Раскрытие индивидуальных способностей у «трудновоспитуемых» подростков через создание ситуации успеха
статья (8 класс) по теме
Во все времена, заботой учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В этой связи работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально запущенными», «трудновоспитуемыми», «трудными». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация учения. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются впоследствии как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники. Понимая, что нельзя объять необъятное, в материалах не затрагиваются социальные причины педагогической запущенности школьников. Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в массовую школьную практику научно обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания трудных учащихся может дать хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и профилактики правонарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В последние годы в России происходят процессы, связанные со стабилизацией общественной жизни, однако последствия явлений предыдущих лет еще не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.
Современное поколение сельских школьников проходит свое становление в условиях кризисного состояния села, разрушения его социальной инфраструктуры. Процесс социального формирования сельского ребенка протекает в условиях отдаленности от областного центра, не столь разнообразного, как в городе, сельского социума, на фоне ограниченного доступа к культурным и образовательным услугам.
Наша школа испытывает эти влияния в силу обстоятельств, связанных с ее месторасположением. В школе, расположенной на северной окраине поселка, учатся достаточно большое количество детей не самых обеспеченных родителей, а, следовательно, не всегда уделяющих должное внимание воспитательной работе в семье, т. к. многие из родителей нашей школы являются безработными, находящиеся за чертой бедности, а так же есть процент семей официально являющиеся неблагополучными.
Многие классные руководители нашей школы, работающие с классами литера «б» испытывают затруднения т. к. именно в этих классах сосредоточенны не только дети со слабыми учебными способностями, но и поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В этой связи в практике работы таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально запущенными», «трудновоспитуемыми», «трудными».
Два года тому назад я стала классным руководителем именно такого класса, который относится к разряду «трудного»
При составлении паспорта класса можно было увидеть: 3 семьи не неблагополучные, 5 неполные в которых воспитывает один родитель,7 семей находящиеся за гранью бедности, 3 многодетные , 6 опекаемые 5 из которых дети Детского дома преимущественно мальчики. Поэтому школа для многих ребят является не только обучающим учреждением, но и воспитательным пунктом, где проявляют заботу и внимание.
Данный класс отличался частыми нарушениями дисциплины на уроках, имел замечания и выговора по школе, на ВШК стояли 6 человек, РОВД - 3 человека, КДН -1 человек. Ребята не желали проявлять себя во внеурочных мероприятиях. Большую трудность в работе составляла также разновозрастность от 14-16 лет.
Большое внимание на подрастающее поколение оказывает та среда, в которой находится ребенок. Поэтому именно школа должна стать социокультурным центром, который поможет ребенку сформироваться и раскрыть себя. Дети данного класса не успешные в учении должны получить шанс проявить себя в других сферах деятельности через ситуацию успеха. Этот аспект для меня стал наиболее важен т.к. человек должен где-то реализовывать себя для того чтобы в дальнейшем найти свою нишу в этой жизни.
Разрабатывая программу воспитания класса, я посчитала необходимым учитывать такие целевые ориентиры как:
-включение учащихся, независимо от возраста, в активную творческую деятельность, при этом использовать такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно изменяться,
-создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие обучающихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования,
-формирование нравственной культуры обучающихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности,
-развитие понимания значения труда в жизни человека и его результатов на благо себя и других людей.
Исходя из необходимости решения вышеперечисленных проблем и целевых ориентиров, определила цели, задачи и принципы реализации данной программы.
Цель: создание условий для самореализации личности через ситуацию успеха и организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи:
- формирование стремления к здоровому образу жизни; осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей
- воспитание нравственных качеств; формирование гуманистических отношений к людям
- формирование устойчивой жизненной позиции и понимание того, кто я в этом мире
- осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной работы.
Глава I. СИСТЕМА РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ.
Во все времена, заботой учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В этой связи работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально запущенными», «трудновоспитуемыми», «трудными». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация учения. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются впоследствии как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники. Понимая, что нельзя объять необъятное, в материалах не затрагиваются социальные причины педагогической запущенности школьников. Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в массовую школьную практику научно обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания трудных учащихся может дать хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и профилактики правонарушений.
Причины отклонений в поведении трудных учащихся
Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением - микросредой. Именно в микросреде ребенок, подросток, юноша черпает весь свой социальный и нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды и убеждения, привычки и особенности поведения.
Нравственная деформация личности школьника и отклонения в его поведении являются следствием дефектов в системе его взаимосвязей и отношений с микросредой.
