Конспект урока по этике "Семейные правоотношения"
план-конспект занятия (9 класс) на тему
Класс: 9
Тип: урок закрепления изученного материала
Форма проведения урока: практикум
Цели урока:
Ø Закрепить полученные на прошлом уроке знания, расширить их в ходе выполнения заданий, научиться применять их на практике;
Ø Развить навыки и умения обучающихся по извлечению социальной информации из разнообразных источников, решению познавательных и практических задач, формулированию собственных оценочных суждений;
Ø Воспитать уважение к семейным ценностям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum_semeynye_pravootnosheniya.docx | 60.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Семейные правоотношения»
Класс: 9
Тип: урок закрепления изученного материала
Форма проведения урока: практикум
Цели урока:
- Закрепить полученные на прошлом уроке знания, расширить их в ходе выполнения заданий, научиться применять их на практике;
- Развить навыки и умения обучающихся по извлечению социальной информации из разнообразных источников, решению познавательных и практических задач, формулированию собственных оценочных суждений;
- Воспитать уважение к семейным ценностям
Материалы и оборудование:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Проверка теоретических знаний (Приложение 1)
- Работа в парах: - выполнение тестового задания своего варианта
- взаимопроверка
- проверка правильности ответов
- самооценка выполнения задания Слайд 2.
- Выполнение практических заданий
Слайд 3. Найди правовые ошибки в юмористическом тексте. Коллективное обсуждение
«Возможно, это знают не все, но традиция надевать во время свадьбы супругу кольцо на палец идёт из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишён свободы и стал собственностью господина. Обряд-то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И наконец, торжественное: «Именем РФ объявляю вас мужем и женой!» Свершилось! Он надевает кольцо ей … и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему… и делает его своей собственностью. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!»… |
Слайд 4. Условия и порядок заключения брака.
1)Условия заключения брака
- Анализ ситуаций. Работа в парах. Коллективная проверка.
1.Мужчина и женщина решили жить вместе и вести совместное хозяйство. Спустя некоторое время у них родились дети. Они живут счастливо и дружно. Но их отношения не были зарегистрированы в органах ЗАГС. Можно ли считать этот союз браком? Свой ответ обоснуйте. 2. Шестнадцатилетние молодой человек и девушка подали заявление о регистрации брака в орган ЗАГС. Молодой человек работает по трудовому договору, девушка заканчивает школу. Они планируют жить в квартире родителей молодого человека. Объясните, будет ли зарегистрирован брак между гражданами? |
2)Порядок заключения брака
- Работа с текстом закона. Работа в парах. Коллективное обсуждение (Приложение 2)
3)Фактический брак Слайд 5-10.
- Коллективное обсуждение. Работа диаграммой.
Иногда приходится слышать мнение, что, если мужчина и женщина проживают совместно, ведут общее хозяйство, их можно считать мужем и женой, даже если они не заключили официального брака. Социологи опросили россиян разного возраста, задав им вопрос: «Вы согласны или не согласны с таким мнением?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Ознакомьтесь с ними. Выполните задания и ответьте на воспросы.
- Сформулируйте результаты опроса
- Как различаются мнения опрошенных разных возрастов?
- Выскажите предположения о причинах подобных разногласий.
- Оцените результаты опроса с правовой точки зрения.
- Как вы сами ответили бы на поставленный вопрос?
Слайд 11. Правоотношения супругов.
- Решение сказочной правовой ситуации.
Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи – героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Объясните, почему. |
- Режим имущества супругов. Преимущества и недостатки. Решение правовой задачи. Слайд 12
В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Крюковых гражданка Крюкова попросила не включать в общую собственность:
Как поступит суд? Свой ответ поясните. |
- Личные (неимущественные) правоотношения. Слайд 13
К какой группе правоотношений относится данная ситуация? Прокомментируйте ее. Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедим в Нижний Новгород. Как бы ты к этому не относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет» |
Прекращение брака
- Работа с текстом закона. Работа в парах. Коллективное обсуждение (Приложение 3)
Изречение мудрых Коллективное обсуждение.
- Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми - после. (М. Cкюдери)
- К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе.
(Сократ,470/469-399гг. до н.э.)
Домашнее задание: Написать эссе на одну из тем.
III. Подведение итогов урока
- Какие полезные для себя знания вы вынесли после изучения темы «Семейные правоотношения»?
-Оцените свою работу на уроке.
Литература и ссылки:
- Обществознание. 9 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева - М.: «Просвещение», 2012
- Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс.- М: «Просвещение», 2011
- Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс.- М: «ВАКО», 2013
- Консультант. http://www.consultant.ru
Приложение 1
Семейные правоотношения
Вариант 1
А1. Что является причиной отказа в регистрации брака?
