Трудновоспитуемость, как педагогическое явление.
статья по теме

Ленина Елена Анатольевна

"Трудный" ребенок живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны учителя, родителей и детей. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической и социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением и т.д. В силу этого проблема трудновоспитуемости продолжает оставаться одной из центральных психолого-педагогических проблем современной науки и практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_1.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Содержание

Введение        

Глава 1. Трудновоспитуемость, как педагогическое явление.        

         1.1.        Понятие трудновоспитуемости в педагогической и психологической    литературе.        

         1.2.Причины трудновоспитуемости.        

         1.3. Классификация трудновоспитуемости.        

         1.4. Характеристика и особенности развития личности трудных детей.        

         1.5. Рекомендации по работе с трудными детьми.        

Заключение ………………………………………………………………. ……..17

Список литературы………………………………………………………...…….19                                                    

Приложения…………………………………………………………………...…21


                                                       Введение

 

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он.

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли..

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им во время не помогли!

                                               С. Давидович

"Трудный" ребенок живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны учителя, родителей и детей. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической и социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением и т.д. В силу этого проблема трудновоспитуемости продолжает оставаться одной из центральных психолого-педагогических проблем современной науки и практики.

Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению трудновоспитуемых детей.

Проблему трудновоспитуемости рассматривали в своих работах А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Сорока-Росинский, Э.Г. Костяшкин, Ю.П. Азаров, В. Леви. Значительный вклад в разработку проблемы внесли такие педагоги и психологи, как А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская, И.А. Невский, Л.М. Злобин.

Одним из решений проблемы трудновоспитуемости детей и подростков выступает комплекс мер, методов и форм, направленных на реализацию задачи исключения явлений, способствующих возникновению отклонений поведения среди несовершеннолетних, т.е. их профилактики. Меры профилактического характера являются неотъемлемой частью современной социальной защиты семьи и детей. Вместе с тем, долгое время система образования и воспитания подрастающего поколения делала основной упор в работе с такими детьми на стационарные учреждения закрытого типа и органы внутренних дел, не принимая во внимание реабилитационно-педагогические аспекты профилактики трудновоспитуемости у несовершеннолетних. Кризисная ситуация развития социума остро поставила вопросы изменения стратегии профилактической работы, совершенствования ее содержания, отказа от "карательных" форм воздействия на детей с отклонением в поведении.

Цель: Раскрыть вопрос трудновоспитуемости в современной педагогике.

Задачи:

  1. Дать понятие трудновоспитуемости и ее виды в педагогической и психологической литературе.
  2.   Определить причины трудновоспитуемости.
  3. Рассмотреть особенности проявления трудновоспитуемости и составить характеристику трудного ребенка.
  4. Изучить соответствующую литературу по данной теме.

Значимость работы: материалы данной работы могут быть полезны для психологов, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов, работающих в общеобразовательных школах, воспитателей дошкольных учреждений, а так же родителей имеющих трудных детей.

Данная работа состоит из: введения, теоретической главы, заключения, списка литературы, приложения.


                                                 Глава 1.

Трудновоспитуемость, как педагогическое явление.

  1.  Понятие трудновоспитуемости в педагогической и психологической литературе.

Трудновоспитуемость - обозначает отклонения в поведении и психике ребенка, учащегося, требующие усиленного внимания педагогов, индивидуализации средств воздействия для их преодоления. Примером таких отклонений могут быть: пониженные адаптивные способности, неадекватность самооценки и уровня притязаний, недостаточное развитие для данного возраста мотивационно-волевой сферы и познавательных процессов.  Причинами и результатом трудновоспитуемости чаще всего является  отрицательное влияние окружения, ошибоки в семейном воспитании, дефекты нервной системы, особенности характера, затрудненная социальная адаптация и др. Для предупреждения и профилактики трудновоспитуемости необходимо установление оптимального психологического режима жизни, учения и воспитания, обеспечение здорового морально-психологического микроклимата, корректное использование методов воспитания и перевоспитания. [11]

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. В педагогике нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Само понятие «трудный подросток» приняло форму широко распространенного социального стереотипа. Прежде всего, необходимо отделить понятие «трудный» от понятия «трудновоспитуемый».

