Эссе «Как выстроить сотрудничество с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми учащимися»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Леднева Ольга Николаевна
Эссе
«Как выстроить сотрудничество с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми учащимися»
«Трудный ребёнок…» - часто слышим о детях не только в школе, но и на улице. Но никто не задумывается, в чем кроется причина трудностей в общении с таким ребёнком, почему он поступает не так, как принято в школьной среде и обществе… Оценка ребенка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. Часто забывается о том, что дети с отклоняющимся поведением трудны в первую очередь для самих себя.
Проблема общения с «трудными» детьми актуальной была во все времена. Но в последнее время, если верить статистике, происходит рост численности таких детей. Если в 90 годы «трудными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 7-11 лет, а иногда и меньше.
Сейчас очень много говорят о том, что нынешнее поколение детей - это трудные дети. Современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», «учащиеся с проблемами».
Если мы с вами оглянемся повнимательней вокруг, увидим, что любой ребёнок на каждом возрастном этапе преодолевает трудности. Именно поэтому всех детей можно называть трудными в какой-то момент, но все-таки такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.
Именно такие дети не желают учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, воспитателям авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно трудные дети чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего ищут поддержку сверстников в классе, но отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях мы часто видим, что дети «уходят» из школы - интернат, он сближается с другими «отверженными». Дети становятся грубыми, циничными, не умеют соотносить свои поступки с нормами поведения. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки так же грубят, агрессивны, или, наоборот, делают вид, что им ничего не интересно. Я не оговорилась, именно делают вид, потому что все перечисленное является маскировкой.
Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны учителей и воспитателей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.
Также причиной «отверженности» может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Дети начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры, потому что просто не способны устоять перед дурными примерами, а в асоциальных компаниях адаптируются быстро и легко. Ребёнок становится трудным и неуправляемым. Важно вовремя разглядеть причины. В первую очередь-это борьба за внимание, которое необходимо для эмоционального благополучия ребёнка. Борьба за самоутверждение начинается с объявления и демонстрации войны указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Мы, взрослые отсекаем у детей возможность не просто иметь своё мнение, принимать собственное решение, а даже высказать его. А ребёнок должен приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. Иногда он ошибается и понимает, что ему не стоит повторять ошибок. Но так сложно уловить эту грань…..
Ребёнок своим поведением может мстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями, или сёстрами, за унижение друг друга членами семьи, а так же несправедливое отношение и невыполненное обещание. Разводы и появление в доме нового члена семьи, чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу так же могут быть причиной мести. Вера в собственный неуспех закрепляется невнимательным отношением со стороны взрослых.
С такими проблемами сталкивается учитель, классный руководитель при работе с подростками. Выделенные проблемы, с которыми приходилось сталкиваться самой за время работы в школе, узнают многие коллеги, это всем известные причины трудных детей. Но мы крутимся в таком колесе невероятного темпа школьной жизни, погрязнув в бесконечных проверках всевозможных тестирований, диагностик, заполнения статистических данных, не поднимая головы, не замечая и не обращая вовремя внимания на проблемы наших детей. Но тем не менее, раз нам доверяют самое ценное в жизни-детей, нужно стараться в первую очередь в нужный момент поддержать детей, постараться принять их со всеми сложностями, вопросами, проблемами. Некоторые моменты в работе с коллективом помогут избежать наиболее серьёзных проблем в поведении детей не только на данный момент, но и в будущем. Например, надо последовательно развивать и укреплять стремление к самостоятельности и самоутверждению посредством грамотного распределения обязанностей в коллективе и постоянного контроля их исполнения. Без контроля может ничего не делаться, так как в этом возрасте происходит потеря активности (особенно в общественных, школьных делах). Нередко можно услышать выражения типа: «Только не я», «Я не буду», «Почему я?» и т.п.
Так же , когда у ребенка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания, которые проявляются в открытом неповиновении, негативизме, нужно постараться изменить стиль общения и отношение к подростку, обращаясь к нему с серьезными просьбами в разных делах , а приказы можно заменить на совет или ненавязчивое предложение прийти на помощь. Это принесет больше результатов.
Но вместе с этим, повторюсь, нужен постоянный контроль за ними и их поступками. Просто подросткам надо помочь развивать чувство ответственности за свои поступки, принятые решения.
Что касается жизни в коллективе, отмечу, что класс редко представляет собой единое целое: он состоит из отдельных микрогрупп, созданных по интересам. В отношениях со сверстниками возникают конфликты, нередко можно слышать оскорбления и сквернословия. Через это дети стараются казаться взрослыми. В это время важно говорить о культуре взаимоотношений, о взаимоуважении, толерантности, о добром отношении к другому человеку, личности при проведении бесед, тренингов, часов общения о дружбе, культуре общения, этикете. Не нужно стесняться пригласить школьного психолога для проведения занятия, тренинга, не только лично в кабинете, а для совместной работы с классом.
Это далеко не все проблемы, с которыми сталкивается воспитатель при общении, работе с подростками. Да, возраст действительно самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Плюс – это и самый ответственный период, так как здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируется черты характера и основные формы межличностного поведения. Поэтому важно, чтобы в этот период рядом с ребенком были воспитатели, психологи, социальные педагоги, которые в любую минуту готовы прийти на помощь. Но, чтобы ребенок обратился со своей проблемой именно к вам, нужно изначально строить процесс воспитания на чувстве сотрудничества, сотворчества и товарищества, как между самими детьми, так и между воспитателем и ребенком.
Работать, проявляя уважение к каждому ребёнку, решит многие проблемы в поведении детей. Полностью согласна с высказыванием Р. Эмерсон: «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ребёнку». Прежде чем требовать, нужно самим научиться с уважением относиться к ребёнку, причем желательно, это сделать как можно раньше, как отметил Д. Писарев: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое "я" и отделил себя от окружающего мира». Уважать, любить, верить, вовремя протянуть руку, почаще интересоваться, как дела, что читают, чем планируют заниматься, принимать такими, какие есть, оставаясь при этом искренними, культурными, душевными - простые правила для взрослых в общении не только с трудными детьми, а с любым ребёнком, помогут решить или предотвратить многие сложности в общении с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с педагогически запущенными учащимися.
Чтобы ребёнок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная среда и присутствие взрослого (родителя), который будет не только рядом, но и вместе с ним....
«Педагогически запущенные дети и индивидуальный подход в воспитании».
Проблема педагогической запущенности, как и интеллектуального развития детей – сирот, да и детей, воспитывающихся в семье, является сегодня очень актуальной. Так как в на...
Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся
В презентации "Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся" рассмотрены следующие вопросы:стадии социально-педагогической запущенности учащихся;задачи, которые...
«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».
Деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми, их педагогическая реабилитация....
«Как выстроить сотрудничество с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми учащимися»
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогичес...
Активизация познавательной деятельности педагогически запущенных учащихся на уроках химии в условиях вечерней школы
Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познава...
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....