Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности
методическая разработка по биологии
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязатель-но включается и элемент познания ее, выработка гуманного отношения, осоз-нанное поведение в природной среде.Одна из задач современной школы, как и общества в целом, - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилье технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчуждённость человека от природы, переводя эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.
В школе есть предметы «Окружающий нас мир» в начальной школе, в среднем и старшем звене «Биология» и «География», на которых дети знакомятся с природой, но везде знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом самое главное: за общим мы часто не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают название тех деревьев, трав, животных которые произрастают и обитают в родном крае. И поэтому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а любовь должна быть конкретна, и возникать лишь в результате непосредственного эмоционального положительного контакта с природным объектом.
В удалении от естественных ландшафтов это сделать не просто. Но все- таки можно организовать занятия, на которых дети будут знакомиться с конкретными растениями и животными родного края, учиться любить их, знать о них как можно больше, делать маленькие открытия. Это могут быть различные формы: классные часы, кружки, элективные курсы, экскурсии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Куровская основная общеобразовательная школа,
Погарского района, Брянской области.
«Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
Выполнил учитель
биологии:
Виртенгберг Татьяна
Васильевна.
Оглавление.
- Введение.--------------------------------------------------------------------------- 3
- Цели и задачи.--------------------------------------------------------------------- 5
- Формы и методы экологического воспитания:
3.1. Кружок «Тайны леса»-------------------------------------------------------- 7
3.2 . Элективные курсы: «Такие незнакомые знакомые растения»
(5-6 класс), «Лес и человек» (8-9 классы).------------------------------------ 8
- Заключение.----------------------------------------------------------------------- 9
- Список литературы.------------------------------------------------------------- 10
- Приложение:
№1 Программа кружка «Тайны леса»--------------------------------------- 11
№2 Программа элективного курса «Такие незнакомые знакомые растения»-------------------------------------------------------------------------- 13
№3 Программа элективного курса «Тайны леса-------------------------- 16
№4 Дидактический материал и методические рекомендации для занятий кружка «Тайны леса» ---------------------------------------------------------- 20
№5 Методические рекомендации для занятий по программе «Такие незнакомые знакомые растения---------------------------------------------- 42
№6 Дидактический материал и методические рекомендации к программе «Лес и человек»------------------------------------------------------------------ 52
№7 Занимательный материал для занятий--------------------------------- 60
Введение.
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с приро-дой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики.
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязатель-но включается и элемент познания ее, выработка гуманного отношения, осоз-нанное поведение в природной среде.
Одна из задач современной школы, как и общества в целом, - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилье технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчуждённость человека от природы, переводя эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.
В школе есть предметы «Окружающий нас мир» в начальной школе, в среднем и старшем звене «Биология» и «География», на которых дети знакомятся с природой, но везде знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом самое главное: за общим мы часто не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают название тех деревьев, трав, животных которые произрастают и обитают в родном крае. И поэтому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а любовь должна быть конкретна, и возникать лишь в результате непосредственного эмоционального положительного контакта с природным объектом.
В удалении от естественных ландшафтов это сделать не просто. Но все- таки можно организовать занятия, на которых дети будут знакомиться с конкретными растениями и животными родного края, учиться любить их, знать о них как можно больше, делать маленькие открытия. Это могут быть различные формы: классные часы, кружки, элективные курсы, экскурсии.
Исходя из изложенного, объектом моей работы является процесс организации экологического образования в школе.
Предмет данной работы – формы и методы экологического образования в основной общеобразовательной школе.
Цель работы – систематизировать опыт работы по экологическому образованию в школе; разработать новые формы и средства, способствующие наибольшей эффективности процесса экологического образования в школе.
Задачи работы:
- Выявление теоретических основ экологического образования.
- Определение целей и путей достижения экологического образования в школе.
- Создание учебно-методического и учебно-иллюстративного комплекса, решающего задачи экологического образования и способствующего формированию экологических знаний, умений и навыков, интересу учащихся к экологическим проблемам и их решению в школе.