Трудновоспитуемость предполагает сопротивление воспитательному воздействию к той или иной социальной роли, особенности характера, другие личностным особенностям. И проявляется отклонениях социального характера. 
Как известно, сопротивление воспитательному воздействию не всегда связано с социальной запущенностью, с отклонениями в сознании и поведении подростка. Оно может проявляться и как следствие педагогических просчетов, неумения осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Так, скажем, особо одаренный учащийся может вызывать серьезные затруднения у педагога самостоятельностью своего мышления, неприятием привычных, трафаретных решений, объяснений отдельных явлений, склонностью к спорам, возражениям. Конфликты, возникающие в учебной деятельности, переносятся на взаимоотношения с педагогом, что также представляет особый вид трудновоспитуемости, который отнюдь не создает предпосылок противоправного поведения.
Стереотип же «трудный» несет в себе определенные ожидания общественно опасного поведения и предполагает набор вполне определенных типических и социальных качеств,           которые                     хорошо осознаются                 как самими     ребятами, так и взрослыми:

1. Для «трудного» характерно включение в определенную уличную субкультуру со своими нормами, понятиями «что хорошо, а что плохо», жаргоном, кличками, авторитетами, которая заменяет ему референтную группу и направляет процесс его социализации.

2. «Трудного» характеризует активное сопротивление воспитательному воздействию со стороны школы, семьи, неприятие социальных ценностей, не включенных в собственную субкультуру. Он не просто плохо учится, а гордится этим; не просто употребляет алкоголь, курит, сквернословит, а бравирует этим.

3. У «трудного» весьма затруднен процесс формирования самосознания. Он либо не способен к реальной критической самооценке своего поведения, либо оценивает себя с позиции своей неформальной группы, либо пользуется различными приемами психологической защиты.[3, с. 29]

1.2.Причины трудновоспитуемости.

Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания. Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика. Виноват учитель, в аморальности подростка винят улицу.[9, с 110] Семья самоустраняется от процесса воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений разновозрастного состава объединений. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением и молодежью по месту жительства, не демократичность отношений в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества

1.3. Классификация трудновоспитуемости.

Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в непредсказуемом переплетении в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом:

По типу запущенности:

- педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные);

а) с пассивной жизненной позицией (-Я - безволие, равнодушие, недоверие)

б) с неадекватной реакцией (Я эго - эгоисты, упрямцы);

в) с антиобщественным поведением (Я агор - жестокие, антагонистичные, аморальные);

- социально запущенные (дезорганизаторы - пассивные и активные);

- правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

- отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений:

- с нарушениями в сфере общения;

- с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;

- с односторонним умственным развитием;

- с неправильным развитием волевой сферы.

По позиции:

- неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;

- неудовлетворенные своим положением в семье;

- с преобладанием связей с дезорганизаторами;

- с надломленной психикой;

- с избытком энергии, не нашедшей применения.

Задача школы заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, полигоном социального опыта для тех детей, кого недопоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей сегодня зависит от интегрированных усилий профессионалов: учителей, воспитателей, кружководов, социальных педагогов, их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков.

1.4. Характеристика и особенности развития личности трудных детей.

Личность – это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием потребностно-мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер). Через личность, через ее опыт, через сложившиеся в опыте свойства личности происходит, действительно, преломление воспитательных воздействий.[12, с. 22]

В подростковом возрасте неправильное поведение рождено не только отставанием в психическом развитии, но и ограниченным жизненным опытом. Ошибки в поведении проявляются в слепом копировании поступков взрослых, неумении действовать самостоятельно, преждевременном взрослении. Отсюда типичные недостатки поведения подростков — драчливость, грубость, невыдержанность, активно отрицательное отношение к учению, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликтные отношения с окружающими.

У старших подростков чувство взрослости побуждает к самостоятельности, а для этого еще нет необходимого жизненного опыта, практических умений, развитых сил и способностей. Наблюдения показывают, что наибольшее количество неудач, ошибок, конфликтов приходится на подростковый возраст. И тем важнее понять, что если эти недостатки накладываются еще и на ошибки воспитания, то это порождает отрицательные свойства характера. Проявившийся негативизм, неизбежно возникающие конфликты со сверстниками постепенно изменяют к худшему статус подростка. Подросток не может быть коллективистом, если у него разрушается умение подчинять личное общественному, исчезает ответственность за себя и товарищей перед коллективом и др.    

