Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования»
материал

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekom.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования»

Образование сегодня призвано обеспечить воспитание и социализацию личности в соответствии с новой тенденцией развития мирового и российского сообщества, смысл которой заключается в формировании у подрастающих поколений гражданственности, патриотизма, ответственности за Отечество, социально ответственного поведения, гуманных, толерантных отношений между представителями различных этносов на основе их приобщения к культурам разных народов. Именно достижение обозначенных установок будет способствовать консолидации этносов, становлению российской нации, являющимися сегодня факторами сохранения мира, социальной устойчивости и политической стабильности в условиях функционирования полиэтнического и поликультурного государства [4].

Процесс возрождения и сохранения этнической культуры общества зависит от постижения личностью духовно-этических ценностей, социальных норм этноса, принятия их, усвоения нравственных идеалов, основанных на народных традициях. Приобщение к культурам народов региона, России и мира будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, исторической памяти, толерантности, формированию готовности к межкультурному и межэтническому взаимодействию и сотрудничеству, что в целом будет способствовать консолидации общества и этносов нашей страны [4, 6].

Большую роль в развитии и становлении личности детей играет дополнительное образование. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что дополнительное образование – это «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [10]. Специфика дополнительного образования состоит в добровольности и свободе выбора направления деятельности, места освоения образовательных программ, в возможности учета индивидуальных потребностей каждого учащегося. Эти данные показывают важность и необходимость развития системы дополнительного образования детей средствами искусства. Дополнительное образование детей средствами искусства представляет собой сложный многоуровневый педагогический процесс, направленный на организацию активной, осознанной, культуротворческой и личностно развивающей деятельности детей на основе явлений художественной культуры в учреждениях дополнительного образования.

Дополнительное образование играет большую роль в формировании у детей и молодежи любви к Родине, родному краю, толерантности, готовности к межэтническому и межкультурному общению. Так в Концепции развития дополнительного образования детей говориться: «Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [8]. В Концепции отмечается, что дополнительное образование становится ведущим каналом социализации, обеспечивающим адаптацию личности к

 

изменениям; в дополнительном образовании создаются условия для усиления толерантности, обеспечения преемственности в передаче культурных традиций и практик, повышения общекультурного уровня и коммуникативной компетентности [8].

Учреждения дополнительного образования – это образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т.п. [7].

Большую роль в учреждениях дополнительного образования, осуществляющих свою работу в условиях поликультурного региона, играет организация поликультурной образовательной среды. Проблема осмысления роли образовательной среды отражена в работах ряда ученых в частности О.С. Газмана, М.В. Кларина,  А.С. Макаренко,  В.И. Слободчикова,  Е.А. Ямбурга  и др.  Внимание  к  понятию

«образовательная среда» усиливается в 70-80-е годы XX в. в связи с деятельностью таких ученых, как С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др. Как считает В.А. Ясвин, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [12]. С.Д. Дерябо трактует образовательную среду как совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных [3]. Образовательная среда (по И.В. Крупиной) – это «комплекс предметно-материального, нравственно- эстетического, наглядно-трудового, духовно-синергетического окружения, личностно-ориентированного общения учителей, школьников и их родителей, информационного пространства, которые в совокупности являются средством воспитания и общения детей и подростков» 9.

В современных исследованиях поликультурную образовательную среду рассматривают как упрощенную/усеченную модель всего поликультурного социума, в которой у субъектов образовательных отношений в процессе взаимодействия с представителями других этносов формируется опыт позитивного межкультурного взаимодействия и толерантного отношения. При этом поликультурная образовательная среда, с одной стороны, способствует формированию национальной идентичности личности, а с другой – обеспечивает подготовку подрастающих поколений к пониманию других культур, признанию и принятию культурного разнообразия [1, 2].

Поликультурная образовательная среда, по нашему мнению, это совокупность условий, возможностей обучения, воспитания, развития и социализации личности, специально организованное социально-предметное окружение образовательного учреждения, в котором происходит становление детей и подростков как граждан России, представителей определенного этноса и членов мирового сообщества.

