Урок - конференция в 8 классе. Тема урока: «Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России».
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Цель: Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
Задачи: - формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы;
- развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией
и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию;
- воспитывать любовь к своей родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_obucheniya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе. Учитель географии 1 категории Чибисова Валентина Евгеньевна
Тема урока: «Объекты Всемирного природного
и культурного наследия в России».
/Урок – конференция/.
Цель: Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
Задачи:
- формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы;
- развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию;
- воспитывать любовь к своей родине.
Оборудование:
- физическая карта России; - картины охраняемых территорий;
- учебник; - рабочие тетради;
- атлас 8 класса; - контурные карты;
- коллекция минералов и горных пород;
ХОД УРОКА:
- Организационный этап:
Оргмомент: /Готовность учащихся к уроку, приветствие учителя/.
2. Этап проверки домашнего задания:
Письменный диктант:
Учитель: Продолжите запись, указав непреднамеренные последствия, которые наступают при изменении природы человеком.
1.Распахан склон для увеличения площади пашни? (Усилится эрозия, образуются на склоне овраги.)
2.Осушение болот? (Понижение уровня грунтовых вод, обмеление рек, исчезновение комплекса болота: растительность, водоплавающая птица потеряет место для гнездования и т. д., возможны торфяные пожары.)
3.Создание водохранилища с целью строительства ГЭС, регулирования стока реки, улучшения уровня судоходства? (Произойдет заболачивание окружающей территории в результате подъема уровня грунтовых вод, разрушение берегов водохранилища волнами, оползни…)
3.Этап всесторонней проверки знаний:
Фронтальный опрос:
- От чего зависит степень изменения природы? (От того, на какой компонент воздействует человек, с какой силой и как долго длится воздействие.)
- Как называются природные комплексы, сильно измененные человеком? (Антропогенные.)
- Распределите воздействия на природу на слабые и коренные:
а) сбор ягод и грибов;
б) строительство транспортной магистрали;
в) охота;
г) добыча полезных ископаемых открытым способом;
д) создание водохранилища;
е) заготовка древесины.
Ответ: слабое - 1,3,6; коренное- 2,4,5.
- Что называется природными ресурсами? (Все природные компоненты, которые человек использует в хозяйственной деятельности.)
- На какие группы делятся исчерпаемые ресурсы? (Возобновляемые и невозобновляемые.)
- На какие две группы делятся все ресурсы? ( Исчерпаемые и неисчерпаемые.)
- Целенаправленная деятельность, обеспечивающая потребности общества путем интенсификации использования природных ресурсов, сохранение ресурсов для будущих поколений, сохранение здоровья людей, охрану и восстановление свойств природных комплексов называется - … (Рациональное природопользование.)
- Что включает рациональное природопользование? (Охрану природы; Рациональное освоение природы; преобразование природы.)
- Приведите примеры воспроизводства природных ресурсов. (Лесопосадка, рекреация земель, мелиорация, режим заповедника, заказника, рыборазведение и др. Очистка стоков.)
-Чем заповедник отличается от заказника? ( Заповедник – это навечно изъятая из хозяйственного оборота территория, Заказники – это территории, в которых разрешена частично хозяйственная деятельность, если она не наносит вреда охраняемым объектам.)
4.Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний:
ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ:
Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в уникальные районы России. Это особые охраняемые территории и объекты Всемирного природного наследия – это «Девственные леса Коми», «озеро Байкал», «Вулканы Камчатки», «Золотые горы Алтая» и другие. Для сохранения природы созданы на земле и в России – особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы.
ЗАПОВЕДНИКИ – это участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности – охота, рубка леса, сбор ягод. В России 99 заповедников.
Первые – Баргузинский, Кедровая падь (1916г.), Астраханский и Ильменский (1920 г.).
Самый большой по площади Большой Арктический заповедник (4 млн.кв.км.)
ПО ХОДУ УРОКА УЧАЩИЕСЯ ЗАПОЛНЯЮТ ТАБЛИЦУ:
«ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ»
НАЗВАНИЕ | МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ | ОСОБЕННОСТИ |
… | … | … |
5.Этап усвоения новых знаний:
ОРГАНИЗАЦИОННО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ:
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ:
«ОБ ИЛЬМЕНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ».
/Сообщение сопровождается показом образцов коллекции минералов/.
На южном Урале, в лесистых Ильменских горах, местные жители, с незапамятных времен, находили редкие камни, такие, какие не встретишь в других местах. В Ильменах природа, будто нарочно собрала воедино сотни видов всевозможных камней. Минералы лежат здесь прямо на поверхности. Крупнейший ученый В.И.Вернадский возглавил экспедицию Академии наук в Ильменские горы. Он убедился, что Ильмены – это громадная, богатейшая кладовая минералов. К сожалению, кладовая ни кем не охранялась, и каждый хозяйничал в ней, как умел.
Только в 1980 году, объявлены Ильмены государственным заповедником. Место рождения минералов – пегматитовая жила, - где закладывают копь. С помощью кирок, ломов, лопат прорывают глубокие ямы, щели, траншеи и начинают изучать стенки копей, брать на пробу образцы минералов. Копи – это сундуки, стенки которых выложены разными минералами – горного хрусталя, сапфиров, топазов, гранатов и сотнями других, драгоценных и поделочных камней.
БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ – это наиболее типичные для данной зоны и хорошо сохранившиеся территории. В них проводятся наблюдения за природой. По назначению заповедники делятся на комплексные и специальные (Ильменский).
ЗАКАЗНИКИ – охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, которые не вредят охраняемым объектам.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные и рекреационные зоны. (Национальный парк «Лосиный остров» в Подмосковье).