- дееспособность
- большая разница в возрасте
- отсутствие общих интересов
- общие близкие родственники
А2. Причиной лишения родительских прав является:
- минимальная заработная плата
- отсутствие образования
- политические убеждения
- жестокое обращение с детьми
А3. Верно ли, что: а) супруги имеют право на свободный выбор фамилии;
б) супруги имеют право пользования совместно нажитым имуществом?
- Верно только а
- Верно только б
- Верны оба суждения
- оба суждения неверны
А4. Верно ли, что: а) после подачи заявления в ЗАГС нельзя отказаться от вступления в брак; б) брак регистрируется в органах ЗАГСа?
- верно только а
- верно только б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Б1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «семейные правоотношения». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
- брак
- родство
- отцовство
- дети
- профессия
- семья
О т в е т: ____________________
Семейные правоотношения
Вариант 2
А1. Что не относится к личной (раздельной) собственности?
- Имущество, приобретенное до брака
- Автомобиль, приобретенный семьей на деньги мужа
- Земельный участок, подаренный жене
- Квартира, перешедшая по наследству
А2. Ребенок, достигший 10 лет, имеет право:
- Проживать отдельно от родителей
- Требовать перевода в другую школу
- Высказывать свое мнение
- Самостоятельно определять место работы
А3. Верно ли, что: а) права и обязанности родителей ограничены во времени;
б) права детей противоречат правам родителей?
- верно только а
- верно только б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А4. Верно ли, что: а) брачный договор может быть заключен только в случае фиктивного брака; б) брачный договор является обязательным условием регистрации брака в органах ЗАГСа?
- верно только а
- верно только б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Б1. Что из перечисленного не является условием заключения брака
- добровольность
- достижение брачного возраста
- отсутствие других браков
- отсутствие близкого родства
- отсутствие банковского счета
- дееспособность
О т в е т: ____________________
Приложение 2
Прочитайте извлечения из Федерального закона «Об актах гражданского состояния», выполните задание и ответьте на вопросы.
Глава III. Государственная регистрация заключения брака
Статья 25. Место государственной регистрации заключения брака
Государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.
Статья 27. Порядок государственной регистрации заключения брака
…2. Заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния. <…>
4. Государственная регистрация заключения брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак.
5. По желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке.
6. В случае, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак.
- Предположите, почему регистрация брака может производиться любым органом ЗАГС независимо от постоянного места жительства жениха и невесты.
- С какой целью гражданам до заключения брака дается месяц с момента подачи заявления в орган ЗАГС?
- Почему в момент регистрации брака необходимо личное присутствие жениха и невесты?
Приложение 3
Прочитайте извлечения из Семейного кодекса Российской Федерации, выполните задания и ответьте на вопросы.
Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА
Статья 16. Основания для прекращения брака
1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.
2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака
Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. <…>
Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния
1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
признан судом безвестно отсутствующим;
признан судом недееспособным;
осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. <…>
Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке
1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. <…>
Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.
- Какие основания для прекращения брака установлены Семейным кодексом?
- Какое обстоятельство ограничивает право мужа на расторжение брака? Объясните почему?
- Какие органы власти осуществляют расторжение брака? При каких обстоятельствах расторжение брака происходит в каждом из них?
- Почему закон допускает расторжение брака без согласия одного из супругов?
- В семье С. Двое детей – совершеннолетний сын и несовершеннолетняя дочь. Семье принадлежит городская квартира, участок земли за городом, машина. Жена много лет не работает, муж содержит семью. Супруги подали на развод. Какой орган власти будет осуществлять расторжение брака? Почему? Какие вопросы он должен разрешить при расторжении брака?
- Нередко высказывается суждение, что для сохранения института семьи необходимо вообще запретить разводы. Согласны ли вы с этим суждением?
1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права
Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...
План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."
Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...
конспект урока "Семейные правоотношения"
Цель урока-создать условия для усвоения учащимися основного содержания семейных правоотношений.Планируемый результат:иметь представления о семье, о порядке и условиях заключения и расторже...
Конспект урока и презентация "Гражданские правоотношения"
Материал содержит план урока,презентацию,рабочий лист и правовые задачи...
Конспект урока "Правоотношения и субъекты правоотношений"
Конспект урока по обществознанию "Правоотношения и субъекты правоотношений" ( 9 класс) разработан на основ ФГОС о основной образовательной программе....
Урок по теме: « Правоотношения и их субъекты». Практическая работа №3 по теме: «Право и правоотношения».
Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения и субъекты правоотношений;Раскрыть смысл понятий: участники, объекты и содержание правоотношений;Выявить отличия и общие черты правоотнош...
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права", 7 класс
Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта, содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.Задачи урока:Образовательные: дать понятие ...