АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья на тему

Хаджиева Луиза Гиляновна

 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель математики МБОУ

 «СОШ с.Шарой»: Хаджиева Л.Г.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

                                                      

                                                  «Ученик не сосуд, который нужно

                                                   наполнить, а факел, который

                                                   нужно зажечь».                                                                                             

                                                                     М. Балабан

           Педагоги – новаторы своим трудом доказали, что учить можно хорошо в школе, не перекладывая на плечи родителей свои недоработки. Тогда учение будет посильно учащимся, если мы будем учить – вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед и развития. Надо перевернуть унылую «теорию терпения» умной методикой! Учить доступно, иначе детям неинтересно и непосильно. Учитель на уроке – он для того и существует. Глупо винить родителей: они не виноваты, они не умеют учить. Учить должны мы!

       Под этим  понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Такая активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием применяемой технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести игровую технологию.

   Значение игры не возможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна  перерасти в обучение, в творчество, в модель  типа человеческих отношений и проявлений в труде.

            Играя, ребенок может изучить материал, дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоциональное отношение к ней. Здесь главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности. Меня всегда волнует, как дети относятся к математике, хочется учить так, чтобы в глазах учащихся « горел огонек радости», удовольствия, чтобы им хотелось идти на урок, и чтобы у « слабых» учеников появилось желание заниматься математикой. И этого я, по – моему, достигла. Мои ученики приходят в кабинет с удовольствием, с желанием заниматься, хотя не у всех и все получается. Одним ученикам нравится уют кабинета, другие вертятся у доски с вопросами к зачету, третьи идут с логическими задачами, которые не смогли решить. У всех в этом кабинете свое дело. А на уроке все работают, слушают, повторяют, и нет проблем с дисциплиной. Возникновение интереса  к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет настроена учебная работа.

             Немаловажная роль отводится дидактическим играм.  Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Увлекшись игрой, дети не замечают,  что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются  в игру с огромным удовольствием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей  по игре. Очень важно проводить игру выразительно. Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру. Умение включаться в игру  тоже один из показателей педагогического мастерства. Коллективные игры следует разделять по дидактическим задачам урока. Это игры обучающие (при объяснении нового материала), контролирующие (повторение и закрепление), и обобщающие игры, требующие интеграции знаний (они способствуют установлению межпредметных связей).

           Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика к познанию. Вот почему от учителя требуется создать у школьника положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Но как же развить желание самостоятельно выполнять задания на уроке и дома, как сформировать стремление к познанию?

              Решение этих вопросов во многом зависит от умения учителя  владеть вниманием учеников. Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся вначале урока настраивает  их на плодотворную работу на весь урок. Вот поэтому, особое внимание, я уделяю началу урока!

               Итак, начало урока. На этом этапе использую преимущественно те приемы активизации, которые обеспечивают осознанное усвоение нового материала или выполнения определенного задания. Стараюсь действовать ненавязчиво, что дает особые результаты. Иногда этого этапа не бывает, но все равно учащиеся с желанием берутся за работу т.к. знают, что-то интересное будет на уроке. Все учащиеся любят выяснять кто из них самый – самый. Поэтому, как правило, даю различные примеры на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии. Такие упражнения превращаются в проверку умственных возможностей и носят характер соревнования. Перечисляю лишь некоторые способы организации начала урока, используемые мною.

  1. Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.
  2. Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу хорошо усвоенному школьниками.
  3. Предлагается найти ошибку в решении того или иного задания.
  4. Если на дом было задано сочинить сказку или составить математический кроссворд, ребус, то естественно начинаю урок  с представления наиболее удачных работ.

В 5- 6 классах чаще начинаю урок с логических задач или задач Г. Остера, в которых есть над чем подумать, т. е. развивается логическое мышление, внимание и в тоже время решаются воспитательные задачи.

       Иногда начинаю урок с математической «рыбалки». Это к обратной стороне «рыб», изготовленных руками ребят, прикреплены задачи тоже логические, или вопросы по ранее изученному материалу. Желающих отвечать на такие задания очень много, причем за хороший ответ дается жетон или сказочный герой, за отличный ответ дается открытка с математическими мыслями известных математиков, получивший во время урока 5 – 6 жетонов получает оценку в журнал. Все это здорово активизирует устную работу учащихся в течение всего урока. Устный счет в начале урока проходит в виде соревнования между вариантами, - это своеобразное путешествие на сказочных кораблях. На обратной стороне корабля лист с выражениями для каждого учащегося. Чей вариант быстрее и правильнее, качественнее вычислит значения, тот и победитель. Они получают награду-жетон. Результатов ждут с нетерпением!

                Предлагаю для устного счета в 7 классе на уроках алгебры дидактическую игру «Холодно – горячо». На доске  написано задание, называю его игровым. Отгадайте значение выражения        5 .  (- 1)3 + 23 -  34 + 2 .  (-1)6.  

