Актуализация педагогического потенциала природного и культурного наследия микрорайона (на примере цикла учебных прогулок)
статья на тему
Учебная прогулка – эффективная форма работы с младшими школьниками по освоению культурного наследия.
Дети изучают родной город активно, получают элементарные навыки ориентирования в городском пространстве, учатся делать выводы и выражать свое мнение. Главное, они заряжены на успех.
Цель данной работы – показать эту интересную форму исследования на примере освоения самого близкого и хорошо знакомого – своего микрорайона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_kursovoy.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуализация педагогического потенциала
природного и культурного наследия микрорайона
(на примере цикла учебных прогулок)
Введение
Учебная прогулка – эффективная форма работы с младшими школьниками по освоению культурного наследия.
Дети изучают родной город активно, получают элементарные навыки ориентирования в городском пространстве, учатся делать выводы и выражать свое мнение. Главное, они заряжены на успех.
Цель данной работы – показать эту интересную форму исследования на примере освоения самого близкого и хорошо знакомого – своего микрорайона.
1. Возможности природного культурного наследия в решении образовательных задач
Формирование личности человека, создание образовательной среды для раскрытия его потенциала и для дальнейшей его самореализации – основные задачи, стоящие перед современной школой.
Одним из путей решения этих задач является освоение культурного наследия, которое окружает человека в его повседневной жизни.
Культурное наследие – это все то, что сделано предшествующими поколениями и используется их потомками, т.е. все то, что окружает нас в городе.
Это любые сооружения (здания, мосты, набережные, монументы, произведения скульптуры), уникальные и обычные.
Это разнообразные предметы, созданные людьми (книги, мебель, одежда, транспорт, произведения живописи, фотографии).
Это элементы духовной культуры (идеи, язык, фольклор, обычаи и традиции.
Это все то, что было создано в далеком прошлом и придумано нашими современниками.
Это все то, что напоминает об эпохе, о людях, о событиях.
Для чего человеку необходимо осваивать культурное наследие?
Объекты культурного наследия:
- являются источником информации, необходимой для жизни человека;
- помогают развивать собственные способности и умения;
- дают возможность заглянуть в другие миры, культуры, времена и выбрать то, что значимо и близко, помогает познать самого себя;
- позволяют взглянуть на мир с разных точек зрения и увидеть окружающую действительность во всем ее многообразии;
- заставляют человека иметь свое мнение, высказывать его и аргументировать;
- учат смотреть и видеть, понимать взаимосвязь и взаимозависимость различных предметов и явлений;
- ставят перед необходимостью развития коммуникативных навыков.
Кроме культурного наследия, большую роль в формировании личности играет природное наследие. Природное наследие – это то, создано сомой природой, без участия человека.
Город, который окружает человека с раннего детства, - это совокупность природного и культурного наследия.
Город помогает человеку жить, защищает его и в то же время дает возможность наслаждаться его красотой.
Чтобы научить ребенка жить в городе, надо помочь ему освоить культурное и природное наследие.
Для учеников начальной школы самым эффективным методом освоения является организация цикла учебных прогулок.
Учебная прогулка – это метод активного обучения, который предполагает организацию познавательной деятельности учащихся непосредственно в городской среде.
Учебная прогулка позволяет приблизить изучаемый объект, сделать «своим», лично значимым в жизни ребенка.
Достоинства учебной прогулки:
- непосредственное общение учащихся с памятниками культурного и природного наследия;
- активная исследовательская и творческая деятельность учеников (что соответствует возрасту детей);
- осознанная необходимость диалога между самими учащимися, между детьми и взрослыми;
- развитие умений, необходимых любому жителю города (ориентирование в городском пространстве, исследование объектов культурного наследия).
Учебная прогулка – это прежде всего активная деятельность, поэтому ребенок для исследования использует все органы чувств:
- зрение (чтобы внимательно рассмотреть объект, увидеть то, что «скрыто»);
- слух (чтобы услышать звуки и найти в этом подсказку);
- осязание (чтобы потрогать объект, сделать его «своим»);
- обоняние (чтобы почувствовать запах и сделать вывод).
Учебные прогулки могут проходить под руководством учителя или родителей.
Учитель:
- выбирает тему учебной прогулки;
- определяет цель и конечный результат, роль данной прогулки как очередной ступеньки в цикле учебных прогулок;
- придумывает познавательные задания;
- составляет маршрут и создает маршрутный лист;
- при необходимости подсказывает возможные пути поиска ответа;
- организует общение детей со взрослыми – носителями необходимой информации;
- организует работу по подведению итогов.
