Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие" с презентациями, 9 класс
учебно-методический материал по географии (9 класс) по теме

Давиденко Елена Владимировна

Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.

Материал  к уроку носит исторический, географический,  художественный, научный характер.

Методы: практическая работа, тестирование, творческий проект(презентации учащихся), объяснительно- иллюстративный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Давиденко Елена Владимировна

9 класс

Европейский Север.

Природное и культурное наследие.

Цели урока:

Образовательные:  учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор.

Развивающие: развивать нравственные и эстетические чувства, интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.

Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, уважение к труду, патриотизм.

Оборудование: атласы, контурные карты, учебник с приложениями, мультимедийный учебник, 9 кл., слайд – презентации, видеофильм.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие,  тема урока, учитель объявляет цели урока  - учиться видеть прекрасное в окружающем мире, расширять свой кругозор, стремиться своими руками создавать красоту).

Географическая физминутка:

Мы с учителем по карте

Все отыщем и найдем,

Побываем во всех странах,

По любым местам пройдем

2. Повторение

1. Работа с контурной картой

а) На странице 6 (к.к.) подпишите государства и экономические районы, с которыми граничит Европейский Север. Укажите центры субъектов федерации в составе Европейского Севера.

б) Задание выполняется в конце урока. При помощи условных знаков покажите природные, культурные или исторические объекты, определяющие «лицо» Европейского Севера (используйте текст учебника, атлас и таблицу 7 приложений).

 

Определите субъект РФ в составе Европейского Севера по описанию. Напишите его название и центр.

(ответы к заданию)

1. Костомукша. Карелия. Петрозаводск.

2. Печорский. Республика Коми. Сыктывкар.

3. Приливных. Саамы. Мурманская область. Мурманск.

4. Северодвинск. Соловецкие острова. Архангельская область. Архангельск.

5. Череповец. Вологодская область. Вологда.

6. Р. Печора. Ненецкий АО. Нарьян – Мар.

3. Изучение нового.

§ 32 (33) Вступительное слово учителя:

- Полюбить Россию можно лишь только тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые колокольные звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

- Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать.

- Я и мои помощники, приглашаем вас всех в путешествие по Европейскому Северу. Мы познакомимся с природным и культурным наследием района.

- Еще в древности люди разделяли все то, что окружает человека, на две части: природу (возникшую без участия человека) и «вторую природу» - культуру, творение человека.

- Культурное наследие Севера огромно.

        Трудно перечислить все его стороны. Например, Север сыграл роль «заповедника» устного народного творчества: здесь сохранились (и были записаны в ХIХ в.) былины, сказания, легенды, составленные еще во времена Киевской Руси и исчезнувшие в других районах нашей страны.

        В этой части России следует выделить два литературных места: село Ломоносово в Холмогорском районе  Архангельской области, где родился М.В. Ломоносов, где есть посвященный ему музей и поставлен памятник, а так же Вологда, в которой (основан в 1147г. у истоков р. Сукона) жил поэт К.Н. Батюшков (1787-1855гг).

Стихотворение поэта читает учащийся.

 К.Н. Батюшков

Есть наслаждение и в дикости лесов,

          Есть радость на приморском бреге,

И есть гармония в сем говоре валов,

           Дробящихся в пустынном беге.

Я ближнего люблю, но ты, природа - мать,

           Для сердца ты всего дороже!

С тобой, владычица, привык я забывать

            И то, чем был, как был моложе,

 И то, чем ныне стал под холодом годов.

             Тобою в чувствах оживаю:

Их выразить душа не знает стройных слов,

              И как молчать об них – не знаю.    

1819

Не только былины, сказания, легенды, стихи прославляли Европейский Север, но  и художественные промыслы: кружевоплетение – один  из наиболее известных промыслов.

- Кружево плели во многих районах России.

Это искусство появилось в России в ХVII в. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре I ношение кружев было предписано как обязательное для дворянско-помещечьей верхушки.

