Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном образовании. Методы и формы работы на уроках изо в 5-7 классах
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Направление на развитие инклюзивного образования стало одним из основных в
российской образовательной политике. Ведь совместное (инклюзивное) обучение
признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании любого
ребенка является занятие изобразительной деятельностью. Она отражает уровень
интеллектуального и эмоционального развития детей.
Особенно значимыми занятия изобразительной деятельностью являются для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.03 КБ |
![]() | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном
образовании. Методы и формы работы на уроках изо в 5-7 классах
Комерсантова Татьяна Степановна
учитель 1 категории
МБОУ Школа № 24 г. о. Самара
Направление на развитие инклюзивного образования стало одним из основных в
российской образовательной политике. Ведь совместное (инклюзивное) обучение
признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании любого
ребенка является занятие изобразительной деятельностью. Она отражает уровень
интеллектуального и эмоционального развития детей.
Особенно значимыми занятия изобразительной деятельностью являются для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее
действие на учащихся с ОВЗ,
способствуют формированию
эстетического восприятия, помогают в решении проблем социализации и адаптации
«особого» ребенка. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребёнок с ОВЗ.
Именно поэтому так важно организовать процесс социально – психологической адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения. Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляется или устраняется внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.
1. Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.
2. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.
3. Урок в классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.
4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:
- роль наглядности в решении учебных задач;
- будут ли понятны данные пособия учащимся;
- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;
- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;
- уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;
- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.
5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
- сложные задания использовать только в середине урока;
- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность ( зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);
- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Я работаю в 6б классе, где на 25 учеников 1 ребенок с ОВЗ. Неврологическое заболевание
В соответствии с принципом наглядности, мне необходимо преподнести учащимся
учебный материал так, чтобы понятия и представления детей стали наиболее образными,
конкретными, ясными.
Мои приемы работы на уроке. Я считаю, что Педагогический рисунок –
основной вид наглядного изображения на уроках рисования.
практика доказала, что одним из эффективных и наилучших средств обучения с
помощью наглядности является рисунок учителя на доске, в альбомах учеников, а также
на листе бумаге, демонстрирующим всем выполнение задания.
1 вид - рисунок на учебной доске - это основной демонстрационный метод обучения
учителя ИЗО с использованием наглядности. Этот способ наглядного обучения оказывает
огромное влияние на развитие ребенка с ОВЗ, его пространственное мышление,
восприятие, развитие умственных способностей, логичность и правильность суждений и,
конечно же, способствует развитию речи.
Приоритетным качеством педагогического рисунка можно назвать предельную
простоту, лаконичность и ясность.
Рисунок должен выполняться учителем достаточно крупно, чтобы все
присутствующие в классе могли его видеть.
2 вид - это зарисовка учителя на учебном рисунке ученика (на полях рисунка). Данные
зарисовки, наброски используются в том случае, когда замечена ошибка у отдельных
учеников в классе и не стоит отвлекать весь класс от выполнения задания, так как
внимание учащихся, сконцентрированное на выполнении рисунка, является гарантией
качественного выполнения творческой работы.
3 вид- коррекция учителем допущенных ошибок в работах учеников. Огромное
образовательное значение имеет личное исправление и коррекция педагогом - художником
рисунка ученика. Корректируя рисунок, учитель показывает ученику, как можно исправить
допущенные ошибки и не повторять их в будущем, ученик имеет возможность видеть, как
именного его рисунок исправляют. Ученик запоминает все особенности исправления
ошибок, изучает технику выполнения, что немаловажно для детей с ОВЗ, и в дальнейшем
сможет выполнить рисунок так, как объяснял ему учитель - используя
последовательность выполнения работы.
Методы и формы организации образовательного процесса на уроках ИЗО
Метод проектов.
Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную и групповую формы работы учащихся.
Исследовательский метод . Задания исследовательского характера.
Исследовательский метод позволяет подобрать, конструировать и предлагать систему исследовательских задач, приспосабливать их к конкретной ситуации учебного процесса и управлять их решением. Например: вопросы к учащимся, какие соотношения цвета ты выберешь для того, чтобы создать тревогу? Чтобы выразить нежность? И исследовательское задание: подберите цвета и оттенки на палитре и нарисуйте пейзаж на бумаге.
Метод проблемного обучения
На своих уроках часто использую следующие проблемные ситуации: ситуация неожиданности, ситуация-предположение, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие, ситуация неопределенности; эвристическая беседа, проблемные задания.
Методы стимулирования учебной деятельности
Используется приём удивления, игровые моменты, создание мотивационных ситуаций успеха. Ситуации успеха поощряют промежуточные действия учащегося путем похвалы и подбадривания его на новую деятельность.
