конспект урока "Семейные правоотношения"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Поздеева Ирина Юрьевна

Цель урока-создать условия для усвоения учащимися основного содержания семейных правоотношений.Планируемый  результат:

иметь  представления о семье, о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; понимать специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_semeynye_pravootnosheniya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА

Аттестуемый педагог: Поздеева Ирина Юрьевна

Тема урока: Семейные правоотношения.

Тип урока: изучение нового материала.

МКОУ СОШ № 3   9 класс  (общеобразовательный)

Дата проведения: 15.04.2014.

Цель: создать условия для усвоения учащимися основного содержания семейных правоотношений.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь  представления о семье, о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; понимать специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Учиться применять теоретические знания в практических ситуациях.  Самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Коммуникативные : участвовать в диалоге, сотрудничать в паре, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

Личностные: осознавать важность личности и социальной ценности семьи,  законодательного регулирования семейных отношений, роли семьи в обществе. Выработать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям,  психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Четко осознавать необходимость правового регулирования семейных отношений.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, самостоятельная работа), методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса), методы контроля и самоконтроля (самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка), образовательные технологии (проблемного обучения, сотрудничество, здоровьесберегающая технология), информационные технологии.

Оборудование:  

         Мультимедийный проектор,

         Учебник: Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 9 класс,

         Раздаточный материал по теме урока.

Эпиграф

«Жениться- это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности», - А.Шопенгауэр.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

УУД

1. Организацион

ный  момент

Методы:

словесные,

самооценка

Цель: способствоать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке

Цель: подготовиться

к продуктивной работе на уроке

Регулятивные:

сохранять учебную задачу,

контролировать свою деятельность

Коммуникативные:

слушать и понимать других.

- Приветствие

- Давайте определим наше положение на  координате познаний, где мы находимся сейчас и где бы вы хотели находится к концу урока.

(Шкала пятиступенчатая)

-Сейчас -0.а к концу урока-дети высказывают свои предположения.

2. Актуализация опорных знаний

Методы:

самостоятельная работа,

информационные  методы контроля (взаимопроверка, взаимооценка)

Цель:организовать работу по повторению базовых знаний, необходимых для изучения темы урока, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Беседа

-Почему семью называют особой малой группой, ячейкой общества?

-Что понимается под имуществом семьи?

-Что означает создание благоприятного психологического климата в семье?

Цель:активизировать ранее полученные знания при изучении темы «Психологический климат в семье»

-Отвечают на вопросы:

-Семья-соц.группа, основанная на родственных связях,члены семьи связаны общим бытом,взаимопомощью.

-семья, состоящая из родителей и детей.

-семья-ячейка общества и добрые семейные традиции-источник стабильности и гуманности общества----Имущество, нажитое в процессе совместного проживания называется имуществом семьи.

-Климат в семье д.быть теплым и приятным, а значит члены семьи должны окружить друг друга  заботой и вниманием.

Предметные:

владеть ранее изученным материалом  на тему «Психологический климат в семье»

Регулятивные: сохранять учебную задачу,

контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

Личностные:

проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

3. Формулирова-ние  темы и целей урока

Методы:

словесные,

наглядные, эвристический, метод формирования интереса,

самооценка своих знаний по данной теме

Цель: организовать работу по обсуждению создавшегося затруднения, формулировка темы и целей урока.

Мотивационная беседа:

- Семья- это величайшая ценность для каждого человека. Это понимают все.  

 Но настоящую семью могут создать люди, подготовленные не только к праздникам семейной жизни, но и к ее будням, умеющие не только танцевать и веселиться, но и хорошо работать, растить детей, содержать дом….

        А самое главное условие создания счастливой семьи –  любовь. С этого чувства   начинается путь к настоящему семейному счастью.

        Но сегодня мы не будем долго говорить о любви. Сегодня все больше пойдет разговор о вещах практических:

На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ сегодня?

-Пусть эти вопросы и лягут в основу плана нашего урока

-Ответить на вопросы плана нам поможет Семейный кодекс РФ, который как раз и регулирует……..

-Давайте, ребята, откроем тетради и запишем число и тему урока.

Цель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цели.

Предполагаемый ответ:

- Может ли семья существовать без брака, а брак -  без семьи?

 - Почему в брак можно вступать лишь с 18 лет?

 - «Что такое брачный договор?»   и

  - «Как и почему осуществляется правовая защита ребенка?»

-юридические понятия семьи и брака;

-условия и порядок заключения брака;

-отношения супругов;

-отношения родителей и детей.

-Семейные правоотношения

Дети открывают тетради, записывают число и тему урока.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы

4. Изучение нового материала

Методы:

диалог,

анализ ситуации,

эвристический

информационный

Цель: создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.

