Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".
план-конспект
Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".
Данное занятие разработано для работы логопеда с ребенком, имеющим речевой диагноз ФФНР.
Задачи:
Учить дифференцировать звуки [Ш], [Ж] в слогах, словах, предложениях.
Закреплять умение работать над деформированным предложением
Закреплять понятия: «согласный», «твердый», «звонкий», «глухой» звук, упражнять в звуковом анализе слов, делении слов на слоги.
Упражнять в согласовании существительных с числительными.
Продолжать формирование зрительного образа букв.
Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать фиксированный и форсированный выдох.
Развивать общую, артикуляционную (выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата для постановки звуков [Р], [РЬ]), мелкую моторику, графо-моторные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 969.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ].
Задачи:
Учить дифференцировать звуки [Ш], [Ж] в слогах, словах, предложениях.
Закреплять умение работать над деформированным предложением
Закреплять понятия: «согласный», «твердый», «звонкий», «глухой» звук, упражнять в звуковом анализе слов, делении слов на слоги.
Упражнять в согласовании существительных с числительными.
Продолжать формирование зрительного образа букв.
Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать фиксированный и форсированный выдох.
Развивать общую, артикуляционную (выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата для постановки звуков [Р], [РЬ]), мелкую моторику, графо-моторные навыки.
Материалы и оборудование: игрушки жук и кошка; пособие «Дракоша»; игра «Кубик бросаем, язычком играем»; игра «Сортировщик»; звоночек; фишки для звукового анализа; карточки-символы с изображением ореха и колокольчиков; картинки с изображением пяти кошек и шести жуков; полоски и символы для составления схемы предложения; игра «Найди букву; счетные палочки; буквы из пазлов; массажный мячик; мячик су-джок; пиктограммы с эмоциями.
Ход занятия:
Организационный момент
- Послушай стихотворение и скажи, какой звук в нем встречается чаще других.
Кошка на окошке
Ловит лапкой мошку.
Но от кошки мошка
Ушмыгнет в окошко.
- Звук [Ш].
- А в этом стихотворении?
Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
- Звук [Ж].
Сегодня жук и кошка (игрушки) будут играть вместе с нами.
- А с какими звуками мы будем играть ты, наверное, уже догадался?
- Правильно, со звуками [Ш] и [Ж].
Характеристика звуков
- Где стоит звук [Ж] ([Ш]) в слове Жук (Кошка)?
- Произнеси эти звуки?
- Подбери символы к каждому звуку. (Синий кружок, орех, колокольчики).
- Чем они похожи? (Широкий язык «чашечкой» поднят к небу, губы – «воронкой», струя воздуха теплая; оба звука – согласные и твердые.).
- Чем отличаются? (Звук [Ш] – глухой, а звук [Ж] – звонкий.).
Звуковой анализ слов
- Предлагаю тебе выложить с помощью фишек звуковые схемы слов ЖУК и КОШКА.
Вопросы:
- Сколько звуков в слове КОШКА?
- Сколько согласных звуков в слове ЖУК?
- Назови гласные звуки в слове КОШКА.
- Назови первый звук в слове ЖУК и последний в слове КОШКА.
- Сколько слогов в слове ЖУК (КОШКА)?
Дыхательная гимнастика
- У Жука есть друг – Дракоша. Жук очень любит смотреть, как Дракоша выпускает огонь. (Дыхательное упражнение с пособием «Дракоша»).
- А теперь, порадуем кошку (пошипим, как она, когда сердится) – сделай глубокий вдох через нос, а на выдохе произнеси: Ш-Ш-ШШШШ.
Артикуляционная гимнастика
- Предлагаю показать кошке и жуку, как ты умеешь играть с язычком.
(Игра «Кубик бросаем, с язычком играем»).
Самомассаж рук
- А теперь покажем нашим гостям, как мы умеем делать массаж рук. Что выбираешь: мячик или шарик су-джок?
Стихи для массажа
Мячом (шариком су-джок)
Сверху – левой, снизу – правой
Мячик я катаю браво.
Поверну, а ты проверь, -
Сверху правая теперь!
(Круговые и прямые движения по ладони, поворачивание кончиками пальцев, перекладывание из руки в руку).
