ПУТИ КОРРЕКЦИИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ШКОЛЬНИКОВ
материал по психологии на тему

Проведя анализ исследований психолого-педагогической литературы и собственный опыт позволил выработать направления коррекционной работы.         Трудновоспитуемость – это некоторое сопротивление педагогическому воздействию, связанное с затруднениями в усвоении определенных социальных программ. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_korrektsii.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТИ КОРРЕКЦИИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ШКОЛЬНИКОВ

       На основе анализа современной психолого-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети».

Первый: наличие отклоняющего от нормы поведения. Второй признак: нарушение поведения нелегко исправить, корректировать; все «трудные дети» являются «педагогически запущенными», но все педагогически запущенные «трудные», т. е. «педагогически запущенные дети» которые легко поддаются перевоспитанию. Третий признак: «трудные дети» нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей  и внимание коллектива сверстников [3].

       Воспитание и перевоспитание трудных детей и подростков является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими в обществе. В результате изменений произошло ослабление воспитательной функции семьи.

       Существуют две группы неблагополучных семей: первую составляют семьи с открытой формой неблагополучия (конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатками воспитательных ресурсов). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями. Нередко к данной группе относятся родители с личностными отклонениями. 

       Следствием семейного неблагополучия является деформация процесса социализации и формирования личности. Все это приводит к тому, что ученики оказываются неспособными отвечать адекватным образом на предъявляемые требования. Все это приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков[1].

       У детей формируется несоответствие, расхождение между осознанием своих отношений (к себе, к другим, к собственной учебной деятельности) и реальным содержанием, и проявлением этих отношений в школьной жизни, т. е. происходит процесс рассогласования личностных отношений. Все это может стать причиной трудновоспитуемости[4].  

       Трудновоспитуемость – это некоторое сопротивление педагогическому воздействию, связанное с затруднениями в усвоении определенных социальных программ. Именно в этом определении фокусируется и наличие отклонений в нравственном развитии, и педагогическая запущенность (детям с момента рождения не уделялось должного внимания, обнаруживается недостаточная сформированность наблюдательности, послушания и исполнительности, нравственных представлений и чувств, уважения к окружающим) и добавляется еще  один аспект – взаимодействие ребенка и воспитателя (внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие о него идеи) [4].

Пути коррекции.

  1. Психодиагностика с целью коррекции выявленных отклонений в поведении учащихся.
  2. Индивидуальная и групповая работа: с учениками, с родителями, с педагогами.
  3. Создание воспитательного пространства.

Коррекция.

  1. В результате исследований адаптации учащихся к 1 и 5 классу, уровня развития познавательных процессов, мотивации, психодиагностики учащихся стоящих на ВШУ и учащихся оказавшихся в трудной жизненной ситуации, выделяется группа учащихся требующих пристального внимания педагогического коллектива и родителей.

Проведя анализ исследований психолого-педагогической литературы и собственные результаты психодиагностики проводимой в школе позволили сделать вывод о том, что «трудные» учащиеся имеют неадекватную самооценку, чаще всего высокую.

В 2012-2013 учебном году было проведено исследование самооценки контрольной группы учащихся стоящих на школьном учете.  Выявлено, что у 56% учащихся данной группы высокий уровень общей самооценки, и у 56% - высокий уровень нравственной самооценки. А у 33% учащихся данной выборки и общая и нравственная самооценка неадекватна высокая, т. е неадекватная.

При неадекватно завышенной самооценке дети некритично стремятся к лидерству, проявляют негативизм и агрессию при  возникновении затруднений, сопротивляются требованиям взрослых. Отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В случае неадекватности оценки своих качеств имеется тенденция к завышению самооценки и занижению оценки других. Подростки с неадекватной самооценкой не стремятся к работе над собой.

Если ребенок в раннем детстве пережил несправедливость и равнодушие, то став взрослее становится болезненно восприимчив к данным проявлениям. Он начинает видеть зло даже там, где его нет. Искаженное представление подростка об отношении окружающих к нему укрепляется. Он начинает искать причину своих неудач не в собственных недостатках, а в несправедливости, недоброжелательности окружающих людей, в неблагоприятных обстоятельствах. Получая неудовлетворительную оценку, подросток, вместо того чтобы поднять свои достижения или пересмотреть свою самооценку и поставленные цели, просто отвергает свою неудачу, даже не пытаясь преодолеть трудность.

  1. Проводятся индивидуальные консультации родителей, педагогов и индивидуальные занятия с учащимися.

