Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».
план-конспект на тему
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye_2.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая педагогическая цель: Организовать деятельность детей, направленную на формирование понятий и накопление понятийного опыта.
Воспитательная педагогическая цель: Создать условия для:
- понимания важности соблюдений правил взаимодействия в коллективе;
- выработки познавательного интереса воспитанников к жизни животного мира.
Задачи:
- Организовать процесс обогащения и активизации словаря детей.
- Организовать упражнения детей:
- направленные на формирование понятий и накопление понятийного опыта; развитие способности строить простейшие обобщения;
- направленные на развитие мелкой моторики; координации речи с движением;
- Организовать деятельность детей по отработке умений:
- использовать им. падеж множественного числа
- различать основные цвета;
- строить фразу из 2- 4 слов;
- Создать условия для развития
- внимания памяти, мышления.
- понимания важности соблюдений правил диалога
- выработки познавательного интереса воспитанников к жизни животного мира
Ход занятия.
Логопед | Дети |
Орг. Момент. Растаял снежок, Ожил лужок, День прибывает – Когда это бывает? | Весной |
Интеллектуальная разминка. Какие приметы весны вы знаете? | Тает снег и лёд, день становится длиннее, прилетают перелётные птицы |
Как вы думаете, почему возвращаются с началом весны перелётные птицы? Если дети не смогли ответить на вопрос, задаём наводящие вопросы: - Почему перелётные птицы улетают? - Почему не все птицы улетают? - Чем питаются перелётные птицы? | Корма стало достаточно: появились насекомые Холодно, голодно Насекомыми |
В загадке есть слова «ожил лужок». Что это значит «ожил» | Выросли трава и распускаются цветы, появились насекомые |
Упражнение на развитие координации речи с движением «Цветы» Утром алые цветки Раскрывают лепестки Ветерок чуть дышит Лепестки колышет А под вечер все цветки Закрывают лепестки Головой качают Тихо засыпают | Упражнение «цветок» постепенно всё шире разводят пальцы рук Двигают ладонями «цветком» вправо-влево Упражнение «бутон» Ладони под щекой |
Основная часть. Сегодня мы совершим путешествие на лесную полянку, чтобы получше рассмотреть насекомых, которые там обитают. Чтобы не было скучно, я расскажу вам о насекомых, за которыми мы будем наблюдать. | |
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них полоски, как бы насечки. От слова «насекать» и появилось название «насекомые». Насекомые бывают большие и маленькие (выставляется пиктограмма) Одни летают, другие ползают или прыгают (выставляется пиктограмма) Одни живут несколько лет, а другие – один день. У насекомых есть голова, грудь и брюшко. 6 ног и 2 пары крыльев, хотя у мух одна. (выставляется пиктограмма) Окраска насекомых предупреждает животных о том, что они ядовиты, а другие пользуются цветом, чтобы спрятаться. Насекомых поедают птицы и некоторые животные. | |
Вот и полянка. Только почему-то на полянке никого нет. Посмотрите-ка, ребята, вот идёт к нам кот учёный. Сейчас мы спросим у него, куда же пропали все насекомые. Мяу, мяу, мур, мур, мур это я предупредил своих друзей о приходе гостей. Они такие беззащитные, их так легко обидеть. И мы решили, что лучше насекомым спрятаться до тех пор, пока я не узнаю, готовы ли вы дети к встрече с ними Ах, оказывается это твои проделки, котофей. Ну что ж мы готовы к твоим вопросам. Правда, дети? | Да |
Упражнение на развитие координации речи с движением -загадка Кот Спал цветок И вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. Да, это бабочка сидела, Потом дальше полетела. Расскажите о строении бабочки. А ещё у бабочки есть усики и хоботок, которым она собирает цветочный нектар | Упражнение «бутон» Упражнение «цветок» Двигают ладонями «цветком» вправо-влево Поднимают «цветок» над головой Бабочка Двигают ладонями, сложенными «бабочкой» в стороны и вверх У бабочки есть голова, грудь и брюшко. 6 ног и 2 пары крыльев. |
Физ. мин. «Бабочки и мотыльки» Е.А. Алябьева. Коррекционно-развивающие занятия.-М.:ТЦ Сфера, 2002.- 96 с. Дыхательное упражнение «Бабочка» -Ах! -Ах! Бабочка! -Ах! Какая красивая бабочка! -Ах! Какая красивая разноцветная бабочка! | |
Кот На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. Они – лесные жители, Дружные строители Наши ребята, Котофей, знают, как называется домик муравьев? Как муравей передвигается? У муравьёв в муравейнике свой порядок. Есть муравьи-охотники, солдаты, царицы. Вот эти царицы умеют летать, потому что у них есть крылья. | Муравьи Муравейник ползает |
Кот С ветки на тропинку С травки на былинку Прыгает пружинка – Зелёная спинка Как кузнечик передвигается? | Кузнечик прыгает |
Кот Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком- Он поделится медком. Как вы думаете, почему это пчёлка так ярко окрашена? Как называется домик пчелы? | Пчела. Пчела предупреждает: не троньте меня, а то ужалю. Улей |
Пальчиковая гимнастика Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелёк И весёлый мотылёк, Жук-жучок и стрекоза, Как фонарики, глаза. Пожжужали, полетали, От усталости упали | Взмахи перекрещенными кистями рук На каждое название насекомого соединяют пальцы начиная с мизинца Упражнение «Колечки» Взмахи перекрещенными кистями рук Тихо кладут руки на стол |
Кот А теперь поиграйте со мной в игру «У меня – у нас» Мячик ты скорей поймай и словечко называй. Муха Комар Пчела Бабочка Муравей Кузнечик Муравейник Улей Молодцы, ребята. Много вы знаете. Посмотрите вот и наша полянка ожила. На ней появились насекомые. | Мухи Комары Пчёлы Бабочки Муравьи Кузнечики Муравейники Ульи |
Кот А теперь хочу узнать внимательные ли вы? Д.и «Кого не стало», «Что изменилось» | |
Итог занятия. Вот и пришла пора прощаться. Логопед и кот вместе с детьми подводят итог. Вспоминают про кого сегодня говорили. Вспоминают о строении насекомых, о том, как насекомые передвигаются. Кто активно отвечал, правильно отвечал, был внимательным, вежливым. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...
логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].
логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонемати...
Календарно-перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОНР
Календарно-перспективный план ...