Целью организации поликультурной образовательной среды является создание педагогических условий, обеспечивающих приобщение учащихся к этническим и общечеловеческим духовным ценностям, этносоциокультурным нормам, накопление этнокультурного и этносоциокультурного опыта в ходе освоения различных этнических культур в процессе этнокультурной и этносоциокультурной деятельности с целью подготовки их к жизни, к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству в полиэтническом, поликультурном пространстве России и мира.

Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей средствами искусства включает в себя следующие направления:

1.        Ценностное – определяет духовно-нравственную атмосферу учебного заведения, формирует ценностные ориентации школьников на основе этнических и общечеловеческих ценностей.

2.        Социально-коммуникативное – определяет характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса (школьниками, педагогами, родителями и др.), направленность на взаимодействие и сотрудничество в сфере межэтнического и межкультурного общения, способствует формированию установок на толерантное, гуманное общение представителей различных этносов, на уважительное отношение к культурам разных народов.

3.        Организационно-дидактическое – обеспечивает организацию этнокультурного обучения, воспитания на основе культур народов региона, России, мира, приобретение способов этнокультурной и этносоциокультурной деятельности.

4.        Пространственно-предметное включает пространственно-предметные средства (специально оформленные в этническом стиле помещения для занятий, наличие этнографических музеев и т.п.).

Педагогические условия организации поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей средствами искусства:

–        обогащение содержания дополнительного образования информацией и образцами этнических и национальных культур, формирование на этой основе стремления к сотрудничеству, к межэтническому и межкультурному диалогу, толерантности;

–        включение учащихся в активную этнокультурную деятельность на всех возрастных этапах обучения посредством различных форм;

–        использование проектной, интерактивной, информационно-коммуникационных технологий, активизирующих процесс изучения культур различных этносов;

–        включение обучающихся в досуговую деятельность, направленную на постижение культур народов, проживающих в регионе;

–        наличие у педагога этнокультурно-педагогической компетентности, обеспечивающее эффективное функционирование поликультурной образовательной среды.

Обогащение содержания дополнительного образования информацией и образцами этнических и национальных культур должно иметь гуманистическую, этносоциокультурную направленность, междисциплинарный характер и отражать культурологический, этнокультурный, социокультурный, аксиологический аспекты. В.В. Краевский, А.В. Хуторской считают, что содержание образования есть педагогически адаптированный социальный опыт, в который входят: знания, опыт деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности [11].

Основу содержания дополнительного образования детей средствами искусства в условиях поликультурного региона будут составлять следующие компоненты:

 

–        опыт эмоционально-ценностных отношений (закрепившиеся эмоциональные оценки действительности, характерные для этнических культур);

–        этнокультурные, этносоциокультурные и этнохудожественные знания (знания о культуре народов России и мира, их традициях и обычаях, о нормах и правилах этносоциального поведения в полиэтническом и поликультурном пространстве и др.);

–        этнокультурные и этнохудожественные умения и навыки (умения и навыки, обеспечивающие успешность художественной деятельности детей в поликультурной образовательной среде).

Важным компонентом содержания дополнительного образования детей средствами искусства в условиях поликультурного региона являются этносоциокультурные знания, которые представляют собой знания, обеспечивающие участие человека в успешном межэтническом и межкультурном общении и способствующие возникновению взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества. Данные знания имеют нормативно-ценностный и знаково-коммуникативный аспект.

К этносоциокультурным знаниям, которые должны усвоить учащиеся подросткового возраста, относятся: знания об общих принципах общения между представителями различных этносов – толерантность, гуманность, эмпатичность; знания о манере, стиле, нормах общения, бытующие у своего народа у того или иного этноса; знания о вербальных и невербальных проявлениях межэтнического общения; знания о этносоциокультурных нормах, таких как: любить свою малую и большую Родину, уважать представителей различных этносов и их культуры, стремиться к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству; стремиться познавать культуру народов региона, мира, постигать общечеловеческие и этнические ценности, заложенные в этнических культурах, чтить историю своего народа, других народов, страны, любить природу.

