Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие", 9 класс
учебно-методический материал (география, 9 класс) по теме

Давиденко Елена Владимировна

Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.

Материал  к уроку носит исторический, географический,  художественный, научный характер.

Методы: практическая работа, тестирование, творческий проект(презентации учащихся), объяснительно- иллюстративный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Давиденко Елена Владимировна

9 класс

Европейский Север.

Природное и культурное наследие.

Цели урока:

Образовательные:  учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор.

Развивающие: развивать нравственные и эстетические чувства, интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.

Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, уважение к труду, патриотизм.

Оборудование: атласы, контурные карты, учебник с приложениями, мультимедийный учебник, 9 кл., слайд – презентации, видеофильм.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие,  тема урока, учитель объявляет цели урока  - учиться видеть прекрасное в окружающем мире, расширять свой кругозор, стремиться своими руками создавать красоту).

Географическая физминутка:

Мы с учителем по карте

Все отыщем и найдем,

Побываем во всех странах,

По любым местам пройдем

2. Повторение

1. Работа с контурной картой

а) На странице 6 (к.к.) подпишите государства и экономические районы, с которыми граничит Европейский Север. Укажите центры субъектов федерации в составе Европейского Севера.

б) Задание выполняется в конце урока. При помощи условных знаков покажите природные, культурные или исторические объекты, определяющие «лицо» Европейского Севера (используйте текст учебника, атлас и таблицу 7 приложений).

 

Определите субъект РФ в составе Европейского Севера по описанию. Напишите его название и центр.

(ответы к заданию)

1. Костомукша. Карелия. Петрозаводск.

2. Печорский. Республика Коми. Сыктывкар.

3. Приливных. Саамы. Мурманская область. Мурманск.

4. Северодвинск. Соловецкие острова. Архангельская область. Архангельск.

5. Череповец. Вологодская область. Вологда.

6. Р. Печора. Ненецкий АО. Нарьян – Мар.

3. Изучение нового.

§ 32 (33) Вступительное слово учителя:

- Полюбить Россию можно лишь только тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые колокольные звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

- Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать.

- Я и мои помощники, приглашаем вас всех в путешествие по Европейскому Северу. Мы познакомимся с природным и культурным наследием района.

- Еще в древности люди разделяли все то, что окружает человека, на две части: природу (возникшую без участия человека) и «вторую природу» - культуру, творение человека.

- Культурное наследие Севера огромно.

        Трудно перечислить все его стороны. Например, Север сыграл роль «заповедника» устного народного творчества: здесь сохранились (и были записаны в ХIХ в.) былины, сказания, легенды, составленные еще во времена Киевской Руси и исчезнувшие в других районах нашей страны.

        В этой части России следует выделить два литературных места: село Ломоносово в Холмогорском районе  Архангельской области, где родился М.В. Ломоносов, где есть посвященный ему музей и поставлен памятник, а так же Вологда, в которой (основан в 1147г. у истоков р. Сукона) жил поэт К.Н. Батюшков (1787-1855гг).

Стихотворение поэта читает учащийся.

 К.Н. Батюшков

Есть наслаждение и в дикости лесов,

          Есть радость на приморском бреге,

И есть гармония в сем говоре валов,

           Дробящихся в пустынном беге.

Я ближнего люблю, но ты, природа - мать,

           Для сердца ты всего дороже!

С тобой, владычица, привык я забывать

            И то, чем был, как был моложе,

 И то, чем ныне стал под холодом годов.

             Тобою в чувствах оживаю:

Их выразить душа не знает стройных слов,

              И как молчать об них – не знаю.    

1819

Не только былины, сказания, легенды, стихи прославляли Европейский Север, но  и художественные промыслы: кружевоплетение – один  из наиболее известных промыслов.

- Кружево плели во многих районах России.

Это искусство появилось в России в ХVII в. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре I ношение кружев было предписано как обязательное для дворянско-помещечьей верхушки.

- У нас большой известностью и популярностью пользуются вологодское, кировское и елецкое кружево.

- В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки.

- вологодская мещанка Анфиса Брянцева придумала новый способ плетения узора на коклюшках и обучила этому сотни мастериц, которые и дали дальнейшую жизнь ныне известному во всем мире вологодскому кружеву (показ слайда с кружевом).