Цель:иметь  представления о семье, о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; понимать специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Предметные:

объяснять значение юридического брака, порядок заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных прав и обязанностей супругов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания.

Коммуникативные:

участвовать в  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы, выражать свое мнение.

А)Юридические понятия семьи и брака

-Может ли семья существовать без брака, а брак -  без семьи?

Какие слова здесь являются ключевыми?

- давайте познакомимся с определением семьи в юридическом плане

- Анализ ситуации:

Можно ли эту группу людей назвать «семьей»?

- В чем же заключается юридический смысл семьи?

- Вернемся к вопросу:

Может ли семья существовать без брака, а брак -  без

семьи?

Б) Условия и порядок заключения брака.

-Государственная регистрация брака возможна только при соблюдении определенных условий и порядка.

В) Семейные правоотношения:

-отношения супругов,

- рассказ об особенностях семейных правоотношений.

-отношения родителей и детей:

-рассказ об особенностях родительских прав

-Предполагаемый ответ: семья и брак

Работа с учебником   (Дают определение семьи юридическом  плане –с.155 и рассматривают ситуацию с.154-155)

- Участвуют в обсуждении.

Делают вывод: данный союз в юридическом смысле семьей не являлся, т.к. официально зарегистрирован не был и поэтому не порождал юрид. прав и обязанностей мужа и жены.

- Дают определение брака и записывают в тетрадь.(учебник, с.155)

- Делают вывод.

-Выполняют задание, в процессе знакомятся со ст.11,12, 13, 14  Семейного кодекса РФ.

Решение задач в группах.

Обсуждение.

- Презентация «Бракосочетание»

-Знакомятся с Семейным кодексом РФ (ст.31-39), определяет личные и имущественные права и обязанности в браке.

-делают задание и  решают задачи в группах.

Обсуждение

 

- Рассказ о брачном договоре.

-Составление брачного договора в парах.

- Обсуждение.

-Продолжают работать с Семейным кодексом РФ (ст.55-57,60-61,63,66,67,71,87)

Решают задачи и делают задание в группах.

6.Рефлексия

Методы:

самооценка своей деятельности,

и деятельности класса в целом

Цель:создать ситуацию, побуждающую учащихся к анализу своей деятельности и деятельности класса на уроке

Цель:осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса в целом.

Предметные: понимать смысл необходимости проведения Олимпийских игр в Греции.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные:

определять круг своего незнания.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение.

-Наш урок приближается к концу.

-Было ли интересно на уроке?

-Трудно?

-Пригодятся ли  знания, полученные на уроке  вам в жизни?

- Давайте вернемся к шкале  познаний и посмотрим на каком уровне каждый из вас  оказался.

-оценивание

-Тем не менее, не забывайте о том, что даже самые разумные расчеты при планировании семьи без яркой вспышки озарения истинной любовью никому счастья не приносили. Поэтому я вам желаю создать настоящую семью, где всегда будет царить любовь, благополучие и достаток.

-высказывают свою точку зрения

-Рефлексия собственной деятельности.

-Обсуждение

-смотрят виодеоролик «Семья»

7.Домашнее задание.

Цель: создать условия для успешного выполнения домашнего задания.

Цель:закреплять полученные знания  посредством пересказа, ответов на вопросы и выполнения заданий.

Познавательные:

определять круг своего незнания.

Коммуникативные:

 слушать и понимать других.

Уровень 1 («3») - П. 18, читать, пересказывать.

Уровень 2 («4») –     + ответить на вопросы № 1, 2,3,4,5,6.

Уровень 3 («5») – + решить задачи 1,4.

-Рассматривают задания.

-Слушают рекомендации учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

 -Задают вопросы по необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права

Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...

План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."

Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся  представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...

Конспект урока по этике "Семейные правоотношения"

Класс: 9Тип: урок закрепления изученного материалаФорма проведения урока: практикум Цели урока:Ø Закрепить полученные на прошлом уроке знания, расширить их в ходе выполнения заданий, научит...

Конспект учебного занятия "Гражданские правоотношения" 11 класс

изучение понятия "гражданские правоотношения" через имущественные и неимущественные личные отношения. Наследственное право.Защита гражданских прав....

Конспект урока "Правоотношения и субъекты правоотношений"

Конспект урока по обществознанию "Правоотношения и субъекты правоотношений" ( 9 класс) разработан на основ ФГОС о основной образовательной программе....

Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"

Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"...

Урок по теме: « Правоотношения и их субъекты». Практическая работа №3 по теме: «Право и правоотношения».

Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения и субъекты правоотношений;Раскрыть смысл понятий: участники, объекты и содержание правоотношений;Выявить отличия и общие черты правоотнош...