Подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков посредством авторской сказки
методическая разработка по теме

Кантур Татьяна Георгиевна

автором было разработано 17 авторских сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_belka_zina_nauchilas_pravilno_proiznosit_zvuk_z.doc798.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Занятие № 1

Тема: Подготовительный этап

Цели:

      Коррекционно-образовательные:

  1. Активизация и актуализация словаря по изучаемой лексической теме, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование единственного и множественного числа существительных и т.д.).

      Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке нарушенных звуков.
  2. Развитие графических навыков, зрительного внимания, ориентировки в пространстве, сенсорных и моторных функций.

      Коррекционно-воспитательные:

  1. Коррекция нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Оборудование: Пособие «Логопедическая тетрадь № 1 по коррекции и формированию лексики, грамматики, связной речи у детей с нарушением речи» автор Кантур Т.Г., Сидорова Т.С.; «Логопедическая тетрадь № 2 для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»; картинки-упражнения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Основная часть

Логопедическая сказка «Как белка Зина научилась правильно произносить звук Зь».

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (Зь).

Жила-была маленькая белочка, а звали ее Зина. Каждый день у нее не было настроения. А злилась она, потому что не умела произносить звук (Зь).

Целыми днями она сидела и ела семечки шишек, ягоды и многое другое. Никто с ней не дружил. Она сидела и мечтала научиться произносить звук (Зь), но что для этого сделать не знала. Вот однажды у нее заболели зубы. Да так сильно, что всем лесным жителям пришлось даже разыскивать доктора.

К счастью, доктор который был зеброй, жил по соседству с пчелами. Он осмотрел зубы белочки и сказал, что они вполне здоровые, не нуждаются в основательной чистке с помощью щетки и зубной пасты.

«Я никогда раньше не чистила зубы, - возмутилась белочка Зина. – И не собиралась этого делать теперь».

«Хорошо, - спокойно сказал доктор-зебра. – Тогда мы вылечим зубы другим способом». И он включил свою бор-машинку: зь-зь-зь – противно задребезжало сверло. Белочка Зина от этого звука даже подскочила на месте.

«Как вы собираетесь чистить мои зубки?! – испуганно спросила она.

«Очень просто. Сейчас я вот это машинкой начну их сверлить» - объяснил доктор.

«Только не сверлите, я вас очень прошу! – взмолилась белочка Зина. – Уж лучше я почищу зубы и буду это делать каждый день». Как только она это сказала, доктор-зебра сразу же выключил свою бор-машинку.

«Уж если ты мне дала слово, так иди, выполняй свое обещание» - сказал доктор, протягивая Белочке зубную щетку. Пройдя поле, Белочка вышла к широкой и бурной реке. Ее синие воды блестели под лучами яркого солнца, а высокие волны догоняя друг друга, с шумом опускались на прибрежный песок. «Какая могучая и красивая! – подумала белка Зина.

Поживу я, пожалуй, на этом красивом берегу. Каждое утро белочка Зина делала зарядку и чистила зубки (упр. № 8 «Почистим зубки»). А еще белочка Зина познакомилась с птенчиками и подражала им (упр. № 3 «Птенчик»).

А еще белочка сделала себе качели и каталась каждый день (упр. № 11 «Качели»). Однажды на берег реки она нашла часики, каждый день она подражала тиканью часиков (упр. № 9 «Часики»).

На берегу реки белочка нашла стаканчик, сорвала камыш и сделал трубочку, каждый день белка бурлила как река (упр. «Шторм в стакане» - цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю посередине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны).

Однажды на берегу реки белочка нашла маленький мяч. Построила из палок ворота и стала играть (упр. «Загнать мяч в ворота» - цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались: для этого их можно слегка прижать ладонями). На берегу она играла с пальчиками и радовалась.

Каждый день белка наблюдала за резвыми волками в реке. И придумала очень интересное упражнение «Язык перешагивает через зубы». Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широким языком дотронуться до верхних резцов с наружной стороны, затем с внутренней; б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Так прошло много времени, белка вылечила зубы,

научилась их чистить и решила зайти к доктору Зебре сказать спасибо!

Белка: Здравствуйте доктор, спасибо вам за нужный совет.

Вдруг Белка услышала песню бор-машины: зь-зь-зь. И решила повторить. И получилось.

Белка: Теперь белка не только вылечила зубы, но и научилась произносить звук зь-зь-зь.

  1. Массаж  пальцев, пальчиковая  гимнастика, динамическая  пауза.

                стр.                  упр.

  1. Лексико-грамматические упражнения
  1. Ирг. Упр. «Назови  ласково»  стр.             упр.
  2. Ирг. Упр. «Подбери  к каждой предметной  картинке три  признака. Какой? Какая? Какие?»  стр.              упр.
  3. Игр. Упр. «Назови к предмету три  действия»  стр.          упр.
  4. Ирг. Упр. «Еще»  стр.                      упр.
  5. Игр. Упр.  «Скажи  наоборот» стр.             упр.
  1. Работа  над  звуко-слоговой стороной  слова. Игра «Прошагай», игра «Прохлопай», игра «Скажи  медленно».
  2. Связная  речь. Пересказ  «                                   »    стр.                  упр.  
  1. Составление  рассказа  по  картинкам.

                                        «                                                                             »                            

  1. Игры  и игровые  упражнения  на  развитие ВПФ  и  мелкой  моторики.
  1. Игра «Соедини  по  точкам» стр.                упр.
  2. Игра  «Четвертый  лишний»  стр.               упр.
  3. Игра «Лабиринт»                   стр.                упр.
  4. Игра «Заштрихуй», «                          ».  стр.                  упр.
  5. Игра «                       », «                      » стр.                упр.
  1. Итог  занятия
  1.    Повторение  звука, который  отрабатывался  на занятии;
  2.  Анализ  основных  положений  артикуляции  изучаемого  звука;
  3.    Заключительное  проговаривание.
  4.    Закрепление слов  по  теме «                                        ».

9. Оценка  работы  ребенка  проводится  с  положительной  психологической  направленностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные упражнения для артикуляционного аппарата

Тренировочные упражнения для артикуляционного аппарата. Упражнения на скороговорки(Тренировка согласных и гласных)...

Буклет для родителей "Развитие подвижности артикуляционного аппарата"

Буклет можно использовать как дополнительный раздаточный материал на родительских собраниях, конференциях...

Развитие артикуляционного аппарата при помощи английских скороговорок.

Отличные упражнения для тренировки артикуляционного аппарата, работаем с дикцией, правильным и четким произношением....

Семинар - практикум на тему «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

В презентации отражены нормы появления звуков в речи. А так же основные артикуляционные упражнения. Даны советы родителям  по развитию речи детей....

Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".

Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".Данное занятие разработано д...