова Е.В. Поликультурное образование в формировании профессиональной мобильности будущего инженера // Диалог культур: концепции развития лингвистики и лингводидактики: монография / под общ. ред. И.К. Кирилловой, Е.В. Бессоновой. – Москва: НИУ МГСУ. 2015. С. 39-51.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Автореф. докт. диссерт.– М.. 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Мой взгляд на преподавание английского языка в школе"
Эссе затрагивает вопросы формирования у учащихся способности эффективно участвовать в межкультурной коммуникации. Как учить английскому языку в школе, учитывая мнообразие новых педагогических технолог...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Создавала преподаватель ГБОУ СОШ № 1278 город Москва...
Конспект урока Английский язык. Начальная школа
Тема: "Мои первые самостоятельные предложения"....
Конспект урока Английский язык. Начальная школа
Тема: "На футболе"....
«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»
Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...
Статья Интерактивные методики преподавания английского языка в школе
Описание интерактивных методик в преподаваниии английского языка...