В данной работе разработана система различных форм и методов способствующих экологическому образованию школьников. Материалы работы можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, классных часов, на уроках естественно-географического цикла, при организации кружков, элективных курсов и т.д..
2. Цели и задачи экологического образования.
Под экологическим образованием понимают педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы.
В содержании экологического образования Иогансен четыре основные задачи:
- Первая задача – сохранение окружающей среды. Нужно научить людей не загрязнять окружающую среду, производить без отходов и утилизировать все, что пришло в негодность, управлять и улучшать качество среды, учить соблюдать правила поведения в природе.
- Вторая задача – рациональное использование невозобнавимых природных ресурсов. Надо научить людей, полно, экономно и как возможно дольше и наиболее эффективно использовать все невозобнавляющиеся природные ресурсы.
- Третья задача – рациональное использование возобновляющихся природных ресурсов. Нужно научить людей использовать возобновимые природные ресурсы, не доводя их до истощения, учитывая, что возобновимые природные ресурсы являются как условием производства, так и продуктами потребления человека (грибы, ягоды и т.д.).
- Четвертая задача – охрана памятников природы и отдельных ее элементов, имеющих историческую, культурную и научную ценность. Следовательно, нужно научить людей ценить уникальные участки природы, бережно относиться к ним. ( )
Эти перечисленные задачи и составляют содержание экологического образования.
Содержание экологического образования включает в себя идеологичес-кие, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты.
Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования. Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить следующие принципы экологического образования:
- междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников;
- систематичность и непрерывность изучения экологического материала;
- единство интеллектуального и эмоционального начала в деятельности учащихся;
- взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия проблем в учебном материале.
Принципы экологического образования реализуются на практике в процессе решения следующих задач:
- Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется отрицательное воздействие человека на природу сообразно с ее законам.
- Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
- Овладение прикладными знаниями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятие правильных решений по ее улучшению.
- Развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
- Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе.
- Активизация деятельности по улучшению окружающей среды, участия в пропаганде современных идей охраны природы.
Следовательно, цель экологического образования заключается в формировании ответственного отношения к природе, которое должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего гражданина.
Для выполнения целей и решения задач экологического образования в школьных курсах многих предметов недостаточно времени. Как правило, при изучении предметов естественного цикла учащиеся выступают в роли пассивных слушателей и созерцателей, получая знания в готовом виде, не напрягая ум и чувства, не затрудняя себя усилиями сравнивать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы на основе собственного чувственного опыта.
Следовательно, одним из путей совершенствования системы экологического образования является разработка различных форм и методов дополнительного образования. Мною разработаны несколько таких проектов,
направленных на решение задач экологического образования. Это Кружок «Тайны леса» (для начальных классов), Элективные курсы «Такие незнакомые знакомые растения» и «Лес и человек» (для учащихся среднего школьного возраста).
3.1 Кружок «Тайны леса».
Для совершенствования регионального экологического образования необходимо обновление методики преподавания на основе деятельностного подхода. При этом уже обучение младших школьников должно быть основано на самостоятельной деятельности по изучению социоприродного окружения.
Современный процесс обучения детей оснащен новыми наглядными и техническими средствами, но следует отметить, что в практике обучения массовой начальной школы недостаточно представлено живое созерцание природы, результатом чего является низкая сенсорная культура школьника.
Для решения данной проблемы в нашей школе разработаны и внедрены в школьную практику: кружок «Тайны леса», элективные курсы «Такие незнакомые знакомые растения» и «Лес и человек» (См. приложение).
Программа кружка «Тайны леса» рассчитана на учащихся начальных и способствует приобретению начальных знаний о природе родного края, умений изучать и исследовать окружающую среду.
Как узнать нору барсука, отличить одни виды синиц от других, догадаться, кому принадлежат перья, прочитать следы и многому другому научатся младшие школьники, изучая раздел «Наблюдения и исследования» (См. приложение).
Как правильно изготовить скворечник и кормушку для птиц, как защитить лес и его обитателей – этому научит ребят материал раздела «Защита окружающей среды».
Что такое древесина, хлорофилл, пыльца, сок растений, структура листа и многое другое ребята узнают на занятиях по разделу «Хочу все знать».