Рассмотрим наиболее существенные дефекты межличностных и деловых отношений, с которыми учащийся сталкивается в семье, на улице, в школе/
Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Выделим основные факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитании детей в семье. Определяющую роль играет “нравственная позиция” родителей. Ведь речь идет о наличии или отсутствии в семье источников антиобщественных, аморальных влияний и об общей нравственной ориентации родителей, проявляющейся в их повседневном поведении.
Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательным примером родителей - систематическими пьянками, скандалами, развратным поведением, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений и т.д. А две трети подростков - правонарушителей воспитывались в семьях, в которых источники отрицательного влияния носили скрытый характер. Это связано с неблагоприятной нравственно-психологической обстановкой, обусловленной эгоизмом и потребительской психологией родителей.
Отрицательное влияние стихийно-группового общения
Недостатки семейного и школьного воспитания способствуют возникновению педагогической запущенности, заключающейся в нравственной деформации личности учащихся и выходе их из под воспитывающего влияния семьи и школы. Это выражается в отрицательном отношении к учебе, нарушениях правил поведения, в конфликтах с педагогами и родителями.
В результате соединения недостатков семейного и школьного воспитания с отрицательным влиянием стихийно-группового общения педагогическая запущенность переходит в социальную запущенность. От дисциплинарных и моральных проступков подростки переходят сначала к мелким правонарушениям, а потом и к уголовным преступлениям.
Система работы по перевоспитанию трудных учащихся
А.С.Макаренко исходил из того, что нравственное развитие личности происходит по мере накопления ею собственного жизненного опыта в процессе деятельности и общения. Главную роль в перевоспитании учащихся играет улучшение их личных отношений со сверстниками и достижение ими успеха в различных видах положительной деятельности (учеба, труд, спорт, техническое и художественное творчество) Отрицательное в личности может быть изжито лишь в том случае, если оно будет побеждено положительным. Вовлечение трудного школьника в активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха.
Система предупреждения отклонений в поведении и перевоспитании учащихся включает в себя шесть основных компонентов:
1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе в масштабе класса и школы
2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.
3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей).
4. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.
5. Вовлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней.
6. Изменение условий семейного воспитания.
Индивидуальный подход в работе с трудными учащимися
Каждому учителю известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У всякого из них свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложные натуры, а можно найти и незаметных или робких ребят. Хотя каждый ученик во многом похож на сверстников, в то же время он значительно отличается от них своими индивидуальными особенностями. Разным является и положение их в семье и среди товарищей по учебе. Поэтому воспитание учащихся в коллективе и через коллектив обязательно необходимо сочетать с индивидуальной воспитательной работой. Останавливаясь на наиболее важном аспекте - индивидуальный подход.
- Учет психологических особенностей личности.
- Учет жизненной ситуации и степени педагогической запущенности школьников.
- Условия осуществления индивидуального подхода.
Приемы педагогического воздействия на трудных школьников.
Созидающие приемы:
- прием, способствующий упражнению в нравственных поступках и накоплению социально ценного, положительного жизненного опыта: организация ситуации успеха;
- приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником: проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение и т.д.;
-приемы, строящиеся на понимании динамики интересов и чувств учащихся: опосредствование (достижение желаемых изменений не прямым указанием, а посредством промежуточного звена, через предъявление ему определенного условия); фланговый подход (воздействие на те чувства ученика, которые побуждают его к поступкам.
Тормозящие и вспомогательные приемы:
- приемы, в которых открыто проявляется власть педагога: осуждение, приказания, возбуждение тревоги о предстоящем наказании и т.д.;
- приемы со скрытым действием: параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников
- Метод или прием «взрыва» - это стремительная перестройка личности школьника в результате воздействия, которое вызывает очень сильные эмоциональные переживания, настоящее потрясение. Применение «взрыва» требует хорошей подготовки и большого мастерства педагога, иначе «взрыв» легко может стать «педагогическим срывом».
Содержание работы с родителями.
Практика показывает, что те родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приемы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, тем не менее считают себя сведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок.
Обычно педагогическое просвещение родителей трудных учеников в школах пытаются осуществлять в индивидуальных беседах или на родительских собраниях. Однако жизнь показывает, что большинство таких родителей не приходят в школу. В таких случаях, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Классному наставнику необходимо установить с родителями тесный контакт.
Педагогическое руководство семейным воспитанием заключается в указании родителям конкретных путей и средств оздоровления обстановки в семье, улучшения отношений с детьми. Оно осуществляется в процессе бесед классного руководителя с родителями, как в школе, так и дома. Педагог обсуждает с родителями те трудности, которые их сын или дочь испытывают, методы воздействия на его сознание и поведение, вопросы его дружбы со сверстниками, характер отношения к труду, общественным обязанностям и взаимоотношения с самими родителями. Подсказать родителям наиболее подходящие в данном конкретном случае меры воздействия, практические шаги по нормализации положения педагог может лишь при условии, что он разобрался в ситуации, сложившейся в семье, достиг с родителями откровенности и взаимопонимания.
