«Как выстроить сотрудничество с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми учащимися»
статья ( класс) на тему
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Проанализировав мастер-класс, проведенный по группам во время практического занятия, можно сказать, что эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnovospituemymi_uchashchimisya.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрация Чеховского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов
Учебно-методический Центр
Эссе на тему
«Как выстроить сотрудничество с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми учащимися»
по курсу вариативного учебного модуля
«Особенности организации учебно-воспитательного процесса
с учащимися, имеющими отклонения в развитии и поведении»
Слушатель:
Дюльгарова Диана Фоминична
учитель английского языка
МБОУ гимназий №2
г. Чехова
Московской области
Научный руководитель Пронина Раиса Васильевна, к.п.н.
2016г.
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Проанализировав мастер-класс, проведенный по группам во время практического занятия, можно сказать, что эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой.
Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность, внешний локус контроля и мотивации поведения личности. По моему мнению , эти условия нарушают процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей). С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии). Это проявляется в определенной психологической позиции его личности, характеризующейся неразвитостью свойств субъекта самосознания, общения, деятельности, формируя явление педагогической запущенности.
В чем же состоит деятельность педагога с педагогически запущенными детьми, обеспечивающая наиболее полное решение этого вопроса.
Начнем с того, что по степени педагогической запущенности трудных детей можно разделить на четыре группы:
1) трудновоспитуемые дети, безразлично относятся к учебе, периодически нарушают правила поведения и дисциплину. Для них характерны отрицательные нравственные качества, такие как нечестность, лживость, грубость и т.д.;
2) педагогически запущенные дети, которые негативно относятся к учебе И общественно полезной деятельности. Они систематически нарушают дисциплину и нормы нравственного поведения, постоянно проявляют негативные моральные личности;
3) подростки правонарушители, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних или направлены в спецшколы и специальных профессионально-технических училищ;
4) несовершеннолетние преступники - педагогически запущенные подростки, совершившие уголовные преступления и направлены судом в исправительно-трудовых колоний.
Педагогически запущенный ребенок – это отклонения норм развития и поведения ребенка, что возникает по педагогическим причинам: противоречивое воспитание, безнадзорность и бесконтрольность со стороны воспитателей и родителей, а также беспризорность, пренебрежительное отношение к индивидуальным правилам и особенностям ребенка, жестокое обращение воспитателей, применение безрезультатных методов обучения и воспитания малыша. Рассматривая особенности поведения педагогически запущенного ребенка, следует сказать, что, в первую очередь, то или иное поведение зависит от степени запущенности. В педагогике данную проблему разделяют на три группы: Поведение первой группы детей выражается в слегка незначительном отклонении от нравственного развития. Такие дети не конфликтуют с воспитателями/учителями и сверстниками, они неустойчивы, легко внушаемы, и в основном неуверены в себе. Правда, дети этой группы весьма рассеяны, ленивы, неорганизованны, не самостоятельны и не склонны показывать свою инициативу. В учебном процессе они слегка отстают от своих одноклассников.
Дети из второй группы отклонения от норм поведения и развития, как правило, из неблагополучных семей. Им свойственна низкая успеваемость и конфликтность, как с учителями, так и со сверстниками. Поведения детей данной группы характеризуется показной грубостью. Их не интересует образование, впоследствии они не усваивают учебные действия. Весь их интерес направлен на внеобразовательную деятельность. Поскольку в таких детей отсутствует нравственная платформа, они очень легко подаются негативному влиянию. В большинстве случаев характер у ребят очень вспыльчивый, а отношение к окружающим — недоброжелательное. Они озлоблены, могут вести себя вызывающе. На этом этапе отклонения дети еще боятся делать откровенное хулиганство. Третья группа детей отклонившихся от норм поведения зачастую относятся к нравственно-правовым нормам категорически отрицательно. В большинстве случаев семейная обстановка детей неблагополучная. На этом этапе педагогической запущенности дети начинают сквернословить, курить и употреблять алкоголь. Они грубят всем вокруг, независимо или это учителя, или родители, или одноклассники. Как правило, образовательная успеваемость данной группы детей очень слабая. В социальном плане, они изолируют себя от сверстников с нормальным развитием и поведением, и пытаются поддерживать авторитет в таком коллективе при помощи силы. Компенсируют свое общение трудные дети с себе подобными индивидами.