Как построить хижину и шалаш, правильно собрать и приготовить ягоды, изготовить различные поделки из природного материала и многому другому учащиеся научатся, изучив раздел «Занимательные игры».
Для закрепления и обобщения знаний и умений предлагается ребятам раздел «Викторина – Лес». (См. приложение»).
Продолжением изучения природы родного края являются элективные курсы для учащихся 5-9 классов.
3.2 Элективные курсы.
В федеральном базисном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в основной школе на курс биологии в 5-6 классе рассчитано по 35 часов (т.е 1 час в неделю). Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесено по 35 часов учебного предмета «Биология».
В предлагаемой программе элективного курса планируется реализация краеведческого подхода в изучении материала дополняющего, развивающего и конкретизирующего содержания программы ««Такие незнакомые знакомые растения». Курс составлен на основе материалов Елизаровой Е.М. ( ).
Данный элективный курс рассчитан для учащихся 5-х 6-х классов и направлен на ознакомление детей с растениями родного края. Материалы курса дают возможность научить видеть отличительные особенности растений, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с растениями. Основными задачами курса является:
- воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края, умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- развитие интереса к изучению природы;
- углубление знаний о природе родного края;
- изучение и исследование конкретных объектов природы Брянской области.
Элективный курс «Лес и человек» рассчитан на 34 часа и рекомендован для учащихся 8-9-х классов (см. приложение). Составлен на основе материалов элективного курса «Лес и человек» Н.Ф.Винокурова и др. ( ).
Задачи курса:
- продолжить формирование научного мировоззрения у школьников
- развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы;
- создавать базу для профориентации школьников;
- продолжить нравственное, эстетическое, экологическое и трудовое воспитание школьников.
Ценность курса состоит в том, что он имеет практическую направленность и способствует закрепить теоретические знания на практике, овладению основными экологическими знаниями, выработке своего взгляда на экологические проблемы.
Заключение.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что в ней собраны материалы и разработана система различных форм и методов, способствующих расширению и углублению знаний о лесе и его обитателях, приобретению умений и навыков по лесной экологии, лесоводству и методам защиты леса, экологическому воспитанию, эколого-лесхозяйственному образованию и профессиональной ориентации школьников начиная с младшего школьного возраста. Материалы работы можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, классных часов, на уроках естественно-географического цикла, при организации кружков, элективных курсов и т.д..
Апробация форм и методов осуществляется в Куровской основной общеобразовательной школе, начиная с 2001 года, а также в школах Погарского района и детском саду №5 р.п. Погар.
Приложение №1
Программа кружка «Тайны леса»
Пояснительная записка.
Материалы кружка рассчитаны на учащихся 1-4-х классов, интересующихся биологией и имеющих склонность к исследовательской работе.
Формы организации и методы обучения учащихся.
Занятия кружка могут проводиться на базе школьного кабинета биологии и ближайшего лесного массива. Планируется работа в библиотеках и полевые практикумы, экспедиции в природу, проектная деятельность – подготовка утренников для детей детского сада.
Программа рассчитана на 30 часа. В процессе реализации программы предусматриваются теоретические и практические занятия.
Большое внимание уделяется знакомству с растениями и животными родного края, а также на изучение их жизнедеятельности.
Занятия кружка способствуют формированию целеустремленности, трудолюбия, наблюдательности, заботливого отношения к живой природе.
Содержание работы.
(Общее количество часов – 30).
1.Введение – (1ч.)
Аукцион рассказов по теме «Тайны леса».
2.Наблюдения и исследования. (10ч.)
Наблюдение за растениями и животными, изучение отличительных признаков различных видов растений и животных, их продуктов жизнедеятельности (следы, перья, гнезда и т.д.). (См. Приложение№2).
3. Защита окружающей среды. (6 ч.).
В этом блоке ребята знакомятся с правилами поведения в природе, учатся изготавливать скворечники и кормушки. (См. Приложение№2)
4. Хочу все знать.