Изделие из бересты, чеканка, вышивка, «мороз» по жести, шитье бисером, финифть, резьба по кости, чернение по серебру – ремесло, которое сохранилось до наших дней (фабрика «Северная чернь»). Резьба по дереву, каргапольская глиняная игрушка.

- Сюжеты этих игрушек всегда были очень разнообразны. Это и барыни, и всадники, свистульки в виде петушков, животные, русские тройки, сказочные птицы и полканы.

Вологда, Каргополь, Великий Устюг, Тотьма – центры художественных промыслов, но и историко-архитектурных памятников.

Архангельская область

Г. Архангельск (1584, в 2010г. – 426 лет)

- Северный край российской земли. Край землепроходцев, комаров, охотников, рыбаков.

- Тысячи туристов ежегодно приезжают на Север. Туристические маршруты проложены по многим памятным местам области.

- Родина великого ученого – село Ломоносово и соседнее с ним историческое село Холмогоры – наиболее посещаемые туристами.

- Из этих и других близлежащих мест дружины Ермака, Деднева, Хабарова, Атласова и других землепроходцев отправились покорять Сибирь, а позднее – Русскую Америку.

- Неповторимые памятники деревянной архитектуры можно увидеть во всех уголках обширной Архангельской области.

- Лучшие из них свезены в музей – заповедник деревянного зодчества, который находится в деревне Малые Корелы под Архангельском.  

А далее знакомить с культурным наследием будет…

- В 165 км от полярного круга в Белом море лежат знаменитые Соловецкие острова. Людей влечет сюда животная природа, богатые леса, множество озер, непередаваемые краски моря и северного неба и уникальные рукотворные памятники.

Соловки, слайд – презентация.

- республика Карелия.

На карте Карелия – неширокая сине-зеленая полоска у границы с Финляндией.

Край озер, камня, лесное царство с грибными полянами, клюквой и морошкой на болотах, плотицей в реке, рощами, где тоскует по весне глухарь.

 

А мы отправляемся в удивительный уголок Карелии.

Валаам. (с финского – горная земля)

Немало поэтических слов посвящено архипелагу Ладожского озера «Жемчужина Севера», «чудо – остров», «волшебная земля», «дивный край» - все это о Валаам – архипелаге из полусотни островов на Ладоге с их живописной природой и уникальными историческими памятниками.

        Архитектура – то же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Н.В. Гоголь.

Кижи (слайд – презентация учащегося)

Гордость Севера и всей России – русская деревянная архитектура. А самые известные памятники деревянной архитектуры собраны на территории музея под открытым небом на острове Кижи. С. 158 (у-к, 9 кл. § 34)

IV. Закрепление.

- работа с контурной картой (задание  б)

- работа в парах (определить субъект РФ по описанию)

V. Просмотр видеофильма.

Подведение итогов.

Сегодня мы заочно побывали в разных уголках Европейского Севера.

Надеюсь, что на деле вы сможете совершить такие путешествия, чтобы увидеть прекрасные творения народных умельцев, расширить свой кругозор.

VI. Домашнее задание: § 34, вопрос 2, заполнить таблицу.

Явления культуры

Значение

Примеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии на тему«Объекты всемирного природного и культурного наследия в России» для 8класса

Разработка открытого урока,содержит материал о памятниках всемирного и культурного наследия в России. ...

Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие" с презентациями, 9 класс

Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...

Педагогический потенциал изучения Всемирного природного и культурного наследия

Целевая программа.Программа направлена на совершенствование воспитательного процесса с использованием технологического компонента. Технологический компонент воспитательного процесса обеспечивает повыш...

Урок - конференция в 8 классе. Тема урока: «Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России».

Цель: Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.Задачи: - формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы;- развивать навыки самост...

Социальный проект на тему: Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры

Обычаи, традиции и обряды коренных народов  крайнего Севера как символ культурного наследия Югры...

Презентация к уроку географии в 10 классе по теме "Другие виды ресурсов (рекреационные ресурсы). Тема презентации "Объекты всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО"

Данные презентация раасказывает об объектах Всемирного культурного наследия, занесенных в списолк ЮНЕСКО (Азия и Европа)....