Готовим артикуляционный аппарат к постановке звуков
картотека на тему
Картотека упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовим артикуляционный аппарат к постановке звуков | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовим артикуляционный аппарат к постановке звуков
№1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства — указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягивают губы).
Вытягивание губ вперёд трубочкой, зубы сомкнуты (аналогич но упр.1 или прикусить конфету «чупа-чупс»).
Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
Язык широкий, на нижней губе (счёт до 10).
Язык узкий, напряжённый, высунут вперёд.
Чередование широкого и узкого языка.
Движение языка вправо-влево.
Движение языка вверх-вниз (снаружи, внутри).
№2 АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШИПЯЩИХ
1.Для развития силы и направления воздушной струи:
округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой выдыхать воз дух.
2. Упражнения для губ:
сомкнуть зубы, губы округлены и вытянуты вперёд («О»).
3. Упражнения для языка:
а) «Наказать непослушный язычок», «Сделай язык широким»,
«Кошка лакает молоко». Цель: укрепить мышцы языка.
б) «Приклей конфетку», «Грибок», «Парус», «Вкусное варенье»,
«Гармошка», «Кто дальше загонит мяч?». Цель: выработать подъём
языка вверх, растягивать подъязычную связку.
в) «Лопатка» — высунуть широкий кончик языка, поднять вверхи опустить. «Чашечка» — снаружи, в полости рта. Цель: выработатьподъём языка вверх, умение придавать языку форму чашечки инаправлять воздушную струю посередине рта.
№3. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ
Для развития силы и направленности воздушной струи:
а) набрать воздух, с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.
б) высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на
его середину положить спичку и надавить до образования канавки.
Губы слегка округлены, но не напряженны, зубы разомкнуты. С си
лой выдувать воздух. Контроль — ладонь, ватка;
в) то же, но без спички;.
г) упражнение «Загони мяч в ворота» — плавно, длительно, не прерывно дуть вперёд.
Упражнение для губ: «Покажи зубки» — губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счёт 3-4, не напряга ясь.
Упражнения для языка:
а) «Сделай язык широким» — положить язык на нижнюю губу.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслаб
ленном состоянии
б) «Наказать непослушный язычок» — скажи: па-па-па, пя-пя-пя
(губами шлёпать по языку). Цель: расслабление мышц языка;
в) «Покусаем язычок» — от кончика языка до середины покусы
ваем выдвигаемый вперёд язык. Цель: расслабление мышц языка.
г)«Мостик». Цель: удерживание широкого кончика языка за ниж ними резцами;
д) «Почистим зубки». Цель: удерживание широкого кончика язы
ка за нижними резцами;
е) язык «желобком» — дуть воздух по языку в бутылочку (буты
лочку приложив к подбородку, край её горлышка у нижней губы).
«Ветерок шумит, пузырёк гудит»;
ж) язык за нижними резцами, дуть в маленькую бутылочку,
чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем упражнении;
з) «Киска» — выгибание и продвижение вперёд спинки языка,кончик языка прижимается к нижним зубам.
№4. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА «Л» ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ И НАПРЯЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ
1. Для развития силы и направленности воздушной струи:
а) «Сдуй ватку ». Цель: выработка направленной воздушной струи;
б) «Пропеллер» — губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону;
в) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель: выработка сильной
направленной воздушной струи.
2.Упражнения для губ:
а) широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы откры
ты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счёт
3, 5, 10. Закрыть рот;
б) «Покажи зубки» — губы в улыбке, видны верхние и нижниезубы;
в) произносить «ы-а» — оскал — широко открыть рот, облизать
верхнюю и нижнюю губу;
г) Облизать языком зубы спереди, сзади, губы в улыбке.
3. Упражнения для языка:
а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье».Цель:подъём кончика языка кверху;
б) «Пароход» — язык между зубами, произносить «ыыы»;
в) «Индюк», «Болтушка», «Качели», «Приклей конфетку»;
г) пощёлкать кончиком языка, пощёлкать кончиком языка без звучно
д) «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх.
Цель: подъём задней части языка вверх;е) «Дразнилка» — зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнокпоказывает язык, оттягивает его в глубь рта. Упражнение вначале выполняется беззвучно, затем с голосом.
№6. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА «Р»
1. Для развития силы и напряжения воздушной струи:
а) Набрать в лёгкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать),
заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса
(губное тттппррр);
б) кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить: ДДД, под ставляя пузырёк или полоску бумаги, выдох попадает в пузырёк, илибумага отклоняется в сторону;
в) «Фокус» положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю
губу, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. (Положить бумажку на
кончик языка — сдувать бумажку с языка);
г) «Кто дальше загонит мяч?»
2. Упражнения для губ:
а) «Кучер» — останови лошадку губами;
б) положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и
тоже останавливать лошадку губами (делать при открытом рте).
З.Упражнения для языка:
а сделай язык широким «наказать непослушный язык»;
б «Вкусное варенье», «Маляр»(широкий язык).
язык широко распластать и просунуть егс между зубами, силь
но выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать
язык. Язык и губы при этом не напряжены. Контроль — ладонь руки— резкая холодная струя
д «Цоканье» прищелкивание языком с переменным те поднять язык к небу до пределаела, растянув уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, покане набежит слюна.
ж) «Почистим зубки»
з «Барабанщики» (песенка на дддддддд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков посредством авторской сказки
автором было разработано 17 авторских сказок...
Игровые методы подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков
Сказки к артикуляционным упражнениям...
Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".
Конспект логопедического занятия по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития)....
Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»
Конспект ООД учителя-дефектолога по теме: "Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»...
Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".
Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".Данное занятие разработано д...
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков С, З, Ц
Цель артикуляционной гимнастики:выработка полноценных движений и определенных положенийорганов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.Рекомендации:Проводить артикул...
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков: Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р
Артикуляционная гимнастикаЦель артикуляционной гимнастики:выработка полноценных движений и определенных положенийорганов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.Реко...