Блок расширяет знания учащихся об особенностях жизнедеятельности растений и животных. Что такое древесина, хлорофилл, пыльца, сок растений, структура листа и многое другое ребята узнают на занятиях по этому разделу. (См. Приложение№2).
5. «Занимательные игры».
Этот блок занятий знакомит учащихся с правилами сбора природного материала, построения временного жилища, учит учащихся изготавливать
различные поделки из природного материала. (См. Приложение№2)
6. Раздел «Викторина – лес».
Учащимся предлагаются различные конкурсы и викторины на закрепление знаний и умений, полученных на занятиях кружка. (См. Приложение№2)
Учебно-тематический план
Тема курса | Количество часов |
1.Введение | 1 |
2. Наблюдения и исследования:
- « Муравей – самый сильный из зверей». Наблюдение за домом рыжих муравьев. - Кто съел орех?
-Деревья зимой -Чей это след? Копируем следы. - Птицы зимой.
| 13ч.: 1 1 1 1 3 3 3 |
3. Защита окружающей среды.
| 4ч.: 1 1 1 1 |
4. Хочу все знать
| 3ч. |
5. Занимательные игры.
| 6 1 1 1 1 1 1 |
«Викторина – лес»
| 3 |
Рекомендации.
Блок занятий «Наблюдения и исследования» целесообразно разбить на три этапа:
- Осень (7ч.)
- Зима (3ч.)
- Весна (3ч.)
(см. Приложение №4)
Приложение №2
Программа элективного курса
«Такие незнакомые знакомые растения».
Пояснительная записка.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 5-6-х классов.
Цель курса - воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы своего края.
Программа предусматривает знакомство учащихся с растительным миром родного края.
В процессе изучения курса предполагается различная деятельность учащихся.
Содержание курса носит практическую направленность.
Курс рассчитан на 30 часов и состоит из двух блоков: первый направлен на ознакомление с основными деревьями, которые растут в нашей области;
второй на изучение основных трав, с которыми дети встречаются в жизни.
Задачи курса
- развитие интереса к природе родного края
- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углубление уже имеющихся знаний о флоре родного края
- изучить и исследовать конкретные объекты природы Брянской области.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- видовое разнообразие типичных представителей растительного мира родного края.
- полезные свойства некоторых растений.
- пословицы, поговорки и загадки о растениях.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать растения в природе
- ухаживать за растениями
- исследовать растения и их сообщества
- выполнять правила бережного отношения к природе.
Учебно–тематический план.
Тема | Методы, формы работы, используемый материал | количество часов |
1.Введение | 1 | |
2.Сосна – кладезь витамина С | Пословицы, поговорки, приметы, гербарий, сообщения учеников, картины художников | 1 |
3.Береза – символ России. | Запись песни «Во поле березка стояла», стихи о березе, пословицы, гер-барий, картины худож-ников | 1 |
4.Священное дерево – дуб. | Пословицы, поговорки, сообщения учеников. | 1 |
5. Осина – дерево, которое часто переодевается. | Пословицы, поговорки, гербарий | 1 |
6. Плачущее дерево - ива | Пословицы, поговорки, гербарий, сообщения учащихся. | 1 |
7. Сладкое дерево – липа. | Поговорки, фразеоло-гические сочетания, стихи, гербарий. | 1 |
8. Самое красивое осеннее дерево - клен | Пословицы, поговорки, гербарий, сообщения учащихся. Флаг Канады | 1 |
9.Цветет черемуха к похолоданию | Пословицы, поговорки, гербарий, сообщения учащихся. | 1 |
10.Ольха – раннецветущее дерево. | Гербарий, сообщения учащихся. | 1 |
11. Рябина – ягода снегирей. | Фонограмма песни «Рябиновые бусы», гербарий, сообщения учащихся. | 1 |
12. Калина – нарядное дерево круглый год. | Гербарий, сообщения учащихся, картины художников. | 1 |
13. Вяз – вязкое дерево. | Пословицы, поговорки, гербарий, сообщения учащихся. | 1 |