Отрицательные свойства формируются также на основе неправильного отношения к труду. Подросток избегает труда – возникает увертливость, а потом и лживость, стремление жить за чужой счет. Если он выполняет работу небрежно, появляется легкомысленность, что ведет к безответственности. "Трудный" ребенок – это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности родителями.

Ощущение своей беззащитности и оставленности формирует в сознании такого ребенка болезненный "комплекс неполноценности", который требует выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к самоутверждению разрушает гармоничность общения с окружающим миром: ребенок становится вынужденным эгоцентристом, у него развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость, склонность к обидчивости, амбициозности, упрямству и демонстративности.

Постоянно претендуя на проявление "особого внимания к себе", "трудные" дети сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия.

"Трудные" дети всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом[1]. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе.

Странности в поведении "трудных" детей вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.

«Трудные дети», особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.  Непонимание и незнание причин агрессивного поведения привели к тому, что «трудные» дети вызывают у взрослых откровенную неприязнь, неприятие в целом.

Стереотип "трудный подросток" весьма отрицательно проявляет себя в социальной перцепции учителя, способствуя стиранию различий и граней между педагогически и социально запущенными учащимися. Именно наличие этих общих негативных качеств мешает учителю рассмотреть то положительное, что есть в поведении и личности педагогически запущенного(прежде всего — трудолюбие, стремление к овладению профессией), с опорой на которое без вмешательства специальных органов ранней профилактики можно успешно осуществлять воспитательную работу с этой категорией учащихся. Нередко эти учащиеся попадают на учет в результате того, что их не различают с социально запущенными подростками, поскольку срабатывает оценка по стереотипу "трудный" подросток: поводом может стать также случайный поступок, совершенный "за компанию". Такого рода социальные экспектации в сложившихся стереотипных оценках педагогов способны привести к тому, что подросток начинает развиваться в соответствии с ожиданиями взрослых, направленными на него, и это провоцирует проявления асоциального характера и дальнейшую десоциализацию.[4, с 50]

Индивидуальный характер трудновоспитуемости зависит также от взаимодействия темперамента, нездоровых потребностей, неустойчивости поведения, искаженной направленности с конкретными проявлениями лености, нечестности, грубости, недисциплинированности, поэтому профилактика и преодоление трудновоспитуемости должны осуществляться разнообразными педагогическими воздействиями на каждого воспитанника с учетом именно его данных. Помощь трудным подросткам организуется с учетом индивидуально-психологических свойств их личности, конкретных обстоятельств и условий воспитания, которые способствовали возникновению  разных  отклонений и проявлений.

1.5. Рекомендации по работе с трудными детьми.

 


Общаясь с подростком необходимо помнить:

-      Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.

-      При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

-      В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

-      Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя.

-      Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

-      В процессе общения старайтесь вести разговор на равных.

-      Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

-      Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.


Рекомендации классному руководителю по профилактической работе

с трудными подростками

 

-      Проведение каждодневной аналитической деятельности.

-      Систематическое письменное фиксирование педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимся.

-      Выделение нравственных проблем, существующих в классе у отдельных учеников.

-      Определение результативных мер воздействия.

-      Анализ запланированных и неплановых мероприятий.

-      Систематический учет взаимодействия с семьей.

-      Выяснение проблем семейного воспитания.

-      Подбор результативных форм работы с семьей.

-      Обобщенный анализ работы за четверть.

-      Анализ классным руководителем собственной педагогической деятельности.


Рекомендации

классным руководителям по составлению плана работы с трудным подростком

 

1.     Определение объективных трудностей воспитания в семье, и школе.

2.     Анализ нравственных и психологических особенностей его личности.

3.     Выявление положительных интересов и увлечений.

4.     Перечень средств формирования положительных качеств.

5.     Перечень конкретных мер по устранению отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового процесса.