Наиболее часто используемые формы работы на уроках ИЗО:
-применение нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка, ...);
-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские, …);
-использование ИТК;
-использование игровых форм;
-диалогическое взаимодействие;
-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации...);
-использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие, коллективные...);
-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый, творческий…);
-использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды);
-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…»;
-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…)
Нужно ежедневно
создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на индивидуальный
уровень развития ребенка. Полученные знания помогают ему чувствовать себя уверенным
и сильным. А значит быть счастливым.
Предварительный просмотр:
Приложение.
I. Игры и упражнения на выполнение изображений
из готовых фигур геометрической и произвольной формы
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
- Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).
- Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
Изображения на плоскости. Выполнение натюрморта «Мир России».
Выполнение декоративной композиции «Русский флот» Составление композиции натюрморта из вылепленных предметов.
- Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.
Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».
ДПИ; форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба».
- Дополните изображение.
Учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба».
- Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление.
Форма. Рисование с натуры предметов простой формы .
Выполнение натюрморта с натуры .
- Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.
Эстетическое восприятие действительности.
- Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.
Выполнение мозаичного панно. II.Игры и упражнения по цветоведению
- Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
Цвет. Композиция .
Выполнение эскиза «Морской пейзаж».
- Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
Рисование овощей и фруктов.
Цвет. Композиция .
Рисование натюрморта « Цветочная клумба».
- Холодные и теплые цвета.
Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.
Рисование с натуры овощей и фруктов.
Декоративная композиция « Птица счастья».
- Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
Рисование с натуры. Натюрморт.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
III. Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий
1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...
- Объясните значение слова.
Например: ритм — это…, дизайн — это…
- Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
Изображение на плоскости. Пейзаж.
Восприятие искусства. Беседа «Искусство в жизни общества и человека».
- Вычеркните лишнее слово.
Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.
- Блиц-контроль (вопрос — ответ).
Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.
- Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.
IV. Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
- Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.
- Сравните впечатления
Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.
Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
Композиция на плоскости. Человек и предметный мир. Натюрморт «Мир моей бабушки».
Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».
Восприятие искусства. Беседа «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Тема мифа в изобразительном искусстве.
Роспись ларца в ювелирных украшениях.
Восприятие искусства. Беседа «Бытовой жанр в изобразительном искусстве».
Лепка фриза для здания школы или детского сада.
Восприятие искусства. Беседа о взаимосвязи человека с окружающей средой.
Беседа о графическом дизайне.
Восприятие искусства. Беседа «Исторический и батальный жанры».
Восприятие искусства. Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре».
- «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
- Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И.
Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Заготовила зима
Краски для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила,
Всем деревьям — чистые Блестки серебристые.
В. Фетисов
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин В январе, в январе
Много снегу на дворе. Снег на крыше, на крылечке, Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
С. Есенин
- Игра «Угадай».
Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.
Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.
Роспись изделий по типу народных узоров.
- Указать автора или название произведения.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.
- Отгадывание кроссвордов (составление).
При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.
Тематические кроссворды выполняют функции:
обучающую; контролирующую; творческую.
При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.
- Викторина «Аукцион знаний».
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал.
- Игра «Репортеры газетной рубрики “Шедевры искусства”».
Заранее сообщается тема урока. Например, «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). Всё это прикрепляется к стенду. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности.
Беседа об искусстве «Библейские сюжеты в живописи, графике, скульптуре».
- Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами.
Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.
V. Сюжетно-ролевые игры
- Игра "Следствие ведут знатоки".
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.
Восприятие искусства. Беседа об искусстве «Искусство в жизни общества и человека».
Восприятие искусства. «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Беседа об искусстве «Исторический и батальный жанры».
- Игра «Лучший экскурсовод».
Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.
Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования
-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства- Внедрение разных способов деления учащихся на группы.- Формирование опыта организации совмес...
Разработка урока изобразительного искусства с применением активных методов обучения
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-979717-1511905413.jpg)
Статья на тему: «Эффективные методы и приемы работы на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие достижение предметных результатов, регламентируемых ФГОС»
методическая статья...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-232452-1364634749.jpg)
«Диагностика как метод стимулирования интересов учащихся на уроках изобразительного искусства»
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1090242-1544081297.jpg)
Мультимедийная презентация учебных работ к урокам изобразительного искусства
Мультимедийная презентация учебных работ к урокамизобразительного искусства, составители Степанова Е.М., Солодилова С.А., Муфтахова Ф.А....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-867465-1484059774.jpg)
Метод художественно – педагогической драматургии на уроках изобразительного искусства. 5 класс
Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках изобразительного искусства. Планирование тематики индивидуальных коллективных творческих работ учащихся на уроке. Из опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/16/picture-569464-1658000221.jpg)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются практические вопросы организации проектной работы на уроках изобразительного искусства в начальной школе....