Этносоциокультурные умения и навыки – это совокупность способов взаимодействия с представителями других этносов и их культурами в ходе общения, коммуникации. Это: умение следовать в общении этносоциокультурным нормам, принятым в родной культуре; умение выявлять особенное и общее в этносоциокультурных нормах в своей и культуре других народов; умение понимать важность этносоциокультурных норм, свойственных для каждого народа, с целью предотвращения межэтнических и межкультурных конфликтов, обеспечения толерантного, эмпатийного межэтнического и межкультурного общения; умение видеть отличие и сходство между различными этническими культурами; умение проявлять эмпатию к иной этнической культуре и представителям различных этносов; умение осознавать себя частью своей страны, этноса, мира; умение рефлексировать свои действия по отношению к представителям других этносов и их культурам; умение предотвращать межэтнические и межкультурные конфликты; умение пользоваться вербальными и невербальными средствами общения; умение «считывать» психологические знаки, которые посылают партнер партнеру; умение проявлять искренний интерес к собеседнику, его культуре.

Важным педагогическим условием организации поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей средствами искусства является включение учащихся в активную этнокультурную деятельность на всех возрастных этапах обучения посредством различных форм, таких как клубы, студии этнокультурной направленности; организация фольклорного театра, мастерской декоративно- прикладного творчества, оркестра народных инструментов, кружков народного танца, фольклорного пения.

В учреждениях дополнительного образования детей средствами искусства возможно проведение: фольклорных праздников «Рождество», «Масленица», «Сабантуй», «Акша келу» («Белая береза»), фестиваля дружбы народов России «Россия – наш общий дом» или «Россия – одна большая семья», читательской конференции «По страницам сказок народов России», пресс-конференции с известными деятелями искусства и спорта, литературного вечера «Известные писатели и поэты народов России», исторического вечера «Занимательные страницы истории из жизни разных народов», музыкального вечера

«Музыка народов России», концерта «Песня – душа каждого народа», «Дня национальной одежды», «Дня национальных языков», «Дня Дружбы» и др.; акций «Добрый поступок», «Будь вежливым!», «Мы дружим с природой», «Родничок», «Благодарим за Победу!», «Поделись улыбкою своей», «Наша сила – в дружбе!»,

«Давай пожмём, друг другу руки», «О мордовской культуре замолвите слово…», «Собираем экспонаты для уголка национальной культуры», «Сохраним язык и культуру народов России», «Я горжусь тобой, Россия!»,

«Берегите дружбу, берегите!» и др.; выставок творческих работ детей, посвященных этнокультурной теме:

«Зимние забавы народов России», «Мы живем в России», «Портрет моего народа», «Народные сказочные персонажи: сходство и различие», «Национальные праздники», «Рисуем предметы с национальным узором» и др.; конкурсов сочинений «Россия – родина моя», «История моей семьи в истории России», рисунков на асфальте «Да здравствует дружба!», творческих работ «Сила России – в дружбе народов», молодых талантов

«Хочу рассказать о своем народе…», «Мисс и мистер Дружба» и др.; исторических экскурсов «Путешествие во времени: о мордовских вождях», исторический вечер «В единстве народов – сила России», занятий – игр

«Во что играли наши дедушки и бабушки», встреч с земляками «Знаменитые земляки» и др.; проведение конкурсов «Нарисуй эмблему для школьной библиотеки с национальным уклоном», «Знаток сказок разных народов», «Расскажу тебе о дружбе» (конкурс чтецов на родном языке) и др. [4].

Важным педагогическим условием организации поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного  образования  детей  средствами  искусства  является  использование проектной, интерактивной, информационно-коммуникационных технологий, активизирующих процесс изучения культур различных этносов.

В качестве технологий, способствующих социализации обучающихся в поликультурной образовательной среде, стоит выделить: проектные, интерактивные технологии, информационно- коммуникационные технологии. Основанием проектной технологии является стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, которые предполагают овладение соответствующими знаниями, и их решение при помощи проектной деятельности. Проектные технологии характеризуются развитием у учащихся самостоятельности, творчества, социальной активности, стремлением к межэтническому и межкультурному общению, умением взаимодействовать и сотрудничать с другими учащимися, с педагогом, которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях полиэтнического и поликультурного социума.