Типичные педагогические ошибки в перевоспитании детей с отклонениями в поведении:

Процесс перевоспитания практически начинается с конца, а не с начала. Мы все сидим и ожидаем, когда ученик совершит тот или иной поступок, и тогда начинаем его воспитывать.

Педагогические усилия воспитатель направляет на прямое подавление внешних проявлений трудновоспитуемости, а не на искоренение причин, их вызывающих.

В индивидуальной работе доминирует словесная методика перевоспитания («нажимы», назидания, наставления и т.д.) и ощущается острый дефицит практической помощи воспитателя в коррекции поведения подростка.

Индивидуальная работа с подростком, как правило, страдает отсутствием четкой целенаправленной программы перевоспитания.

Работа с трудными детьми в школе должна осуществляться по заранее намеченным целям. Первыми составляются основные методы, которые способны помочь в последующем перевоспитании трудного ребенка. Для начала происходит подбор убеждений, способных изменить его восприятие мира и окружающих. Далее происходит работа, направленная на возникновение желания учиться и слушаться, понимание своих внутренних переживаний и примерный взгляд в будущее ученика. В этот момент главное правильно спроектировать развитие личности и избавить ребенка от страха коллективных отношений.

В неблагополучных семьях, все внимание педагога должно быть направлено на усиление чувств семейности. Им предпринимаются действия по сближению матери с ребенком и изучении основных проблем в их взаимопонимании. Побуждение заинтересованности матери судьбой своего отпрыска, дает большие шансы на его благополучное будущее и физическое здоровье. Активно осуществляется моральная поддержка ребенка, увеличение его круга общения, интересов и направленностей.


                                             Заключение.

В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как «трудновоспитуемость». Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.

Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. Так, трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризисного периода развития ребенка, подростка либо может быть вызвана неумением педагога найти индивидуальный подход к учащемуся, проявлением у учащегося самостоятельного критического мышления, неприятием привычных трафаретных решений и т.д.

Выдержка и терпение особенно необходимы при работе с "трудными". Процесс воспитания, а процесс перевоспитания особенно, как и любой труд, встречает сопротивление материала, в данном случае — сопротивление трудновоспитуемого подростка воспитательному воздействию, У "трудных", как правило, хронически осложнены отношения с учителями в школе, дома с родителями, у многих вообще отсутствует элементарный опыт нормальных, спокойных, доброжелательных отношений со взрослыми.

Данное обстоятельство обязывает социальных работников в отношениях с этими подростками строго придерживаться принципа А. С. Макаренко: "как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему".[Беличева]

По проделанной работе можно сделать следующие выводы:

-    раскрыто понятие трудновоспитуемости;

- изучена трудновоспитуемость как психолого-педагогическая категория;

- определены причины появления трудновоспитуемости и классификация по типам запущенности;

- дана характеристика и рассмотрены особенности развития личности трудных детей;

- даны рекомендации по работе с трудными детьми.

 « Трудный ребенок — несчастливый ребенок. Он находится в состоянии войны с самим собой, а следовательно, и со всем миром. » [1 с. 3]

Разделяя слова Сазерленда, я считаю, что трудному ребенку очень важно найти себя, поверить в свои силы для того, что бы  жить в согласии с окружающим миром и самим собой.                                 

Список литературы.

  1.  Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей / Т.П. Авдулова. – М.: изд. центр «Академия», 2008. – 128 с.
  2. Александр Сазерленд Нилл.  Саммерхилл – воспитание свободой. – М. : Педагогока – пресс, 2000. – 146 с.
  3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Электронный ресурс] / С.А. Беличева. – М. Редакция издат. центрального консорциума  «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с. Режим доступа: http://www.goldbiblioteca.ru/
  4.  Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы какинститут ресоциализации "трудных" подростков // Психол. журн. 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 48 — 54.
  5.  Белкин,А.С. Внимание — ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников / А.С. Белкин. — Свердловск.:Средне-Уральск. кн. изд-во, 1981. — 128с.
  6.    Борытко, Н. М. Введение в педагогику толерантности [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко ; Волгоград. гос. Социал .- пед. ун-т, Каф.педагогики. -  Режим  доступа: http://window.edu.ru/resource/294/63294. 
  7. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И.Буянов. – М. Просвещение, 1998. – 207 с.
  8.   Возрастная психология: детство, отрочество, юность:хрестоматия: сост. И научные редакторы  /  В.С. Мухина, А.А. Хвостов - 5- е изд. стереотипное.- М.: Академия, 2005.-624 с.
  9. Кочетов, А.И. Организация самовоспитания школьников / А.И. Кочетов. – Минск.  «Народная асвета», 1990. – 207 с.
  10. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. – М. – Педагогика, 1972. – 236 с.
  11. Словарь психологических терминов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psychologist.ru/
  12. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Г. Степанов. -  М. Академия, 1996. – 320 с. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/pts/PTS-001-.HTM
  13. Тагирова, Г.С. Психолого – педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М. Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

