Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие", 9 класс
учебно-методический материал (география, 9 класс) по теме
Конспект открытого урока географии по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие". Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.
Материал к уроку носит исторический, географический, художественный, научный характер.
Методы: практическая работа, тестирование, творческий проект(презентации учащихся), объяснительно- иллюстративный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 9 классе по теме "Европейский Север. Природное и культурное" наследие", 9 класс | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Давиденко Елена Владимировна
9 класс
Европейский Север.
Природное и культурное наследие.
Цели урока:
Образовательные: учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор.
Развивающие: развивать нравственные и эстетические чувства, интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.
Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, уважение к труду, патриотизм.
Оборудование: атласы, контурные карты, учебник с приложениями, мультимедийный учебник, 9 кл., слайд – презентации, видеофильм.
Ход урока
1. Организационный момент
(Приветствие, тема урока, учитель объявляет цели урока - учиться видеть прекрасное в окружающем мире, расширять свой кругозор, стремиться своими руками создавать красоту).
Географическая физминутка:
Мы с учителем по карте
Все отыщем и найдем,
Побываем во всех странах,
По любым местам пройдем
2. Повторение
1. Работа с контурной картой
а) На странице 6 (к.к.) подпишите государства и экономические районы, с которыми граничит Европейский Север. Укажите центры субъектов федерации в составе Европейского Севера.
б) Задание выполняется в конце урока. При помощи условных знаков покажите природные, культурные или исторические объекты, определяющие «лицо» Европейского Севера (используйте текст учебника, атлас и таблицу 7 приложений).
Определите субъект РФ в составе Европейского Севера по описанию. Напишите его название и центр.
(ответы к заданию)
1. Костомукша. Карелия. Петрозаводск.
2. Печорский. Республика Коми. Сыктывкар.
3. Приливных. Саамы. Мурманская область. Мурманск.
4. Северодвинск. Соловецкие острова. Архангельская область. Архангельск.
5. Череповец. Вологодская область. Вологда.
6. Р. Печора. Ненецкий АО. Нарьян – Мар.
3. Изучение нового.
§ 32 (33) Вступительное слово учителя:
- Полюбить Россию можно лишь только тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые колокольные звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.
- Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать.
- Я и мои помощники, приглашаем вас всех в путешествие по Европейскому Северу. Мы познакомимся с природным и культурным наследием района.
- Еще в древности люди разделяли все то, что окружает человека, на две части: природу (возникшую без участия человека) и «вторую природу» - культуру, творение человека.
- Культурное наследие Севера огромно.
Трудно перечислить все его стороны. Например, Север сыграл роль «заповедника» устного народного творчества: здесь сохранились (и были записаны в ХIХ в.) былины, сказания, легенды, составленные еще во времена Киевской Руси и исчезнувшие в других районах нашей страны.
В этой части России следует выделить два литературных места: село Ломоносово в Холмогорском районе Архангельской области, где родился М.В. Ломоносов, где есть посвященный ему музей и поставлен памятник, а так же Вологда, в которой (основан в 1147г. у истоков р. Сукона) жил поэт К.Н. Батюшков (1787-1855гг).
Стихотворение поэта читает учащийся.
К.Н. Батюшков
Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа - мать,
Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов,
И как молчать об них – не знаю.
1819
Не только былины, сказания, легенды, стихи прославляли Европейский Север, но и художественные промыслы: кружевоплетение – один из наиболее известных промыслов.
- Кружево плели во многих районах России.
Это искусство появилось в России в ХVII в. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре I ношение кружев было предписано как обязательное для дворянско-помещечьей верхушки.
- У нас большой известностью и популярностью пользуются вологодское, кировское и елецкое кружево.
- В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки.
- вологодская мещанка Анфиса Брянцева придумала новый способ плетения узора на коклюшках и обучила этому сотни мастериц, которые и дали дальнейшую жизнь ныне известному во всем мире вологодскому кружеву (показ слайда с кружевом).
Изделие из бересты, чеканка, вышивка, «мороз» по жести, шитье бисером, финифть, резьба по кости, чернение по серебру – ремесло, которое сохранилось до наших дней (фабрика «Северная чернь»). Резьба по дереву, каргапольская глиняная игрушка.