В работе школы с родителями трудных учеников не всегда удается добиться желаемого результата. Но если последовательно и настойчиво использовать все вышеперечисленные меры воздействия, то улучшение обстановки в семье произойдет. А это самым положительным образом скажется на поведении трудных школьников в жизни и на улице, а также на качество их учебы.
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ.
Исходя из целей и задач, моя работа стала строиться с учетом аналитеко – диагностической деятельности при сопровождении психолого-педагогической поддержки, для определения сфер деятельности, где бы каждый учащийся смог раскрыться. Это помогло мне использовать в воспитательном процессе личностно-ориентированные приемы и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения через ситуацию успеха. Вся дальнейшая моя воспитательная работа направлена на создание для каждого учащегося ситуации успеха, при которой он смог проявить себя.
В своей работе я активно использую педагогический подход, названный «жизнедеятельностным» для его реализации требуется не только «призыв к осознанию пагубности негативного поведения», а совместное проживание педагогом и воспитанником, выпускником – воспитанником, родителями и ребенком настоящей жизни, основанной на принципах здорового образа жизни. Такая работа проходит в виде спортивных дружеских встреч с шефами, которые выступают не только как наставники, но и как друзья. За дружескими разговорами при встречах работники РЭСа рассказывают случаи из своей биографии, дают наставления, советы, стараясь предупредить своих воспитанников.
Ребята принимают активное участие в работе школьного клуба «Земляки - наша гордость», вынося из этих встреч положительный опыт.
Работа ученического самоуправления на классном уровне.
Большую роль в становлении каждой личности имеет значение социальная значимость каждого участника воспитательного процесса, поэтому дети изначально были добровольно распределены по различным министерствам, которые отвечают каждый за свое отдельное дело. Развитие ученического самоуправления в классе помогает не только приучить к самостоятельности, но и помочь ребятам работать в группе, научить слушать друг друга и уважать чужое мнение. Продуктом данной деятельности являются организованные совместно праздники и мероприятия с участием родителей, организация различных спортивных игр с параллелями. Эта работа предусматривает не только проведение праздников и мероприятий, но и шефская работа над своими, же сверстниками, помогая им в выполнении домашнего задания (министерство образования). Активная творческая группа помогает в вовлечении ребят из других параллелей.
Работа по профилактике правонарушений и правовому воспитанию учащихся.
В моей работе помогает и плотное сотрудничество с ГУ «Социально-реабилитационным центром», которые включают мероприятия методического, профилактического характера.
Работа по вовлечению в активную творческую деятельность.
Вовлечение детей в активную творческую деятельность, помогает раскрываться многим учащимся, например:
- Творческие конкурсы: фото конкурс «Летнее сафари», КТД ко Дню учителя, Новому году, Дню матери, поздравительная открытка для шефов, листовки «Чистая вода - чистая планета»-10 человек, «От князя Игоря до генерала Жукова» (районный)-1 человек, «Космос глазами детей» (областной)-2 человека.
- Разработка и проведение праздников на уровне класса: поздравительная программа в честь праздника Дню матери, игровая программа к Новому году и к 8 Марта; школы КВН «Космические дали нас с тобой позвали».
Работа с социально-психологической службой.
Ведется плотная работа с психологом и социальным педагогом, которые провели более 50 индивидуальных бесед с учащимися, проведены 7 треннинговых занятий. Совместная работа помогает классному руководителю скорректировать свою воспитательную работу в дальнейшем.
Работа с родителями.
Помощниками классному руководителю во все времена были авторитетные родители, которые помогают привлечь остальных родителей в совместную деятельность. В своей работе с родителями я выбрала доверительный стиль общения, который позволяет установить благоприятный климат в классе. Родители полноправные участники учебного процесса, он частые гости на различных мероприятиях, где проявляют себя не как зрители, но и участники. («Новогодний шабаш», «Прекрасной мамочке», дружеская встреча с шефами и т.д.) Работа с родителями предусматривает и повышение воспитательного потенциала семьи при активном взаимодействии семьи в общеобразовательном пространстве. К приоритетным формам работы с семьей относится психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания в виде круглых столов «Шаг в бездну», «Вредные привычки в подростковом возрасте» и т.д. Родители данного класса активные участники школьных лекториев, собраний тематических.