Родитель:
- получает от учителя маршрутный лист и задания;
- консультируется с учителем по всем организационным и исследовательским вопросам;
- вместе с ребенком становится участником познавательного процесса.
Цель учебной прогулки – научить детей тщательно и подробно рассматривать объекты, обмениваться мнениями, выражать собственное отношение к увиденному.
Вопросы и задания, составленные для прогулки, помогают:
- рассмотреть объект;
- сформулировать первоначальное впечатление;
- найти детали, говорящие о его назначении;
- исследовать место расположения объекта;
- описать объект.
Поскольку учебная прогулка в первую очередь направлена на детальное рассматривание предмета, то нужно включать в прогулку небольшое количество объектов.
Это может быть
- один объект – это здание (необходимо обойти объект, рассмотреть все его фасады, зайти внутрь, познакомиться с интерьером);
- несколько объектов (если они расположены на ограниченном пространстве и объединены одной идеей);
- несколько объектов, расположенных на значительной территории (если они объединены тематически).
При подготовке учебной прогулки учитель должен продумать очередность изучаемых объектов и безопасность маршрута.
Учебная прогулка незаменима в работе по освоению культурного наследия именно с младшими школьниками.
Таким образом, учебная прогулка позволяет развивать у учащихся визуальные способности, умение делать выводы, выражать свое мнение об увиденном, ориентироваться в городском пространстве.
2. Цикл учебных прогулок по микрорайону
Адресат: младшие школьники. Проживающие в данном микрорайоне (ученики 2-го класса).
Характеристика микрорайона: район новостроек, застраивался преимущественно в 70-е – 80-е гг. 20-го столетия. В микрорайоне есть школа, детский сад, магазины, почта, телеграф, банк, отделение полиции, салон красоты, аптеки. На ул. Руднева были почти достроены поликлиника и больница, но во время перестройки строительство было прекращено, территория продана, на месте социально важных объектов в настоящее время строится жилой квартал «Лондон-парк».
Кинотеатр «Фестиваль» был когда-то культурным центром микрорайона. Здесь демонстрировали кинофильмы, проводили встречи со знаменитыми людьми. Была тесная связи кинотеатра и школы: работали кружки, учителя заказывали циклы учебных кинофильмов. Во время перестройки здесь стали продавать ковры. Сейчас здание закрыто, обживается бомжами, О былом величии напоминает находящийся рядом Актерский проезд.
Улица Руднева – это несколько жилых домов, магазин и длинный забор, более 1 лет прикрывающий долгострой.
Цель цикла: создать представление у учащихся об устройстве городского пространства и развить исследовательские умения детей.
Прогнозируемые результаты:
- «расширить горизонты» ребенка (город – это не только двор своего дома и дорога в школу);
- помочь освоить понятие «микрорайон»;
- научить ориентироваться в городском пространстве;
- привить навыки исследования объектов культурного наследия.
Особенности содержания цикла:
- цикл учебных прогулок «разворачивается» от школьников, поэтому первая тема связана со школой;
- отбираются объекты, расположенные в непосредственной близости от школы, в которых дети бывают, или которые часто видят;
- отбираются объекты, раскрывающие специфику микрорайона, поэтому границы исследуемой территории расширены до ближайших микрорайонов.
Микрорайон – это административно-территориальная единица городской структуры, состоящая из элементов жилой среды и учреждений общественного обслуживания (социальной инфраструктуры). Микрорайон состоит из 3 – 4 групп средне- или многоэтажных жилых зданий типовых серий. Центром микрорайона является школа.
Границы исследуемого микрорайона: пр. Луначарского, пр. Культуры, пр. Просвещения, ул. Руднева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии на тему«Объекты всемирного природного и культурного наследия в России» для 8класса
Разработка открытого урока,содержит материал о памятниках всемирного и культурного наследия в России. ...
Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие" с презентациями, 9 класс
Конспект открытого урока географии по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие". Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...
Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие", 9 класс
Конспект открытого урока географии по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие". Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...
Педагогический потенциал изучения Всемирного природного и культурного наследия
Целевая программа.Программа направлена на совершенствование воспитательного процесса с использованием технологического компонента. Технологический компонент воспитательного процесса обеспечивает повыш...
Главные объекты природного и культурного наследия Северной Америки. Урок закрепления и обобщения знаний по теме Северная Америка
Итоговый урок по теме "Северная Америка"...
Использование природного и культурного наследия Санкт-Петербурга
Основной образовательной целью регионального компонента обучения является формирование личности как достойного гражданина, знатока, рационального пользователя и создателя ценностей и традиций Санкт-Пе...
Урок - конференция в 8 классе. Тема урока: «Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России».
Цель: Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.Задачи: - формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы;- развивать навыки самост...