- Сюжеты этих игрушек всегда были очень разнообразны. Это и барыни, и всадники, свистульки в виде петушков, животные, русские тройки, сказочные птицы и полканы.
Вологда, Каргополь, Великий Устюг, Тотьма – центры художественных промыслов, но и историко-архитектурных памятников.
Архангельская область
Г. Архангельск (1584, в 2010г. – 426 лет)
- Северный край российской земли. Край землепроходцев, комаров, охотников, рыбаков.
- Тысячи туристов ежегодно приезжают на Север. Туристические маршруты проложены по многим памятным местам области.
- Родина великого ученого – село Ломоносово и соседнее с ним историческое село Холмогоры – наиболее посещаемые туристами.
- Из этих и других близлежащих мест дружины Ермака, Деднева, Хабарова, Атласова и других землепроходцев отправились покорять Сибирь, а позднее – Русскую Америку.
- Неповторимые памятники деревянной архитектуры можно увидеть во всех уголках обширной Архангельской области.
- Лучшие из них свезены в музей – заповедник деревянного зодчества, который находится в деревне Малые Корелы под Архангельском.
А далее знакомить с культурным наследием будет…
- В 165 км от полярного круга в Белом море лежат знаменитые Соловецкие острова. Людей влечет сюда животная природа, богатые леса, множество озер, непередаваемые краски моря и северного неба и уникальные рукотворные памятники.
Соловки, слайд – презентация.
- республика Карелия.
На карте Карелия – неширокая сине-зеленая полоска у границы с Финляндией.
Край озер, камня, лесное царство с грибными полянами, клюквой и морошкой на болотах, плотицей в реке, рощами, где тоскует по весне глухарь.
А мы отправляемся в удивительный уголок Карелии.
Валаам. (с финского – горная земля)
Немало поэтических слов посвящено архипелагу Ладожского озера «Жемчужина Севера», «чудо – остров», «волшебная земля», «дивный край» - все это о Валаам – архипелаге из полусотни островов на Ладоге с их живописной природой и уникальными историческими памятниками.
Архитектура – то же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Н.В. Гоголь.
Кижи (слайд – презентация учащегося)
Гордость Севера и всей России – русская деревянная архитектура. А самые известные памятники деревянной архитектуры собраны на территории музея под открытым небом на острове Кижи. С. 158 (у-к, 9 кл. § 34)
IV. Закрепление.
- работа с контурной картой (задание б)
- работа в парах (определить субъект РФ по описанию)
V. Просмотр видеофильма.
Подведение итогов.
Сегодня мы заочно побывали в разных уголках Европейского Севера.
Надеюсь, что на деле вы сможете совершить такие путешествия, чтобы увидеть прекрасные творения народных умельцев, расширить свой кругозор.
VI. Домашнее задание: § 34, вопрос 2, заполнить таблицу.
Явления культуры | Значение | Примеры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии на тему«Объекты всемирного природного и культурного наследия в России» для 8класса
Разработка открытого урока,содержит материал о памятниках всемирного и культурного наследия в России. ...
Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие" с презентациями, 9 класс
Конспект открытого урока географии по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие". Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...
Педагогический потенциал изучения Всемирного природного и культурного наследия
Целевая программа.Программа направлена на совершенствование воспитательного процесса с использованием технологического компонента. Технологический компонент воспитательного процесса обеспечивает повыш...
Главные объекты природного и культурного наследия Северной Америки. Урок закрепления и обобщения знаний по теме Северная Америка
Итоговый урок по теме "Северная Америка"...
Урок - конференция в 8 классе. Тема урока: «Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России».
Цель: Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.Задачи: - формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы;- развивать навыки самост...
Социальный проект на тему: Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры
Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры...
Презентация к уроку географии в 10 классе по теме "Другие виды ресурсов (рекреационные ресурсы). Тема презентации "Объекты всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО"
Данные презентация раасказывает об объектах Всемирного культурного наследия, занесенных в списолк ЮНЕСКО (Азия и Европа)....