Использование информационно-коммуникативных технологий помогает повысить эффективность образовательного процесса, сделать уроки более насыщенными, интересными, облегчить усвоение

 

изучаемого материала. Привлечение этнокультурного материала при использовании информационно- коммуникативных технологий с опорой на жизненный опыт способствует всестороннему развитию личности младшего школьника, приобщению к своей культуре и к культурам других народов, формированию толерантности. Интерактивные технологии подразумевают организацию плодотворного общения и взаимодействия школьников между собой и с педагогом, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Интерактивные технологии являются современным и важным средством развития коммуникативных умений, что способствует эффективному межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству [4].

Педагогическим условием организации поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей средствами искусства является включение обучающихся в досуговую деятельность, направленную на постижение культур народов, проживающих в регионе. Обучающиеся принимают участие в работе кружков по краеведению, этнографического музея, общаются с мастерами народной культуры, занимаются в народном театре, фольклорном ансамбле, в процессе проведения досуговых мероприятий просматривают фильмы на этнокультурную тематику. Проведение различных мероприятий этнокультурной направленности, народных праздников характеризуется сохранением этнических традиций, появлением разнообразия в школьной жизни. Участие обучающихся учреждений дополнительного образования в организации и проведении праздников и других мероприятий способствует усвоению богатств этнокультуры, приобщению к коллективу, формированию толерантности, готовности к межэтническому и межкультурному общению.

Педагогическим условием организации поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей средствами искусства является и наличие у педагога этнокультурно- педагогической компетентности, обеспечивающее эффективное функционирование поликультурной образовательной среды. Педагог должен знать свою культуру и культуру других народов, владеть этнокультурным опытом, быть способным к этнокультурно-ориентированному творчеству, обладать определенной мировоззренческой позицией. Отметим, что организация реальной этнокультурной образовательной среды является весьма сложной задачей. Для ее качественного решения необходима заинтересованность педагогов. Знания и умения педагогов в области этнокультур способствуют принятию своеобразия образа жизни этносов, особенностей каждой этнокультуры, пониманию и уважению к представителям этнокультур, их взглядов и ценностей, готовности к решению педагогических задач для поддержания мира, согласия, взаимного доверия, достижению высоких результатов в совместной деятельности. Деятельность педагогов и школьников в этнокультурной образовательной среде должна основываться на взаимопонимании, толерантности, сплоченности, сотрудничестве.

Таким образом, в условиях поликультурной образовательной среды дети осваивают необходимые для жизни в полиэтническом и поликультурном обществе роли, нормы, при помощи которых дети активно и успешно адаптируется к повторяющимся ситуациям окружающей среды. Помимо этого, у детей формируются такие способности, которые помогают ему принимать эффективные решения в ситуациях с новыми этносоциокультурными условиями.

Выводы:

1.        Поликультурная образовательная среда оказывает большое влияние на детей, в ней они учатся межэтническому и межкультурному общению, толерантности, готовятся к жизни в условиях поликультурного общества, включению в этносоциальные связи и отношения, развивают способности к межэтнической и межкультурной коммуникации в процессе взаимодействия и сотрудничества различных этносов и их культур, приобретают этносоциокультурный опыт.

2.        Этнокультурная образовательная среда является важным источником этнокультурного воспитания и развития школьника, формирования у него толерантности, способности к диалогу, а также его успешной социализации в полиэтническом и поликультурном социуме.

3.        Традиции являются важной частью этнокультурной образовательной среды, так как они показывают лучшие образцы духовной, социальной, художественной жизни этносов.

4.        Этнокультурная образовательная среда выстраивается и организуется коллективом творчески мыслящих педагогов и учащихся на основе потребностей учащихся и их родителей, микрорайона, региона и страны, культурных и социальных запросов общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования «Организация работы по самообразованию»

Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специа...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...

методические рекомендации «Учебный кабинет дополнительного образования как особая образовательная среда»

методические  рекомендации «Учебный кабинет дополнительного образования как особая образовательная среда»...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...