 Это задание на повторение значений степеней, которые школьники учили наизусть ранее, будучи в 5 классе. Учитель принимает или отвергает предложенные учащимися ответы, используя слова «холодно», «теплее», «тепло» или «горячо». Пока одна  часть учащихся угадывает  значение, другая, зная наизусть значения степеней, быстро найдет правильный ответ. Эта игра покажет: игра - игрой, а учить надо. Здесь идет переформулировка цели задания: не найти значение выражения, а выиграть.  В 6 классе по теме «Сложение, вычитание, умножение и деление обыкновенных дробей», провожу игру: кто быстрее и правильнее решит выражение, тот прочитает замечательное предложение про себя. Ученики уже заинтригованы, им хочется  быстрее решить, чтобы узнать, что же там написано. Дается 12 примеров:  

1. 17/8  : 3/4  + 31/5            (57/10 )

2.  (3 2/5 _  13/10 ) .  5/7        (11/2)

3.   5 1/6 + 2 3/4 .  8/11           ( 7 1/6)

4.   53/4 : 11/4 + 37/11            (58/11)

5.   (43/8  - 11/4) . 8/15         (12/3)

6.   63/8 -  1 1/2 .5/6                  (51/8)  

7.   81/4 : 13/8  + 2 1/2       (81/2)

8.   7 1/3 . 6/11 + 41/2             (81/2)

9.  ( 115/6  - 75/18) . 9/14     (1)

10.(43/4 – 2 5/6) : 1 5/18    (11/2)

11.141/3 . 5/43 + 65/6                (81/2)

12.71/3  - 5 6/7 .  14/41              (5 1/3)                  

        Из полученных ответов, поставив их по особому порядку,  получаем предложение « я всех сильнее».

     и

    с

    х

   ь

    е

     л

    в

   н

      я

71/ 6

11/2

5 1/3

12/3

81/2

58/11

1

51/8

57/10

Выражений можно придумать больше, и слов тоже соответственно. Такую работу учащиеся выполняют с удовольствием, одновременно это направлено на активизацию  познавательной деятельности учащихся на уроке.

          В 8 классе хорошо проходит работа  с перфокартами или сейчас еще иначе с печатными материалами. Но перфокарта может быть использована несколько раз одним и тем же учащимся до тех пор, пока не отработает то или другое правило.

Магический  квадрат.

 

     Дается задание: из 9 цифр составить магический квадрат, так чтобы   по всем направлениям в сумме  9. (2,3,4,2,3,4,2,3,4).

     1,2.,3,4,5,6,7,8,9, расставить так, чтобы в сумме получилось 15.В  6 классе показываю ключ к решению всех магических квадратов.

       

Задание со  спичками.

1. Как можно из 7 палочек сложить 3 треугольника на парте?

2. как из 6 спичек сделать 4 треугольника?

        Составить шахматную доску из нескольких кусочков.

Е

с

л

и

с

и

л

а

Н

Е

В

О

З

Ь

М

Е

Т

С

М

Е

К

А

Л

К

А

В

Ы

Р

У

Ч

И

Т

           Мои ученики  любят проводить математические игры, вечера, выпускать газеты т.к. этому предшествует большая работа.

          И в заключении провожу  «Общественные смотры знаний», на которых дети получают сразу несколько качественных оценок, т.к. готовятся к таким урокам  в течение  длительного  времени и хотят показать  себя родителям, другим ребятам, учителям: сколько они знают  и на какую оценку они отвечают. Такие занятия  провожу  два, три раза в год по очень важным темам, и они дают положительные результаты.

           В качестве физкультминутки  можно использовать работу с магическими квадратами или задания со спичками.

           Для того чтобы отработать правила  или формулы пользуюсь кубиком, на гранях которого написаны либо номера, под которыми находится то или другое правило, либо формулы. Бросить кубик и ответить хочется тоже каждому.

           Игра обычно не учит чему – то одному, как правило, она направлена на активизацию, развитие внимания и смекалки, на скорость реакции и терпение. «В каждом нормальном подростке заключен поистине неисчерпаемый заряд энергии - эта энергия, если ее не направить умело в нужную сторону, может  найти самый неожиданный выход», - так считают психологи.

           А.Сухомлинский писал: «Я, советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика».

         Результаты труда маленького ученика управляют его настроением, отношением к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников. Способы формирования умений, которыми я пользуюсь (изучив методику педагогов – новаторов) позволили организовать уроки так, что радостно становится иногда на душе от внимательных глаз учеников. Прекрасно, когда мои ученики на уроке находятся в постоянном внутреннем диалоге с учителем, мысленно спорят, сомневаются или соглашаются лишь тогда, когда четко осознают каждую мою мысль.

            А сколько радости, если мои ученики самостоятельно сформулируют и выдвинут какую–нибудь  проблему для обсуждения, и вместе ищут ее решение!

            Мне нравится, что дети огорчаются, если  по какой – либо причине нет урока, нравится когда спрашивают:  «Что у нас сегодня будет на уроке?»

             И каждый день их надо чем- то удивлять. А я в класс должна входить с улыбкой, в конце урока благодарить их за урок?!

              На мой взгляд, игровая технология является одной из наиболее важных технологий в процессе обучения. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Задачи, предлагаемые учителем, имеют широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяют ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои  творческие способности.

              Игра позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Игра выступает в двойном плане – как игровой и  как учебно – познавательный результат.

                Литература.

  1. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе, В.Д.Степанов,1993г.
  2. Дидактические игры на уроках математики, И.Г.Коваленко, 1990г.
  3. Здравствуйте, дети! Ш.А.Амонашвили.
  4. Задачи для внеклассной работы по математике в 5 – 6 классах
  5. Задачник \ненаглядное пособие по математике\ Г.Остера.
  6. Лучшие тесты на развитие творческих способностей, Н.Винокурова.
  7. Современные образовательные технологии, Г.К.Селевко,1998 г.
  8.  Пятьдесят занимательных задач, Ф. Мостеллер
  9. Спасибо за урок, дети!  А.А.Окунев

       

   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

  Педагоги – новаторы своим трудом доказали, что учить можно хорошо в школе, не перекладывая на плечи родителей свои недоработки. Тогда...

Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:

Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:...

Интерактивные методы и формы обучения на уроках математики

Каждый обучающийся обладает индивидуальными особенностями познавательной деятельности, развивая которые позволяют создать ситуации успеха на каждом уроке. Поэтому необходимо рассматривать различные ме...

Активные методы и формы обучения на уроках экономики

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути признанному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономиче...