Методы и формы опроса знаний на уроках биологии
статья на тему
Для учеников опрос домашнего задания подчас становится не просто неприятным моментом на уроке, но и самым не любимым. А ведь при этом многим нравиться сам предмет.
Основной целью при опросе является не оценка, а выявление уровня реальной обученности ребёнка. Это помогает оперативно принять определённые решения по совершенствованию учебного процесса и методики обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_motody_otsenivaniya_na_uroke_biologii.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и формы опроса знаний на уроках биологии.
Введение
Для учеников опрос домашнего задания подчас становится не просто неприятным моментом на уроке, но и самым не любимым. А ведь при этом многим нравиться сам предмет.
Основной целью при опросе является не оценка, а выявление уровня реальной обученности ребёнка. Это помогает оперативно принять определённые решения по совершенствованию учебного процесса и методики обучения.
Слайд 2
Систематический опрос позволяет выявить состояние знаний учащихся в любой период обучения, определять, насколько каждый ученик успешно и последовательно усваивает биологические знания, овладевает практическими умениями изучения различных тем данного курса.
Слайд 3
В своей работе использую такие методы опроса как: Письменный, устный, тематический,
Вместе с тем систематический опрос является стимулом учебной деятельности на уроках биологии для самих учащихся, так как результаты опроса показывают им все их достижения, пробелы и ошибки в усвоении учебного материала.
Кроме того, оценка знаний и умений школьников полученная при опросе служит ориентиром для родителей, информируя об учебном труде их детей и нацеливая, в случае необходимости, на согласованные действия с учителем по устранению причин, снижающих успеваемость.
Опрос знаний осуществляется мной в следующих формах: фронтальной и индивидуальной беседе, фронтальной и индивидуальной письменной работе, комбинированной (опрос с применением разнообразных форм, методов и средств), и с использованием компьютера и возможностей мультимедийного оборудования.
Слайд 4
Комбинированный метод как основной метод опроса.
Наиболее эффективной формой, при которой идёт закрепления знаний, формирования навыков и развития естественно - научного мышления, вижу комбинированный опрос с элементами творчества, игровыми моментами и активным использованием межпредметных связей.
Комбинированный метод опроса (индивидуально устная + письменная, и.т.д.) наиболее эффективен в выявлении истинных знаний ученика и даёт возможность проконтролировать знания учащихся с помощью различных форм и методов.
Благодаря сочетанию нескольких методов опроса у ученика есть возможность проявить свои знания в той форме, в которой ему более комфортно.
Слайд 5
Устный метод опроса и его формы.
Устный опрос самый распространенный. Он позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с учеником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.) что помогает осуществлять индивидуальный подход в обучении. Слушая ответ, учитель также имеет возможность судить о речи ученика, его памяти, развивать и совершенствовать их, обучать логическому мышлению.
Слайд 6
Формы устного опроса:
1) Индивидуальный опрос на воспроизведение материала. Провожу только на первых этапах обучения. Это развивает монологическую речь, приучает учащихся к добросовестному выполнению домашних заданий.
2) Опрос семинарского типа с применением интерактивной доски. Ученик после воспроизведения материала получает проблемный вопрос, на который он даёт ответ и с применением возможности интерактивной доски, закрепляя ответ практическим показом своих действий. Так как работа с интерактивной доской всегда активизирует внимание всего класса. Ребята внимательно следят за ответом одноклассника и всегда готовы прийти ему на помощь. Это даёт возможность всему классу закрепить практическую значимость полученных знаний при опросе одного ученика.
Пример: при проверке знаний по темам: «Внешнее и внутреннее строение корня» проблемный вопрос – Как ты узнаешь зону всасывания у корня? Зарисуй корневой волосок и подпиши его строение. С помощью интерактивной доски укажи правильную последовательность твоих действий при пересаживании растений. Такие задания при опросе выявляют не только объём теоретических знаний, но и как ученик усвоил практическую значимость полученных на уроке знаний.
3) Уплотнённый опрос по группам. Его отличительная особенность в высокой оперативности и интенсивности. Задаваемые вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить дополнительное время на их «толкование». Вопросы задаются в быстром темпе вразброс любому ученику. Это развивает умение быстро ориентироваться в материале, собираться и грамотно излагать мысль. Также это формирует навыки работать в команде.
Данный опрос можно проводить при завершении темы перед зачётом или контрольной работой.
Пример.
1.Перечислите изученные нами органические вещества. (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины, АТФ, гормоны)
2. Какие вещества относят к биополимерам? (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы)
3.Мономер белка? (аминокислоты)
4.Сколько видов нуклеиновых кислот? (два)
5.Самое энергоёмкое органическое вещество? (жиры)
4)Коллоквиум. Это индивидуальная беседа по пройденной теме без письменной подготовки. Перед учащимся ставится вопрос из данной темы. Далее задаются вопросы, связанные с первым. Постепенно охватывается вся тема по логической цепочке. Это развивает у учащегося способность подчинять своё мышление логике спрашивающего, умение слушать вопрос, умение держать внимание длительное время. Это особо ценно для медицинских специальностей и научной деятельности в любой области.
Учитель при этой форме опроса работает с одним учеником. В это время классу создаю проблемную ситуацию, над которой работают в форме письменного опроса.
Примерные вопросы коллоквиума по теме «Корень»:
1.Перечисли органы растения?
2.Корень это вегетативный или генеративный орган?
3.Перечисли функции корня?
4.Какие виды корней мы изучили?
5.Как называют корни, растущие от стеблей, листьев и т.д.?
6. Из чего развивается главный корень?
5) Фронтальный (или беглый) опрос отличается от индивидуального своей лаконичностью и возможностью включить в опрос большее количество учащихся и экономится время урока, так как учащиеся отвечают с места. Данная форма опроса активизирует всех учащихся и сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Я применяю её в начале урока с целью выяснения усвоения классом пройденного материала необходимого для перехода к новой теме.
Совершенствование метода устного опроса связано с применением его на разных этапах урока и в сочетании с другими методами.
Например: дайте определение термину - иммунитет, на какой табличке термин записан правильно (иммунитет или имунетет), назови допущенные ошибки. Это позволяет проверить как знание определения данного термина, так и проверить терминологическую грамотность ученика. А готовые таблички экономят время опроса и развивают зрительную память у всех учащихся класса.
Слайд 7
Письменный опрос
Самой объективной формой проверки знаний считаю письменный опрос. Главное достоинство письменного опроса заключается в том, что он позволяет выяснить знания одновременно целого класса за сравнительно короткий срок и тем самым обеспечить систематический контроль качества знаний учащихся.
Письменный опрос:
1.Проверочные работы по терминам. Данная форма опроса обеспечивает формирование грамотной научной речи:
1) «Найди ошибку» - исправление намеренно допущенных ошибок в терминах (асимиляция, дисимиляция, прокориоты, метахондрии и т.д.);
2) Вставь пропущенную букву: прок- риоты, риб – сома, м – кориза, г – пофиз,
филог – нез.
3) для проверки умений самостоятельного добывания знаний при работе с учебником (для учащихся старшего звена) разрабатываются
технологические карты, где указываются этапы в работе с материалом параграфа и письменные задания к каждому этапу. Данные задания приближены к заданиям, встречающимся в ЕГЭ и ГИА, что приучает ребят к работе с данным типом тестовых заданий и умению выбирать главное из материала текста.
Слайд 8
Технологические карты
ФОТОСИНТЕЗ
- Прочитай пар.-11
- Дай определение ФОТОСИНТЕЗУ! (запиши в тетрадь)
- В каких клетках протекают процессы фотосинтеза? (дай письменный ответ)
4.Повтори строение хлоропласта. Сделай подписи к рисунку.
Слайд 9
Тестовый опрос.
Большое внимание уделяю опросу учащихся по заданиям в форме тестов, так как в настоящее время тестирование занимает ведущее место среди всех форм контроля деятельности школьников, особенно при итоговой аттестации. Тестирование является объективным инструментом для выявления уровня усвоения знаний и даёт возможность проверки большего объёма знаний у всех учащихся класса.
Тесты разрабатываю, как для опроса по пройденной теме, так и для итоговых проверочных контрольных работ, с учётом всех видов заданий встречающиеся в ЕГЭ и ГИА.
С тестовыми заданиями группы «А» начинаю знакомить детей уже с шестого класса класса. В последующих классах постепенно знакомлю с различными заданиями группы «В» и «С».
Вариант-1
Задании -А
1.Самым нижним уровнем организации живых систем является:
А.клеточный Б.тканевой
В.молекулярный Г.популяционный.
2.Экологический фактор ,выходящий за приделы выносливости организмов, называется:
А.стимулирующим. Б.антропогенным
В.ограничивающим Г.абиотическим.
3. Критерием появления нового вида является возникновение:
А. значительных морфологических изменений
Б.географической изоляции
В.репродуктивной изоляции.
Г.существенного количества мутационных изменений
Задание - В
1.Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Бурый медведь в классификации животных, начиная с наименьшей группы:
А.подтип Позвоночные
Б.тип Хордовые
В.семейство Медвежьи
Г.вид Бурый медведь
Д.класс Млекопитающие
Е.отряд Хищные.
Задание - С
1. Что регулирует сезонные явления в жизни организмов?
Слайд 10
Совершенствование форм опроса.
Использование межпредметных связей.
Мы все используем перечисленные методы и формы опроса, новизна
заключается в том, чтобы не только при объяснении материала активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными методами и формами, а и опрос превратить в увлекательный для учащихся процесс. Достичь это можно путём внесения в предложенные формы опроса элементы творчества, игры с активным использованием межпредметных связей.
Народное творчество содержат богатый материал, который применим для закрепления знаний при опросе. Через поговорки и пословицы учащиеся осознают практическое значение полученных знаний.
«Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится»
Пример: при опросе по теме «Человек и биосфера» попросить ребят раскрыть смысл данных поговорок в свете изученного материала: «Семь раз отмерь один раз отрежь». «Что посеешь, то пожнёшь», «Где сосна взросла там она и красна».
Опрос в форме игры
Игра как вид деятельности всегда привлекательна для людей любых возрастов. Она разнообразит будни, будит фантазию и воображение, раскрывает таланты и творческие возможности человека. Особенно важна игра для детей школьного возраста и подростков. Закрепление и обобщение пройденного материала в процессе игры проходит в легкой и ненавязчивой форме. Дети любят такие уроки, ждут их, готовятся к ним, бурно переживают победу или поражение своей команды.
Опрос по теме роль животных в природе провожу в форме игры командного типа. Класс делится на две команды «ЗА» и «ПРОТИВ». Ребята готовятся к опросу дома, собирая необходимую информацию о представителях заданного отряда. Такая форма опроса учит, ребят работе в команде и способности отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами.
Следовательно комплексное применение методов дает возможность проверять одновременно всех или значительное число учащихся на уроке, систематически и объективно выявлять усвоение наиболее важных сторон знаний и умений с затратой небольшого количества времени на выполнение задания или ответ, а от учителя на их проверку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Интерактивные методы и формы обучения на уроках английского языка".
Круглый стол для учителей английского языка района был подготовлен и проведен с моей коллегой Ивановой Юлей Владимировной...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Педагоги – новаторы своим трудом доказали, что учить можно хорошо в школе, не перекладывая на плечи родителей свои недоработки. Тогда...
Современные методы и формы работы на уроке.
Урок – клеточка педагогического процесса.В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке....
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...
Современные методы и формы работы на уроке
Презентация к выступлению на теоретическом семинаре....
Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном образовании. Методы и формы работы на уроках изо в 5-7 классах
Направление на развитие инклюзивного образования стало одним из основных вроссийской образовательной политике. Ведь совместное (инклюзивное) обучениепризнано ...
Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...