Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".
план-конспект по теме

Ольховская Ольга Ивановна

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по              лексической теме «Транспорт» :«Как купить машину».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как купить машину».

Коррекционно-образовательные:

Обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт».

                  Закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях,                    

используя опорную схему.

                  Закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами                      

                  транспорта, виды транспорта.

                  Активизировать  в речи прилагательные и закреплять навык          

согласования прилагательных с существительными.

Закреплять умение образовывать существительные множ.ч.

                  Учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом чтобы.

                  Закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками.

                  Закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.

                  Коррекционно-развивающие:

                  Развивать умение строить распространенные предложения путем введения    

                  второстепенных членов предложения.

                  Развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации,    

                  навыки слогового анализа.

                  Развивать  общую  и мелкую  моторику.

                  Стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти,  

                   логического мышления.

                  Воспитательные:

                  Воспитывать коммуникативные  навыки, уважение к труду шофера.          

                  Воспитывать чуткое  и внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки с изображением разных видов транспорта, силуэт грузовика и детали к нему, «водительское удостоверение» на каждого ребенка, игрушечные автомобили, волшебный ящик с двойным дном, «волшебный поезд»с кармашками для картинок и слоговых схем, слоговые схемы, плакат –схема движения грузовика ,контурные картинки транспорта, опорная схема для описательных рассказов, листы бархатной бумаги с контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка, грамзапись гудка поезда, сладкие мармеладные машинки (призы).

Ход занятия:

1.Оргмомент.

 -  Загудел паровоз и картинки нам привез.(запись гудка поезда).

 - К каждой картинке нужно подобрать схему с соответствующим количеством слогов (трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль ).

2.Введение в тему:

-Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить ? (о транспорте)

-О людях какой профессии  эта загадка?

  Встаем мы очень рано, ведь наша забота-

  Всех по утрам отвозить на работу (шофер).

-Правильно, это шофер (водитель).

-Какие это люди по характеру ? (добросовестные, трудолюбивые, старательные ,  

 вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).

3.Дидактическая игра. «Назови профессию»

(выставляются на наборном полотне картинки по теме «транспорт»)

Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? - Автобус водит внимательный   шофер).

-Кто летает на самолете? (на самолете летает смелый летчик).

-Кто управляет поездом? (зоркий машинист).

-Кто летает на ракете? (умелый космонавт).

-Кто водит трамвай? (Старательный вагоновожатый).

-Кто управляет кораблем? (отважный капитан).

-Кто ездит на мотоцикле? (храбрый мотоциклист).

-Кто летает  на вертолете? (отважный летчик).

-Назовите одним словом, что это?(транспорт).

-Какие виды транспорта  вы знаете? (водный,  воздушный, наземный,

подземный ).

4.Загадывание загадки.

Не летает , не жужжит, жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька (машина).

-Большая машина, а маленькая …(машинка).

-У нас в группе была красивая маленькая машинка, но случилась беда. К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой  звездный воин. Он грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с нашим грузовиком (показ плоскостной модели грузовика). Он его просто раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова соберем грузовик из частей .

5.Дидактическая игра «Сборка грузовика».

Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика.

-Какие детали есть у грузовика? (кабина, мотор, кузов, фары , колеса, номер, бензобак, сиденье, руль, бампер)

В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика.

-Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).

-У меня есть волшебный  ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим  в ящик наш грузовик). Абра-кадабра, сим- соловим, плоская  машинка в настоящий грузовик превратись! (Логопед   достает игрушечную машину).

-Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как нам с ним справиться? (сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звездного воина, уменьшить звездного воина до очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог сделать).

6.Усвоение глагола «ехать» с разными приставками.

-Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин .(на мольберте- плакат –схема движения грузовика и маленький  игрушечный грузовик)

Ехали мы, ехали, до горки …( доехали),

(Въехали, съехали) и дальше… (поехали).

Ехали мы, ехали и до ямы… (доехали),

Яму ..(объехали) и дальше …(поехали).

Ехали мы, ехали, до речки…(доехали),

Мост..(переехали) и дальше …(поехали).

От моста …(отъехали) и дальше ..(поехали).

Ехали мы, ехали, до дома…(доехали),

Во двор…(заехали), вот и…(приехали).

7.Дидактическая игра «Узнай по контуру» (наложенные один на другой контуры транспорта).

А теперь все дружно пошли по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. Нужно угадать по контуру машину, обвести указательным пальцем и

сказать, для чего нужна машина (составление предложения с союзом чтобы).

8.Физминутка «Шофер».

Едем, едем на машине (движения рулем)

Нажимаем на педаль (сгибают и вытягивают ногу).

Газ включаем, выключаем (тянут рычаг к себе, от себя).

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу).

Дворники счищают капли - влево , вправо- чистота (руки перед собой, сгибают их в локтях, ладони раскрывают, наклоняют руки влево, вправо).

-Волосы ерошит ветер (шевелят пальцами).

-Мы шоферы хоть куда (поднимают большой палец).

 -А сейчас заведем моторчики  (р-р-р). Поехали. Едем, едем , не спешим прямо в автомагазин (На витрине стоят игрушечные машины  ).Автомагазин -это магазин, где продаются машины.

9. Дидактическая игра «Один - много».

-На витрине  грузовик, а в магазине……(грузовики).

-На витрине  микроавтобус, а в магазине…(микроавтобусы).

-На витрине  легковой автомобиль , а в магазине…(легковые автомобили).

-На витрине  милицейская машина , а в магазине..(милицейские машины).

-На витрине  спортивный самолет, а в магазине..(спортивные самолеты).

-На витрине  мотоцикл, а в магазине …(мотоциклы).

10.Рассказывание по опорной схеме.

Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо  иметь водительское удостоверение, права (показ). Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме).Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я - продавец. (дети покупают машину и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются  «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ.

11.Рисование нитью (листы бархатной бумаги с  нарисованными контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка).

Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем  им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

12.Итог.

-Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей) .

- -А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше никогда не будет ломать игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...

конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...