Колечком су-джок
На правой руке:
Этот малыш - Илюша, (на большой палец)
Этот малыш - Ванюша, (указательный)
Этот малыш - Алеша, (средний)
Этот малыш - Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка - Женя, (на большой палец)
Эта малышка - Бажена, (указательный)
Эта малышка - Жанна, (средний)
Эта малышка - Снежанна, (безымянный)
А меньшую зовут Анжела. (мизинец)
Упражнение «Поймай звук»
- Нажми кнопку звонка, когда услышишь слово со звуком [Ш], не путай со звуком [Ж].
Слова: шайба, петушок, живот, уши, снежок, машина, нож, лыжи, шапка шишка, ножницы, жилет, шиповник, флажок, мешок, желуди.
Речевая зарядка с заданным ритмом.
- Повторяй за мной.
ЖА-ША-ЖА – мы увидели ежа.
ШУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ – поспешим скорей к ежу.
ЖУ-ЖУ-ШУ, ЖУ-ЖУ-ШУ – я уже спешу.
ЖИ-ШИ, ЖИ-ШИ – и ежата хороши.
Динамическая пауза с мячом – игра «Закончи слово»
- Я буду начинать слово и бросать тебе мяч, а ты – заканчивать его слогом ШИ или ЖИ.
Слова: карандаши, ежи, камыши, гаражи, этажи, ландыши, чертежи, крыши, малыши, экипажи, клавиши, ужи.
Игра «Сортировщика»
- Кошка и жук очень любят соревноваться. Вот и сейчас они предлагают поиграть в игру «Сортировщик» и посмотреть, кто наберет больше картинок. Картинки с предметами, в названии которых слышится звук [Ш], клади к кошке, а в названиях которых – звук [Ж] – к жуку.
(Картинки с изображением предметов со звуками [Ш] и [Ж]).
Игра «Посчитай»
- У нашей Кошки много подружек, а у Жука – друзей. Давай посчитаем, сколько. Считать будешь так: «Одна кошка, две кошки…, пять кошек»
Упражнение «Составь предложение»
- А сейчас мы поиграем с тобой в такую игру: я буду называть несколько слов, а ты – придумывать из них предложения.
Предложения:
Женя моет уши вода.
Жанна в писать буквы школе.
Большой жук нашел Женю.
Жанна шкаф вешать жакет.
У медвежонка плюшевый Маша.
В сад мыши жить шумные.
- Составь схему последнего предложения (дополнительно, при наличии времени).
Игры с буквами
- Кошка и Жук совсем не знают букв, но им очень хотелось бы узнать, в какая буква обозначает звук [Ш], а какая – звук [Ж]. Найди и обведи эти буквы.
(Игра «Найди букву»).
- Выложи букву Ш из палочек, а Ж – из пазлов (дополнительно, при наличии времени).
Итог
- Молодец, ты справился со всеми заданиями.
- Какие эмоции ты испытывал? Выбери пиктограмму.
(Пиктограммы: радость, удивление, грусть, злость, страх).
- Кошке и жуку очень понравилось играть с тобой. Они дарят тебе подарки. Жук – свой портрет. Но портрет непростой, чтобы его увидеть, нужно раскрасить все фрагменты с буквой Ж. А кошка – буквенную карту. Когда ты раскрасишь все фрагменты с буквой Ш, то увидишь дорожку, по которой кошка ходит отдыхать на свою любимую подушку.
- А я предлагаю выучить к следующему занятию стишок.
Шьёт ежатам ёжик
Шестнадцать кожаных сапожек.
Каждому на ножки
Новые сапожки.
- И посчитать вместе с мамой, сколько у ежика было ежат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.
Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков посредством авторской сказки
автором было разработано 17 авторских сказок...
Игровые методы подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков
Сказки к артикуляционным упражнениям...
Готовим артикуляционный аппарат к постановке звуков
Картотека упражнений...
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.»
Конспект логопедического занятия....
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [б] - [б’], [п] - [п’]»
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по преодолению смешанной дисграфии с преобладанием акустической диграфии и дисграфии на почве несформированности языкового анализа и ...