Система поощрения
-моральное (признание коллектива) награждение грамотами самых активных по результатам классного рейтинга;
-рекомендации к участию в конкурсах, олимпиадах;
-поездки в оздоровительный лагерь «Орленок» за средства шефской организации (в 2009 г. – 3 учащегося по результатам экрана активности и успеваемости за четверть).
Работа в системе дополнительного образования.
Привлечение детей в систему дополнительного образования способствует профилактики правонарушений, асоциального поведения подростков. Опыт показывает, что дети, занимающиеся в той или иной форме в системе дополнительного образования, оказываются более успешными, более мотивированными в сфере общего образования. На прошлый учебный год 10 учащихся посещают секции и кружки при школе и ДЮКФП и 5 из них заняты в кружках и секциях БОУ «Черлакский детский дом». На 2009-2010 учебный год 13 учащихся посещают секции и кружки при школе и ДЮКФП и 5 из них заняты в кружках и секциях БОУ «Черлакский детский дом». Причин много: неустойчивость интересов учащихся, слабая материальная база, отдаленность центров дополнительного образования от места жительства и школы.
Заключение
Несмотря на низкий нравственно-культурный уровень «трудных» обучающихся, справедливость, уважение к окружающим, низкий уровень или полное отсутствие мотивации к учению и слабого интереса к коллективным творческим делам школы и класса. Такая форма работы в воспитательной системе класса как ситуация успеха важна и необходима, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка и позволила добиться положительной динамики:
- в сравнении с прошлым годом количество обучающихся стоящих на учете ВШК сократилось на 2 человека, стоящих в РОВД на 1 человека;
- уменьшилось количество пропусков без уважительной причины;
- снижение количества обучающихся, которым объявлен выговор по школе;
- весь класс входит принадлежит к общественной организации «Алые паруса», и занимаются общественной деятельностью;
- количество обучающихся принимающих участие в различных мероприятиях, конкурсах, КВНах, праздниках, увеличилось на12;
- количество обучающихся посещающих факультативные занятия увеличилось на 24;
- количество обучающихся посещающих секции, кружки, увеличилось на 3.
Не все еще получается при организации воспитательной работы класса, но я стала ближе к осуществлению цели - дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его возможности и способности через ситуацию успеха.
«В стране, которая находится в условиях экономического кризиса, главным богатством является не газ, не нефть, не природные ресурсы. Главное богатство – это ее дети».
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- СПб., 2002.
2.Вентцель К.Н. Свободное воспитание .- М., 1993
3.Венгер А.Л. психологическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности// Вопросы психологии. 2001. №1
4.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
5. Зотова Л. Э. Стратегия работы с " трудными " школьниками: методические рекомендации для учителей и родителей : [психол. аспект.] // Классный рук. – 2005 . – № 4. – С. 53-62.
6. Коломинский Я.П. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений . Минск, 1984
7.Рубцов В.В, Организация и развитие совестных действий у детей в процессе обучения.М., 1987
8.Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания . –М., 2004.
9.Степанова Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания// Класный рук.- 2006.- №6.- С.5-16
10.Щуркова Н.Е. Классое руководство : теория, методика, технология. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение социального статуса и творческого потенциала воспитанников через создание ситуаций успеха
Сообщение из личного опыта на зональном методическом объединении в городе Славянске - на - Кубани...
Создание ситуации успеха учащихся в изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования.
Обобщение опыта по использованию нетрадиционных техник рисования в ходе учебных занятий...
Статья Создание ситуации успеха у подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации через реализацию социального проекта «Подари людям радость»
Предложен опыт работы школы по созданию ситуации успеха учащихся "группы риска"...
Формирование социальной одаренности обучающихся через создание ситуации успеха на занятии
Беляк Наталия Владимировна,МБОУ ДОД Центр детского творчества МО г. Саяногорск Социум и ребенок, как много вопросов вызывает этот тандем. Насколько успешной будет социализация подрастающего...
Создание ситуации успеха через использование технологии игры на уроках математики
В работе представлено обобщение опыта технологии игры на уроках математики. Имеется презентация....
"Развитие у учащихся с ОВЗ познавательных компетенций, через создание ситуации успеха на уроке"
Когда, на каком этапе и почему происходит перелом? И кто виноват — учителя, родители или применяемая методика обучения?Этот вопрос рассматривается уже не одно десятилетие. И выводы, к кото...
«Создание благоприятных условий для трудового обучения, способствующих раскрытию индивидуальных способностей воспитанников, обеспечивающих возможности их самоопределения и самореализации в условиях современной жизни»
Из опыта работы учителя профессионально-трудового обучения ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Данкова» Лоторевой Е.В....