Как известно самооценка школьников зависит от оценочных воздействий других людей, т. е. от оценки поведения и деятельности учителями и сверстниками. Корректировать поведение возможно если будет сформирована адекватная самооценка, адекватный уровень притязаний мотивация достижения.

Таким образом, основным направлением коррекционной работы психолога и педагогов становится: формирование адекватной самооценки и мотивации достижения.

В учебной деятельности учителями организуется система взаимных оценок знаний и поведения учащихся. Чтобы создать специальные условия для выработки адекватного эталона оценки у трудновоспитуемых детей.

Развитию мотивации достижения способствуют: индивидуальные и групповые занятия с психологом, классные часы, индивидуальные беседы классного руководителя с учениками, родительские собрания.

Кроме всего спектра мероприятий по плану воспитательной работы психологом проводятся профилактические программы:

 «Вместе с умниками и умницами». Цель программы заключается в совершенствовании познавательных способностей, в создании в классном коллективе ощущения безопасности и доверия.

На данных занятиях у учащихся начальной школы формируется адекватная самооценка через самостоятельную оценку своей работы. Детям мы даем критерии для оценки, то есть словесный развернутый анализ достоинств и недостатков выполнения заданий, а далее на «волшебных линеечках» ребенок ставит крестик, оценивая свою работу. «Волшебные линеечки» измеряют все, что пожелаешь, от аккуратности и правильности работы, до оценки работы в парах или группах. Совпадение детской и учительской оценки (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать!» [5].

Программа  «Жизненные навыки» развивает социальный интеллект (эмоциональный) и является профилактической (первой ступенью систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения).

  1. Создать воспитательное пространство (автор теории Людмила Ивановна Новикова) созидающей деятельности с объединением усилий всех социальных институтов выходящих на детей. Взаимодействие с музеями, библиотеками, домами культуры, активное сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних, детской поликлиникой, МЧС и ГИБДД и т. д.

Управлять самой личностью, ее взглядами, убеждениями, вкусами нельзя - личность бесконечна и должна развиваться свободно. Но управлять процессом ее развития в детском возрасте можно и нужно.

Нельзя личность ребенка предоставить самой себе: пусть развивается, как хочет и может. Вместе с тем и создания так называемых благоприятных для ее развития условий тоже недостаточно. В благоприятной казалось бы, обстановке может формироваться ущербная личности. Вместе с тем порой нередко и в не очень благоприятных условиях формируются личности полноценные, яркие, творческие. Направленность и эффективность развития личности зависит от той среды существования, жизнедеятельности, в которую ребенок включен в силу необходимости или собственного выбора. И от его стремления стать личностью, понять и выразить себя как личность в непрерывно меняющихся условиях [2].

Среду жизнедеятельности ребенка создают взрослые: в семье – родители, в школе – педагоги, в обществе – государственные и общественные организации. Среду надо уметь использовать в воспитательных целях, единое пространство надо уметь создавать. Составные части   единого  воспитательного пространства: учебная деятельность; система дополнительного образования; система классных и школьных мероприятий; ученическое самоуправление; развитие  социального партнерства; участие в школьных воспитательных программах; организация коллективных творческих дел способствующих сплочения коллектива.

Литература.

  1. Конева О. Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки. Вестник Челябинского государственного университета. 2009 № 14 (152). Специальный выпуск. С. 44-50.
  2. Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система // Общественные науки и современность. – 1998. – №. 1. – С. 132-143.
  3. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / авт. –сост. М. А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. -232 с.
  4. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая работа с трудными подростками. – педагогическое общество России, 2003. – 128 с.
  5. Цукерман Г. А.. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. – 2-е изд., испр. – М.: Генезис, 2003. -128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные подростки: причины и пути коррекции

Материал может быть использован классным руководителем на родительском собрании, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по ВР в своей внутренней работе, для выступлений. Дается общая...

Замены букв по оптическому типу и пути коррекции этих ошибок.

Рекомендации родителям по устранению замен букв по принципу оптического сходства....

Нарушения психомоторики у дошкольников с ОНР и пути коррекции

Актуальность проблемы нарушений психомоторных функций обусловлена тем, что ОНР является одним из самых распространённых нарушений в дошкольном возрасте, а  имеющиеся  в структуре данного реч...

Нарушение чтения и пути их коррекции у школьников с умственной отсталостью.

Нарушение чтения и пути их коррекции у школьников с умственной отсталостью....

«Невротические и психосоматические расстройства у детей, пути коррекции»

Семинар- практикум по работе с детьми с психосоматическими расстройствами....

Слоговая структура слова. Нарушения и пути коррекции.

В статье затронута актуальная тема нарушений слоговой структуры и эффективные пути коррекции у дошкольников и обучающихся младших классов....