14. Правила поведения в лесу. | Правила, карандаши, бумага. | 1 |
15. Методы изучения лесов. | Описания методов изучения леса. | 1 |
16.Экспедиция «Изучение лесного сообщества». | Ближайший лесной массив Рулетка, линей-ки, карандаши, блокнот. | 4 |
17 Экскурсия. Влияние человека на жизнь леса. | Ближайший лесной массив, характеристика стадий нарушений деградации лесных экосистем. | 3 |
18. Трава от девяноста болезней –зверобой. | Гербарий, сообщения учащихся. | 1 |
19. Крапива – «кусачая» и «жгучая» трава. | Гербарий, сообщения учащихся, рисунки детей. | 1 |
20. Подорожник – растения у дороги | Гербарий, сообщения учащихся, рисунки. | 1 |
21.Ромашка – цветок для гадания. | Гербарий, сообщения учащихся, рисунки. | 1 |
22. Валериана и пастушья сумка – полезные травы. | Гербарий, сообщения учащихся, рисунки. | 1 |
23. Чистотел – ласточкина трава. | Гербарий, сообщения учащихся, рисунки. | 1 |
24. Иван– да- Марья – необычное растение. | Гербарий, сообщения учащихся, рисунки, легенда о цветке. | 1 |
25. Медуница – «разноцветные» цветы | Гербарий, сообщения учащихся, рисунки. | 1 |
26. Ландыш – прелесть майского леса. | Гербарий, сообщения учащихся, рисунки, рецепты народной медицины | 1 |
27. Земляника лесная – заветный клад. | Гербарий, сообщения учащихся, рисунки, рецепты народной медицины. | 1 |
28. Травы, травы... | Обобщающее занятие о травах Брянской области | 1 |
29. Съезд лекарственных растений. | Театрализованное представление, викторины, загадки и т. д. | 1 |
Всего: | 34 часа |
Методические рекомендации (см. приложение №5)
Приложение № 3
Программа элективного курса
«Лес и человек».
Пояснительная записка.
Курс рассчитан на учащихся 8-9-х классов.
В предлагаемом курсе обобщены знания, полученные учащимися при изучении биологии, географии, экологии, истории и других предметов.
Курс состоит из 34 тем объединенных в шесть разделов.
Цель курса – повысить интерес к биологии: углубить биологические знания, формировать навыки исследовательской деятельности; освоить профессии: егеря, лесника, ученого-лесовода.
Задачи курса:
- сформировать знания о многостороннем значении леса; распространения лесов на планете; экологических проблемах лесополь-зования; о взаимодействии человека и леса.
- Формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, справочной, научной и научно-популярной литературой.
- Развивать логическое мышление школьников
- Прививать бережное отношение к лесу и природе в целом.
- Формировать активную жизненную позицию школьников.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- роль леса в жизни человека;
- характеристику лесов планеты;
- Основные виды лесопользования;
- Экологические проблемы лесопользования;
- Методы изучения лесов.
Учащиеся должны уметь:
- Решать проблемы, оценивать, прогнозировать.
- Аргументировать свою точку зрения и дискутировать.
- Вести наблюдения и научно-исследовательскую работу.
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов | Практических работ |
1.Введение | 1 | |
1. Лес в нашей жизни | 6 | 3 |
2. Леса планеты Земля | 5 | 2 |
3. Лесопользование | 6 | 5 |
4. Экологические проблемы лесопользования | 10 | 8 |
5. На службе леса | 3 | 1 |
6. Будущее лесов | 3 | 3 |
Содержание курса
(Общее количество часов – 34).
Введение. (1ч.)
Знакомство с курсом. Лес в живописи, поэзии, прозе, публицистике.
Тема 1. Лес в нашей жизни. (6ч.).
Общее понятие о лесе. Средообразующее значение леса. Лекарственные растения леса. Лес и искусство. Лесные ресурсы и этапы их использования. Обезлесение – глобальная экологическая проблема.
Практические работы:
- Творческая работа (рисунок, сочинение, фотоработы) по теме «Леса родного края».
- Используя краеведческую литературу, опишите особенности лесных ресурсов вашего края. Какие этапы их использования можно выделить? Каково современное состояние лесных ресурсов родного края?
