Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".
план-конспект занятия на тему
Конспект логопедического занятия по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед
Поликанова Я.Ю.
ГБС (К) ОУ VII вида школы№59
Приморского р-на СПб
Конспект логопедического занятия по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития).
Тема: Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата, образование звуков в нем. Уточнение понятий: «слово», «предложение».
Лексическая тема: Ранняя осень.
Цели:
- Учить детей пониманию, как образуются звуки, из которых состоят слова;
- Дифференциация речевых и неречевых звуков;
- Учить детей практически усваивать понятия: «слово», «предложение»;
- Учить детей составлять предложения из 2 слов (существительное + 3 лицо глагола), согласовывать существительные с глаголом.
- Обогащать словарный запас по теме: «Осень».
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки по теме: «Осень», ноутбук с записью речевых и неречевых звуков.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Организация правильной посадки за партой.
II. Основная часть.
- Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Логопед предлагает детям прослушать запись различных звуков: что шумело или кто шумел? Лилась вода, голос человека, стучали по дереву, шумела погремушка. Дети отвечают по прослушанному.
Логопед: Ребята, неречевые звуки мы только слышим, а речевые слышим и произносим.
- Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата.
Логопед: Обращаю внимание, что человек может произносить разные звуки. А где же образуются эти звуки? Что принимает участие в образовании звуков?
а) Логопед произносит ряд звуков, а детям предлагает внимательно следить
за изменением положения артикуляционного аппарата при произнесении их:
[М], [ Ш], [А],[ Л], [С],[ У], [И] и т.д.
Логопед: Звуки образуются путем изменения положения губ, зубов, языка и т.д.
б) Логопедом показывается профиль артикуляционного аппарата, и называются, показываются части артикуляционного аппарата.
Затем логопед показывает указкой какую-либо часть артикуляционного аппарата, а дети называют.
в) Развитие кинестетического ощущения.
Для развития кинестетического ощущения логопед прикасается зондом к кончику языка (губе и т.д.), а ребенок называет то, к чему прикоснулся логопед.
- Понятие о слове.
Логопед: Послушайте стихотворение И. Токмаковой:
А я придумал слово,
Смешное слово - «плим».
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
Логопед: Что значит слово «плим»?
Дети: Ничего.
Логопед: Сравните смысловое значение слов «стол» - «плим».
Дети: Стол- это предмет мебели, а плим-ничего.
Логопед: Прослушайте, что я произнесу:
ННООССЕЕ- это слово?
Дети: Нет.
Логопед: ООССЕЕННЬЬ - это слово?
Дети: Да.
Логопед: Дети, когда звуки, которые произносит человек, произносится друг за другом в определенном порядке, образуют слово. Звуки в слове имеют свое место, а если их произносить беспорядочно, то и слова не получится.
Логопедом вывешивается сюжетные картинки по теме: «Осень».
Логопед: Какое время года нарисовано на этих картинках?
Дети: Осень.
Логопед: Это слово?
Дети: Слово.
Логопед: Посмотрите внимательно на картинки. Какие слова вы можете назвать? (трава, дерево, листья, птицы, желтые, красные, улетают и т.д.)
- Физ. минутка.
Логопед: встаньте и покажите, как крылышками машут птички.
- Дифференциация слова и предложения.
Логопед: А если, мы не просто назовем слово, а что-то о нем скажем, это уже будет предложение.
Логопед показывает лист дерева и спрашивает детей: Что это?
Дети: Лист.
Логопед: Какие листья осенью?
Дети: Осенние, желтые, красные и т.д.
Логопед роняет лист и спрашивает детей: Что делает лист?
Дети: Падает (упал).
Логопед: Лист падает. Вот мы и составили предложение. Какое предложение мы составили?
Дети: Лист падает.
Логопед: Какое в этом предложении первое слово? (второе слово?). Называем первое, второе слово в предложении.
Логопед вопросами подводит детей к тому, чтобы они составляли предложения из двух слов (сущ. + 3 лицо глагола).
Предложения:
Листья желтеют. Листья краснеют. Птицы улетают. Воробьи остаются.
Логопед: Давайте повторим, что можно составить из слов?
Дети: Предложения.
Логопед: Что больше, слово или предложение? Почему?
Дети: Предложение, т.к. оно состоит из слов.
- Составление схемы предложения.
Логопед произносит предложения, дети составляют схемы.
III. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"
Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....
конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"
конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...
Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).
Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....
Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с заиканием на тему: «Путешествие по сказкам». «Закрепление звука [Р ] в слогах и словах».
Материал будет полезен для использования на индивидуальных занятиях у детей с заиканием, ФФНР при автоматизации звука Р в слогах и словах на материале сказочных сюжетов....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....
Конспект логопедического занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Праздник "День Победы"
Конспект логопедического занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Праздник "День Победы"...
Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.
Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...