Говоря о методах коррекции педагогически запущенных детей, то в научно-педагогической практике нет единого метода для решения этой проблемы. К примеру, теоретик И. А. Невский предлагает коррекционную программу, что состоит из четырех разделов. На первом этапе педагог знакомится лично с каждым трудным ребенком, узнает о его жизни и семье, при этом наблюдает за его поведением. На втором этапе, учитель выявляет достоинства и недостатки ребенка. Соответственно, он строит индивидуальную программу для работы с подростком. На третьем этапе, педагог определяет эффективность воздействия индивидуальной программы по отношению к ребенку. На последнем этапе, педагог включает ребенка в различные секции, в которых заинтересован сам ребенок.
Приведем пример: Одна ученица 9 класса отстала в учении и систематически стала получать плохие оценки. В результате она разуверилась в своих силах и упала духом. На этой почве у ученицы возникли тяжелые переживания своей неполноценности. Она забросила учебу, стала дерзить и грубить преподавателям, сторонясь при этом коллектива. Оценив данную проблему, ее классный руководитель спланировала ряд воспитательных мер, что в первую очередь были направлены на борьбу с ее неуверенностью в себе. Эти меры заключались в следующих действиях: — Оказать ученице силами учителей и преуспевающих учеников практическую и действенную помощь для ликвидации пробелов в знаниях девочки. Было решено избегать негативных характеристик и плохих оценок в сторону ученицы. Ученице систематически предоставлялась возможность порадоваться своими успехами. Учителя задавали ей индивидуальные задания с расчетом того, чтобы она заведомо могла их выполнить хорошо.
Родители также были вовлечены в этой воспитательный процесс, и их задача основывалась на прекращении давления дочери, и снятие высоких требований девочки к учебному процессу. Классный коллектив должен был проявить чуткость и внимательность к своей однокласснице, вовлекая ее в свою общественную жизнь. Комплексные воспитательные меры увенчались успехом. Девочка ликвидировала все пробелы по предметам, почувствовала себя увереннее и стала более общительной. Этот пример удачного перевоспитания заключается в том, что педагог тщательно изучил индивидуально-психологические особенности ученицы, и пришел к правильному понятию того, что побудило ребенка стать на путь асоциального поведения. Еще один удачный пример повествует о методе перевоспитания асоциальной группы трудных подростков. Одному известному педагогу удалось вовлечь такую группу в интересное и полезное дело. В этом воспитательном эксперименте брало участие приблизительно 500 трудновоспитуемых подростков.
Правда, есть и плохие примеры воспитания детей, где родители только могут усугубить запущенность ребенка, даже если у родителей при этом были самые искренние намерения. В одной интеллигентной семье родители заставляли свою дочь играть часами на скрипке. Чем больше она играла, тем больше у нее не получалось, а родители ее за это еще и ругали. Девочка просто-напросто начала ненавидеть скрипку и все, что с ней связано. К сожалению, у ребенка развился комплекс неполноценности и проявилась агрессивность к окружающим. В конечном итоге, у девочки случился нервный срыв. Только тогда родители прекратили давление на ребенка и позволили девочке заниматься тем, чем она действительно хотела заниматься.
Из этого примера видно, как часто родители забывают, что их ребенок — уже сформировавшаяся личность и навязывают ему свои интересы. Здесь необходимо помнить, что ребенку необходимо самому выбирать, к чему у него есть задатки и что ему по душе. Только тогда, он будет чувствовать уверенность в себе.
Подводя итог, можно сказать, разумеется, работа с педагогически запущенными детьми требует много времени, терпения и сложных решений, но, в результате, все эти жертвы принесут свои плоды, и может быть помогут исправить самого трудновоспитуемого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с педагогически запущенными учащимися.
Чтобы ребёнок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная среда и присутствие взрослого (родителя), который будет не только рядом, но и вместе с ним....
«Педагогически запущенные дети и индивидуальный подход в воспитании».
Проблема педагогической запущенности, как и интеллектуального развития детей – сирот, да и детей, воспитывающихся в семье, является сегодня очень актуальной. Так как в на...
Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся
В презентации "Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся" рассмотрены следующие вопросы:стадии социально-педагогической запущенности учащихся;задачи, которые...
«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».
Деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми, их педагогическая реабилитация....
Активизация познавательной деятельности педагогически запущенных учащихся на уроках химии в условиях вечерней школы
Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познава...
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....
Эссе «Как выстроить сотрудничество с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми учащимися»
Любой ребёнок на каждом возрастном этапе преодолевает трудности. Именно поэтому всех детей можно называть трудными в какой-то момент, но все-таки такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы кото...