- У нас большой известностью и популярностью пользуются вологодское, кировское и елецкое кружево.

- В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки.

- вологодская мещанка Анфиса Брянцева придумала новый способ плетения узора на коклюшках и обучила этому сотни мастериц, которые и дали дальнейшую жизнь ныне известному во всем мире вологодскому кружеву (показ слайда с кружевом).

Изделие из бересты, чеканка, вышивка, «мороз» по жести, шитье бисером, финифть, резьба по кости, чернение по серебру – ремесло, которое сохранилось до наших дней (фабрика «Северная чернь»). Резьба по дереву, каргапольская глиняная игрушка.

- Сюжеты этих игрушек всегда были очень разнообразны. Это и барыни, и всадники, свистульки в виде петушков, животные, русские тройки, сказочные птицы и полканы.

Вологда, Каргополь, Великий Устюг, Тотьма – центры художественных промыслов, но и историко-архитектурных памятников.

Архангельская область

Г. Архангельск (1584, в 2010г. – 426 лет)

- Северный край российской земли. Край землепроходцев, комаров, охотников, рыбаков.

- Тысячи туристов ежегодно приезжают на Север. Туристические маршруты проложены по многим памятным местам области.

- Родина великого ученого – село Ломоносово и соседнее с ним историческое село Холмогоры – наиболее посещаемые туристами.

- Из этих и других близлежащих мест дружины Ермака, Деднева, Хабарова, Атласова и других землепроходцев отправились покорять Сибирь, а позднее – Русскую Америку.

- Неповторимые памятники деревянной архитектуры можно увидеть во всех уголках обширной Архангельской области.

- Лучшие из них свезены в музей – заповедник деревянного зодчества, который находится в деревне Малые Корелы под Архангельском.  

А далее знакомить с культурным наследием будет…

- В 165 км от полярного круга в Белом море лежат знаменитые Соловецкие острова. Людей влечет сюда животная природа, богатые леса, множество озер, непередаваемые краски моря и северного неба и уникальные рукотворные памятники.

Соловки, слайд – презентация.

- республика Карелия.

На карте Карелия – неширокая сине-зеленая полоска у границы с Финляндией.

Край озер, камня, лесное царство с грибными полянами, клюквой и морошкой на болотах, плотицей в реке, рощами, где тоскует по весне глухарь.

 

А мы отправляемся в удивительный уголок Карелии.

Валаам. (с финского – горная земля)

Немало поэтических слов посвящено архипелагу Ладожского озера «Жемчужина Севера», «чудо – остров», «волшебная земля», «дивный край» - все это о Валаам – архипелаге из полусотни островов на Ладоге с их живописной природой и уникальными историческими памятниками.

        Архитектура – то же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Н.В. Гоголь.

Кижи (слайд – презентация учащегося)

Гордость Севера и всей России – русская деревянная архитектура. А самые известные памятники деревянной архитектуры собраны на территории музея под открытым небом на острове Кижи. С. 158 (у-к, 9 кл. § 34)

IV. Закрепление.

- работа с контурной картой (задание  б)

- работа в парах (определить субъект РФ по описанию)

V. Просмотр видеофильма.

Подведение итогов.

Сегодня мы заочно побывали в разных уголках Европейского Севера.

Надеюсь, что на деле вы сможете совершить такие путешествия, чтобы увидеть прекрасные творения народных умельцев, расширить свой кругозор.

VI. Домашнее задание: § 34, вопрос 2, заполнить таблицу.

Явления культуры

Значение

Примеры


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Остров Кижи

Слайд 2

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север и, конечно же, остров Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.

Слайд 3

Но здесь на маленьком островке стоят удивительные, неповторимые создания архитектуры. Слово Кижи короткое и какое-то странное, загадочное, нерусское. Когда-то в далекие языческие времена карелы так называли место для игр. Местное население ещё в глубокой древности собиралось на острове для проведения культовых обрядов. Кижи - один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера.