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ – это достопримечательные природные объекты,
подлежащие охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево.
Каждый из вас может принять участие в обнаружении и
объявлении (паспортизации) редкого объекта природы – ПАМЯТНИКОМ.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ:
О ПАМЯТНИКЕ ПРИРОДЫ «ЗВУЧАЩАЯ ГОРА».
На Прикаспийской низменности, рядом с озером Баскунчак, на 170 км возвышается гора Большое Богдо. Ядром горы служит монолит каменной соли. Уникальность горы Большое Богдо – в том, что это «звучащая» гора. В ее трещинах, пустотах воздушные струи вращают зерна кварцита и яшмы, пластинки гипса, и гора «поет». Местные жители считают гору местом обитания духов.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ:
«РЕКА, ИЗМЕНЯЮЩАЯ СВОЕ ТЕЧЕНИЕ».
В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее
в 12 веке. Население старинного Новгорода, не довольное поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает –
в Ладожское. Но плот понесло в обратную сторону в озеро Ильмень, так как река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знамение Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Оказывается, уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхва выпадают сильные дожди, уровень воды в низовьях становиться выше, чем в верховьях, и Волхв течет в обратном направлении.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ:
«ОЗЕРО БАЙКАЛ».
Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет (другие озера обычно имеют 5-15 тысяч лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение. Байкал – самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина – 1620 м. До сих пор происходят движения земной коры, землетрясения наблюдаются до настоящего времени. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхок (73 км в длину и 11 км в ширину).
Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду (просматривается на глубину 40 метров). По химическому составу вода близка к дисциллированной (соленость равна 0,1 промиль) и богата кислородом.
В озеро впадает около 550 рек, самая крупная из них – Селенга. И лишь одна река – Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.
Байкал уникален и огромным объемом воды, который можно сравнить с объемом вод в Балтийском море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ:
«ОЗЕРО БАЙКАЛ»./ПРОДОЛЖЕНИЕ/.
Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений – водоросли.
70 % обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся нигде более, только на Байкале. К таким видам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи, это глубоководная рыбка, она может опускаться на глубину 1000м. Длина рыбки 18-20 см.
Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг и знаменитый байкальский омуль (около 70 % улова – омуль). Ловят его и летом и зимой. Омуль невелик по размерам: длина рыбы – 30-40 см, а вес – 2-4 кг.
Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа. Он точь-в-точь похож на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана.
Берега Байкала заняты тайгой – из кедра, сосны, лиственницы.
В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие.
6.Этап закрепления новых знаний:
РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ:
РАБОТА В КОНТУРНОЙ КАРТЕ:
- Отметить на контурной карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихоте-Алинский, Ильменский.
- Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Кижи, Соловецкие острова, Троице-Сергиева лавра, Владимир, Суздаль, Новгород, Москва.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке
и комментирует их.
1.ПРОВЕРКА ТАБЛИЦЫ: «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ».
2.ПРОВЕРКА КОНТУРНЫХ КАРТ.
ИТОГИ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ТАБЛИЦЕ: «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ»
НАЗВАНИЕ | МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ | ОСОБЕННОСТИ |
Ильменский заповедник | Урал, Ильменский хребет | Уникальные скопления минералов (более 200), редких и драгоценных (топаз, гранаты, сапфиры) |
Печеро-Илычский заповедник | Северный Урал, Западные склоны | Биосферный заповедник: Охраняются типичные и хорошо сохранившиеся территории тайги с постоянным мониторингом Состояния природы |
«Звучащая гора» - Памятник природы | Прикаспийская низменность | Гора издает звуки – «поет». Воздушные струи вращают в трещинах горы зерна горных пород |
Река, изменяющая свое течение – памятник природы река Волхов | Река Волхов, вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро | Река меняет направление течения в зависимости от выпадения дождей в низовье, т.к. имеет очень маленький уклон |
Озеро Байкал | Юг Восточной Сибири, пояс гор Южной Сибири | Самое глубокое озеро, имеющее уникально чистую по химическому составу воду и эндемичный органический мир |
Вулканы Камчатки. Объект Всемирного Природного наследия. | Полуостров Камчатка, Дальний Восток | Скопление действующих вулканов (более 30) и более 130 потухших вулканов. Один из высочайших вулканов – Ключевская сопка, Долина гейзеров |
7.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению:
Домашнее задание:
Подготовить характеристику одного из объектов из Списка
памятников Всемирного природного наследия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии на тему«Объекты всемирного природного и культурного наследия в России» для 8класса
Разработка открытого урока,содержит материал о памятниках всемирного и культурного наследия в России. ...
Реализация ФГОС на уроках информатики. 6 класс. Тема "Отношения объектов"
Презентация для сопровождения объяснения новой темы. файлможно скачать http://yadi.sk/d/VbBaFigq9pupy...
Педагогический потенциал изучения Всемирного природного и культурного наследия
Целевая программа.Программа направлена на совершенствование воспитательного процесса с использованием технологического компонента. Технологический компонент воспитательного процесса обеспечивает повыш...
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...
Урок ОБЖ 10 класс. Тема урока: «Дни воинской славы России!»
Тип урока: урок с применением ИКТ.Технология: личностно – ориентированная.Цели и задачи:Обучающая:Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества, значение побед в во...
Презентация к уроку географии в 10 классе по теме "Другие виды ресурсов (рекреационные ресурсы). Тема презентации "Объекты всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО"
Данные презентация раасказывает об объектах Всемирного культурного наследия, занесенных в списолк ЮНЕСКО (Азия и Европа)....
Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)
Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...