- Какие факторы влияют на состояние лесов вашего края? Составьте перечень дел, связанных с сохранением леса, в которых вы могли бы принять участие.
Тема 2. Леса Планеты Земля. (5ч.).
Общая характеристика лесов мира. Лесная зона умеренного пояса. Лесные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов. Леса субтропического пояса. Горные леса.
Практические работы:
- Определение лесистости своей местности.
- Подготовить рефераты о лесных породах Брянщины.
Тема 3. Лесопользование. (6ч.).
Основные виды лесопользования. Принципы рационального лесопользова-ния. Группы лесов России. Рубки главного пользования. Промышленное лесопользование. Лесная рекреация.
Практические работы:
- Встреча с представителями лесного хозяйства своего района. Виды лесопользования в Погарском районе.
- Оценка состояния деревьев в ближайшем лесном массиве. (См. при-ложение №6).
- Каким образом представлены категории лесов в вашей местности.
- Выясните, проводят ли в вашем крае рубки главного пользования, какие и где. Соответствует ли это правилам рационального лесопользо-вания? Возникают ли проблемы при лесозаготовке и вывозке леса, и каковы пути их решения.
- Оцените эстетические свойства ближайшего к вашему населенному пункту леса.
Тема 4. Экологические проблемы лесопользования. (10ч.)
Загрязнение окружающей среды и пути его предотвращения. Влияние рекреационной деятельности на лес. Заповедные леса. Вредители леса. Основные способы борьбы с вредителями леса. Инфекционные болезни леса. Неинфекционные болезни леса. Лесопатологический надзор и обследование. Лесные пожары. Основные задачи охраны лесов от пожаров.
Практические работы:
- Назовите виды загрязнений леса в вашей области. Изучите меры по предотвращению загрязнения леса, которые используются в вашей местности. Проанализируйте местные газеты. Как в них отражены воспитательные мероприятия по предотвращению загрязнения лесов?
- Определите, какая рекреационная нагрузка приходится на леса вашей местности. (См приложение № 6).
- Изучите историю особо охраняемых территорий вашей местности.
- Определить по образцам наносимых повреждений некоторых вредителей леса. Узнайте, какие вредители леса наиболее распространены в вашей местности. Выясните, какие способы борьбы с вредителями используют в вашем крае. Примите участие в борьбе с вредителями леса.
- Выясните у лесоводов, какие инфекционные болезни распространены в лесах вашей местности. Примите участие в предотвращении инфек-ционных заболеваний лесных пород.
- Выясните, как антропогенный фактор влияет на возникновение неин-фекционных болезней лесов вашей местности.
- Составление лесопатологической характеристики ближайшего лесного массива по плану. (См приложение №6).
- Огонь в лесу. Правила пожарной безопасности. Разработайте плакаты и листовки, ориентированные на предупреждение лесных пожаров.
Тема 5. На службе леса. (3ч.)
Лесные стражи. Ученые лесоводы. Школьные лесничества.
Практические работы:
- Соберите материал о тружениках леса вашей местности. В каких учебных заведениях области можно получить профессии связанные с лесом.
Тема 6. Будущее лесов.
Правовая охрана лесов в России. Методы изучения лесов. Международ-ное сотрудничество по охране лесов.
Практические работы:
- Изучите охраняемые территории района проживания. Дайте краткую характеристику каждого из них.
- Составьте прогноз с применением различных источников информации по проблеме «Вырубка лесов по берегам рек вашей области». При прогнозировании используйте цепочку взаимосвязей: воздействие на лес (вырубка) – изменение комплекса – последствия изменений.
- Известный ученый В.М. Котляков считает, что состояние окружающей среды все больше и больше зависит от действий человека. Как вы считаете, справедлив ли данный тезис в отношении лесов? Свой ответ аргументируйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время
Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...
Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...
Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальн...
НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются аспеты экологического восспитания учащихся разных возросных групп, которые можно использовать на уроках биологии. Обращаю внимание на анализирование собственного поведения уча...
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...
Программа "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"
Приводится аннотация к программе "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"...