Слайд 4

Деревянные церкви и избы, срубленные русскими плотниками, стали шедеврами мирового зодчества. Ансамбль древнего погоста на острове Кижи состоит из трех зданий: главной Преображенской церкви, меньшей - Покровской и стоящей между ними колокольни.

Слайд 5

Первой после пожара, в 1694 году, была построена церковь Покрова Богородицы . Это была уже не шатровая, как прежде, а более простая – клетская церковь, внутри которой имелся придел во имя Николы Чудотворца – отдельное молитвенное помещение с иконостасом и алтарем. Очевидно, первоначально церковь использовалась круглый год – в теплое время года службы велись в основном молитвенном помещении, а зимой в приделе. Позже Покровская церковь использовалась как зимняя. Службы в ней начинались с праздника Покрова и продолжались до Пасхи.

Слайд 6

По мнению исследователей, в период с 1720 по 1749 годы Покровская церковь была существенно перестроена – клетская церковь приобрела шатровое завершение. Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжили свои творческие поиски и вскоре на церкви утвердилось девятиглавое завершение, тонко и органично сочетающееся с нарядным многоглавием церкви Преображения. Покровская церковь приобрела современный вид.

Слайд 7

Преображенская церковь Через двадцать лет после восстановления Покровской церкви, начинается строительство двадцати-двуглавой церкви Преображения Господня.

Слайд 8

Строитель Преображенской церкви, закончив работу, бросил свой топор в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор , не было, нет и не будет такой».

Слайд 9

Колокольня Третье строение погоста – колокольня – сохранилась после пожара и простояла рядом с новыми церквями до 1862 года .

Слайд 10

Новая колокольня повторяет принципиальную схему старого шатрового здания. Древняя ограда Кижского погоста не сохранилась. Существующая ныне ограда была воссоздана по образцу сохранившихся на севере деревянных укреплений. Ее внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы, сильные свесы двухскатной кровли подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.

Слайд 11

Звонница Кижской колокольни

Слайд 12

Таким образом, потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три строения в единый архитектурный ансамбль. Но творческие поиски зодчих увенчались успехом . Дальнейшие изменения в облике Кижского ансамбля происходят уже в новейшее время и связаны с проведением реставрационных работ.

Слайд 13

Другие строения на острове Кижи

Слайд 14

Мельницы Ветряная мельница из деревни Вороний остров Ветряная мельница из деревни Волкостров

Слайд 15

Дома Дом Ошевева из деревни Ошевнево

Слайд 16

Часовни Часовня Знамения Богородицы Часовня Петра и Павла

Слайд 17

Часовня Михаила Архангела Часовня Трех Святителей Часовня Праскеевы Пятницы и Варлаама Хутынского

Слайд 18

Церкви Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря Церковь Спаса Нерукотворного

Слайд 19

Конец Авторы презентации: Курдыба Андрей ученик МОУ СОШ №1, 9 В класса; учитель географии : Давиденко Елена Владимировна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие", 9 класс

Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...

Открытый урок по теме "Удивительные природные места в России и в англоговорящих странах."

Цели урока: образовательные:- обеспечить в ходе урока закрепление изученной лексики;- создать условия для отработки навыков поискового чтения, говорения, письма;- создать условия для закрепления ...

Конспект открытого урока по предмету "Окружающий природный мир" в рамках проекта "Изучаем осень"

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный материал по проекту  &laq...

Конспект открытого урока по предмету "Окружающий природный мир" по теме "Узнавание (различение) домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кошка"

Конспект урока по предмету «Окружающий природный мир» Тема: Узнавание (различение) домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кошка.Тип урока: урок усвоения новых ...

Конспект открытого урока по предмету "Окружающий природный мир" по теме "Узнавание (различение) домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кошка".

Тема: Узнавание (различение) домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кошка.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока: Коррекционно-образовательная:научить детей узнавать ...

Методическая разработка конспекта открытого урока географии на тему: «Природные зоны Африки»

Тип урока: урок «открытия» нового знания по теме «Природные зоны Африки»...