                                                     Приложения

                                                    Приложение 1

Памятка классному руководителю по работе с «трудными детьми»

1.Завести дневник наблюдений.

2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.

3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.

4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

5. Ежедневно встречаться с подростками.

6. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

7. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.

8. Вовлекать в трудовую деятельность серьезные дела, исполнение общественных поручений.

9. Предупредить возможность неправильных действий детей.

10. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».

11. Обучить детей методам самовоспитания.

12. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.

13. Индивидуальное шефство.

14. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.

 

Рекомендации по установлению более благоприятных отношений с ребенком

Шаг 1. Перечислите, что вы пытались делать, и что из этого не помогло. Прекращение этих бесполезных действий часто стимулирует ребенка на позитивные изменения.

Шаг 2. Если первый шаг не привел к успеху, составьте список приемов, разрушающих ожидаемый ребенком привычный стиль взаимодействия со взрослым. Например, отмечайте, когда он ведет себя приемлемо; удивляйтесь, когда он придерживается раздражающего Вас поведения; задавайте себе вопросы, что ребенок ожидает от вас в конфликтной ситуации, и не делайте этого; используйте парадоксальные стратегии, например, попросите усилить поведение, которое Вам не нравится.

Шаг 3. Если есть необходимость в третьем шаге, сделайте список того, что Вы можете сделать, чтобы день у ребенка прошел лучше, чем обычно. Например, уделите ребенку три двадцатиминутных периода позитивного внимания. Попросите его выполнить какое-то поручение. Дайте ребенку выбрать, как его выполнить. Спросите мнение ребенка о том, что касается Вас и его. Дайте ему важную для класса или дома работу. Обсудите несколько правил (не более пяти), которых вы вместе будете придерживаться.

Обычно уже на третьем шаге наступают желаемые изменения. Если этого не произошло, делаются следующие шаги. Здесь уже с ребенком работает психолог.

 

К типичным психологическим трудностям детей и подростков относятся следующие:

проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

трудности самоотношения,  самопонимания;

трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;

стремление избежать давления, правил, норм, требований;

испытание себя и других;

поиск границ возможного;

поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

обида на судьбу, конкретных людей;

переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;

неорганизованность;

зависимость от других, низкая сила своего «я»;

трудности в обучении;

отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;

отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.

 Причинами нарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка. Большинство правонарушений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто родители этих детей имели такую же судьбу. В подростковом и юношеском возрасте родители мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе.

Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе содержит вопросы по параметрам: учеба, дисциплина, общественно-трудовая активность, отношения с классом, асоциальные проявления....

Раскрытие индивидуальных способностей у «трудновоспитуемых» подростков через создание ситуации успеха

          Во все времена, заботой учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В этой связи работа педагогов с теми...

ПУТИ КОРРЕКЦИИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Проведя анализ исследований психолого-педагогической литературы и собственный опыт позволил выработать направления коррекционной работы.         Трудновоспитуемость ...

Работа с трудновоспитуемыми детьми

Рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми  детьми, детьми группы «риска»....

Психолого-педагогическая профилактика суицидальных явлений в подростковой среде

Материал взят с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан.Автор Макарова Т.П....

«Как выстроить сотрудничество с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми учащимися»

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогичес...

Эссе «Как выстроить сотрудничество с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми учащимися»

Любой ребёнок на каждом возрастном этапе преодолевает трудности. Именно поэтому всех детей можно называть трудными в какой-то момент, но все-таки такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы кото...